Становление и развитие банковской системы Казахстана

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 20:22, курсовая работа

Описание

Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 Теоретические аспекты функционирования банковской системы
1.1 Характеристика элементов и признаков банковской системы
1.2 Основные этапы становления банковской системы Республики Казахстан
2 Анализ современного состояния банковской системы Республики Казахстан и основные проблемы её функционирования
2.1 Национальный банк Республики Казахстан как основное звено банковской системы
2.2 Анализ качественных показателей деятельности коммерческих банков в Республике Казахстан
3 Современные тенденции в развитии банковской системы Республики Казахстан
Заключение
Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Становление и развитие банковской системы Казахстана введение.doc

— 876.50 Кб (Скачать документ)

кредитования  промышленности  и  электрохозяйства.  Он   был   в   1959   г.

реорганизован в Стройбанк СССР;

      Банк финансирования социалистического  земледелия  (Сельхозбанк  СССР),

организованный    вместо    многочисленных    кредитных    товариществ     и

республиканских сельскохозяйственных банков (в 1959 г,  был  упразднен,  его

функции распределены между Госбанком и Стройбанком СССР);

      Банк финансирования капитального  строительства кооперация (Всекобанк),

созданный на базе Всероссийского кооперативного банка (в 1936  г.  Всекобанк

был ликвидирован, а его активы и пассивы переданы организованному  Торгбанку

СССР, упразднен  ному в 1959г.);

      Банк   финансирования   коммунального   и   жилищного    строительства

(Цекомбанк); был  упразднен в  1959  г.,  а   его  функции  распределены  м еду

Стройбанком и  Госбанком СССР.

      Все эти отраслевые банки  занимались  финансированием  и  долгосрочным

кредитованием   отрасли.   А   в   Госбанке   СССР   было   сконцентрировано

краткосрочное кредитование всех отраслей народного  хозяйства. Роль  Госбанка

СССР как центрального и ведущего звена всей  кредитной  системы  еще  больше

возросла.  Расчетные  и  текущие  счета  всех  предприятий   и   организаций

сосредоточились в Госбанке СССР.

      Был осуществлен на практике  принцип концентрации денежного   оборота  в

одном банке, т.е.  каждое  предприятие, организация или учреждение  могло

иметь расчетный  или текущий счет только в одном  банке.  В  этом  банке  они

хранили свои средства,  получали  кредиты  и  наличные  деньги,  через  него

проводили все  безналичные расчеты.

      Банковская реформа в СССР била проведана в 1987 - 1988гг. В результате

на  основе  учреждений  Госбанка  СССР  и  Стройбанка  СССР  были   созданы:

Промстройбанк, Агропромбанк и Жилсоцбанк.  На  базе  системы  сберегательных

касс, входивших  в состав Госбанка СССР, образован  Сберегательный банк, а  на

основе  Внешторгбанка   создан   Внешэкономбанк.   Госбанк   СССР   перестал

осуществлять  кассовое  и  кредитно-расчетное  обслуживание  предприятий   и

организаций. Он был провозглашен Центральным банком страны.

      На Промстройбанк СССР было возложено  проведение  кредитной  политики,

повышение  эффективности   системы   кредитования   основной   деятельности,

финансирование  и  кредитование  капитальных  вложений,  а  также  расчеты  в

промышленности, строительстве, на транспорте и в связи, в  системе  Госснаба

СССР. Банк ввел расчетные, ссудные и другие счета  предприятий и  объединений

этих   отраслей   хозяйства.   Такое   же   комплексное   кредитно-расчетное

обслуживание   предприятий    агропромышленного    комплекса    осуществляет

Агропромбанк  СССР; предприятий и организаций  социальной сферы и  торговли  -

Жилсоцбанк СССР; обслуживания  населения  -  Сбербанк  СССР.  Внешэкономбанк

СССР обеспечивал  организацию и проведение  расчетов  по  экспортно-импортным

операциям.

      Структура специализированных банков была построена по административно-

территориальному  принципу.  Организованы  республиканские  банки  в  союзных

республиках и  управления банков в краях и областях.  На  уровне  района  или

города банки  имели  свои  учреждения.  Они  создавались  первоначально,  по

принципу:   в   районе,   как   правило,   одно   учреждение    одного    из

специализированных  банков, клиентура которого преобладает  в  данном  районе.

Исключение составляли Сбербанк СССР, учреждения которого были  представлены

в каждом районе,  колхозе  и  совхозе.  Низовое  звено  спец  банков  (кроме

Сбербанка), несмотря на специализацию,  обслуживало  всю  клиентуру  данного

района.  По  существу  специализация  банков  выражалась  только  на  уровне

управления, а низовые  учреждения  превратились  в  универсальные  кредитные

учреждения. Они  обслуживали клиентуру всего  района, т.е.  предприятия,  всех

отраслей.

      Коммерческие банки, отделенные  от Госбанка, обычно функционировали  как

специализированные, каждый  банк  имел  монополию в определенной  отрасли

(промышленность, строительство, сельское хозяйство,  внешняя  торговля).  Они

финансировали  и  кредитовали  свои  предприятия,  как  им   предписывалось,

зачастую под  крайне низкие проценты, не принимая  в  расчет  обоснованность,

жизнеспособность  и прибыльность этих  предприятий.  В  активах  этих  банков

преобладали  некачественные  просроченные  ссуды  убыточных  государственных

предприятий.

      В целом идея специализации  банков внесла путаницу в работу  банковской

системы,  она  не  освободилась  от  монополизации,  не   внесла   коренного

изменения в  кредитный механизм, а стала, пожалуй,  еще  более  громоздкой  и

характеризовалась многозвенностью, носила явно  затратный  характер,  возрос

бюрократический аппарат верхнего уровня при  ослаблении  первичных  звеньев.

Значительно ослабилась роль Государственного банка СССР  —  он  не  оказывал

действительного влияния на работу специализированных банков.

      В этих условиях единственно  целесообразным  было  провести  банковскую

реформу,  осуществить  переход  банковской  системы   к   ее   двухуровневой

организации, аналогичной  западным образцам.

      Перестройка банковской структуры  должна была  ликвидировать   монополию

Госбанка на банковское  дело.  До  1988  г.  Госбанк  СССР  был  практически

универсальным  кредитным  учреждением,  выполнявшим  функции   Центрального,

коммерческого и инвестиционного банков.  Казахская  республиканская  контора

Стройбанка  СССР  осуществляла  обслуживание  инвестиций  в   городе   -   в

промышленности, на транспорте и в других  отраслях  хозяйства.  Внешторгбанк

СССР,  функционировавший  на  акционерных  началах,  обслуживал  операции  в

валюте и с  валютой.

      После получения суверенитета, в  декабре 1990 г.,  Казахстан  сразу  же

приступил к  созданию собственной банковской системы, отвечающей  требованиям

рыночной экономики. Уже в январе 1991г.  был  принят  Закон  "  О  банках  и

банковской деятельности в Казахской СССР", что было,  по  существу,  началом

банковской  реформы  в  стране.  Республиканский  Государственный  банк  был

преобразован  в  Национальный  банк,  Республики  Казахстан   с   областными

управлениями  и отделениями. Республиканский  Промстройбанк. —  в  акционерно-

коммерческий  банк Туранбанк, Агропромбанк в акционерно-коммерческий  банк  -

Агропромбанк  Республики Казахстан, Внешторгбанк —  в  акционерно-коммерческий

банк  Алембанк,  Республиканский  Сбербанк  —  в  акционерно-коммерческий  —

Сбербанк Республики Казахстан. В 1993 г.  эти  банки  были  преобразованы  в

акционерные банки,  а  Сбербанк  переименован  в  Народный  банк  Республики

Казахстан.

Процесс становления банковской системы  республики состоит из трех этапов:

     На  первом этапе (1988–1991 гг.) были реорганизованы государственные отраслевые банки, созданы институциональные основы банковского дела, появились первые коммерческие банки;

     Начало 90-х годов прошлого столетия в Республике Казахстан характеризовалось бурным ростом численности различных финансовых организаций: коммерческих банков и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций. В частности, тогда только коммерческих банков насчитывалось более 200. Впоследствии, многие, из которых оказались финансово несостоятельными (таблицы 1, 2).

     Данные  таблицы 1 показывают динамику сокращения общего количества банков второго уровня в республике, так если в 1993 году количество банков составляло 204 единицы, то 2002 году их количество сократилось до 38 единиц, а в 2008 году уменьшилось до 35. 

     Таблица 2 – Организации, осуществляющие отдельные виды банковских операций

  1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Кол-во организаций, осуществл-х отдельные виды банковских операции, в т.ч: 5 6 27 36 51 78 97 109 97 117 166 204 272
Кол-во кредитных

товариществ

- - - - 2 - 7 8 19 29 52 83 136
Кол-во ломбардов 5 6 27 36 35 40 42 46 45 52 66 75 84
Кол-во других организаций - - - - 14 15 48 55 33 36 48 46 52
Примечание  – Источник статистические данные по банкам за 1993–2005 гг. С 2006 г. деятельность не лицензируется
 

Наблюдаемая тенденция напрямую связана с  проводимой Национальным Банком Казахстана политикой последовательного ужесточения требований к банкам второго уровня, и как следствие улучшение их финансовой устойчивости и надежности. Одновременно с уменьшением общего количества банков второго уровня отмечается увеличение числа организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, так если в 1993 году их количество составляло всего 5 единиц, то 2002 году их общее число выросло до 117 единиц, а в 2005 году увеличилось до 272 единиц. К моменту введения тенге в ноябре 1993 года банковская система Казахстана претерпела существенную реформу: функционировала двухуровневая банковская система, все специализированные банки были преобразованы в акционерные банки, а центральный банк был наделен рядом функций центрального банка. Все это в значительной мере облегчило переход к собственной национальной валюте и проведению Казахстаном собственной денежно-кредитной политики [12, с. 89]. На дальнейшее укрепление банковской системы была направлена Программа перехода банков второго уровня на международные стандарты финансовой отчетности, которая была принята в декабре 1996 года.

     Согласно данной Программы все действующие банки Казахстана должны были до конца 2000 года достичь международных стандартов в части достаточности капитала ликвидности, качества активов, уровня менеджмента, бухгалтерского учета, введения и передачи информации.

     Количество  банков за годы реализации Программы (1996–2001 годы) значительно сократилось за счет тех, финансовое состояние которых было неустойчивым (таблица 3). 

     Таблица 3 – Структура банковского сектора и сведения о переходе банков второго уровня к международным стандартам в 2001 году

 
 
на01.01.01 г. Ha01.01.02 г.
Количество  банков (БВУ), в т.ч.: 48 44
Банки, выполнившие требования уровня к  международным стандартам 1 12
Банки, отнесенные к I группе 11 4
Банки, отнесенные к II группе 24 17
Банки, не выполнявшие требования Программы 7 4
Банки, не включенные в Программу 1 2
Дочерние  банки, чьи родительские байки-нерезиденты  имеют рейтинг категории «А» 3 3
Банки, на которых требования Программы  не

 распространяются

1 21
Примечание  – Источник финансовая отчетность банков за 2001–2002 гг.

Информация о работе Становление и развитие банковской системы Казахстана