Сравнительный анализ классификации банковских услуг в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2012 в 19:52, курсовая работа

Описание

В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли. Однако это не единственная цель, которую преследуют банки, функционируя на рынке банковских услуг. Кроме этого банки стремятся обеспечить оптимальное сочетание ликвидности и доходности финансовых ресурсов, создание и поддержку репутации банков и т.д. В свою очередь, хорошая репутация известность банка влияет на количество клиентов, обращающихся именно в этот банк.

Содержание

Введение

1. Теоретические основы реализации банковских услуг

1.1. Понятие и сущность банковских услуг в России

1.2. Нормативно-правовое регулирование банковских услуг

2. Анализ классификации банковских услуг в России и за рубежом

2.1. Классификация банковских услуг в России

2.2. Классификация банковских услуг за рубежом

2.3. Перспективы развития классификации банковских услуг в России и за рубежом

3. Особенности реализации банковских услуг в России

3.1. Анализ и оценка динамики показателей развития рынка банковских услуг в России за 2006-2010 гг.

3.2. Проблемы развития российского рынка банковских услуг

Заключение

Список литературы

Работа состоит из  1 файл

курсовая соколовой (1).doc

— 294.50 Кб (Скачать документ)

 

Таким образом, банковские услуги классифицируются в России в зависимости от специфики банков, субъектов получения услуг, способа формирования и размещения ресурсов, оплаты за предоставление услуг, связи с движением материального продукта и определяются теми критериями результативности, которые заложены в их основе. Для сравнения с российской классификацией далее рассмотрим классификацию банковских услуг в за рубежом.

 

2.2. Классификация  банковских  услуг за рубежом

 

 

Рынок банковских услуг России значительно отстает в своем развитии не только от Западной Европы и США, но и от стран Восточной Европы и Прибалтики, констатируют аналитики. Основной показатель развитости финансового рынка - величина банковских активов по отношению к ВВП - составляет в России 52,4 процента, в то время как активы во Франции превышают ВВП в 1,5 раза, а в Италии вдвое. В Польше это соотношение 70 процентов, в Чехии - 100 процентов, а в Латвии - даже 140 процентов. И среди развивающихся стран Россия демонстрирует далеко не лучшие показатели. Например, кредитный портфель китайских банков в 10 раз превышает российские цифры. Поэтому, согласно прогнозам аналитиков, ВВП Китая будет расти быстрее, чем в России. И индийский рынок тоже будет обгонять российский из-за высоких темпов роста ВВП[17, c.123].

Характеристики зарубежных рынков платежных карт достаточно сильно различаются между собой. Наиболее развитыми являются рынки таких стран, как США, Великобритания. Количество платежных карт, предназначенных для совершения безналичных операций в этих странах составляет соответственно 5,30 и 2,36 карты на одного жителя. Для сравнения в странах Западной Европы (Германия, Франция и Бельгия) количество платежных карт колеблется от 1,22 до 1,57 карт на жителя. В Российской Федерации сегодня этот показатель составляет 0,73 карты на жителя и, учитывая высокие темпы прироста их эмиссии, можно прогнозировать, что в ближайшие годы этот показатель достигнет уровня стран Западной Европы.

По оценке инвестиционного банка JP Morgan, уровень проникновения интернет-банкинга возрос за последние три года на 14% в странах Европейского союза и с 15 до 33% в США. Несмотря на такие впечатляющие показатели, значительный простор для экспансии сохраняется: в Германии доля онлайновых счетов составляет около 12%, в США и Великобритании - 6%, в Швеции - 31%.

Анализ ситуации на рынке банковских услуг Российской Федерации показывает, что, несмотря на положительную динамику развития отрасли в последние два с половиной года, проводимой политики недостаточно для вывода отечественного банковского сектора на международный уровень конкурентоспособности.

Наиболее ярко роль и место российских банков в межхозяйственных связях характеризуют размеры их активов. Для сравнения, активы любого крупного западного банка (Chase, Deutsche Bank Group, Mitsubishi Bank и др.) более чем в 10 раз (!) превышают активы всей отечественной банковской системы.

Если соотнести количество банков с численностью населения страны, получив один из грубых показателей уровня развития банковской инфраструктуры, мы получим, что в России сегодня одно банковское учреждение (банк или филиал) приходится примерно на 32 тысяч человек, тогда как в США - одно на 2 тысячи человек, в Европе - одно на 1-1,5 тысячи человек[21, c.10].

Фактически о сложившемся, насыщенном рынке банковском услуг можно говорить только в отношении Москвы и области, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга и области, Тюменской области, Новосибирска, Самары, Нижнего Новгорода, Ростова-на-Дону и Краснодара. Банковская инфраструктура других регионов, особенно отдаленных районов страны (Мурманская, Архангельская область, Восточная Сибирь, Дальний Восток), слаборазвита.

По сравнению с потребителями банковских услуг любого западного государства, где история рыночного кредитования насчитывает десятки лет, россияне очень уязвимы перед недобросовестной или недостаточной информационной и рекламной активностью банков. Понимание механизмов формирования мнения населения о кредитных (да и не только) продуктах; значимых каналов коммуникации, способов, методов и инструментов создания общественного мнения — вот ключ к формированию высокой кредитной культуры россиян, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на развитие банковской отрасли в целом[19, c.289].

Классификация банковских услуг за рубежом представлена в таблице 2.

Таблица 2- Классификация банковских услуг за рубежом

Виды услуг

Сущность услуг

1

2

Международные расчеты

Международные расчеты — это система регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам, возникающим между государствами, а также юридическими и физическими лицами, являющимися резидентами разных стран. Они включают расчеты по экспорту-импорту товаров, расчеты за услуги и по неторговым операциям (связанные с обслуживанием культурных программ, содержанием посольств, представительств, с туризмом и др.), расчеты по обслуживанию кредитных операций, займов (движения капитала) и т.д.

Международные расчеты обладают спецификой, отличающей их от расчетов, осуществляемых во внутриэкономическом обороте стран. Рассмотрим наиболее существенные особенности.

В настоящее время в мировой практике используются следующие основные формы международных расчетов: аккредитивная форма расчетов, инкассовая форма расчетов, банковский перевод, расчеты по открытому счету и расчеты в форме аванса.

Услуги кредитования

Выдача денежных средств под залог имущества на определённый срок под проценты

Валютно-обменные услуги

Операции на мировых фондовых рынках

Трастовые услуги

Передача собственных денег в управление банку

Прочие услуги

Сберегательные услуги, хранение ценностей, услуги по ведению чековых счетов (счетов до востребования), финансовое консультирование, управление потоками наличности, лизинговые услуги, предложение рискового капитала, продажа пенсионных планов, брокерские услуги по операциям с ценными бумагами.


Таким образом, банковские услуги за рубежом представляют собой всю совокупность совершаемых банками для своих клиентов разрешенных законодательством банковских операций. Представленная классификация является смешанной, поскольку отражает банковские услуги одновременно по нескольким основаниям: объектам банковских услуг, экономической сущности и т.д. Многие банковские услуги, предоставляемые, например, в США отсутствуют в России вследствие неразвитости законодательства и относительной «молодости» рыночного уклада в экономике России. Перспективы развития банковских услуг в России рассмотрим далее.

 

2.3. Перспективы развития классификации банковских  услуг в России и за рубежом

 

Перспективы развития классификации банковских  услуг в России и за рубежом представлены в таблице 3.

Таблица 3- Перспективы развития классификации банковских  услуг в России и за рубежом

Перспективы развития классификации банковских  услуг

Характеристика перспектив развития классификации банковских  услуг

1

2

Создание кре­дитной кампании, ориентированной на надежных заем­щиков - физических лиц с хорошими кредитными исто­риями и постоянными источниками доходов

С помощью очень дорогих беззалоговых краткосрочных кредитов часть клиентов сможет удовлетворить свои потребно­сти в ресурсах, а банки получат некоторую положитель­ную маржу и дополнительный источник ресурсов с внут­реннего российского рынка. Одним из предпочтитель­ных направлений здесь, скорее всего, станут кредитные карты.

Поиск пути, который приведет к сбалансированному развитию

Еще недавно кредитные организации предлагали широкий набор продуктов, и это удовлетворяло и банк, и клиентов. Сегодня они стараются найти путь, который приведет к сбалансированному развитию, но это не все­гда отвечает потребностям клиентов, в частности, в кре­дитных ресурсах. Здесь интересы сторон расходятся: банки уменьшили объемы кредитования, более того, иногда они требуют досрочного погашения долга. У кли­ентов (в первую очередь, у предприятий), наоборот, очень велика потребность в ресурсах, а взять их практи­чески негде

Предложе­ние новых видов услуг

Многие кредитные организации стараются полу­чать маржу за счет комиссионных операций и предложе­ния на их основе новых продуктов - интернет-банкинга, мобильного банкинга и т.д.

Развитее жесткой конкуренции за средства населения

Что касается депозитов и вкладов, то банки остро нуждаются в дополнительных источниках ресурсов и го­товы за это платить, а клиенты в отсутствие прочих ин­струментов инвестирования (с невысоким риском, дол­госрочных) пользуются возникшей ситуацией. Развер­нулась жесткая конкуренция за средства населения: банки проводят агрессивные рекламные кампании, пре­доставляют на бесплатной основе дополнительные услуги и т.п. Но это все-таки недоходные опера­ции: банки выплачивают проценты по вкладам, а для по­лучения собственной маржи необходимо средства еще куда-то и размещать.

Развитие деятельности процессинговых центров

Развивая расчетно-кассовое обслуживание, банки делают акцент на свои процессинговые центры, стремясь продать как можно больше их услуг коллегам по рынку и создать вокруг себя пул собственного процессинга.

Развитие интернет-бакинга

К относительно новым банковским продуктам мож­но отнести, в первую очередь, интернет-банкинг как до­полнительный сервис для клиентов. Интернет-банкинг повышает эффективность операций, снижает издержки банка и позволяет ему получать дополнительный ко­миссионный доход. В качестве канала продаж его ис­пользуют пока немногие, чаще ограничиваются рассыл­кой сообщений о новых продуктах. Однако интернет-банкинг может стать полноценным каналом продаж и приносить дополнительные доходы. Использование Интернета в качестве коммуникаци­онного канала позволяет клиентам входить в систему не только в офисе, где установлено специальное про­граммное обеспечение, но и с любого компьютера, под­ключенного к Интернету, - дома, в другом городе, госу­дарстве и т.д. Не нужно арендовать дополнительные (помимо Интернета) каналы связи, устанавливать до­полнительное оборудование и программное обеспече­ние, зависеть от службы технической поддержки банка, заменять электронные платежные документы на бумаж­ные копии. К тому же только использование интернет- технологий обеспечивает истинную интерактивность.

 

Необходимо также отметить, что на сегодняшний день у малого и среднего бизнеса спросом пользуются овердрафт и кредиты на пополнение оборотных средств, к массовой реализации которых банки пока не готовы.

Как уже отмечалось, проблемы крупнейших заем­щиков создали серьезные трудности для банков, вынуж­денных реструктурировать ссуды или требовать дос­рочного исполнения обязательств. Сегодня ключевая задача банков - решать вопросы по обязательствам крупного бизнеса, переходить к индивидуализации взаимоотношений и т.д.

Приложения, позволяющие использовать карты других банков, остаются сильным конкурентным пре­имуществом: на рынке таких программ пока очень мало, а удобство их применения не вызывает сомнений.

Использование Интернета в качестве коммуникаци­онного канала позволяет клиентам входить в систему не только в офисе, где установлено специальное про­граммное обеспечение, но и с любого компьютера, под­ключенного к Интернету, - дома, в другом городе, госу­дарстве и т.д. Не нужно арендовать дополнительные (помимо Интернета) каналы связи, устанавливать до­полнительное оборудование и программное обеспече­ние, зависеть от службы технической поддержки банка, заменять электронные платежные документы на бумаж­ные копии. К тому же только использование интернет - технологий обеспечивает истинную интерактивность.

Таким образом, как будет развиваться рынок, какие новые продук­ты и услуги появятся - прогнозировать сложно. Есть по­нимание того, какие продукты уже однозначно нерента­бельны, однако в отношении доходных продуктов выво­ды не столь очевидны. Неопределенность ситуации усугубляется ужесточением конкуренции между банка­ми, порой нерыночными методами борьбы за клиентов. Сейчас, как признают аналитики, влияющих факто­ров слишком много, среди которых не малую роль играют особенности реализации банковских услуг в России, которые рассмотрим далее.

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности реализации банковских услуг в России

3.1. Анализ и оценка динамики показателей развития рынка банковских услуг в России за 2006-2010 гг.

 

Доля российской финансовой системы в мире относительно невелика, и в этой связи ситуация в ключевых экономиках оказывает на отечественную систему практически определяющее влияние. Складывающиеся за рубежом тенденции в большей степени несут для российских банков риски, чем дополнительные возможности[20, c.19].

Так, все большая глобализация локальных финансовых систем в мировую означает, что действия отдельных регуляторов могут провоцировать спекулятивные движения капитала, особенно в условиях перехода кредитных рисков с корпоративного на суверенный уровень. Аналогичные последствия могут иметь и наблюдаемое изменение направлений потоков капитала из-за накопления значительных объемов золотовалютных резервов в странах-экспортерах при огромных дефицитах бюджетов в развитых странах.

Ситуация обостряется и тем, что улучшения в сфере межбанковского кредитования достигнуты за счет накачки ликвидности, хотя ряд индикаторов (спред LIBOR к базовой ставке) свидетельствует о том, что возврат межбанковского кредитования в режим «нормального» функционирования, по всей видимости, не завершен и займет продолжительное время [21, c.32]. 

Рис.1- Активы крупнейших банков мира и отечественная банковская система в 2009 г.

 

В российской финансовой системе предкризисный период характеризовался высокой доступностью заемных средств в условиях низкого уровня проникновения банковских услуг. Как результат, объемы банковских активов и уровень левериджа (в т.ч. внешней задолженности) росли темпами, опережающими рост экономики даже в номинальным выражении.

Это определило протекание кризиса, сопровождавшееся ухудшением условий фондирования операций из ключевых источников (отток депозитов, фактическая закрытость зарубежных рынков капитала), а также снижением качества платежной дисциплины предприятий по долгам. Банк России временно предоставил сектору необходимый объем ликвидности, и в настоящий момент можно констатировать, что ситуация стабилизировалась. Так, в настоящее время доля проблемных и безнадежных ссуд приближается к максимальным значениям (около 12% портфеля), при этом достаточность капитала и крупнейших, и мелких банков растет (текущий уровень 20,3%)[22, c.27].

Рис.2- Проблемные и безнадежные ссуды и достаточность капитала по банковскому сектору

Ситуация в мировой экономике и финансовой системе оказала определяющее влияние на положение в российском банковском секторе в 2007-2008 гг., что в свою очередь, предопределило вектор развития в 2009 г.

Как результат, объемы внешней задолженности росли существенными темпами, а размещение ресурсов основывалось на ожиданиях продолжительного улучшения экономических условий. Как следствие, темпы роста активов банков в разы превышали рост экономики как в реальном, так и в номинальным выражении, дестабилизируя качество активов[24, c.109].

Рис.3- Внешний долг банковского сектора РФ, 2006-2010 гг.

В кризисный период банки столкнулись со следующими доминирующими тенденциями:

      ухудшение условий фондирования операций из ключевых источников из-за оттока депозитов (до 7,5% депозитной базы или около 450 млрд. руб.) и фактической закрытости зарубежных рынков капитала;

      просадка качества платежной дисциплины по кредитам и публичным долговым инструментам – более сотни дефолтных облигаций и нарастание объем просроченной задолженности;

Информация о работе Сравнительный анализ классификации банковских услуг в России и за рубежом