Валютная система Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2011 в 14:42, курсовая работа

Описание

Валютный рынок как форма организации движения валютных ценностей России за последние годы развивается бурными темпами, свидетельством чему служит активизация внешнеэкономической деятельности предприятий, рост ответственности за нарушения законодательства, в частности, за несоблюдение или за ненадлежащее соблюдение норм валютного законодательства.

Содержание

Введение……………………………………………………………………...…..2


1. Сущность и элементы валютной системы …………..……………..….


1.1. Понятие и элементы национальной валютной системы ………………..


1.2. Эволюция валютной системы …………………………………………….


2. Характеристика валютной системы Российской Федерации…...….


2.1. Законодательно-нормативные основы функционирования валютной

системы Российской Федерации……………………………………….....


2.2. Особенности валютной системы РФ……………………………….…...


3. Валютное регулирование в Российской Федерации…...…………....


3.1. Основные направления валютного регулирования в РФ…………….....


3.2. Проблемы валютного регулирования……………………………….…...


Заключение……………………………………………………………….….


Список использованной литературы……………………………………..


Приложение

Работа состоит из  1 файл

Валютная система РФ.doc

— 345.00 Кб (Скачать документ)

     Нами  была рассмотрена только часть нормативных  требований, соблюдение которых необходимо при осуществлении валютных операций на территории РФ. Они в основном связаны с расчетами по внешнеэкономическим сделкам и далеко не исчерпывают перечень существующих норм и правил. 

    2.3. Система валютного  регулирования и  контроля на современном  этапе 

    Валютное  регулирование является неотъемлемой частью экономической политики стран с внутренне конвертируемой валютой. Тактические цели валютного регулирования состоят в создании условий для постепенного снятия ограничений на валютные операции. Ключевые аспекты валютного контроля могут быть объединены в три основных принципа:

  • централизованное принятие решений регулирующим органом, а также необходимость централизации процесса принятия решений;
  • сочетание регулирующих и стимулирующих мер (экономические агенты поощряются к сотрудничеству с органами регулирования);
  • последовательная интеграция в согласованную экономическую стратегию, то есть, если валютный контроль используется в нечестной политической игре, то его эффективность значительно снизится, так как контроль будет рассматриваться как нелегитимный.

Основные  цели на современном этапе реформирования экономики РФ заключается в следующем:

  • сокращение дисбаланса счетов резидентов в процессе осуществления ими текущих валютных операций за счет обеспечения репатриации валютной выручки от экспорта продукции, а также уменьшения авансовых платежей по импорту, не обеспеченных своевременными поставками товаров;
  • поэтапное обеспечение конвертируемости валюты по текущим операциям с учетом состояния и изменения основных факторов, создающих для этого необходимые условия, к числу которых относятся: эффективный обменный курс, адекватная международная ликвидность (резервы и зарубежное финансирование), устойчивая макроэкономическая политика и необходимая экономическая среда, создающая возможности и стимулы для соответствующего реагирования на рыночные цены;
  • создание необходимых условия для привлечения иностранных инвестиций и притока финансового капитала в экономику страны, с учетом приоритета долгосрочных вложений, а также ограничения притока неустойчивого краткосрочного капитала;
  • предотвращение необоснованного оттока капитала из страны и ограничение возможностей для бегства капитала, включаю возвратность капиталов и дивидендов на вложенный капитал;
  • противодействие легализации через систему кредитных организаций преступных доходов, полученных в иностранной валюте или в виде других валютных ценностей.[21.C18-19]

      По состоянию на сегодняшний  день Банк России имеет право  констатировать, что в результате  предпринятых регулирующих мер  и усиления контрольно-инспекционной работы выполняется самая неотложная задача по обеспечению полноты и своевременности репатриации в страну экспортной выручки и увеличению предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Основные меры, которые были предприняты Банком России:

  • совместно с ГТК России разработаны нормативные документы, усилившие контроль за репатриацией валютной выручки от экспорта товаров и повысившие ответственность экспортеров за её не начисление на счета в уполномоченных банках в сроки, указанные  в документах таможенно - банковского контроля;
  • изменена система торгов на межбанковских валютных биржах, что обеспечило более обоснованный механизм курсообразования и отделение торговли валютой по внешнеторговым операциям от спекулятивных сделок;
  • установлен более жесткий контроль за уполномоченными банками и их клиентами при осуществлении покупки иностранной валюты за рубли на внутреннем рынке и целевым использованием приобретенной валюты;
  • организовано ежедневное статистическое наблюдение и контроль за движением средств на транзитных валютных счетах резидентов и продажей экспортной валютной выручки на межбанковских валютных биржах.[17.C5-8]

    В настоящее время главная задача валютного регулирования и валютного  контроля состоит в том, чтобы  ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке. Перечислим основные направления валютного регулирования и валютного контроля в РФ:

  1. Таможенно - банковский контроль за поступлением валютной выручки от экспортных операций:

    Первой  задачей, поставленной правительством РФ перед Центральным Банком России (ЦБ РФ) и ГТК России в 1993 году, было обеспечение возврата валютной выручки  по экспортным операциям. Правовой поддержкой этого мероприятия было утверждение 12.10.1993г. совместной инструкции ЦБ РФ №19 и ГТК России №01-20-10283 "О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта товаров" (далее Инструкция), которая затем 30.12.98 была признана недействительной.

  1. Валютный контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте по импортным товарам.

    Необходимость введения таможенно - банковского контроля за импортными операциями была вызвана  широким применением отечественными импортерами при расчетах - предоплаты, завышением импортных цен по сравнению с мировыми и т.п., что привело к значительным переводам валютных средств за рубеж, не подтвержденных поставками товаров. Методическое и техническое решение задачи организации валютного контроля при импорте товаров базировалось на опыте, приобретенном таможенными органами и уполномоченными банками при осуществлении контроля за поступлением валютной выручки от экспорта.

    Правовой  основой для создания эффективной  системы валютного контроля по импортным операциям явилось создание совместной инструкции ЦБ РФ №30 и ГТК России №01-20/10538 от 26.07.95 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью платежей  в иностранной валюте за импортируемые товары" и Инструкции от 4.10.2000 "О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью оплаты резидентами импортируемых товаров". Действие инструкций распространяется на все сделки, предусматривающие ввоз товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах "выпуск для свободного обращения" и "реимпорт", по которым:

    а)  расчеты осуществляются в валютах  иных, чем валюта РФ;

    б) контракт предусматривает передачу российским резидентом компенсации за поставленный товар хотя бы частично в виде денежных средств в иностранной валюте.

    Инструкции  жестко вменяют в обязанности отечественным предприятиям и организациям - импортерам обеспечение ввоза в Россию товара, эквивалентного по стоимости уплаченным за него средствам в иностранной валюте, а в случаях непоставки товара они должны добиться возврата этих средств в установленные контрактом сроки.

  1. Осуществление валютного контроля при бартерных операциях.

    Следующим шагом в деле создания эффективной  системы валютного регулирования  и контроля ВЭД в России стало  принятие в 1996г. ряда законодательных  и нормативных документов, устанавливающих действенный контроль за бартерными сделками. Необходимость принятия мер по упорядочению бартерных операций диктовалась стремлением сократить неоправданно высокий их удельный вес во внешнеторговом обороте страны, приносящий большие косвенные потери, особенно из-за неэквивалентного обмена и несбалансированности экспорта и импорта бартерных товаров.

    Правовой  основой создания эффективной системы  валютного контроля за бартерными операциями явились Указ Президента России от 18.07.96 №1209 "О государственном регулировании внешнеторговых бартерных сделок".

    Под внешнеторговыми бартерными сделками понимаются совершаемые при осуществлении  внешнеторговой деятельности сделки, предусматривающие обмен эквивалентными по стоимости товарами, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности.

    Российские  лица, заключившие бартерную сделку, обязаны в сроки, установленные  законодательством для исполнения текущих валютных операций, обеспечить ввоз в Российскую Федерацию эквивалентных  по стоимости товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, подтвердив это соответствующими документами.

    Экспорт товаров, работ, услуг, результатов  интеллектуальной деятельности производится только после оформления паспорта бартерной  сделки (ПСб), который является основным документом контроля и учета бартерных операций. Оформление и переоформление ПСб осуществляет МВЭС РФ или его региональные представительства.

  1. Осуществление валютного контроля в неторговом обороте.

    Таможенные  органы осуществляют валютный контроль в неторговом обороте с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней.

    При перемещении иностранной валюты физические лица могут ввозить иностранную  валюту без ограничений при условии  заполнения таможенной декларации.

    Вывоз из РФ иностранной валюты физическими  лицами в размере до 500 долларов США  осуществляется без ограничений при условии письменного или устного декларирования её наличия таможенным органам.

    При вывозе из РФ наличной иностранной  валюты физическими лицами в сумме  свыше эквивалента 500 долларов США  в таможенный орган предъявляется  справка по форме №0406007, в противном случае валюта может быть сдана на хранение в таможенный орган и получена при въезде в РФ. Перемещение валюты РФ через таможенную границу РФ осуществляется в соответствии с "Положением о порядке вывоза и пересылки из РФ и ввоза и пересылки в РФ валюты РФ", принятым в совместной редакции ЦБ РФ, Минфина и ГТК РФ от 06.09.96 и письмом ЦБ РФ от 19.09.96 "О нормах вывоза и ввоза наличной валюты РФ физическими лицами". Вывоз из РФ валюты России физическими лицами разрешен в пределах суммы, не превышающей 500 МРОТ при подтверждении документами источников образования этих сумм, заверенной консульской службой МИД РФ. Вывоз из РФ памятных монет из драгоценных металлов, находящихся в обращении и являющихся законным платежным средством в РФ, физическими лицами разрешается в количестве не более 10 штук на одно лицо и на одну поездку без обязательства об обратном ввозе. В иных случаях вывоз и пересылка из РФ таких монет запрещается за исключением вывоза на основании специального разрешения ЦБ РФ (Письмо ГТК РФ от 08.04.94 №01-13/3784 "О порядке ввоза в РФ и вывоза из РФ памятных монет из недрагоценных и драгоценных металлов").

    В соответствии с законодательством  Российской Федерации валютный контроль осуществляется органами валютного  контроля. К органам валютного контроля относятся Правительство Российской Федерации, Центральный банк России, ГТК России и Федеральная служба по валютному и экспортному контролю. Правительство России руководит подотчетными ему органами валютного контроля: ГТК России, Федеральной службой по валютному и экспортному контролю. Агентами валютного контроля в России являются подотчетные соответствующим органам валютного контроля организации, осуществляющие свои функции в соответствии с законодательством. Уполномоченные банки являются агентами валютного контроля, подотчетными Центральному Банку России. Таким образом, организационная структура системы валютного контроля может быть представлена в виде следующей схемы:

    

     Правительство России                                  Центральный банк России

    

    

    Фед. служба               ГТК России

      валютно -                                                                                                         

    экспортного

    контроля     

                                                            

    Территориальные            Таможенные                  Уполномоченные

        Органы ВЭК                      Органы                              Банки

                                                                                                                                 

    Рис. 1 Организационная структура схемы валютного контроля 

    Исключительно важное место среди субъектов  валютного контроля занимают таможенные органы. Функции и полномочия таможенных органов в области валютного  контроля определены Таможенным Кодексом РФ (ст. 199). В компетенцию таможенных органов входит:

  1. контроль за перемещением лицами через таможенную границу валюты РФ и ценных бумаг в валюте РФ;
  2. контроль за перемещением лицами через таможенную границу валютных ценностей;
  3. контроль за валютными операциями, связанными с перемещениями через таможенную границу товаров и транспортных средств.

Информация о работе Валютная система Российской Федерации