Валютные ограничения как часть валютной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы совпадает с названием и состоит в определении возможных последствий проведения либеральной политики в области валютного регулирования и отмены валютных ограничений. Логика работы состоит в том, чтобы первоначально определить те показатели, на которые непосредственно будет воздействовать отмена валютных ограничений, и затем на основании полученных результатов сделать вывод о том, как эта мера опосредованно скажется на макроэкономических показателях, характеризующих общее состояние российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1:Валютные ограничения: сущность, принципы, формирование……...5
1.1 Валютный рынок как объект регулирования и контроля…………………. 5
1.2. Становление и развития системы валютного контроля в России……….7
1.3. Валютные ограничения: формы, принципы……………………………..14
Глава 2: Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий их либерализации………………………………………………………………20
2.1. Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий либерализации в отношении валютных ограничений………………………20
2.2. Сопоставление возможных последствий отмены валютных ограничений с основными задачами экономической политики
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

Основными принципами валютного регулирования  и валютного контроля в Российской Федерации являются:

1) приоритет  экономических мер в реализации  государственной политики в области  валютного регулирования;

2) исключение  неоправданного вмешательства государства  и его органов в валютные  операции резидентов и нерезидентов;

3) единство  внешней и внутренней валютной  политики Российской Федерации;

4) единство  системы валютного регулирования  и валютного контроля;

5) обеспечение  государством защиты прав и  экономических интересов резидентов  и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Органами  валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный  банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации.

Федеральный закон «О валютном регулировании  и валютном контроле» предусматривает  регламентацию:

• валютных операций движения капиталов;

• валютных операций между резидентами;

• валютных операций между нерезидентами;

•  валютных операций между резидентами и нерезидентами;

• внутреннего валютного рынка;

• операций со счетами резидентов в банках, расположенных за пределами территории РФ;

• операции со счетами нерезидентов, открываемых на территории РФ;

• прав и обязанностей резидентов при осуществлении валютных операций;

• ввоза и вывоза в РФ и вывоза из РФ валютных ценностей, валюты РФ и внутренних ценных бумаг;

• резервирования;

• репатриации резидентами иностранной валюты и валюты РФ.

Валютные  ограничения, предусмотренные Законом  РФ «о валютном регулировании и валютном контроле»:

  1. норма обязательной продажи валютной выручки (28 марта эта норма была снижена до нуля, а с 1 января 2007 года  вступает в силу закон об отмене этой нормы);
  2. норма обязательного резервирования по международным сделкам, составляющая с 28 марта от 10 до 50% от суммы сделки;
  3. лимитирование вывоза национальной и иностранной валюты, валютных ценностей, внутренних ценных бумаг (физические лица вправе единовременно вывозить из Российской Федерации иностранную валюту и (или) валюту РФ в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США).

В связи  с тем, что накануне Центробанком было принято решение о снижении до нуля нормы продажи валютной выручки  и двукратном снижении нормы обязательного  резервирования, будем рассматривать  влияние проведения именно этих мер  на экономические показатели страны.

Начинаем  анализ с рассмотрения отмены требования об обязательной продаже части валютной выручки. До 28 марта 2006 года норма продажи составляла 10% от суммы сделки. Для проведения анализа возможных последствий введения этой меры необходимо изучить данные о динамике объемов торгов Единой Торговой Сессии ММВБ, данные о внешнеэкономическом обороте России и данные о динамике обменного курса рубля по отношению к доллару. Это позволит сделать выводы о состоянии предложения иностранной валюты на российском валютном рынке, что в свою очередь является определяющим фактором формирования обменного курса рубля и золотовалютных резервов. Центральный Банк РФ ведет статистику по движению средств через уполномоченные банки с января 2008 года, поэтому для сопоставимости выводов будем использовать данные по всем анализируемым показателям начиная с этого периода. Предполагается подтвердить гипотезу о том, что за период укрепления рубля отношение объема торгов на ЕТС ММВБ к внешнеэкономическому обороту России, то есть норма продажи части валютной выручки была значительно больше, чем 10%.

Если  сравнивать объем торгов на ЕТС и  внешнеэкономический оборот за 2005 год, то становится ясно, что отношение объем торгов на ЕТС/внешнеэкономический оборот едва составляло 0,1 (10%). В ноябре 2005 года, то есть накануне принятия Закона, это отношение составило 0,09, или 9%, и золотовалютные резервы сократились в сравнении с предыдущим месяцем почти на 680 млн. долларов. Даже при стабильном укреплении курса рубля по отношению к доллару США не наблюдалось четкой тенденции в динамике данного соотношения (объем торгов на ЕТС/ внешнеэкономический оборот): рост сменялся снижением этого показателя на протяжении всего года. Требование об обязательной продаже 10%-ой части валютной выручки было введено с целью недопущения сокращения золотовалютных резервов и поддержания стабильности внутреннего валютного рынка. В первые три месяца 2004 года объем торгов на ММВБ составил 14% от внешнеэкономического оборота, затем в апреле и мае этот показатель снизился до 11%, что, вероятно, объясняется сезонными факторами, а в июне и в последующие месяцы наблюдался рост объемов торгов и отношения объем торгов на ЕТС/ внешнеэкономический оборот. За все последующие периоды минимальное значение этого показателя составило 0,33 (33%) в июле и августе 2006 года, все последующие минимумы были выше этого значения. Имеющиеся данные показывают, что к концу рассматриваемого периода анализируемое соотношение составило 0,6 (60%). Это позволяет сделать вывод о том, что экспортеры и иные лица, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, стремятся продавать имеющуюся у них валюту (валютную выручку) и покупать укрепляющиеся российские рубли. Мера по снижению до нулевой отметки нормы обязательной продажи части валютной выручки является лишь формальностью при данных благоприятных внешнеэкономических обстоятельствах, а значит, последствий проведения этой меры в данных условиях не будет.

Следующим шагом в анализе последствий  проведения либеральной валютной политики является выяснение влияния отмены требования об обязательном резервировании средств в уполномоченных банках на состояние золотовалютных резервов. Как уже было указано выше, 28 марта 2006 была снижена в два раза норма обязательного резервирования, а 1 января 2007 года в силу вступило новое положение о полной отмене данного валютного ограничения.

Согласно  Закону «о валютном регулировании и  валютном контроле» операции со средствами обязательного резервирования осуществляются через уполномоченные банки –  кредитные организации, созданные  в соответствии с законодательством  РФ и имеющие право на основании  лицензии ЦБ РФ осуществлять банковские операции со средствами в иностранной  валюте (п.8, ст.1, гл.1 ФЗ «о валютном регулировании  и валютном контроле»). Согласно пункту 4 статьи 16 ФЗ, уполномоченный банк не позднее следующего рабочего дня со дня внесения резидентом или нерезидентом суммы резервирования обязан внести равную ей сумму на счет в Центральном банке Российской Федерации. Поэтому для анализа последствий отмены требования об обязательном резервировании рассматривем данные о движении средств на счетах в уполномоченных банках и данные о золотовалютных резервах.

Значение  доли поступивших средств на счета  уполномоченных банках в общих золотовалютных резервах в 2005 году находилось в пределах интервала 4,47-7,91%, а в феврале 2006 года составило 3,85%. Минимальное и максимальное значения составили соответственно 3,62% в январе 2005 года и 14,81% в декабре 2006 года. В целом за рассматриваемый период наблюдается нисходящий тренд, что свидетельствует о снижении доли (с 13,74 в январе 2006 года до 3,85% в феврале 2007 года) средств обязательного резервирования в золотовалютных резервах страны, а значит, и снижении вклада этих средств в накопление общих золотовалютных резервов.

В целом  за этот период средства резервирования на счетах уполномоченных банков увеличились  на 680 млн.  с 6,57 до 7,25 млрд. долларов. За это же время золотовалютные резервы  выросли приблизительно на 141 млрд. долларов с 47 до 188 млрд., а значит, рост золотовалютных резервов проистекал за счет других факторов, а именно высоких  цен на российский экспорт. Также можно сказать, что скорость накопления золотовалютных резервов и скорость накопления золотовалютных резервов за исключением средств резервирования приблизительно равны; линии этих двух показателей находятся на графике на расстоянии, равном значению средств резервирования на данный момент, и практически параллельны друг другу, что свидетельствует о незначительном влиянии средств обязательного резервирования на темпы роста суммарных золотовалютных резервов.

Если также  учитывать средства, израсходованные  уполномоченными банками (требования о резервировании действуют определенное время, а по истечении этого срока  средства возвращаются владельцам), то выводы существенно не меняются: в  расчет будут браться кассовые остатки  средств на счетах в уполномоченных банках и уменьшится лишь доля в  общих золотовалютных резервах средств  на счетах уполномоченных банков, темпы  накопления золотовалютных резервов за вычетом этих средств не изменятся, сократится разрыв между значениями общих золотовалютных резервов и золотовалютных резервов за вычетом средств обязательного резервирования, то есть уменьшится расстояние между кривыми.

Расчет, проведенный на основе данных о зачисленных  на счета уполномоченных банков средствах, и расчет на основе данных о кассовых остатках на счетах уполномоченных банков дают разные результаты: во втором случае отмена  требования об обязательном резервировании в меньшей степени  сказывается на состоянии золотовалютных резервов. Это объясняется тем, что  значения соотношения (кассовые остатки/золотовалютные резервы) меньше значений соотношения (полученные средства в инвалюте/золотовалютные резервы). За исследуемый период сумма  остатков на счетах уполномоченных банков увеличилась на 1 млрд. с 1,27 до 2,27 млрд. долларов. Доля кассовых остатков в  общих золотовалютных резервах снизилась с 2,67% в январе 2005 года до 1,2% в феврале 2006 года. Минимальное и максимальное значения этого соотношения составили соответственно 1,2% в феврале 2005 года и 2,81% в феврале 2006 года. Несмотря на разные процентные соотношения этих показателей ясно, что в обоих случаях доля средств обязательного резервирования в золотовалютных резервах невелика (3,85 или 1,2%).

Поэтому в целом можно сделать вывод, что отмена требования об обязательном резервировании части средств валютных сделок приведет лишь к незначительному  сокращению золотовалютных резервов на сумму обязательных резервных средств, но темпы накопления золотовалютных резервов останутся прежними при  сохранении благоприятной внешнеэкономической  ситуации, так как эти темпы  зависят именно от внешних факторов. Основными причинами столь быстрого накопления золотовалютных резервов в  России являются высокие цены на нефть  и нефтепродукты, доля которых в  экспорте страны по данным платежного баланса за 2009 год составляет 61%.

Следствием  отмены требования об обязательном резервировании станет высвобождение части средств  агентов, занимающихся внешнеэкономической  деятельностью. Дальнейшее распределение  этих средств нельзя предсказать  с однозначной точностью. Но в  общем виде последствия отмены этого требования при условии сохранения высоких цен на нефть и притока нефтедолларов в страну можно представить в виде цепочки взаимосвязей: отмена требования об обязательном резервировании , высвобождение дополнительных средств агентов международной экономической деятельности, рост предложения валюты на ЕТС ММВБ,             рост курса рубля, рост инвестиций, сокращение чистого экспорта, изменение ВВП.

Влияние проведения либеральной валютной политики на такие макроэкономические показатели, как инвестиции, ВВП, инфляция будет зависеть от дальнейших действий Центробанка и правительства РФ, направляемых на регулирование ситуации, поэтому возможные последствия отмены валютных ограничений следует рассматривать в рамках единой экономической политики.

 

2.2. Сопоставление возможных последствий  отмены валютных ограничений  с основными задачами экономической  политики

Как было указано выше, основные задачи экономической  политики состоят в следующем:

  • обеспечению устойчивых положительных темпов роста производства (задача «удвоения ВВП»)
  • диверсификации экономики («сход с нефтяной иглы», рост внутреннего производства и экспорта товаров с высоким уровнем добавленной стоимости)
  • снижение темпов инфляции.

Целесообразно рассмотреть возможные последствия  либеральной валютной политики с  учетом выполнения единой программы.

1) снижение темпов инфляции

Для достижения этой цели Центробанк должен сдерживать рост денежной массы даже при увеличении притока нефтедолларов. Увеличение предложения валюты на торгах ЕТС ММВБ при сдерживании роста предложения российских рублей безусловно приведет к росту обменного курса рубля. Далее возможны два варианта развития событий:

1. Центральный  Банк перестает контролировать  рост обменного курса рубля.  Такие действия ЦБ России должны  будут привести к росту инвестиций  и снижению чистого экспорта. В зависимости от того, изменение  какой составляющей ВВП окажется  больше, изменение валового продукта  может быть как положительным,  так и отрицательным. 

2. Второй  вариант развития событий заключается  в том, что Центробанк примет  решение о сохранении существующего  обменного курса рубля. Эта  мера приведет к росту экспортной  выручки в рублевом выражении  и сдерживанию импорта в страну. С другой стороны, такое решение  может снизить инвестиционную  привлекательность отечественного  производства, что в свою очередь  будет способствовать снижению  роста ВВП. Тогда, как и в  первом случае, изменение ВВП  будет зависеть от значений  изменений чистого экспорта и  инвестиций. Данный ход анализа  основывается на предпосылке,  что экспортные и импортные  товары являются субститутами, то  есть изменение обменного курса  рубля приводит к соответствующим  изменениям физических объемов  экспорта и импорта.

Информация о работе Валютные ограничения как часть валютной политики государства