Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 08:45, дипломная работа

Описание

Целью данной работы является раскрытие теоретических основ управления качеством кредитного портфеля, рассмотрение характера современной практики управления качеством кредитного портфеля и формулирование основных направлений по ее совершенствованию.

Содержание

Введение
I. Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля
1.1 Понятия кредитного портфеля и его качества
1.2 Система элементов оценки качества кредитного портфеля
1.3 Функции и основные элементы системы управления кредитным портфелем банка
II. Анализ современной практики управления качеством кредитного портфеля и ее оценка
2.1 Современные подходы к управлению качеством кредитного портфеля
2.2 Анализ качества кредитного портфеля банка
III. Проблемы и направления современной практики управления качеством кредитного портфеля
3.1 Проблемы оценки качества и управления качеством кредитного портфеля
3.2 Направления развития системы управления качеством кредитного портфеля
Заключение
Список использованной литературы
Приложение 1. Система коэффициентов для сводной оценки качества кредитного портфеля
Приложение 2. Содержание элементов методики оценки качества сегмента кредитного портфеля в части ссуд юридическим лицам
Приложение 3. Классификация банковских рисков
Приложение 4. Классификация ссуд исходя из формализованных критериев оценки кредитных рисков
Приложение 5. Условный расчет размера кредитного риска
Приложение 6. Обновленная система оценки кредитоспособности хозяйствующих субъектов

Работа состоит из  1 файл

кредитный портфель-диплом.doc

— 446.00 Кб (Скачать документ)

 

Качество кредитного портфеля в  целом зависит от качества каждой отдельной ссуды, входящей в его состав, или качества портфеля однородных ссуд. Для классификации элементов кредитного портфеля по группам качества определяется количество групп качества и способы классификации. Стандартные подходы к оценке качества ссуд, обязательные к применению всеми кредитными организациями, установлены Банком России в Положении № 254-П. Качество ссуды оценивается, исходя из финансового положения заемщика и его способности обслуживать основной и процентные долги. При этом, деятельность заемщика должна носить легальный характер с реальными денежными потоками и приносить доходы, достаточные для погашения задолженности перед банком (или несколькими банками).

В основу критериев оценки финансового  состояния заемщика заложен комплексный анализ его производственной и финансово-хозяйственной деятельности, а также иных имеющихся о нем сведений, с применением банками различных методик расчетов и оценки показателей деятельности.

Для оценки качества ссуд важна добросовестность заемщика, то есть хорошая история обслуживания им долга, а также имеющаяся о нем в банках кредитная история. Показателем своевременности возврата ссуды является отсутствие просроченной задолженности по ссуде и процентным платежам. Просроченная задолженность при этом дифференцируется по длительности; также принимается во внимание количество случаев и причины переоформления кредитного договора.

Наличие обеспечения по ссуде принимается  во внимание только при формировании резерва на возможные потери, но не при определении качества ссуды, поскольку в банковской практике по разным причинам возникают юридические трудности при реализации прав на принятое обеспечение. Показателем обеспеченности ссуд выступает наличие ликвидного залога, достаточного для погашения основного долга, процентов по нему и возможных издержек, связанных с реализацией залоговых прав.

Оценка финансового состояния  заемщика и его добросовестность позволяют банку оценить качество ссуды по одной из пяти категорий: безрисковые (или стандартные – 1 категория качества) и обесцененные (с величиной риска от 1% до 100% – 2-5 категории качества).

Особое внимание при оценке качества кредитного портфеля следует уделять  кредитам:

  • сумма которых составляет более 5% общего капитала банка;
  • предоставленным акционерам, инсайдерам и связанным с банком лицам, группам связанных лиц;
  • величина которых превышает 50% чистых активов заемщика (группы связанных заемщиков);
  • реструктурированным, существенные условия первоначального договора по которым изменены в сторону, более благоприятную для заемщика;
  • возникшим в результате прекращения ранее существовавших обязательств заемщика новацией, предоставлением отступного (в том числе переуступка прав требования);
  • предоставленным на срок более 6 месяцев с выплатами по основному долгу или процентам не ране, чем через 6 месяцев после выдачи ссуды;
  • платежи по которой осуществляются за счет средств, предоставленных заемщику банком-кредитором прямо или косвенно;
  • отнесенным к нестандартным, сомнительным или убыточным (проблемным).

Негативное влияние на качество кредитного портфеля оказывают проблемные кредиты – задолженность, по которой у банка возникли сомнения в отношении финансового состояния заемщика или обеспечения. Их влияние на качество кредитов проявляется через: возникновение у банка прямых убытков от невозврата ссуд и неуплаты процентов; замораживание средств в недоходных активах; подрыв деловой репутации банка и доверия к нему со стороны кредиторов и вкладчиков; отток из банка квалифицированных кадров вследствие снижения прибыльности банка и материального стимулирования.

Кроме того, при анализе "неработающих" кредитов повышенного внимания требуют:

  • кредиты (основная сумма и проценты), просроченные более чем на 30, 90, 180 и 360 дней;
  • причины появления таких кредитов;
  • существенная информация по неработающим кредитам;
  • достаточность сформированных резервов на возможные потери и порядок использования таких резервов;
  • степень влияния таких ссуд на уровень доходности и рентабельности банка.

1.3 Функции и основные элементы  системы управления кредитным портфелем банка

 

Формирование и анализ кредитного портфеля позволяют банку более  четко выработать тактику и стратегию  развития, его возможности в кредитовании клиентов и развитии деловой активности. Значение управления кредитным портфелем  проявляется через некоторые функции.

Аналитическая функция. Банк на основе определенных критериев и показателей анализирует движение своих кредитов и прогнозирует их дальнейшее развитие. С экономической точки зрения, взаимодействуя с внешней средой, банк при формировании кредитного портфеля отбирает наиболее и наименее рациональные направления, сферы применения кредита. В этом смысле кредитный портфель классифицирует сферы применения ссуд, делит клиентов на определенные группы, определяет предпочтение банка среди них, уровень доходности и надежности ссуд.

Вторая функция управления кредитным  портфелем обеспечивает диверсификацию кредитного риска, позволяющую минимизировать или ограничить его.

Управление кредитным портфелем  дает банку возможность развивать  или сдерживать кредитные операции, улучшать их структуру, определять степень защищенности от недостаточно качественной структуры выданных ссуд. Последовательный подход к управлению кредитным портфелем может значительно улучшить показатели деятельности банка, укрепить его финансовую надежность и повысить рейтинг.

Управление кредитным портфелем  основывается на некоторых экономических  и организационных принципах.

1. Управление кредитным портфелем  взаимосвязано с управлением  другими видами деятельности банка, например, ликвидностью, доходами. В свою очередь, масштабы и качество кредитов напрямую зависят от величины собственных средств банка, структуры привлеченных средств, культуры кредитования, уровня организации и функционирования общей системы управления в банке.

2. Анализ кредитного портфеля носит всесторонний характер, а качество кредитного портфеля зависит от качества отдельной ссуды или их однородной группы.

3. Анализ кредитного портфеля  представляет собой систематическое  наблюдение за деятельностью  банка, что позволяет оценивать состав и качество кредитов в динамике.

4. Данные, полученные по результатам  анализа кредитов, дают возможность  их применения для принятия  в оперативном порядке управленческих  решений различными подразделениями  банка, участвующих в процессе  кредитования.

5. Управление кредитным портфелем  предполагает использование различных  критериев оценки и систем  показателей деятельности банка  в кредитной сфере. При этом значение таких критериев и состав показателей определяются банком самостоятельно, исходя из собственного накопленного опыта и известной мировой практики.

В процессе управления кредитным портфелем  банкам необходимо руководствоваться  базовыми компонентами, например: подчиняться  правилам управления рисками; соблюдать  установленные лимиты кредитования; следовать приоритетам при кредитовании субъектов и объектов.

Существуют определенные правила  управления кредитными рисками, которых целесообразно придерживаться при реализации кредитной политики и управлении кредитами, в частности:

- нельзя рисковать больше, чем это позволяет величина собственных средств банка;

- необходимо просчитывать последствия  принятого риска;

- нецелесообразно осуществлять  операцию с риском, большим величины  предполагаемого дохода по ней;

- принимать положительное решение  по риску при отсутствии сомнений; в случае их наличия – принимать отрицательное решение;

- предпринять поиск альтернативных  решений, ведущих к минимизации  риска.

Управление кредитным портфелем  рассматривается экспертами с двух позиций: на макро- и микроуровнях. Так, на макроуровне осуществляется анализ и регулирование кредитных отношений во взаимосвязи с макроэкономическими (народно-хозяйственными) пропорциями, увязывая объемы и структуру кредитных вложений в экономику с решением задач по увеличению валового внутреннего продукта, развитию денежного оборота, инвестиций, снижению инфляции. На микроуровне предусматривается разработка и соблюдение стратегии развития кредитных операций каждого отдельного банка; поиск и отбор клиентов, изучение их потребностей и кредитоспособности; контроль в процессе использования заемщиком кредита.

На всех уровнях управления кредитами  предусматривается аналитическая  и организационная работа в области  формирования информационной базы; планирования и регулирования направлений  развития, надзора и контроля; разработки мероприятий по совершенствованию процесса кредитования.

Участниками процесса управления кредитом являются не только кредитные организации, но и сами заемщики – путем организации  у себя контроля над целевым использованием кредита, принципами и условиями кредитования. Управление кредитами поэтому определяется как деятельность, направленная на регулирование кредитных отношений в целях обеспечения эффективного функционирования как кредитора, так и заемщика.

Для банка управление кредитами направлено, с одной стороны, на повышение доходности, с другой стороны, на обеспечение ликвидности. Кредитные операции являются основным видом деятельности для банков в силу своего преобладания в структуре активов и обеспечения доходности. При этом задача банков состоит не только в получении прибыли, но и в обеспечении своей надежности, что повышает требования к кредитам, как к устойчивому источнику банковских доходов и ликвидности банка. Вместе с тем, управление кредитами должно быть направлено и на обеспечение сохранения свойств кредита как формы возвратного авансирования потребностей клиентов в дополнительном капитале, то есть на обеспечение возврата заемщиками полученных кредитных средств.

Управление кредитным портфелем  и управление качеством кредитного портфеля не одинаковые понятия. Управление кредитным портфелем более широкий термин; его можно рассматривать в аспекте решения более общих задач обеспечения надежности и устойчивости коммерческого банка, в аспекте удовлетворения потребностей клиентов в дополнительных денежных средствах. Управление качеством кредитного портфеля представляет более частную задачу, связанную с разработкой банком комплекса действий, относимых к сфере совершения им активных и пассивных операций в целом и процессу кредитования в частности; направленных на удовлетворение потребностей клиентов с одной стороны, и повышению доходности банка при допустимых уровнях кредитного риска и ликвидности, с другой стороны.

Разработка механизмов управления качеством кредитного портфеля предусматривает определение:

- критериев оценки задолженности,  образующей кредитный портфель;

- структуры кредитного портфеля  в размере классификационной  группы кредитов;

- состава показателей, необходимых  для оценки ссудной задолженности;

- качества кредитов, в том числе с позиции риска по каждой группе и всей совокупности кредитов;

- причин изменения структуры  кредитного портфеля;

- достаточной величины резерва  для покрытия нерационального  размещения ссуд;

- круга мероприятий по улучшению  качества и структуры кредитного портфеля, управления кредитным портфелем.

Управление кредитным портфелем  является эффективным тогда, когда  в кредитной организации создана  и функционирует целостная система  процесса кредитования. Как правило, она состоит из нескольких блоков:

1. Фундаментальный. Предусматривает  разработку стратегии развития банка; определение целевых ориентиров деятельности; утверждение кредитной и процентной политики, политики по управлению ликвидности; условий кредитования; текущих и перспективных планов кредитования; кодека корпоративной (кредитной) культуры.

2. Правовой. Наличие свода федеральных  законов и нормативных документов  Банка России, регулирующих деятельность  кредитных организаций в сфере  кредитования.

3. Объекты кредитования. На данном  уровне осуществляется изучение и оценка потенциального заемщика; изучение кредитной заявки и пакета документов к ней; оценка финансового состояния заемщика; определение и отбор наиболее эффективных проектов кредитования; оценка обеспечения кредита; оценка кредитоспособности заемщика и уровня кредитного риска по ссуде.

4. Организационно-аналитический. Включает  разработку структуры аппарата  управления, стандартов и процедур  кредитования; определение иерархии  прав и полномочий при принятии  управленческих решений; освоение и внедрение новых видов кредита; организация процесса выдачи и погашения кредитов; мониторинг кредитного портфеля, контроль за кредитными операциями.

5. Кредитная инфраструктура. Включает  информационное, методическое, кадровое  обеспечение; систему безопасности; механизм взаимодействия подразделений в процессе кредитования.

Система управления кредитным портфелем  функционирует при наличии всех блоков и взаимодействии их друг с  другом.

Процесс управления кредитным портфелем, как и любым другим направлением деятельности, по своему содержанию состоит из отдельных подсистем.

1. Планирования – разработки  перспективных и текущих планов  кредитования, новых кредитных продуктов  и услуг; составления прогнозов,  сметы расходов на реализацию  кредитных проектов; разработка организационной структуры и планирование персонала; расчета ожидаемых финансовых результатов (все мероприятия проводятся в рамках банковской стратегии развития).

2. Анализа – оценки деятельности  банка в сфере кредитования; сопоставления  фактически достигнутых результатов в кредитовании с прогнозными значениями.

Информация о работе Теоретические основы управления качеством кредитного портфеля