Внутреннее управление коммерческим банком

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Сентября 2011 в 13:57, курсовая работа

Описание

Банки — основное, главное звено финансового рынка, т.е. только они способны реализовать в своей деятельности полный набор рыночных денежных отношений (операций). Банки по определению являются финансовыми организациями, ориентированными на универсальность деятельности в своей сфере. В отличие от них прочие кредитные организации всегда остаются узко специализированными, т.е. каждая такая организация действует на ограниченном числе сегментов финансового рынка.

Целью данной работы является рассмотрение методов, функций качественного и эффективного управления банком.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….…………………..3

Банковская система: структура, функции, качество…………………………………………………3
1.1. Элементы и уровни банковской системы……………………………………………………….3

Общие основы управления банковской деятельностью………………………………………………..4
2.1. Основные понятия управления………………………………………………………………………4

2.2. Функции и задачи управления………………………………………………………………………..5

2.3. Принципы и классификация методов управления………………………………………………6

2.4. Управление банковской деятельностью и его уровни……………………………………………7

2.5. Качество управления банковской деятельностью………………………………………………..9

3. Внешнее управление текущей деятельностью банка………………………………………………..11

3.1. Надзор и регулирование деятельности отдельного банка: исходные положения……………..11

3.2. Надзор за банками и его организация……………………………………………………………12

3.3. Предмет текущего банковского надзора……………………………………………………...…13

3.4. Методы текущего банковского надзора и полномочия надзорных органов…………………..14

4. Внутреннее управление коммерческим банком…………………………………………………………15

4.1. Особенности деятельности банков в современной России………………………………………15

4.2. Объекты внутрибанковского управления…………………………………………………………16

4.3. Специальные принципы банковского управления……………………………………………….17

4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру………………………………………17

Заключение……………………………………………………………………………………………….18

Список источников и литературы……………………………………………………………………...20

Работа состоит из  1 файл

Процесс управления банком_MoiseenkovDn.doc

— 239.50 Кб (Скачать документ)

      Перечисленные особенности банковской деятельности не обладают какой-либо страновой спецификой. К ее особенностям, характерным для современной России, можно отнести:

  • короткий исторический срок существования российских банков, недостаток у них практического опыта, традиций;
  • очень Небольшие сравнительно с ведущими рыночными странами размеры собственных капиталов банков;
  • недостаточная степень оснащенности банков современными техническими средствами коммуникации (для большинства нащих банков они пока очень дороги);
  • в целом недостаточный уровень профессионализма руководителей и персонала банков;

      Современные российские коммерческие банки работают в нелегких условиях, что так или иначе отражается в их управлении, хотя не всегда в адекватных формах. 

          4.2. Объекты внутрибанковского управления

      Ключевым  выступает вопрос о том, что такое управление банком самим собой. Повсеместно распространено представление, в соответствии с которым банковское управление состоит в основном из двух частей или блоков: управления финансами банка и управления его персоналом. Это совершенно неудовлетворительное представление.

      Чтобы логично подойти к обозначенной проблеме, необходимо: во-первых, во всех случаях последовательно проводить  различие между операционной деятельностью исполнителей — служащих банка (управлением вещами) и управлением совместной деятельностью в рамках банка, осуществляемым специальной категорией его работников (управлением процессами и отношениями, характеризующими совместную деятельность); во-вторых, следует признать в качестве аксиомы положение о том, что в банке (как и в любой другой организации) нет и не может быть таких значимых процессов и отношений, которые бы не нуждались в управлении.

      В соответствии с этим банковское управление — это управление всеми процессами, характеризующими деятельность банка, всеми его отношениями — финансовыми, экономическими, трудовыми, технико-технологическими, организационными, правовыми, социальными и др.

       Отсюда легко  сделать выводы о том, какими именно объектами должен управлять банк, когда он управляет собой (рис2). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Предложенный  здесь подход не «приговаривает»  банки к полностью совпадающим, неким универсальным выводам, а, напротив, оставляет за ними такую степень свободы выбора, которая вытекает из природы дела. Представляется, что такая свобода имеет два измерения: банк вправе составить собственный перечень объектов, которыми он намерен управлять, в том числе более детализированный; выбрать разную, соответствующую его целям и возможностям, «плотность» управления теми или иными намеченными объектами.

      4.3. Специальные принципы банковского управления

      Принципы, более характерные для деятельности банков. Их немного, но все они существенно важны и составляют взаимосвязанное множество:

  • принцип неукоснительного соблюдения норм действующего банковского и иного законодательства, выполнения обязательных нормативов, устанавливаемых центральным банком;
  • принцип добровольности взаимоотношений и взаимной заинтересованности банков и их клиентов;
  • принцип максимизации удобств для клиентов;
  • принцип минимизации рисков, прежде всего в отношении капиталов клиентов;
  • принцип неиспользования недобросовестных методов конкуренции в отношениях с другими субъектами финансового рынка;
  • принцип максимизации прибыли при: а) минимальных общих затратах; б) минимальной собственной доле в пассивах; в) минимальном размере не находящихся в обороте резервов;
  • принцип постоянной ориентации на инновации (обновление и совершенствование методов и технологий деятельности и управления).

      Разные  банки или их группы могут применять  перечисленные принципы с теми или иными особенностями, формулировать для себя новые принципы в дополнение к общепризнанным. 

      4.4. Профессиональные требования к банковскому менеджеру

      Все изложенное в настоящей главе позволяет очертить круг требований к высококвалифицированным банковским служащим, принимающим управленческие решения. Представляется целесообразным разделить все такие требования на 3 части, касающиеся понимания, знания и умения.

      Банковский менеджер должен понимать:

  • свою ответственность перед банком и его коллективом, а также регулирующими и контролирующими органами;
  • задачи и проблемы, стоящие перед банком в данный момент, его концепцию развития и стратегию управления, другие отличительные черты;
  • особенности человеческих отношений в коллективе;
  • необходимость постоянного пополнения и обновления своих знаний и навыков.
 

      Банковский менеджер должен знать:

  • специфическую природу кредитных организаций, теорию и историю банковского дела в мире и в своей стране, а также стоящие перед ней проблемы;
  • состояние банковской системы страны и тенденции ее развития во взаимосвязи с развитием всей экономики;
  • технику проведения банковских операций и сделок (настолько, чтобы быть способным работать в любом функциональном подразделении банка);
  • основы права, хозяйственное и банковское право, механизмы государственного регулирования банковской деятельности;
  • бухгалтерский учет в целом и применительно к банкам, банковский аудит;
  • основы организации эффективного банковского маркетинга;
  • теорию управления применительно к банковской деятельности;
  • принципы эффективной организации труда и управления персоналом в банке;
  • основы предпринимательства;
  • человеческие качества и профессиональные способности сотрудников;
  • технику делового общения, деловую этику;
  • применение информационных технологий, используемых в банковской практике, а также способы обеспечения безопасности деятельности банков.
 

      Банковский менеджер должен уметь на своем уровне управления:

  • предвидеть и анализировать факторы, способные изменить деятельность банка (его подразделения), строить соответствующий прогноз, организовывать работу специалистов банка (подразделения) для проведения такого анализа;
  • анализировать финансовые и иные результаты деятельности банка (подразделения);
  • планировать деятельность банка (подразделения), уметь организовать планирование и выполнять намеченное;
  • разрабатывать организационные структуры банка, организовать работу специалистов по решению данной задачи;
  • проводить основные банковские операции, организовать работу соответствующего функционального подразделения, в том числе разработку новых банковских продуктов и инструментов, подбирать специалистов;
  • адекватно выявлять и учитывать в деятельности банка (подразделения) интересы и запросы вкладчиков и клиентов, информировать их об услугах, предоставляемых банком, и условиях их оказания, организовать соответствующую работу сотрудников;
  • регулировать (осуществлять оперативное управление) текущую деятельность банка (подразделения);
  • координировать деятельность подразделений банка в целом, взаимодействие работников внутри подразделения;
  • контролировать деятельность персонала, создать механизм эффективного контроля;
  • строить качественную систему стимулирования и мотивации труда работников;
  • обучать и развивать их способности;
  • установить хорошие отношения с общественностью.
 

Заключение 

      Как коммерческая организация банк должен преследовать известную цель — получение прибыли. Таким образом, если банк регулярно получает хорошую прибыль (здесь лучше судить по уровню рентабельности), то это свидетельствует о том, что управление в нем поставлено хорошо. Это важное, понятное и убедительное свидетельство, хотя и косвенное. Данный показатель качества банковского управления можно понимать как первый уровень целевого подхода к рассматриваемому вопросу.

      Существует второй уровень, более емкий, богатый по сравнению с первым и более информативный. Он правомерен потому, что в планах нормального банка на каждый текущий период обычно значится несколько целей, только одна из которых связана с прибылью (лишь банки-однодневки думают исключительно о прибыли). Такие цели могут касаться важнейших качественных и количественных параметров предстоящего развития банка — собственного капитала и его структуры, клиентуры и отношений с нею, источников привлечения ресурсов, направлений вложения средств, видов продуктов банка, финансовых технологий, технической базы банка, собственных организационных структур, отношений внутри коллектива и т.п.

      Исходя из этого можно сформулировать более широкий косвенный критерий качества банковского управления: свидетельством хорошего управления банком можно считать успешное достижение им поставленной перед собой (своими подразделениями и работниками) совокупности целей деятельности. Предполагается (в рамках данного косвенного подхода иное допущение невозможно), что банк систематически занимается планированием своей текущей и перспективной деятельности, делает это профессионально и эффективно.

      Однако рассматриваемый подход имеет определенные недостатки, что делает его применение ограниченным. Во-первых, в своеобразных условиях нашей страны между качеством банковского управления и прибыльностью его деятельности далеко не всегда можно обнаружить сколько-нибудь определенную связь. Кроме того, указанная связь, даже если она и имела место, утрачивается с такой же регулярностью, с какой органы государственного управления на ходу, сюрпризом меняют условия налогообложения, рефинансирования, резервирования и многие другие «правила игры» с банками.

      От этого недостатка в какой-то мере свободна оценка качества банковского управления на втором уровне (по совокупности целей банка), но здесь трудность в том, что цели разных банков и соответственно оценки уровня управления в них могут быть в большей или меньшей степени несопоставимыми.

      Во-вторых, данный опосредованный подход в любом случае остается косвенным, в определенном смысле умозрительным. Он позволяет (в идеале) выяснить, что, например, банк А, судя по ряду итогов, управляется лучше, чем банк Б. Но при этом остается совершенно не известным, чем такой результат обусловлен, т.е. как именно осуществляется управление в том и другом банке, на основании каких принципов, по каким правилам и технологиям, что позитивного и негативного в соответствующем опыте каждого банка. При косвенном, не прямом подходе собственно управление не показывается из «тени» и не рассматривается как таковое, а следовательно и не оценивается. На самом деле здесь оцениваются последствия применения неких неизвестных управленческих технологий, а не сами эти технологии, не их качество (сравнительные плюсы и минусы, потенциальные возможности, мера перспективности и т.д.).

      Поэтому необходим и второй подход, названный выше непосредственно управленческим, ориентированный не на «окольную», а прямую оценку качества управления, прямое определение хотя бы некоторых требований (условий, правил, процедур, норм и других параметров), которые могут быть предъявлены к процессу банковского управления как обязательные, минимально необходимые, т.е. такие, без выполнения которых управление заведомо не может считаться качественным (но которые сами по себе, конечно, также не гарантируют банку непременный успех). Указанного рода требования можно разбить на следующие укрупненные группы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Список литературы

    1. Банковское дело. Управление и технологии: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям / Под ред. проф. А.М. Тавасиева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. — 671 с.
    2. Банковское  дело: управление кредитной организацией: Практикум / авт.-сост. В.П. Бычков, С.Е. Демент, А.Н. Жилкина. – М.: «Дашков и К*», 2007.
    3. Тавасиев А.М. Антикризисное управление кредитными организациями: учебное пособие  – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
    4. Фетисов Г.Г. Организация деятельности центрального банка: учебник/ Г.Г. Фетисов, О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова; под общ. ред. Г.Г. Фетисова. – М.: КНОРУС, 2006.
    5. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник / М.В. Романов-Ф59 ский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. — М.: Юрайт- Издат, 2006. - 543 с.
    6. Банковское дело. Экспресс – курс: учебное пособие / под ред. О.И. Лаврушина. – 3-е изд., перераб. И доп. – М.: КНОРУС, 2009. – 352 с.
    7. Банковское дело: учебник / под ред. Д-ра эконюнаук, проф. Г.Г. Коробовой. – изд. с изм. – М.: Экономисть, 2006. – 766 с.
    8. Хабаров В.И, Попова Н.Ю. Банковский маркетинг./ МФПА.- М., 2004 -165с.
    9. Костерина Т.М. Банковское дело / Московская финансово-промышленная академия, М., 2005, - 191 с.
    10. Деньги, кредит, банки: Опорный конспект лекций / Никитин В.М., Юдина И.Н. Барнаул: Изд-во «Азубка», 2004. 120 с.

Информация о работе Внутреннее управление коммерческим банком