Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 12:24, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы – на основе анализа современного состояния денежного обращения и денежной массы в Российской Федерации разработать направления совершенствования денежного обращения и денежной массы
Для достижения указанной цели поставлено решение следующего ряда задач:
- рассмотреть понятие, сущность и структуру денежного обращения и денежной массы;
- выявить современные проблемы организации денежного обращения и денежной массы в России

Содержание

Введение 5
1. Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы 7
Сущность и структура денежного обращения 7
1.2 Экономическое содержание денежной массы 14
1.3 Проблемы организации денежного обращения и денежной массы в России 19
Современное состояние денежного обращения и денежной массы в Российской Федерации 23
Анализ динамики и современных тенденций развития наличного и безналичного денежного обращения в РФ 23
Оценка динамики и структуры денежной массы в РФ 29
Анализ основных тенденций и особенностей состояния денежного обращения и денежной массы на региональном уровне 32
Направления совершенствования денежного обращения и денежной массы 39
3.1 Пути совершенствования порядка формирования и регулирования денежной массы в России 39
3.2. Направления развития денежного обращения РФ 41
3.3. Зарубежный опыт регулирования денежного оборота и денежной массы и возможности его использования в России 48
Заключение 54
Список использованных источников 58

Работа состоит из  1 файл

курсовая Денежное обращение и денежная масса.doc

— 1.10 Мб (Скачать документ)

Что касается государственных  краткосрочных ценных бумаг, то объективно они являются самыми надежными и  ликвидными из всех видов ценных бумаг. Их гарантом выступает государство. Кроме того, данные краткосрочные бумаги являются бумагами с быстрым сроком погашения. Высокая надежность обеспечивает быструю продажу их на фондовых биржах.

Многие государства с  развитой экономикой при расчете  агрегата М2 учитывают денежные средства, вложенные в государственные краткосрочные бумаги. Однако сегодняшнюю ситуацию на российском рынке ценных бумаг, связанную с невозможностью государства рассчитаться по своим долговым обязательствам, можно считать форс-мажорной также и по отношению к принятой схеме денежных агрегатов.

Следует отметить, что сложившаяся  в России ситуация иллюстрирует причины, по которым эти ценные бумаги не могут по своей ликвидности быть отнесены к агрегатам МО и М1, так  как их обладатели не могут реализовать  их по указанному номиналу, не говоря уже о прибыли.

Разновидностью денежного  агрегата М2 является показатель М2Х. В  его состав включаются все виды депозитов  в иностранной валюте, номинированные в рублевом эквиваленте. При внутригосударственных  расчетах владелец иностранной валюты должен обратить ее в рубли, что вызывает некоторые потери времени и средств, связанные с оплатой налога на куплю-продажу иностранной валюты.

Согласно ст. 43 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ ЦБ РФ «может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы».

В Российской Федерации параметр М2 считается показателем, который  признается достаточным для осуществления  текущей денежно-кредитной политики Центральным банком РФ.

4. Денежный агрегат М3  содержит агрегат М2 плюс депозитные  сертификаты плюс ценные бумаги, обращающиеся на денежном рынке.

Депозитный сертификат —  это письменное свидетельство кредитного учреждения о депонировании денежных средств, удостоверяющее право юридического лица на получение по истечении установленного срока депозита и процентов по нему.

В число ценных бумаг входят также коммерческие векселя, выписанные предприятиями. Так как эта часть  денежных средств, вложенных в ценные бумаги, создается не банковской системой, то она находится под контролем не только предприятий — участников вексельной сделки, но и банка, поскольку превращение векселя в средство платежа требует, как правило, акцепта банка. Акцептуя вексель, банк выступает гарантом его оплаты в случае неплатежеспособности предприятия-плательщика.

 

    1. Проблемы организации денежного обращения и денежной массы в России

 

В условиях переходной экономики  меняется положение денежных властей  и исходящее от них регулирование  денежного оборота. Центр тяжести принятия экономических решений переместился с государственного на уровень частных лиц и предприятий. Дефицит товаров и услуг сменился дефицитом денег; экономика предложения превратилась в экономику спроса. Путем выделения особенностей национальной экономики и денежного оборота можно определить проблемы его регулирования, включая степень ответственности денежных властей за их судьбы.

Первая группа проблем  регулирования денежного оборота  связана с преимуществами рыночной экономики. Внешние факторы доминируют при постановке и решении этой группы проблем.

1. Управляемость и режимы  курса национальной валюты позволяют  определить способность денежных  властей сглаживать его колебания.  Укрепление номинального курса  национальной денежной единицы  дает сигнал участникам рынка о пересмотре своих инвестиционных портфелей, а участникам денежного оборота - о необходимости применения мер для его оптимизации. Денежные власти часто выступают за укрепление реального курса национальной валюты как показателя позитивного воздействие на экономику. Либерализация валютного регулирования (и внешнеторговой деятельности) в условиях современных рыночных отношений налицо. Необходимость обязательной продажи валюты на внутреннем валютном рынке демонстрирует неверие в существование нормального валютного рынка. Денежные власти, таким образом, констатируют факт неверия в то, что стабильность национальной валюты определяется конкурентоспособностью ее товаров и состоянием платежного баланса, полагая, что наилучший способ защиты стабильности это валютные интервенции, которые не сдерживают оттока капитала (что необходимо для приведения в равновесие платежного баланса страны). Валютные ограничения на капитальные операции выполняют две функции - ограничение интернационализации национального бизнеса и притока иностранного кратка, срочного капитала, что является частью неблагоприятного инвестиционного климата.

 

Важное значение приобретает  накопление золотовалютных резервов денежными  властями как показатель обеспечения  денежной эмиссии с сомнительным эффектом (возможны угроза неполучения кредитов от международных финансовых организаций и постепенная девальвация при необходимости использования валютных резервов для поддержания курса национальной валюты). В этих условиях усиливается регулирование денежного оборота в зависимости от состояния платежного баланса страны (рост валютных резервов может служить фактором стагнации национальной экономики). Центральный банк часто провоцирует валютные кризисы при склонности к девальвации. Некоторые страны вводят режим «валютного управления» в зависимости от относительного размера экономики, степени ее открытости, однородности экономических структур, экспортной диверсификации, мобильности трудовых ресурсов и международных капиталов, способности противостоять макроэкономическим потрясениям.

Денежные власти строят свою политику исходя из постулатов классической рыночной экономики:

- рост денежной массы  равнозначен росту спроса на  товары и услуги (в той части,  которая поступает на рынки  и при недостатке денег для  текущих расчетов и др.);

- рост спроса на деньги  равнозначен росту цен (при  снижении влияния факторов производства  и увеличении издержек).

- оживление рынка государственных  бумаг часто связано с необходимостью  обслуживать внешний государственный  долг за счет внутреннего. Это искажает перспективы нормального развития финансового рынка и денежного оборота страны.

- по мере развития межбанковского  рынка принципиальное значение  приобретает выявление сходства  и различий биржевого и межбанковского  денежного рынков с точки зрения воздействия регулирования на ликвидность банковской системы.

Вторая группа проблем  регулирования денежного оборота  ориентирована на формирование рыночной экономики и возможные нарушения  в ходе ее создания. В этих условиях, при регулировании денежного оборота, важно определить связи (зависимости) важнейших денежных показателей и их поддержание: денежной массы и инфляции; скорости реакции экономики на сигналы денежных властей; использования инфляционного таргетирования; роста денежной массы за счет сдерживания роста денежной базы и денежного мультипликатора.

Спорные утверждения и  неоднозначное поведение денежных властей вызывают различные оценки исследователей. В своих прогнозах  денежные власти исходят из существования  прямой зависимости между количеством денег и инфляцией (правильно ли говорить об излишней массе в обороте при обслуживании его значительной части суррогатами, взаимозачетами и сохранением значительной просроченной задолженности).

Денежные власти способны лишь временно сглаживать резкие колебания конъюнктуры, а не решать структурные проблемы экономики.

При эмиссии денег путем  покупки иностранной валюты возникает  фактор инфляции, экономика не готова воспринять излишек денег. Стерилизацию излишней денежной массы проводит центральный  банк путем перевода банковской ликвидности на депозиты центрального банка, повышения экспортных пошлин на нефть, увеличения выплат из бюджета по внутреннему долгу, наращивания денежных средств на счетах правительства.

Меры денежных властей  по ограничению кредита и повышению процентных ставок, уменьшению спроса на деньги также достаточно неадекватны сложившейся ситуации: устанавливаются ставки по операциям центрального банка, но не происходит регулирования ставки процента в экономике. Центральный банк выступает на открытом рынке ценных бумаг в роли продавца, а не покупателя (продажа облигаций повышает их доходность и ставку процента, сокращает банковскую ликвидность и кредиты, увеличивает государственный долг и обременяет федеральный бюджет, - в итоге тормозит экономический рост).

Третья группа проблем  регулирования денежного оборота  связана с характеристикой национальной экономики. Уровень монетизации  экономики и пределы ее повышения  требует внимания денежных властей  к доле наличных денег в денежной массе и процессу долларизации экономики, которому подвержены многие страны с развивающейся экономикой (ориентация на диверсификацию валютной составляющей денежного и платежного оборотов). В России, при снижении доли бартера в денежных расчетах с 47 % до 19 % и ниже, уровень монетизации экономики остается Низким -16% (2001 г.), как и коэффициент денежного мультипликатора- (1-1,5).

Преждевременно утверждение  о полном отсутствии условий для  резкого увеличения темпа инфляции (рост экспорта и импортозамещения; ограничение платежеспособного спроса и экономического роста подтверждают необходимость постоянного внимания денежных властей к вопросам непредсказуемого роста инфляции и оптимизации функционирования денежного оборота).

В этих условиях необходимо обсуждение денежно - кредитной политики с учетом неопределенности развития экономики, стремления быстрее закрепить наметившееся ее поступательное движение при одновременной неуверенности возможности его обеспечения.

Регулирование денежного  оборота направлено не только на сдерживание инфляционного процесса, но чаще на исправление деформации денежных отношений.

Состояние ликвидности национальной банковской системы (с учетом ее роста  и возможных мер стерилизации) требует четкого определения  источников расширения денежной базы, эффективного использования инструментов денежно - кредитной политики. При незрелости финансовых рынков обнажается факт отсутствия рыночных инструментов управления денежным предложением, что крайне неблагоприятно сказывается на эффективности регулирования денежного оборота. В плане ее усиления остается приоритетным выяснение устойчивости банковской системы путем повышения привлекательности национальной валюты как средства сбережения (это предусматривает, в частности, принятие законов о страховании вкладов населения).

Перед денежными властями встает проблема ответственности за конкурентоспособность хозяйствующих  субъектов, т.е. выяснение положения  дел в реальном секторе экономики  и защиты национального производителя. Формирование способности адекватной реакции субъектов реального сектора во многом зависит от поведения денежных властей, их возможности увеличить денежное предложение. Уверенность денежных властей в правоте предпринимаемых действий приводит к деформации денежных отношений и слабой связи банков с реальным сектором экономики. Вторичность денежных отношений по отношению к материальному производству подстегивается приоритетом создания денежной массой только банками, главным образом - центральным банком.

Для урегулирования денежного  оборота важна проблема финансовых разрывов при определении источников погашения государственного долга - за счет дополнительных доходов или привлечения средств от экспортно-импортной деятельности. Проблема рисков для действий центрального банка обусловлена возможностью появления конфликта интересов с Минфином в части погашения задолженности; а также с органами, регулирующими фондовый рынок. Формирование различных структур и подходов к реализации идеи поддержания отечественного производителя часто приводит к искажению и усилению рисков при регулировании денежного оборота. В российских условиях есть немало примеров конфликтов и искажений в процессе регулирования за последние годы, например - возбуждение дела против Банка России Министерством по антимонопольной политике по ограничению конкуренции на рынке финансовых услуг (при выдаче лицензий на определенные виды деятельности), а также выборочный отзыв лицензий у банков - банкротов.

Проблема финансовых разрывов и высоких рисков подчеркивает необходимость соблюдения института  независимости центрального банка, а также согласования и соподчинения интересов всех структур, участвующих в процессе регулирования денежного оборота.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Современное состояние денежного обращения и денежной массы в Российской Федерации

 

 

2.1 Анализ динамики и современных тенденций развития наличного и безналичного денежного обращения в РФ

 

Налично-денежный оборот России обслуживает денежно  – товарные и нетоварные отношения. Каждая часть наличного денежного  оборота обслуживает свою сферу  рыночных отношений, причем деньги свободно переходят из одной части денежного оборота в другую, что позволяет оперативно перебрасывать их из одной сферы рыночных отношений в другую в соответствии со складывающейся в результате действия закона спроса и предложения конъюнктурой рынка.

Таким образом, можно сформулировать две основные задачи, которые решает наличный денежный оборот, обслуживая систему рыночных отношений, что и определяет его  роль: денежный оборот, перераспределяя  деньги между своими частями, обеспечивает свободный перелив капитала из одной сферы рыночных отношений в другую, тем самым осуществляя их взаимосвязь: в денежном обороте создаются новые деньги, обеспечивающие удовлетворение потребности в них всех сфер рыночных отношений.

Наличный денежный оборот в условиях перехода России к рыночной модели экономики обслуживает не только рыночные, но и распределительные отношения в хозяйстве. Это, прежде всего, финансовые отношения, связанные с существованием федерального и местного бюджетов; кредитные отношения, связанные с предоставлением центральным банком кредитов правительству, а также льготных кредитов коммерческим банкам.

Информация о работе Теоретические аспекты исследования денежного обращения и денежной массы