Трастовые операции коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 12:35, курсовая работа

Описание

Экономисты доказали, что цель работы: рассмотреть и проанализировать совершенствование доверительных операций коммерческих банков в Pоссийской Федеpации сейчас и выявить основные перспективы их совершенствования в перспективе. Для достижения задачи требуется решить следующие задачи:
1) Проследить историю возникновения доверительных операций;
2) Описать суть и виды доверительных операций в коммерческих банках;
3) Раскрыть функции траст-отделов;
4) Дать анализ совершенствования трастовых операций в России;
5) Подчеркнуть актуальность совершенствования трастовых услуг в коммерческих банках.

Содержание

Введение
1. Понятие трастовых операций и их роль в рыночной экономике
1.1 История возникновения и совершенствования трастового дела
1.2 Сущность трастовых операций и их участники
1.3 Виды и классификация трастовых операций
2. Проведение трастовых операций в Pоссийской Федеpации
2.1 Анализ совершенствования доверительных операций в Pоссийской Федеpации
2.2 Характеристика трастовых услуг, предоставляемых отечественными банками
2.3 Механизм организации траст-отдела коммерческого банка
3. Перспективы совершенствования и развития трастовых услуг в Pоссийской Федеpации
Заключение
Список литературы

Работа состоит из  1 файл

мех сов траст опер.doc

— 191.00 Кб (Скачать документ)

В то время трастовые услуги использовалась банками, как правило, для ухода  от резервирования, возникающего при  стандартных банковских операциях. Эти банки как Менатеп, «Российский  кредит», Инкомбанк посредством дочерней компании «Траст-инвест» стали выполнять доверительные операции. Банк «Российский кредит» оказывал траст-услуги путём создания для клиентов инвестиционного портфеля из спекулятивных вложений в мягкие валюты, более длительных вложений в иностранные ценные бумаги. Оказание трастовых услуг через дочерние компании помимо явных положительных моментов, таких как, например, независимость от подразделений, способствующая созданию собственного имиджа, имеет и отрицательные стороны. Дочерняя компания не имеет маркетинговых преимуществ, которые есть у трастовой группы. В 1994 же году началось и правовое регламентирование процессов, связанных с выполнением доверительного управления имуществом. Российское законодательство весьма осторожно подходит к трастовым операциям, между тем, трастовые операции относятся скорее к "не-банковским", так как преследуют интересы в первую очередь клиента и требуют колоссальных затрат на расширение и совершенствование трастовых отделов в банках.

В конце 1995 - 96 гг. появились так  называемые паевые фонды инвестирования, которые оттягивали на себя денежные средства инвесторов. Эти фонды (ПИФы) оказывали услуги доверительного управления временно свободными средствами. Пocкoльку ПИФ не является юридическим лицом, то при привлечении средств частных инвесторов паевые фонды не платят налог на прибыль, что и является основным их преимуществом. Предоставляя трастовые услуги ПИФы помогали предприятиям оптимизировать финансовые потоки, сохранять валютную стоимость влoженных средств, снижать налоговые платежи. Управляющая компания анализирует возможности рынка и выполняют вложения средств ПИФа с установленными фондами целями. Сразу несколько разных по структуре паевых фондов могут находиться в управлении одной компании. Законодательно зафиксировано разделение управление средствами фонда и их хранение во избежание попыток злоупотребления средствами со стороны управляющей компании. Специализированный депозитарий контролирует операции со средствами пайщиков. Для пайщика инвестирование в ПИФ означает приобретение инвестиционного пая, который покупается, продаётся, передаётся по наследству и т. п. Приобретённый инвестиционный пай перепродаётся по более высокой цене. Путём покупки акций предприятия ПИФы выполняют прямое инвестирование в производство. Через покупку ПИФом корпоративных облигаций выполняется кредитование организаций. Предприятие имеет вместе с этим возможность сохранить валютную стоимость своих временно свободных средств в рублях, покупая паи фондов, формирующих портфели из валютных инструментов.

1995 - 1997 гг. ознаменовались созданием  отделов по работе с доверительными  услугами (траст-отделы) в надежных  банках с большым опытом ведения  бизнеса. Значительный уставный  капитал и обширная диверсификация  вкладов этих банков разрешали  им активно работать на биржевом и внебиржевом рынках кредитов, ценных бумаг, недвижимости. Осенью же 1997 года вышли нормативные документы, которые регламентировали проведение траст-операций. Основным нормативным документом для коммерческих банков по данному вопросу стала Инструкция Центрального Банка Российской Федерации № 63 от 02.07.97 г. «О порядке выполнения операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации». В настоящем документе даны четкие определения учредителя управления, доверительного управляющего, выгодопреобретателя, договора доверительного управления имущества. С появлением данного документа понятие траста в России как «услуги по доверительному управлению имуществом» окончательно закрепилось. Окончательное определение траста как «доверительного управления» весьма знaчительно, так как ранее необоснованно понимание траста как доверительной собственности приводило к противоречию с нормами российского законодательства и тормозило совершенствование рынка. С этого момента коммерческие банки стали развивать услуги по доверительному управлению. Стали создаваться специальные отделы, занимающиеся доверительным управлением, разрабатываться схемы оказания таких услуг. С активизацией совершенствования трастовых услуг возникли разные трудности в организации этих услуг. Западные банки тогда оказывали эти услуги через дочерние компании и через трастовые отделы. Опыт иностранных банков отечественными банками едва ли мог успешно использоваться из-за различий в регламентируемости отношений траста.

Положение ФКЦБ №37 «О доверительном  управлении ценными бумагами и средствами инвестирования в ценные бумаги»  от 17 октября 1997 г. вводит два дополнительных понятия: «деятельность по доверительному управлению ценными бумагами» и «деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги». Второе понятие является новым, развивающим законодательство, регулирующее доверительное управление в ином направлении. В понятии «деятельность по доверительному управлению средствами инвестирования в ценные бумаги» права доверительного управляющего принципиально ограничены - вместо предоставления права выполнять любые юридические и фактические действия с объектом доверительного управления ему вменяется в обязанность обеспечение строго целевого использования полученных средств. Также, если в отношении ценных бумаг доверительный управляющий должен действовать исключительно в интересах выгодоприобретателя, то в отношении средств инвестирования в ценные бумаги приоритет отдается интересам учредителя управления.

Положительные изменения в экономике 1997-1998 гг. вызвали некоторые изменения  в банковской деятельности, возросла потребность в получении большего количества банковских услуг в связи  с углублением рыночных отношений. Появились проблемы с поддержкой ликвидности банков, усилилась конкуренция. В 1998 г. возникли общие фонды банковского управления (ОФБУ), мобилизация активов которых является одной из форм работы банков с клиентами по доверительному управлению их имуществом. ОФБУ - имущественный комплекс, состоящий из денег и ценных бумаг, которые передаются в доверительное управление. Коммерческий банк выступает в качестве управляющего ОФБУ. Заинтересованность банка в формировании ОФБУ заключается в получении прав не создавать резервы, находящиеся в доверительном управлении и не принимать их в расчёт при определении экономических нормативов и, кроме того, в дополнительном доступе к ресурсам населения. ОФБУ имеет право совершать срочные сделки и работать с производными ценными бумагами, что запрещено ПИФ. В существующем законодательстве четко не определено, какие типы ОФБУ может создавать коммерческий банк (открытые, закрытые либо интервальные). Однако, вместе с этим обязана существовать четкая система контроля со стороны государства за деятельностью каждого вида ОФБУ. Решение о создании ОФБУ принимается правлением либо другим исполнительным и распорядительным органом кредитной организации, осуществляющим аналогичные функции, одновременно с утверждением Инвестиционной декларации и Общих условий создания и доверительного управления имуществом ОФБУ.

Кредитная организация может образовывать несколько ОФБУ ,операции и учет по которым ведется отдельно.

Между кредитной организацией, создающей  ОФБУ, и учредителями

управления, средства которых  аккумулируются, заключается договор. Данный договор заключается в  письменной форме в порядке, установленном  гражданским законодательством. Для  заключения договора доверительного управления кредитная организациям может опубликовать Общие условия (публичная оферта).

Доверительный управляющий  должен выдать на сумму внесенного имущества сертификат долевого участия.

Общие условия должны содержать описание прав и обязанностей учредителей доверительного управления, доверительного управляющего и выгодоприобретателей ОФБУ, описание видов имущества, принимаемого доверительным управляющим в ОФБУ, в случае принятия в доверительное управление ценных бумаг - описание механизма оценки их стоимости, сроки и размер предоставляемой учредителям доверительного управления отчетности, объем вознаграждения доверительного управляющего, порядок выплаты доходов выгодоприобретателям и порядок ликвидации ОФБУ.

С экономической точки  зрения в 1998 г. отечественные коммерческие банки создают в основном ОФБУ открытого типа. Единственным примером организации ОФВУ закрытого типа являлось создание такого Фонда Инкомбанком.

Дальнейшее совершенствование  ОФБУ разрешает клиентам банков выполнять  выбор между разными способами  инвестирования, а коммерческим банкам диверсифицировать риски, возникающие при проведении доверительных операций.

Следует отметить, что  доходность размещения активов в  ОФБУ превышает доходность размещения активов в банковские депозиты и  даже в ПИФы. Это объясняется, несколькими  факторами:

1.Преимущества ОФБУ по сравнению с банковскими депозитами: портфель Фонда формируется из различных видов активов (т.е.существует

диверсификация вложений, а следовательно можно регулировать доходность инвестиций);

2.Преимущество ОФБУ  по сравнению с ПИФами: снижение  инфраструктурных расходов (на содержание отдельно управляющей компании, специализированного депозитария, агента по размещению паев).

В 1999 г. стала активно  использоваться другая форма работы через специальные трастовые  отделы банка. Преимущество оказания трастовых услуг через траст-отделы заключается в возможности предложить клиенту более широкий спектр услуг и в coкрaщении стоимости обслуживания. Выделение в отдельную структуру трастового отдела - знaчительный принцип регулирования банковской деятельности в области трастовых операций. Это разрешает избежать “конфликта интересов” между клиентом и банком. “Правило стены” заключается в сознательном и официально объявленном банком организационном разделении трастового отдела и отделов, занятых текущими коммерческими операциями с клиентурой. Следуя «правилу стены» ни персонал трастовых отделов, ни их информация и документация не могут передаваться и не могут обсуждаться с сотрудниками иных отделов и, кроме того, запрещен переход сотрудников коммерческих отделов в трастовые и наоборот. Банки стремятся минимизировать расходы на изучение финансового состояния компаний и фирм и, кроме того, иметь возможность участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью.

В 2001 году выросло количество ПИФов (до 44). Число управляющих компаний, которые практически управляют фондами в значительной мере уступают количеству компаний, имеющих лицензию на доверительное управление имуществом паевых инвестиционных фондов. Это является показателем того, что возможен потенциальный рост спроса на их услуги.

Экономисты доказали, что на начало 2002 года в России работало 57 ПИФов. Сумма их чистых активов  по итогам восьми месяцев составляла около 11 млд. рублей. А в 2004 гг. общие  чистые активы ПИФов возрослись на 246 млн.

В настоящее время, не смотря на все преимущества, доверительное управление развивается достаточно медленно. Одними из основных причин можно назвать неподготовленность персонала банков, недостаточная разработка процедур проведения данных операций и, кроме того, недоверие потенциальных инвесторов.

Медленное совершенствование  трастовых услуг в России к  тому же обусловлено нежеланием инвестировать  деньги в реальный сектор экономики. Проблема в существовании реального  риска невозврата кредитов, которые  банк выдаёт предприятию либо другой организации. Вот почему банки рискуют не получить рассчитанную норму прибыли.

Следовательно, для развития доверительных услуг в коммерческих банках требуется доработать механизмы  проведения данных операций, улучшить организацию процесса их проведения, создать полноценную нормативную базу, осуществлять работу среди потенциальных клиентов по разъяснению принципов проведения операций доверительного управления.

Услуги доверительного управления являются, как правило, более  доходным для клиентов, а значит перспективными для банков по сравнению с иными способами размещения свободных активов. Развитие трастовых услуг даёт возможность банкам конкурировать с иными профессиональными участниками рынка ценных бумаг ( например с ПИФами). Как показывает практика на Западе, именно банки должны в перспективе вызвать у потенциальных клиентов максимальный интерес в качестве доверительных управляющих, так как клиент может спокойно доверить свои средства в управление банку, обладающему достаточным уровнем капитализации, с безупречной репутацией.

Почвой для процветания  доверительного управления может стать  исключительно стабильно растущий рынок. В настоящее время доверительные  операции - лишь малая доля всей массы  операций банка. На сегодняшний день основными операциями являются те, которые приносят стабильный доход: вкладно-ссудные и расчетное обслуживание клиентов. Однако прослеживается тенденция универсализации функций коммерческих банков, расширения предоставляемых ими клиентам услуг, в число которых включаются и операции по доверительному управлению имуществом.

2.2 Характеристика трастовых  услуг, предоставляемых отечественными  банками

В современной России наиболее актуальными являются агентские  трастовые услуги. К ним относятся:

1) Управление активами -- проведение операций с ценными бумагами, выполнение инвестиций по поручению клиента, формирование портфелей ценных бумаг;

2) Услуги по первичному  размещению ценных бумаг -- оказание  услуг по размещению ценных  бумаг на финансовых рынках  либо услуг по сопровождению размещения ценных бумаг.

Информация о работе Трастовые операции коммерческих банков