Сущность кредита. Субъекты кредитных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2013 в 21:59, контрольная работа

Описание

С позиций экономики кредит представляет собой самостоятельную экономическую категорию — совокупность экономических отношений между экономическими субъектами по поводу объекта экономических отношений.
Также кредит определяется в экономике как движение ссудного капитала, представляющего собой обособленную часть денежного капитала, которая предоставляется собственником в ссуду на условиях возвратности за плату в виде процентов.

Работа состоит из  1 файл

денги, кредиты, банки.doc

— 209.50 Кб (Скачать документ)

Основными функциями коммерческих банков являются следующие:

посредничество в кредите; посредничество в платежах; аккумуляция сбережений и превращение их в инвестиции; эмиссионное – учредительская; консультационное обслуживание; создание и уничтожение денег; передача импульсов монетарной политике центрального банка.

 

 

ПАССИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Операции  коммерческого банка условно  делятся на три основные группы: пассивные(привлечение средств); активные (размещение средств); и активно-пассивные операции (посреднические, трастовые и пр.).

Пассивные операции — операции по привлечению средств в банки, формированию ресурсов последних. Значение пассивных операций для банка очень велико. К ним относятся: привлечение средств на расчетные и текущие счета юридических и физических лиц; открытие   срочных   счетов   граждан, предприятий и организаций; выпуск ценных бумаг; займы, полученные от других банков, и т. д.

В зависимости  от экономического содержания пассивные операции, связанные с привлечением средств, делятся на:

  1. депозитные, включая получение межбанковских кредитов;
  2. эмиссионные (размещение паев или ценных бумаг банка).

Ресурсы банка состоят из заемных средств и собственного капитала.

Функции собственного капитала:

1. Защитная — главная функция, состоит в защите интересов вкладчиков, означает возможность выплаты компенсации вкладчикам в случае ликвидации банка. Собственный капитал позволяет сохранять платежеспособность банка путем создания резерва активов, позволяющих банку функционировать, несмотря на угрозу появления убытков.

2. Оперативная функция — обеспечивает начало успешной работы банка, для чего требуется стартовый капитал, который используется на приобретение земли, зданий, оборудования, а также создание финансовых резервов на случай непредвиденных убытков. На эти цели используется также собственный капитал.

3. Регулирующая функция — связана с особой заинтересованностью общества в успешном функционировании банков, а так же с законами и правилами, позволяющими государственным   органам   контролировать проводимые операции.

Собственный капитал банка — основа наращивания объемов его активных операций. Поэтому для каждого банка чрезвычайно важно находить источники его увеличения.

 

АКТИВНЫЕ  ОПЕРАЦИИ КОМЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Активные  операции — операции, посредством которых банки размещают имеющиеся в их распоряжении ресурсы для получения прибыли и поддержания ликвидности. По экономическому содержанию активные операции делятся на: 1) ссудные (учетно-ссудные); 2) расчетные; 3) кассовые; 4) инвестиционные и фондовые; 5) гарантийные.

1. Ссудные операции — операции по предоставлению (выдаче) средств заемщику на началах срочности, возвратности и платности. Ссудные операции, связанные с покупкой (учетом) векселей либо принятием 
векселей в залог, представляют собой учетные (учетно-ссудные) операции.

Виды  ссудных операций можно выделять в разные категории по целому ряду критериев: тип заемщика; способ обеспечения; сроки кредитования; характер кругооборота средств назначение (объекты кредитования); вид открываемого счета; порядок выдачи средств, метод погашения ссуды; порядок начисления и погашения процентов; степень риска вид оформляемых документов и др.

2. Расчетные операции — операции зачислению и списанию средств со счетов клиентов, в том числе для оплаты их обязательств перед контрагентами. Коммерческие банки   производят  расчеты   по  правилам формам и стандартам, установленным Банком России, при отсутствии правил проведения отдельных видов расчетов — по договоренности между собой, при выполнении международных расчетов — в порядке, установленном федеральными законами и правилами, принятыми в  международной банковской практике.

  3. Кассовые   операции   —   операции по приему и выдаче наличных денежных средств.

  1. Инвестиционные операции — операции  по инвестированию банком  своих средств в ценные бумаги и паи небанковских структур в целях совместной хозяйственно-финансовой и коммерческой деятельности, а также размещенные в виде срочных вкладов в других кредитных организациях.
  2. Гарантийные операции — операции по выдаче банком гарантии (поручительства) уплаты долга клиента третьему лицу при   наступлении  определенных условий; приносят банкам доход также в виде комиссионных.

 

КОМИССИОНЫЕ (АКТИВНО-ПАССИВНЫЕ) ОПЕРАЦИИ КОМЕРЧИСКИХ  БАНКОВ.

Активно-пассивные  операции банков — комиссионные, посреднические операции, выполняемые банками по поручению клиентов за определенную плату — комиссию. Эта группа банковских операций обычно называется услугами.

Виды  услуг: а) расчетные услуги, связанные с осуществлением внутренних и международных расчетов; б) трастовые услуги по купле-продаже банком по поручению клиентов ценных бумаг, инвалюты, драгоценных металлов; в) посредничество в размещении акций и облигаций; г) бухгалтерское и консультационное обслуживание клиентов и др.

Комиссионные  операции — операции, осуществляемые банками по поручению, от имени и за счет клиентов; приносят банкам доход в виде комиссионного вознаграждения.

Также различают:

  1. операции по инкассированию дебиторской задолженности (получение денег по поручению клиентов на основании различных денежных документов);
  2. переводные операции;

  3) торгово-комиссионные (торгово-посреднические) операции (покупка и продажа для клиентов ценных бумаг, драгоценных металлов; факторинговые, лизинговые и др.);

  1. доверительные (трастовые) операции;
  2. операции по предоставлению клиентам юридических и иных услуг.

Кроме того, все  операции банка разделяются на:

— ликвидные и неликвидные;

— операции в рублевом и валютном выражении;

— регулярные (совершаемые банком - периодически) и иррегулярные (носящие для банка случайный, эпизодический характер);

— балансовые и забалансовые. 
Забалансовые операции — широкий круг операций, как правило, не отражающихся в официально публикуемых банковских балансах или помещенных под чертой в разделе «контр-счетов». Банки проводят их с целью привлечения средств (пассивные операции) и с целью их размещения (активные). Если данные операции проводятся банком за вознаграждение (комиссию) по поручению клиента, то их относят к активно-пассивным операциям, или банковским услугам.

 

 

ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМЕРЧЕСКИХ БАНКОВ.

Финансовые  риски подразделяются на: риски, связанные с покупательной способностью денег; инвестиционные риски; кредитные риски и риски прямых финансовых потерь.

К рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся: инфляционные и дефляционные риски, валютные риски, риски ликвидности.

Инвестиционные  риски включают следующие подвиды: риск упущенной выгоды, риск снижения доходности, риски прямых финансовых потерь.

К процентным рискам относится опасность потерь в результате превышения процентных ставок, выплачиваемых по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам, а также риски инвесторов в связи с изменением доходов на рынке ценных бумаг.

Кредитный риск — опасность неуплаты заемщиком основного долга и процентов, а так же того, что эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

Финансовый  риск определяется математически выраженной вероятностью наступления потери на основе статистических данных. Чтобы определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого либо отдельного действия (операции) и вероятность самих последствий.

Минимизация рисков — это борьба за снижение потерь (управлением рисками). Этот процесс включает: предвидение рисков, определение их вероятных размеров и последствий, разработку и реализацию мероприятий по предотвращению или минимизации связанных с ними потерь. Это предполагает разработку каждым банком собственной стратегии управления рисками, то есть основ политики принятия решений таким образом, чтобы своевременно и последовательно использовать все возможности развития банка и одновременно удерживать риски на приемлемом и управляемом уровне.

Цели  и задачи стратегии управления рисками определяются постоянно изменяющейся внешней экономической средой. Изменениями внешней среды в банковском деле являются: инфляция; рост количества банков и их филиалов; регулирование конкуренции между банками со стороны ЦБ и других государственных органов; перераспределение рисков между банками при участии ЦБ; расширение денежного и кредитного рынков; появление новых видов банковских услуг; усиление конкуренции и т.п.

Банк  должен уметь выбирать такие риски, которые он может правильно оценить и которыми он способен эффективно управлять.

В основу банковского управления рисками должны быть положены следующие принципы: прогнозирование возможных убытков или ситуаций, способных принести убытки, их количественное измерение; хеджирование (страхование) рисков, экономическое стимулирование их уменьшения; координируемый контроль рисков по всем подразделениям и службам банка, наблюдение за эффективностью процедур управления рисками.

Завершающий, важнейший этап процесса управления рисками — предотвращение возникновения рисков или их минимизация. Соответствующие способы вместе со способами возмещения рисков составляют содержание так называемого регулирования рисков.

 

ОСНОВЫ  БАНКОСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.

Под банковским менеджментом понимают управление деятельностью банка по различным ее направлениям, в том числе управление: депозитными, ссудными, расчетно-кассовыми операциями, ликвидностью, доходностью банка, рисками, персоналом. Основа менеджмента — правильная постановка цели и выбор соответствующих инструментов и методов ее достижения.

Под стратегией коммерческого банка понимается разработка мер наиболее эффективной его деятельности. Цель коммерческого банка определяется с позиции его доходности, рентабельности, ликвидности, структуры баланса, направлений его деятельности (депозитная политика, политика на финансовом рынке, в области кредитования, ссудного процента и др.). В каждом конкретном случае могут быть общие цели (в целом по банку, на перспективу) и частные цели, формируемые как текущие задачи.

Наряду  со стратегической ориентацией банка, определяющей успех банковской деятельности, можно также выделить качество и квалификацию менеджмента, его маркетинговую активность. Западные банки смогли сделать качественный скачок в своем развитии, прежде всего благодаря налаженному менеджменту и маркетингу.

Особенности маркетинга в банковской сфере обусловлены спецификой банковской продукции. Под термином «банковская продукция» подразумевается любая услуга или операция, совершенная банком.

Банковский  маркетинг представляет собой определенный набор технических приемов, целью применения которых является удовлетворение потребностей клиентов доходным для банка образом. Основные направления банковского маркетинга включают удовлетворение потребностей клиентов путем дифференциации услуг при заинтересованности работников в результатах своего труда для достижения рентабельности банка.

Понятие маркетинга в банковской сфере дополнительно включает:

  • выявление существующих и потенциальных рынков банковских услуг;
  • выбор сфер наиболее выгодного предложения банковских услуг и определение соответствующих потребностей клиентов;
  • установление кратко- и долгосрочных целей развития существующих и создания новых видов услуг;
  • предложение услуг таким образом, чтобы заинтересовать клиентов при условии постоянного контроля за качеством выполнения услуг и получения прибыли от их проведения.

Основными приемами банковского маркетинга выступают  общение с клиентом, обеспечение  рентабельности и дивидендов акционерам, создание преимуществ для клиента при пользовании услугами банка по сравнению с продуктами других кредитных и небанковских учреждений, материальная заинтересованность работников банка в продаже услуг.

В рамках общения с клиентами банковский маркетинг подразделяется на:

Активный  маркетинг включает в себя: прямой маркетинг, т.е. активную рекламу, использующую почту, телефон и телевидение; опрос широких групп населения; личное общение с потенциальным клиентом, изучение его потребностей, в т.ч. в процессе банковской работы.

Пассивный маркетинг — опубликование в прессе материалов о деятельности и положении банка, выгодах клиентам от его конкретных услуг.

 
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ И КРЕДИТНЕ ИНСТИТУТЫ.

В целях  развития сотрудничества и обеспечения  целостности и стабилизации всемирного хозяйства созданы международные валютно-кредитные и финансовые организации. Среди них ведущее место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и группа Всемирного банка (ВБ), организованные на основе Бреттонвудского соглашения стран-участниц международной конференции. Россия вступила в эти организации в 1992 г., как и ряд бывших социалистических стран и республик распавшегося СССР.

Информация о работе Сущность кредита. Субъекты кредитных отношений