Управление кредитными рисками на материалах АО «АТФБанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 12:30, дипломная работа

Описание

Цели и задачи исследования. Основная цель дипломной работы заключается в теоретическом изучении динамики и структуры ссудного портфеля коммерческого банка, проведения анализа активов, пассивов АО «АТФБанк».
Задачами исследования являются:
- исследование проблемы совершенствования методического обеспечения процесса кредитования и проанализировать существующие методики оценки и управления кредитным риском, организация процесса кредитования;
- анализ совокупных активов, ссудного портфеля, займов физических и юридических лиц банковского сектора;
- анализ качества кредитного портфеля АО «АТФБанк»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. 6

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ………………………………………………………………….
8
1.1 Сущность и особенности кредитных рисков как экономической категории……………………………………………………………………
8
1.2 Риск-менеджмент - механизм управления кредитными рисками... 17

2 ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ В АО «АТФ Банк»………………………………………………………………...
27
2.1 Анализ системы управления и минимизации кредитных рисков … 27
2.2 Сравнительный анализ методик, применяемых банковской системой для оценки кредитного риска…………………………………..
42
2.3 Процесс управления прямыми кредитными рисками и методы их снижения…………………………………………………………………….
46

3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТНЫМИ РИСКАМИ…………………………...
59
3.1 Комплексный риск-менеджмент в банке и современная система управления рисками………………………………………………………..
60
3.2 Перспективы и пути совершенствования риск-менеджмента в коммерческом банке………………………………………………………..
63

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………. 68

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………… 71

Работа состоит из  1 файл

Управление кредитными рисками.doc

— 853.50 Кб (Скачать документ)

Базовый и усовершенствованный ОВР-подходы различаются в первую очередь входящими данными, подготовленными самими банками на основе собственных оценок, либо специфицированными контролирующими органами.

Предложения Базельского соглашения в дополнение к стандартным коэффициентам капитала включают два новых элемента: надзорные проверки и рыночную дисциплину. Согласно которым банки должны проводить проверки внутренней оценки достаточности капитала и обеспечивать соответствие финансового состояния банка его общему профилю риска и стратегии, а также санкционировать надзорное вмешательство в случае не обеспеченности капиталом достаточного буферного запаса против риска.

В результате сравнительного анализа изложенных выше методик определения кредитного риска банка наиболее формализованным методом является метод предложенный АФН. Это связано с тем, что главной целью такого расчёта является распределение всех ссуд на три рисковые группы, в соответствии с которыми банк обязан создавать резерв на возможные потери.

Метод скоринга является в какой-то степени промежуточным между предыдущим методом и методами, основанными на математическом определении вероятности неисполнения обязательства клиентом. Скоринг использует данные, полученные как от самого клиента путем анкетирования, так и информацию о нем из кредитного бюро, затем с помощью математической модели определяет критерии отбора заёмщиков и категории риска для каждого из них.

 

 

2.3 Процесс управления  прямыми кредитными рисками и  методы их снижения

 

 

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнений, что деятельность любого финансового и нефинансового института сопряжена с определёнными рисками. Именно поэтому залогом успешного функционирования любой организации служит способность управлять своими рисками в конкретных макро- и микроэкономических условиях.

Система управления рисками – это процесс, включающий четыре основных элемента: оценка риска, измерение риска, контроль риска и мониторинг риска.

Управление кредитным риском является составной частью управления процессом кредитования в целом. Разделение кредитного риска на риск конкретного заемщика и риск портфеля предполагает учет особенностей каждого вида риска в процессе управления. В связи с этим при управлении кредитными рисками используются два подхода:

- Управление прямыми рисками (рисками конкретного заемщика);

- Управление рисками кредитного портфеля.

Управление каждым из этих видов кредитного риска, помимо общих черт имеет и ряд специфических особенностей. Важным обстоятельством является различие целей управления:

- целью управления кредитным риском индивидуального заемщика является снижение вероятности неисполнения заемщиком договорных обязательств перед банком и минимизация потерь банка в случае невозврата кредита;

- целью управления риском кредитного портфеля банка является поддержание на определенных уровнях показателей, характеризующих эффективность организации кредитных операций банка.

Управление кредитным риском отдельного заемщика осуществляется в рамках процесса кредитования. На каждом этапе кредитного процесса управление кредитным риском имеет свои особенности. Задачей сотрудников, непосредственно взаимодействующих с клиентами, и участвующих в процессе кредитования, является точное следование Политике банка и Кредитной политике банка, процедурам, разработанным для стандартизации операций, сокращения рисков и уменьшения ошибок при кредитовании.

Задачей сотрудников, осуществляющих управление кредитным портфелем банка, также является точное следование разработанным инструкциям и процедурам, определение и адекватная оценка факторов, влияющих на уровень кредитного риска.

Управление кредитным риском предполагает определенную последовательность действий по снижению риска. Процесс управления кредитным риском включает в себя следующие этапы. Данные этапы управления кредитными рисками применяются банками как на уровне отдельных заемщиков, операций и кредитных продуктов, так и на уровне всего кредитного портфеля в целом.

Для начала рассмотрим управление прямыми кредитными рисками. Итак, первый этап - идентификация риска. Целью идентификации прямого кредитного риска является выявление потенциальных причин невыполнения заемщиком обязательств по сделке. Эти причины могут быть внешними и внутренними. Внутренние причины связаны с организацией кредитного процесса в банке. Внешние непосредственно связаны с заемщиком, его неспособностью или нежеланием выполнять взятые на себя обязательства и наличием обеспечения, позволяющего банку компенсировать потери в случае неисполнения этих обязательств.

Для идентификации кредитного риска заемщика необходим сбор полной информации о данной компании в части структуры собственности, качества менеджмента, конкурентоспособности, рентабельности и стабильности производства, влияния отраслевых, рыночных, географических и других факторов риска, наличия рисков, связанных с залоговым имуществом (ликвидность, достаточность, сохранность) и с другим обеспечением.

Идентификация рисков осуществляется в ходе подготовки кредитными офицерами филиалов (специалистами Департамента корпоративных финансов – по заявкам корпоративных клиентов), юридической службой и службой безопасности филиалов и Головного офиса экспертных заключений по проектам, в соответствии с типовыми структурами экспертных заключений, в зависимости от категорий заемщиков, отраслевой принадлежности и целей анализа.

Для определения потенциального риска нежелания заемщика исполнять принятые на себя обязательства анализируется его отношение к исполнению ранее принятых обязательств, сведения о наличии у заемщика ранее предоставленных займов, информация о текущем состоянии обслуживания займов, предоставленных банком, кредитная дисциплина заемщика.

Источниками информации, необходимой для идентификации кредитных рисков может служить информация, имеющаяся у самого банка, информация, предоставляемая заемщиком, информация, предоставляемая кредитными бюро и другие доступные в рамках действующего законодательства источники информации.

При кредитовании нерезидентов Республики Казахстан при необходимости проводится правовая экспертиза законодательства иностранного государства, резидентом которого является заемщик.

По результатам проведенной идентификации имеющихся у компании кредитных рисков, необходимо провести их оценку и измерение [29].

Оценка и измерение уровня риска. Оценка и измерение кредитных рисков является необходимым условием для принятия рациональных кредитных решений в рамках последующих этапов управления ими, в частности, для осуществления выбора стратегии риска.

Для принятия действий по снижению негативного влияния рисков, необходима оценка рисков, как по масштабу влияния, так и по вероятности наступления. Важной задачей при оценке риска является сравнение его значения с допустимым уровнем.

Оценка кредитных рисков конкретного заемщика проводится в ходе подготовки экспертных заключений по оценке рисков (в соответствии с утвержденными типовыми структурами), с учетом результатов проведенной идентификации кредитных рисков.

В ходе подготовки экспертных заключений по юридическим лицам и частным предпринимателям необходимо оценить:

- соответствие учетной политики заемщика действующим стандартам учета и отчетности, достоверности финансовой отчетности заемщика;

- правильность оценки финансового состояния родительской и дочерних организаций заемщика;

- репутацию и деловой имидж заемщика, эффективность его бизнес-плана и технологий производства, состояние отрасли и другие необходимые вопросы.

Оценка прямого кредитного риска осуществляется двумя основными способами - качественным и количественным. Цель качественной оценки рисков – оценка вероятности реализации риска. Количественная оценка заключается в определении масштаба потерь в случае неисполнения заемщиком обязательств. По результатам качественной и количественной оценки оценивается допустимость риска.

В ходе рассмотрения заявок по бизнес–клиентам для определения ключевых параметров по крупным проектам может проводиться анализ чувствительности с использованием программы Project Expert, которая обеспечивает возможность быстрого пересчета проекта по всем факторам и количественного определения степени влияния данных факторов.

Следующий этап управления прямыми кредитными рисками – этап принятия решения.

Принятие решения. Управление рисками – область управления, задачей которой является определение и контроль состояния различных сфер деятельности или ситуаций, возникающих в результате возможных нежелательных изменений. Особое значение управление рисками приобретает на стадии принятия решения, поскольку этот этап имеет максимальную неопределенность.

В зависимости от уровня риска, его можно разделить на следующие зоны:

- безрисковую зону - характеризуется отсутствием потерь при совершении операций и получением как минимум расчетной прибыли;

- зону допустимого риска - характеризуется уровнем потерь, не превышающим размер расчетной прибыли;

- зону недопустимого риска - характеризуется уровнем потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в максимуме могут привести к не возмещенной потере всех используемых в операции средств;

- зону критического риска - представляет область потерь, достигающих величины, равной собственным средствам банка [30,с.15]

В зависимости от результатов оценки риска заемщика выбирается один из трех возможных вариантов: избежание риска, принятие риска или выбор альтернативных мер по снижению риска.

Избежание риска означает отказ от действий, связанных с риском. Принятие риска означает, что его уровень допустим, и значение риска находится в безрисковой зоне или в области допустимого риска. Выбор альтернативных мер по снижению риска заключается в выборе конкретных инструментов снижения степени риска при невозможности избежания риска.

Решение об избежании риска, принятии риска или о выборе альтернативных мер по снижению риска принимается Кредитными комитетами, Правлением Банка или Советом Директоров – в зависимости от полномочий, делегированных данным коллегиальным органам в соответствии с процедурой по Полномочиям и лимитам структурных подразделений и постоянно действующих органов Головного офиса по принятию кредитных решений.

По всем сделкам со сторонами, связанными с банком особыми отношениями (независимо от суммы сделки, категории заемщика, вида кредитного продукта и т.д.), окончательные решения должны принимать только Советом Директоров и только после идентификации и оценки кредитных рисков по данным сделкам в общеустановленном для всех клиентов порядке. По отношению к сторонам, связанным с банком особыми отношениями не допускается предоставление льготных условий кредитования, т.е. не допускаются сделки, в которые банк не вступил бы с клиентами, не связанными с ним особыми отношениями.

Реализация мер по снижению риска. Выбор и реализация мер по снижению степени кредитных рисков зависит от выявленных в ходе анализа кредитной заявки потенциальных причин, способствующих невыполнению заемщиком обязательств по сделке.

Основными инструментами снижения кредитных рисков конкретного заемщика являются:

- наличие инструктивных и методологических документов, регулирующих кредитную деятельность;

- всесторонний анализ кредитной заявки, заключающийся в подготовке экспертных заключений кредитного офицера, юридической службы и службы безопасности в соответствии с утвержденными типовыми структурами экспертных заключений;

- оценка кредитных рисков и утверждение кредитного рейтинга заемщика в объеме и по методикам, определенным внутренними процедурами банка;

- коллегиальное принятие кредитных решений;

- мониторинг предоставленных займов.

Установление лимитов. Установление лимитов является наиболее эффективным способом управления кредитным риском и позволяет снизить кредитные риски и осуществлять контроль над данными рисками. Банк устанавливает индивидуальные кредитные лимиты по каждому заемщику (группе взаимосвязанных заемщиков), основанные на отдельных отраслях, экономических секторах, географических регионах, внутренних рейтингах по риску, отдельных продуктах.

По разнородным группам заемщиков (крупный, средний бизнес) лимиты должны устанавливаться по каждому заемщику индивидуально, с учетом имеющихся рисков по проекту. При этом лимиты могут быть установлены на одного заемщика или группу заемщиков, на отдельные операции или кредитные продукты, а также лимиты на совокупность всех видов сделок с компанией (кредитные линии, лимиты кредитования, лимиты овердрафтов и т.д.). При установлении лимитов данной категории заемщиков должны учитываться: отраслевая принадлежность заемщика, сектор экономики, регион, размер активов заемщика, финансовая устойчивость, доля собственных средств заемщика, достаточность и приемлемость обеспечения, перспективы развития заемщика, кредитная история и другие аспекты деятельности. Кроме того, необходимо учитывать какой финансовый продукт используется, рейтинг заемщика, влияние сделки на кредитный портфель в целом и т.д.

В ходе рассмотрения кредитной заявки необходимо обращать внимание на соответствие суммы кредитной заявки требованиям Национального Банка Республики Казахстан в части максимального размера риска на одного заемщика. Совокупная задолженность по кредиту и/или гарантии, аккредитиву, внебалансовым обязательствам на одного заемщика или группу взаимосвязанных заемщиков не должна превышать 25% от собственного капитала банка. Кредитование таких компаний носит повышенный риск для банка. При существовании таких взаимосвязей необходимо решать вопросы, связанные с кредитованием (выпуском гарантий, аккредитивов) только исходя из общего риска.

Информация о работе Управление кредитными рисками на материалах АО «АТФБанк»