Управление банковскими рисками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 12:52, курсовая работа

Описание

Целью настоящего исследования является теоретическое рассмотрение сущности банковских рисков на примере ОАО «Сбербанк».
Для реализации поставленной цели был сформулирован следующий круг задач:
1рассмотреть банковские риски и системы управления ими в России;
2.дать понятие банковским рискам, определить их виды и подходы к классификации;
3.рассмотреть процесс управления банковскими рисками;
4.выявить основные проблемы управления банковским риском;
5.сформулировать систему управления банковскими рисками;
6.дать краткую характеристику объекта исследования –ОАО «Сбербанк», определить его финансово – экономическое состояние;
7.проанализировать систему управления рисками в ОАО «Сбербанк»

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. БАНКОВСКИЕ РИСКИ И УПРАВЛЕНИЕ ИМИ В СИСТЕМЕ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ РОССИИ 6
1.1 Понятие банковских рисков 6
1.2 Виды банковских рисков 7
1.3.Проблема управления рисками 11
1.4 Методы управления банковским риском 14
ГЛАВА 2. ПРАКТИКА ОЦЕНКИ УПРАВЛЕНИЯ БАНКОВСКИМИ РИСКАМИ НА ПРИМЕРЕ ОАО «СБЕРБАНК РОССИИ» 19
2.1 Положение Сбербанка России на финансовом рынке 19
2.2 Развитие кредитного бизнеса ОАО «Сбербанк России» 24
2.3 Управление кредитными рисками 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48

Работа состоит из  1 файл

Курсовая Упраление банковскими рисками.doc

— 262.00 Кб (Скачать документ)

В 2009 году Сбербанк проводил работу по стабилизации финансового положения крупнейших предприятий России путем реализации программ по реструктуризации долгов компаний и организации синдицированных кредитов, аналоги которым отсутствуют на российском рынке. При этом поддержка системообразующих предприятий осуществлялась банком с использованием механизма гарантий Правительства РФ, в консорциуме с банками-кредиторами и государством.

В целях организации  эффективной работы с проблемной задолженностью в 2009 году в банке было создано специальное подразделение по работе с проблемными активами, и начал работу Комитет по проблемным активам, основной задачей которого является организация работ по возврату кредитных средств банка по наиболее приемлемым и для банка и для должника схемам. Кроме того, банком запущен единый информационный ресурс по реализации заложенного и неиспользуемого имущества должников.

Для обеспечения  компетентного управления проблемными  активами корпоративных клиентов банка  и максимального возврата денежных средств в ряде случаев банком привлекаются к работе с проблемной задолженностью аккредитованные внешние  компании.

Сотрудничество  с российскими компаниями в части  привлечения средств является одним  из важнейших направлений бизнеса  банка. В 2009 году на расчетно-кассовом обслуживании в банке находились 1,5 млн. корпоративных клиентов и  индивидуальных предпринимателей.

По итогам 2009 года остаток средств корпоративных  клиентов сократился на 3,6% и составил 1,6 трлн. руб. Указанная динамика обусловлена  отсутствием у банка потребности  в привлечении дополнительных ресурсов корпоративных клиентов, в связи  с чем, в 2009 году неоднократно снижались ставки по срочным инструментам. Доля банка на рынке привлечения средств юридических лиц сократилась за год с 20,6% до 17,7%.

Клиентская  политика банка ориентирована на построение долгосрочных взаимовыгодных отношений со всеми группами клиентов независимо от размеров бизнеса или формы собственности (см. таблицу 2.1). С точки зрения кредитования приоритетное внимание оказывается предприятиям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых, проходит по счетам в Сбербанке.

 

 

Таблица 2.1 - Структура корпоративного кредитного портфеля в разрезе клиентских сегментов Сбербанка дек. 2008 – дек. 2009 (%)12

 

31 дек. 09

31 дек. 08

Крупный бизнес

50%

51%

Средний бизнес

37%

34%

Малый бизнес

11%

14%

Исполнительные  органы власти

2%

1%


На долю крупных корпоративных клиентов приходится половина кредитного портфеля банка. В целях развития отношений с этими клиентами в банке внедрен институт клиентских менеджеров, и проведено закрепление менеджеров за крупнейшими и крупными клиентами банка. Кроме того, внедрена система управления отношениями с клиентами (CRM Корпоративный), которая содержит полное досье клиентов, включая информацию об объемах продаж, финансовых показателях, контактах с клиентами, ходе реализации сделок с клиентами.

Особое внимание банк уделяет работе с субъектами малого предпринимательства, количество которых составляет более 80% корпоративных клиентов и индивидуальных предпринимателей, обслуживающихся в банке. Под влиянием кризисных явлений количество качественных заемщиков среди клиентов данного сегмента существенно сократилось. В условиях нестабильности и снижения потребительского спроса компании малого бизнеса предпочитали снижать уровень долговой нагрузки и погашать ранее взятые кредиты.

В 2009 году в Сбербанке  было создано специальное подразделение  по работе с клиентами, чья годовая  выручка не превышает 25 млн. руб. и  чей предельный объем кредитования по технологии «Кредитная фабрика» не превышает 1,5 млн. руб., а по другим кредитным  продуктам 7 млн. руб. Работа с данным сегментом была направлена на поддержку малого бизнеса в условиях сложной макроэкономической ситуации, расширение линейки кредитных и некредитных продуктов и внедрение системы интернет-банкинга.

Продолжилось  активное сотрудничество банка с администрациями республик, краев и областей Российской Федерации в части финансирования региональных программ, направленных на развитие регионов и повышение их инвестиционной привлекательности, стабилизацию социального климата. По состоянию на 1 января 2010 года остаток ссудной задолженности государственных и муниципальных учреждений составил 94 млрд. руб., увеличившись за год в 1,6 раза.

В 2009 году Сбербанк следовал приоритетам кредитной политики, определенным в 2008 году, когда под влиянием финансового кризиса был сформулирован более консервативный подход к оценке рисков, финансового состояния и перспектив заемщиков. Кроме того, финансовая неопределенность и рост безработицы сузили спрос на кредиты со стороны населения, особенно в I полугодии 2009 года. Объем выдачи кредитов сократился при одновременном росте объема досрочных погашений действующих кредитов. В результате, портфель розничных кредитов банка сократился за I полугодие на 6,6%.

Во второй половине года, в связи с наметившимися тенденциями по стабилизации экономической ситуации, банк начал планомерно отменять установленные в 2008 году «кризисные ограничения». Так, было возобновлено кредитование в долларах США и евро, увеличены максимальные размеры кредитов и сроки кредитования. Спрос на кредиты стал постепенно восстанавливаться, и темпы сокращения розничного портфеля замедлились – по итогам II полугодия портфель сократился на 0,3%. Всего за год розничный портфель банка сократился на 6,9% до 1170 млрд. руб. Структура кредитного портфеля выглядела следующим образом (см. таблицу 2.2).

 

Таблица 2.2 - Структура кредитного портфеля Сбербанка янв. 2009 – янв. 2010 (%)13

 

1 янв. 10

1 янв. 09

«На неотложные нужды»

40,1%

46,5%

«Автокредит»

8,6%

8,3%

Жилищные кредиты

43,9%

40,1%

Прочие

7,4%

5,1%


В рамках оптимизации  процесса кредитования банк внедрил  новую технологию «Кредитная фабрика». Комплексный, автоматизированный и строго формализованный подход к принятию кредитных решений повысил показатели эффективности. Сроки принятия решений по заявкам клиентов сокращены до 2-х дней, затраты на анализ сделок и осуществление документооборота снижены. При этом качество портфеля, сформированного в результате применения новой технологии, осталось на высоком уровне. В течение 2009 года на новую технологию в части самых востребованных продуктов – потребительских и автокредитов – переведены отделения Московского и Северо-Западного банков, а также ряд отделений других территориальных банков. В 2010 году планируется завершить тиражирование «Кредитной фабрики» на всю региональную сеть банка, а также подключить к проекту выпуск кредитных карт и карт с разрешенным овердрафтом. К концу 2010 года планируется сформировать концепцию перевода на новую платформу ипотечных продуктов.

В 2009 году банк разработал и внедрил новые кредитные продукты: кредит «Ипотечный стандарт»; кредит на цели погашения (рефинансирования) жилищных кредитов, выданных иными кредитными организациями; кредит на приобретение объектов недвижимости с использованием индивидуальных сейфов.

Структура кредитного портфеля частных клиентов банка в разрезе кредитных продуктов:

Банком велась активная работа по реструктуризации и рефинансированию кредитов заемщикам, испытывающим финансовые затруднения. Совместно с Агентством по реструктуризации ипотечных жилищных кредитов реализовывались программы по предоставлению «стабилизационных» кредитов. В рамках собственных программ банка для сокращения долговой нагрузки заемщикам предоставлялась отсрочка в погашении основного долга и возможность увеличения срока кредита. Также действовала программа, позволяющая конвертировать остаток срочной ссудной задолженности из иностранной валюты в рубли.

В сентябре 2009 года Сбербанк запустил проект «Кредитное страхование», в рамках которого была отработана технология добровольного страхования жизни и здоровья заемщиков и страхования залогового имущества. При этом оформление в банке страхового полиса по имуществу, являющемуся предметом залога, либо подключение к программе страхования жизни и здоровья является добровольным. Кроме того банк не ограничивает клиента в выборе страховой компании.

В 2011 году Сбербанк оставался ключевым поставщиком  финансовых ресурсов в российскую экономику. На Банк приходится около трети всего  кредитного портфеля банковской системы..

За 2011 год Сбербанк выдал кредитов корпоративным клиентам на сумму свыше 5,5 трлн руб. – на 28% больше, чем в предыдущем году. Портфель кредитов юридическим лицам увеличился за год на 34,1% и достиг 6,4 трлн руб. Более половины портфеля приходится на территориальные банки, работающие во всех регионах страны.

Традиционно большая  часть кредитов корпоративным клиентам выдана в рублях – их доля в портфеле на 1 января 2012 года составила 78,2%. Наиболее востребованными, по-прежнему, остаются кредиты в российских рублях на срок от 1 до 3 лет для финансирования текущей деятельности или рефинансирования ранее взятых обязательств (см. таблицу 2.3). Высоким спросом пользуются также кредиты на срок более 5 лет.

Таблица 2.3 - Структура кредитного портфеля по срокам кредитования Сбербанка янв. 2011 – янв. 2012 (%)14

Сроки

Рубли, %

Валюта, %

1 янв. 12

1 янв. 11

1 янв. 12

1 янв. 11

До года

15.7

19.8

14.2

6.8

1 – 3 года

34.8

32.6

14.5

14.7

3 – 5 лет

15.5

20.8

16.1

40.1

Более 5 лет

34.0

26.8

55.2

38.4


Банк расширяет  кредитно-финансовые операции со всеми группами корпоративных клиентов, взаимодействуя и с флагманами российского бизнеса, и с сегментом микро- и малого бизнеса. Приоритетное внимание оказывается компаниям, имеющим положительную кредитную историю, основной объем оборотов которых проходит по счетам в Сбербанке (см. таблицу 2.4).

Таблица 2.4 - Структура кредитного портфеля Банка в разрезе клиентских сегментов Сбербанка янв. 2011 – янв. 2012

Клиенты

1 янв. 12

1 янв. 11

Остаток, млрд руб.

Доля в портфеле, %

Остаток, млрд руб.

Доля в портфеле, %

Крупная корпоративная  клиентура 15

3 715

58.1

2 471

51.9

Средний бизнес

1 751

27.4

1 613

33.8

Малый бизнес 16

656

10.3

529

11.1

Исполнительные  органы власти

267

4.2

153

3.2

Всего

6 389

100.0

4 766

100.0


 

В 2011 году в Сбербанке  выделена приоритетная программа по развитию бизнеса с компаниями крупного и среднего сегмента с годовой выручкой от 0,4 до 15 млрд руб. В Банке сформирован институт клиентских менеджеров, ответственных за сотрудничество с этими клиентами, доработаны продуктово-сервисные предложения и внедрены обновленные продукты овердрафтного, оборотного кредитования, торгово-экспортного финансирования, расчетно-кассового обслуживания. Сделаны первые шаги по интеграции инвестиционных-банковских продуктов в процессы работы с крупными клиентами.

Сбербанк активно  развивает автоматизированную систему  «CRM Корпоративный» – единую высокотехнологичную  систему, реализующую автоматизированный кредитный процесс для крупнейшего, крупного и среднего бизнеса. Будущие  релизы предполагают функционал по малому и микробизнесу, а также по проблемным активам. Проект получил международное признание, выиграв бронзовую награду в категории «Project Excellence in Big-Sized Projects» на международном конгрессе IPMA Award 2011. Сбербанк стал единственным банком, который вышел в финал этого престижного международного конкурса. Кроме того, проект признан лучшим в номинации «Best use of IT in Wholesale/Transaction Banking» британского журнала Banking Technology.

Портфель кредитов крупным корпоративным клиентам в 2011 году увеличился в 1,5 раза и превысил 3,7 трлн руб. Наибольшие объемы кредитных  ресурсов выданы крупнейшим корпоративным  клиентам, работающим в различных  отраслях народного хозяйства. Средства предоставлялись на финансирование текущей деятельности, пополнение оборотного капитала, инвестиционные программы по модернизации производства, сделки слияния и поглощения, реструктуризацию задолженности, лизинг и другие цели. Сбербанк организовал выпуск облигаций для финансирования строительства автодороги в рамках партнерства по важнейшему инфраструктурному проекту федерального значения.

Одним из приоритетных направлений работы Банка является сотрудничество с предприятиями  малого бизнеса. По итогам 2011 года портфель кредитов, выданных малому бизнесу, превысил 650 млрд руб., а количество клиентов превысило 100 тысяч.

В 2011 году в Банке  утверждена Концепция развития малого бизнеса до 2014 года, которой определено предоставление компаниям данного сегмента комплексного сервиса, поддержка на каждом этапе развития, выполнение Банком роли локомотива создания малого бизнеса в России и завоевание лидирующей позиции на данном рынке. Развитие отношений с клиентами малого бизнеса идет по нескольким направлениям.

На новые технологические рельсы переводится процесс выдачи кредитов. Во всех территориальных банках внедрена технология «Кредитная фабрика» – беззалоговое кредитование малого бизнеса на основе скоринговой модели оценки кредитоспособности. Срок выдачи кредита – 3 дня. В 2011 году по технологии выдано более 48 тыс. кредитов на сумму 32,3 млрд руб.

Информация о работе Управление банковскими рисками