Валютные ограничения как часть валютной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 19:32, курсовая работа

Описание

Цель данной работы совпадает с названием и состоит в определении возможных последствий проведения либеральной политики в области валютного регулирования и отмены валютных ограничений. Логика работы состоит в том, чтобы первоначально определить те показатели, на которые непосредственно будет воздействовать отмена валютных ограничений, и затем на основании полученных результатов сделать вывод о том, как эта мера опосредованно скажется на макроэкономических показателях, характеризующих общее состояние российской экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1:Валютные ограничения: сущность, принципы, формирование……...5
1.1 Валютный рынок как объект регулирования и контроля…………………. 5
1.2. Становление и развития системы валютного контроля в России……….7
1.3. Валютные ограничения: формы, принципы……………………………..14
Глава 2: Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий их либерализации………………………………………………………………20
2.1. Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий либерализации в отношении валютных ограничений………………………20
2.2. Сопоставление возможных последствий отмены валютных ограничений с основными задачами экономической политики
Заключение……………………………………………………………………….26
Список использованных источников…………………………………………..32

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 62.59 Кб (Скачать документ)

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская таможенная академия»

 

Кафедра финансовых дисциплин

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине «Международные валютно-финансовые и кредитные отношения»

на тему «Валютные ограничения как часть валютной политики государства»

 

 

 

 

Выполнила: студентка 4-го курса очной формы обучения экономического факультета,

Группа МЭ091 ДС-02  Е.В. Никитина

Подпись ____________________


 

 

Научный руководитель:

В.П.Терещенко, доцент

Подпись ____________________

 


 

 

 

Люберцы

2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1:Валютные ограничения: сущность, принципы, формирование……...5

1.1 Валютный рынок как объект регулирования и контроля…………………. 5

1.2. Становление и развития системы валютного контроля в России……….7

1.3. Валютные ограничения: формы, принципы……………………………..14

Глава 2: Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий их либерализации………………………………………………………………20

2.1. Валютные ограничения в России и анализ возможных последствий либерализации в отношении валютных ограничений………………………20

2.2. Сопоставление  возможных последствий отмены  валютных ограничений с основными  задачами экономической политики

Заключение……………………………………………………………………….26

Список использованных источников…………………………………………..32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Валютные  ограничения – одна из самых распространенных форм валютного контроля. Исторически  сложилось, что именно этот инструмент используют как основной при реализации протекционистской политики внешнеэкономической  деятельности государства. В процессе глобализации мировых экономических  отношений многие развивающиеся  страны проводят политику либерализации  валютного законодательства и в  рамках этого отмену валютных ограничений. В 2006 году эта тема стала актуальной для нашей страны: в октябре 2005 года на встрече с иностранными инвесторами в Вашингтоне министр финансов Алексей Кудрин заявил, что валютные ограничения в России могут быть отменены ранее 2007 года, а 28 марта текущего года Центральный Банк объявил о снижении до нулевой отметки нормы обязательной продажи валютной выручки и снижении нормы резервирования в два раза (теперь ее величина находится в пределах от 10 до 50% вместо 20 и 100% до введения изменения). До 1 января 2007 года должны будут сняты все валютные ограничения и проведено реформирование валютного контроля. Этот процесс может быть ускорен Центральным банком и способствуют этому проводимые ЦБ и правительством меры по стабилизации банковского сектора. Для России законодательное закрепление мер по либерализации валютной политики станет еще одним шагом, приближающим страну к вступлению в ВТО.  Актуальность данной проблемы обусловила выбор мною темы курсовой работы.

  Цель данной работы совпадает с названием и состоит  в определении возможных последствий проведения либеральной политики в области валютного регулирования и отмены валютных ограничений. Логика работы состоит в том, чтобы первоначально определить те показатели, на которые непосредственно будет воздействовать отмена валютных ограничений, и затем на основании полученных результатов сделать вывод о том, как эта мера опосредованно скажется на макроэкономических показателях, характеризующих общее состояние российской экономики. Я постараюсь найти ответ на вопрос о том, приведет ли отмена действующих в данный момент валютных ограничений к достижению основных целей экономической политики России, а именно:

  1. обеспечению устойчивых положительных темпов роста производства (задача «удвоения ВВП»)
  2. диверсификации экономики («сход с нефтяной иглы», рост внутреннего производства и экспорта товаров с высоким уровнем добавленной стоимости).

На основании  данного анализа будет сделан вывод о необходимости проведения этих мер.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ВАЛЮТНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ

1.1. Валютный рынок как объект  регулирования и контроля

 

Становление высокоэффективной российской экономики  невозможно без развитого финансового  рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Валютный  рынок как форма организации  движения валютных ценностей в Российской федерации за последние годы развивается  бурными темпами. Свидетельством тому служит появление новых уполномоченных банков, валютных бирж, валютных отделов  на фондовых биржах, широкой сети пунктов  обмена валюты, резкий рост объема валютной выручки хозяйствующих субъектов  от продажи ими на экспорт товаров  работ услуг, бурное развитие торговли валютными фьючерсами и опционами. Развитие внутреннего валютного  рынка Российской Федерации требует  обобщения опыта его функционирования и возможностей. Использование специалистами  накопленного опыта валютных операций на российском валютном рынке дает толчок для дальнейшего развития этого рынка.

Экономика любого государства не может существовать без развитого финансового рынка. Составной частью финансового рынка  является валютный рынок. Валютный рынок - сфера экономических отношений, проявляющихся при осуществлении  операций по купле-продаже иностранной  валюты и ценных бумаг в иностранной  валюте, а также операций по инвестированию валютного капитала. На валютном рынке  сталкиваются спрос в лице покупателя и предложение в лице продавца. На рынке любой экономический  субъект (государство, хозяйствующий  субъект, гражданин) всегда выступает  только в качестве продавца или покупателя. Каждый из них имеет свои финансовые интересы, которые могут совпадать  или не совпадать. При совпадении интересов происходит акт купли-продажи  валютных ценностей. Поэтому валютный рынок есть своеобразный инструмент согласования интересов продавца и покупателя валютных ценностей. Любое действие продавца или покупателя на рынке связано с коммерческим риском. Коммерческий риск есть опасность возможных потерь от осуществления той или иной финансово-коммерческой деятельности. Валютный рынок содержит также понятие валютного риска – получения хозяйствующим субъектом дополнительных расходов или доходов в зависимости от изменения курсов валют.

Валютный  рынок представляет собой официальный  финансовый центр, где сосредоточена  купля-продажа валют и ценных бумаг в валюте на основе спроса и предложения на них. С функциональной точки зрения валютные рынки обеспечивают своевременное осуществление международных  расчетов, страхование от валютных рисков, диверсификацию валютных резервов, валютную интервенцию, получение прибыли  их участниками в виде разных курсов валют. С институционной точки зрения валютные рынки представляют собой  совокупность уполномоченных банков, инвестиционных компаний, бирж, брокерских контор, иностранных банков, осуществляющих валютные операции.

Операции  на валютном рынке проводятся между  банками (межбанковские валютные расчеты) и банками со своими клиентами. С  организационно-технической точки  зрения валютный рынок представляет собой совокупность телеграфных, телефонных, телексных, электронных и прочих коммуникационных систем, связывающих  между собой банки разных стран, осуществляющих международные расчеты  и другие валютные опера-ции. Эффективность операции на валютном рынке во многом определяется его видом. Валютные рынки можно классифицировать по целому ряду признаков: по сфере распространения, по отношению к валютным ограничениям, по видам валютных курсов, по степени организованности. По сфере распространения, то есть по ширине охвата можно выделить международный и внутренний валютные рынки.  В свою очередь, как международный, так и внутренний рынки состоят из ряда региональных рынков, которые образуются финансовыми центрами (банками, 6иржами) в отдельных регионах мира или данной страны.

 

1.2. Становление и развития системы валютного контроля в России

В истории  валютного регулирования в послереволюционной России условно можно выделить четыре этапа.

Первый  этап - до 1986 года - обладал всеми  характерными чертами валютной монополии  государства. В это время имела  место полная централизация валютных доходов от экспорта, который в  свою очередь был монополизирован  государством, от имени и за счет которого на мировых рынках выступали  государственные внешнеторговые объединения. Выручка от экспорта в иностранной  валюте концентрировалась на счетах одного банка-монополиста, обслуживающего все международные расчеты СССР – Внешторгбанка СССР (позднее  Внешэкономбанка). Использование доходов  от экспорта, сумм привлеченных валютных кредитов и накопленных золотовалютных резервов осуществлялось на основе планового  распределения средств государством в лице Госплана СССР, Минфина СССР, Госбанка СССР в соответствии с потребностями  регионов и отраслей. Валютные планы  государства (источники и объемы поступлений, направления и суммы расходов) утверждались в составе народнохозяйственных планов Верховным Советом СССР. Министерства, ведомства, предприятия, местные органы власти расходовали выделенные им валютные средства в пределах установленных им лимитов в процессе исполнения соответствующих смет. Практически полная изолированность внутреннего товарного и денежного рынка от мировых рынков товаров, услуг и капиталов (что проявлялось, например, в уровне курса рубля к иностранным валютам, который к началу 80-х годов практически не отражал экономических и ценовых пропорций, а служил лишь инструментом пересчета внешнеторговых цен в рубли для ведения учета в национальной валюте); централизация управления валютными ресурсами государства; минимальное число непосредственных участников внешнеэкономической, прежде всего внешнеторговой деятельности, обслуживаемых в основном через один банк-хранитель единой валютной "копилки" государства, - все это объективно не требовало систем валютного регулирования, характерных для стран с рыночной экономикой на различных этапах их развития. В целом это было не регулирование как таковое, а, прямое администрирование, государственное "командование".

Второй  этап развития валютного рынка в  России начался в 1986 году децентрализацией внешнеэкономической деятельности, когда сначала сотни, а затем  практически все субъекты хозяйственной  деятельности (предприятия, учреждения, организации) получили право прямого  выхода на внешние рынки. Была установлена  и стала развиваться система  так называемых "валютных отчислений", когда поступления в иностранной  валюте делились в определенных пропорциях между государством и непосредственным производителем (владельцем) экспортной продукции. Предприятия, поставлявшие товары (работы, услуги) на экспорт, стали получать в свое распоряжение иностранную валюту, зачисляемую в "валютные фонды" (на балансовые и внебалансовые валютные счета, позднее - только балансовые).

В течение  нескольких лет отсутствовал специальный  орган валютного регулирования (его  роль, наряду с другими функциями, фактически выполняла Государственная  внешнеэкономическая комиссия Совета Министров СССР), и источниками  валютного законодательства служили  решения Совета Министров СССР, а  также издаваемые в их развитие нормативные  акты министерств и ведомств. Нарушение "планового" характера валютных отношений страны с внешним миром, быстрое расширение круга предприятий-участников внешнеэкономических связей и банков, осуществляющих их валютное обслуживание, привели к пониманию необходимости  специального законодательного регулирования  валютных отношений, создания единых правил совершения валютных операций, придания функций органа валютного регулирования одному из органов государственного управления. Это послужило основанием для разработки в 1990 году проекта специального закона о валютном регулировании.

С вступлением  в силу в марте 1991 года Закона СССР ''О валютном регулировании" начался  третий этап развития валютного регулирования  в стране. На уровне закона впервые  в юридическую практику были введены  такие понятия валютного регулирования  как "валютные ценности", "валюта СССР", "иностранная валюта", "резиденты", "нерезиденты", "валютные операции", "текущие  валютные операции", "валютные операции, связанные с движением капитала".

Законом были установлены основные принципы проведения операций с валютой СССР и с иностранной валютой на территории СССР, операций на валютном рынке, разграничены полномочия органов  власти и определены функции банковской системы (Госбанка СССР и уполномоченных банков) в валютном регулировании  и управлении валютными ресурсами. В законе впервые провозглашено  гарантируемое и защищаемое государством право собственности резидентов и нерезидентов на валютные ценности в стране; определены общие принципы владения, пользования и распоряжения валютными ценностями государством, предприятиями и организациями, а также гражданами; установлены  основные положения порядка осуществления  валютных операций резидентами и  нерезидентами. Законом намечены основные цели и направления валютного  контроля, введены понятия органа валютного контроля, а также положения  об отчетности по валютным операциям  и ответственности за нарушение  валютного законодательства. Основным органом валютного регулирования  был определен Государственный  банк СССР, что соответствует практике большинства стран мира, где подобные функции осу-ществляют центральные (национальные) банки соответствующих государств. В частности, были достаточно подробно описаны правила совершения операций в иностранной валюте между юридическими лицами (резидентами и нерезидентами), операций в иностранной валюте на территории страны между юридическими лицами-резидентами, операций в рублях юридических лиц-нерезидентов, операций с валютными ценностями, осуществляемых гражданами (резидентами и нерезидентами). "Основные положения" регламентируют отдельные вопросы открытия и ведения валютных счетов резидентов в иностранных банках за границей, а также валютных и рублевых счетов юридических нерезидентов в наших уполномоченных банках. "Основные положения" и некоторые другие нормативные акты Госбанка СССР обязательные по закону к исполнению всеми резидентами, включая уполномоченные банки, и нерезидентами на территории страны, заложили основу цивилизованного валютного регулирования и стали действительно качественным прорывом в этой сфере.

Тем не менее, следует признать, что "Основные положения" внесли существенный вклад  в упорядочение валютных отношений  между субъектами хозяйственной  деятельности, в разработку единых "правил игры", обязательных для  всех участников развивающегося рыночного  хозяйства. В течение определенного  времени, характеризующегося особенно быстрым изменением экономической  ситуации, "Основные положения" оставались базовым документом валютного регулирования.

С начала 1991 года также получил бурное развитие внутренний валютный рынок - межбанковский и биржевой, который ранее находился в зачаточном состоянии. Стимулирование развития и упорядочение деятельности валютного рынка в стране явилось важным направлением в работе Центрального банка Российской Федерации в области валютного регулирования. В течение двух лет (начало 1991 года - начало 1993 года) были созданы и получили лицензии Банка России на организацию и проведение операций по купле-продаже иностранной валюты шесть специализированных межбанковских валютных бирж: Московская межбанковская валютная биржа, Санкт-Петербургская валютная биржа, Уральская региональная межбанковская валютная биржа. Сибирская межбанковская валютная биржа. Азиатско-Тихоокеанская межбанковская валютная биржа и Ростовская межбанковская валютная биржа. Были сняты многие ограничения с операций по купле-продаже наличной иностранной валюты физическими лицами через уполномоченные банки (телеграмма Банка России от 27 июля 1992 года № 162-92 изменения.

 В настоящее время можно с уверенностью сказать, что внутренний валютный рынок в России вышел на качественно новый уровень своего развития, когда каждый субъект хозяйственной деятельности либо гражданин (а не только производитель экспортной продукции) имеет свободный доступ к необходимым ему ресурсам валютного рынка, обслуживаемого достаточно развитой банковской инфраструктурой и, в целом, квалифицированным персоналом уполномоченных банков.

Распад  Союза ССР и образование суверенного  государства Российской Федерации  привели к необходимости ведения  Россией самостоятельной экономической политики, в том числе денежно-кредитной политики - и валютной, как составляющей последней.

Вступление  в силу Закона Российской Федерации "О валютном регулировании и  валютном контроле" в ноябре 1992 года открыло новый этап валютного регулирования (в настоящее время он является России действующим законодательным актом в редакции Федеральных законов от 29.12.98 № 192-ФЗ, от 05.07.99 № 128-ФЗ). В названном Законе Российской Федерации с учетом накопленного опыта были уточнены и развиты некоторые основные понятия валютного регулирования, существенно изменены структура и содержание по сравнению с Законом СССР.

Информация о работе Валютные ограничения как часть валютной политики государства