Ставка рефинансирования ЦБ РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 14:04, реферат

Описание

Рефинансирование — привлечение кредитными организациями дешёвых краткосрочных межбанковских ссуд или кредитов центрального банка для обеспечения выданных банком кредитов. Чтобы выдать кредит, необходимо обладать соответствующим финансовым ресурсом. Обычно эту роль играют депозиты. В случае нехватки или сокращения ресурсной базы (часть депозитов забрали), чтобы не прибегать к досрочному разрыву кредитных договоров, нужно срочно привлечь новый ресурс взамен выбывшему.

Содержание

Введение 3
Ставка рефинансирования. Основные термины 3
Ставка рефинансирования ЦБ РФ 5
История изменения ставок рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации 7
Ставка рефинансирования в США 12
Ставка рефинансирования в Японии 14
Макрорегулирование денежно-кредитной политики 17
Список литературы: 19

Работа состоит из  1 файл

Реферат на тему ставка реф цб рф.docx

— 50.74 Кб (Скачать документ)
 

    Диаграмма 1 – Динамика изменения ставки рефинансирования, % годовых

1992          2011

 

    Анализируя  показатели прироста потребительских  цен за восемь месяцев 2009 года, ЦБ отмечал, что в августе наметились позитивные сдвиги в кредитной активности банковского  сектора, однако уровень процентных ставок по кредитам для большинства  конечных заемщиков продолжает оказывать сдерживающее воздействие на экономический рост. Исходя из этого, Первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев допускал возможность снижения ставок Центробанка еще на 1% до конца года. И дополнительное снижение ставки рефинансирования осуществлено. Так, 29 октября 2009 года Совет директоров Банка России принимает решение о снижении ставки рефинансирования с 30 октября 2009 года на 0,5 процентного пункта, с 25 ноября 2009 года - на 0,5 процентного пункта, а с 28 декабря 2009 года еще на 0,25 %.

    Ставка  рефинансирования Банка России на начало 2009 года (13%) оказалась ниже прогнозируемого  уровня инфляции конца 2008 года (около 13,8%) и фактической инфляции по итогам 2008 года (13,3%). Исходя из прогнозов Алексея  Кудрина изменения ставки рефинансирования ЦБ в ближайшие месяц – два  ожидать, не стоит. Так, 19 ноября 2008 г. в  ходе заседания Государственной  думы РФ, вице-премьер, министр финансов РФ Алексей Кудрин сказал: "Когда  переживем пик дефицита ликвидности, то пойдем на снижение ставки рефинансирования. Но это будет вторая половина следующего года". В конце 2008 года глава Минфина Алексей Кудрин отметил, что инфляция в России в 2009 году может замедлиться и составить по итогам года 11 процентов, при ожидаемых 13,5 - 13,8 процента инфляции за 2008 год. Фактически же снижение ставки рефинансирования Центробанк началось с мая месяца 2009 года. Прогнозы министра финансов по ставке рефинансирования на 2009 год и уровню инфляции немного не совпали с фактическими. Последняя, десятая по счету, ставка рефинансирования ЦБ РФ на 2009 год была установлена 28 декабря в размере 8,75 %. Основанием для ее установления стало Указание Банка России от 25.12.2009 № 2369-У "О размере ставки рефинансирования Банка России". Россия 2009 год завершила с инфляцией в 8,8% и ставкой рефинансирования в 8,75%.

    С 24 февраля 2010 года ставка рефинансирования снижается на 0,25 процентного пункта до 8,5%.Это необходимо для стимулирования активности банковского сектора  по кредитованию российской экономики.

    Среди причин снижения ЦБ указал благоприятную  динамику индекса потребительских  цен — на 15 февраля 2010 г. годовая  инфляция снизилась до 7,6% по сравнению  с 13,4% годом ранее. Значимых рисков ускорения  инфляции ЦБ в обозримом будущем  пока не видит.

    Эти показатели стали самыми низкими  за всю историю постсоветской  России (см. диаграмму). Указанное решение принято Советом директоров Банка России в условиях общего повышения банковской ликвидности, поэтому снижение процентных ставок будет способствовать ограничению притока краткосрочного иностранного капитала. Несмотря на это, решение о снижении ставки рефинансирования является правильным, так как в условиях кризиса необходимы меры по предотвращению роста инфляции и снижению процентных ставок по банковским кредитам.

Ставка  рефинансирования в  США

      Применительно к США ставка  рефинансирования называется учетной  ставкой и является одним из  основных инструментов Федеральной  Резервной Системы (ФРС), с помощью  которого она контролирует деятельность  крупнейших финансовых учреждений  и определяет национальную денежно-кредитную  политику. Учетная ставка – это  процент, который финансовый институт  должен платить за то, чтобы  занять резервные средства у  своего регионального Федерального  Резервного банка (ФРБ).

    Когда эта ставка низкая, финансовые институты  могут без особых затрат выполнять  свои обязательства по поддержанию  нормативов резервных требований, занимая  деньги у ФРС (при условии, что  они не боятся тщательного рассмотрения своих операций в связи с обращением к возможностям «дисконтного окна», которое проводит ФРС, когда они  просят о займе). Когда учетная  ставка более низкая, финансовые институты  будут расширять свои активы и вклады более охотно, поскольку получение дополнительных резервов им обойдется не очень дорого. Когда учетная ставка высокая, институты более осторожно относятся к заимствованию резервов и, следовательно, они более осторожны в вопросах увеличения своих активов и открытии новых депозитов, если это требует привлечения средств ФРС.

    При снижении ФРС ставки рефинансирования банки будут стараться использовать благоприятную возможность, предоставляемую  ФРС в качестве преимущества сезонного  заимствования, которое позволяет  некоторым банкам с большими сезонными  колебаниями потребности в заемных  средствах получать их через «дисконтные  окна» ФРС. Предоставление недорогих  кредитов ФРС различным заемщикам  под более высокий процент  дает этим банкам возможность получить больший объем прибыли. Другие банки  также смогут увеличить объемы предоставления ссуд; даже если для этого им придется привлечь средства через «дисконтное  окно», то сделать это при низкой ставке рефинансирования можно на выгодных условиях.

    Изменение ставки рефинансирования не только влияет на готовность депозитных учреждений предоставлять ссуды, но оказывает  нередко и сильное психологическое  воздействие на финансовые рынки. Оценка того, как сказываются изменения  ставки рефинансирования на объеме денежной массы и на величине предложения  денег, не всегда возможна из-за трудности  определения в новых условиях объемов заимствований банков через  «дисконтные окна». Поэтому в  настоящее время ФРС редко  использует ставку рефинансирования в  качестве инструмента своей денежно-кредитной  политики. Она прибегает к ее изменению  лишь в тех случаях, когда хочет  оказать психологическое давление на финансовые рынки, чтобы показать им серьезность своих намерений. Таким образом, ФРС стремится  обеспечить правильное понимание своих  намерений всеми участниками  финансовых рынков.

    Кризисные явления в мировой экономике  заставляют ФРС и далее снижать  ставку рефинансирования для стабилизации экономической системы.

    США в связи с кризисом снизили  ставку с 6,5 % годовых до 0-0,25 % (март 2009 года).Комитет по открытым рынкам Федеральной резервной системы (ФРС) США принял решение 18 марта 2009г. сохранить ключевую учетную ставку в диапазоне 0-0,25%. ФРС намерена сохранять учетную ставку на таком уровне "длительное время". По словам представителей ведомства, экономическая ситуация "продолжает ухудшаться". Они также отметили, что не могут прогнозировать, когда прекратится спад, в ближайшей перспективе этого не произойдет. ФРС намерены использовать все доступные методы для борьбы с текущей ситуацией и прикладывать все усилия для стабилизации цен. 16 декабря 2008г. ФРС США уже снижала ключевую учетную ставку - так называемую ставку по федеральным фондам - до рекордного уровня, установив цель по ставке в диапазоне 0-0,25%. Ставка по федеральным фондам - это целевая (таргетируемая) ставка, под которую банки дают свои избыточные резервы, находящиеся на счетах ФРС, под кредит overnight другим банкам. Ранее, в январе 2009г., учетная ставка также была сохранена в диапазоне 0-0,25%.

Ставка  рефинансирования в  Японии

    Основным  проводником кредитно-денежной политики в Японии является Банк Японии. Функционирование этого банка, созданного в 1882 г., регулируется специальным законом. Согласно ст. 1 этого закона, "целями деятельности Банка Японии являются регулирование  денежного обращения, координация  кредитно-денежной сферы, а также  поддержка и развитие кредитных  институтов в соответствии с государственной  политикой и во имя обеспечения  условий для подобающей реализации экономического потенциала страны".

    Хотя  по своему статусу Банк Японии не административный орган, а акционерная компания, 55% капитала которой принадлежат правительству, по ст.2 закона деятельность Банка Японии направлена исключительно на "достижение государственных целей". Тем не менее определенная автономность банка делает его юридически менее зависимым от правительственных органов и политического руководства страны. Оперативная самостоятельность, делегированная Банку Японии, а также имеющаяся у него возможность оказывать большое влияние на определение приоритетов кредитно-денежной политики делают его главным "приходным ремнем" и архитектором конкретных форм кредитно-денежной политики, а во- вторых, существенным звеном в выработке стратегии последней. Для реализации этой политики у Банка Японии имеется целый набор средств, методов и инструментов воздействия на процессы, протекающие в сфере финансирования экономики и на рынке ссудного капитала.

    В западной экономической литературе, посвященной средствам кредитно- денежной политики центральных банков , выделяются три основных таких средства: во-первых, изменение учетной ставки процента, во-вторых, операции на открытом рынке ценных бумаг, в-третьих, изменение обязательных норм банковских резервов. Однако для Банка Японии в течение нескольких десятилетий послевоенного экономического развития страны указанные средства имели весьма малое значение. Причина этого в тех особенностях финансирования экономики и функционировании рынка ссудного капитала, которые резко отличали Японию от "стандартных моделей", рассматриваемых в учебных пособиях по кредитно-денежной политике. Важнейшее место в экономике из-за явления перекредитования занимает рынок кредитов Банка Японии.

    В США главное назначение кредитов центральных банков – помощь тем  коммерческим банкам, у которых временно наблюдается острая нехватка ликвидности  или которым угрожает неплатежеспособность. Соответственно и процентная ставка по этим кредитам в нормальные годы слегка превышает процентную ставку на рынке краткосрочных капиталов, являясь «штрафной ставкой». В Японии же учетная ставка процента, по которой предоставляются кредиты Банка Японии, намного ниже ставки процента по краткосрочным межбанковским ссудам. Соответственно и займы у Банка Японии для коммерческих банков являются не чрезвычайным средством, прибегать к которому необходимо лишь в крайних случаях, а самым выгодным способом привлечения ликвидных ресурсов, подчас даже более выгодным, чем депозиты населения.

    Искусственная заниженность официальной учетной ставки процента служила в Японии краеугольным камнем политики всемерного занижения процентных ставок на всем рынке ссудных капиталов. Как отмечалось выше, учетная ставка процента в Японии была занижена по сравнению с другими ставками, особенно ставками на рынке краткосрочных капиталов, а основные ставки на рынке банковского кредитования жестко регулировались. Поэтому изменение учетной ставки процента само по себе не могло воздействовать на цену кредита на финансовом рынке в целом и тем самым служить средством кредитно-денежной политики. На протяжении длительного периода открытого рынка ценных бумаг практически не существовало, поэтому и операции на нем были невозможны. Наконец, явление перекредитования не позволяло по-настоящему эффективно маневрировать с помощью изменения нормы банковских резервов. Вместо всех этих средств главную роль в мероприятиях Банка Японии играло количественное рационирование кредита . Сознательно занижаемый в большинстве секторов рынка ссудных капиталов уровень ставки процента приводил Банк Японии к необходимости использования внеэкономических мер регулирования спроса и предложения ссудного капитала.

    В настоящее время в связи с  ослаблением в целом роли перекредитования как источника средств для финансирования экономики функция рынка кредитов Банка Японии как источника ликвидности для банковской сферы в известной степени стала достоянием прошлого. Отражая это изменение, учетная ставка процента также стала определяться более гибко, с учетом рыночной ситуации. По мере развития процесса либерализации на рынке ссудных капиталов тенденция к падению роли кредитов Банка Японии и к увеличению гибкости учетной ставки процента будет становиться все сильнее. Сделаны существенные шаги в направлении повышения роли изменения процентных ставок, в том числе официальной учетной ставки процента.

    Изменение учетной ставки практиковалось Банком Японии на протяжении всего послевоенного  периода, но до 73 года оно лишь выполняло  функции индикатора направления  политики Банка Японии, так как, даже повышаясь, эта ставка оставалась самой  низкой по кредитам в японской экономике. Полная либерализация процента на рынке  краткосрочных капиталов, значительная либерализация на рынке ценных бумаг  и на рынке депозитов и другие изменения последних лет свидетельствуют  о постепенном переходе Банка  Японии к более активному использованию  воздействия учетной ставки процента на ситуацию, складывающуюся на финансовом рынке.

Информация о работе Ставка рефинансирования ЦБ РФ