Современные представления о сущности банка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:42, курсовая работа

Описание

Банк – это организация, работающая в особой сфере – финансовых услуг. Он является финансовым посредником, привлекая капиталы, сбережения населения и другие свободные денежные средства, высвобождающиеся в процессе хозяйственной деятельности, и, предоставляя их во временное пользование другим экономическим агентам, которые нуждаются в дополнительном капитале.
Таким образом, он стимулируют развитие каждого этапа кругооборота экономических агентов, обеспечивая обществу механизм межотраслевого и межрегионального перераспределения денежного капитала.
В процессе своей деятельности банк вступает в контакт с различными типами аудиторий: конкурентами, клиентами, государством и т.д., с которыми банк взаимодействует с целью оптимизации прибыли.

Содержание

Введение.
1. Современные представления о сущности банка.
1.1 Роль банка.
2. Новые виды банковских услуг: проблемы качества и социальной полезности.
2.1 Виды банковских операций.
2.2 Инновации в сфере банковских услуг.
3. Новые операции банков.
3.1 Факторинговое обслуживание.
3.2 Трастовые операции.
3.3 Форфейтинг.
Заключение.
Список литературы.

Работа состоит из  1 файл

Курсовик.docx

— 65.57 Кб (Скачать документ)

Предъявление счетов (electronic bill presentment) и оплата счетов (electronic bill payment) - относительно новая услуга банков (ее можно классифицировать как операционную, но поскольку она связана с учетом и регистрацией сделок, автор относит ее к категории трансакционных). Смысл этой услуги сводится к тому, что система "интернет-банк" обеспечивает пользователю доставку счета компании (например, счета за коммунальные услуги) к оплате и показывает его на экране компьютера. Клиент может акцептовать этот счет, не заполняя платежное поручение, и деньги с его счета автоматически будут переведены на счет компании. Т.е. эта услуга избавляет клиентов от бумажного оборота (выписывания счетов, их заполнения и пересылки по почте).

Электронные деньги.

Наиболее радикальной  инновацией в сфере трансакционных услуг является использование электронных денег (electronical money, e-money) на розничном уровне. Электронные деньги в банковском деле сами по себе не являются чем-то новым. Беспроводные трансферты через компьютеры и телефонные линии уже много лет составляют основную часть оптовых операций банков на финансовых рынках: на межбанковском, международном банковском, для осуществления безналичных платежей и операций на валютном рынке. Это - электронные фонды в упоминавшихся выше электронных платежных системах или EFT-системах (типичным примером EFT-системы является международная сеть SWIFT). Поэтому правильнее говорить об использовании электронных денег для розничных операций банков. Ниже речь идет именно о "розничных" электронных деньгах, которые часто называют "электронными наличными" (electronical cash) или "цифровыми наличными" (digital cash).

Электронные деньги обычно определяются как хранение денежной стоимости с помощью технического устройства, которое может широко применяться для осуществления  платежей в пользу не только эмитента, но и других контрагентов и которое  не требует обязательного использования  банковских счетов для проведения операций (трансакций), а действует как  предоплаченный инструмент на предъявителя. Наиболее развернутое определение  электронных денег принадлежит  Европейскому центральному банку, который  определяет электронные деньги как "денежную стоимость, представляющую собой требование к эмитенту, которая:

1) хранится на электронном  устройстве; эмитируется после получения  средств в размере не менее чем эмитируемая денежная стоимость;

2) принимается в качестве  средства платежа не только  эмитентом, но и другими фирмами".

Большинство аналитиков выделяет две главные формы электронных  денег - на базе карт (card-based) и на базе сетей (network-based). Более развитая форма цифровых наличных - смарт-карты (smart-cards), карты с хранимой стоимостью (SVC - stored value cards) или предоплаченные карты (prepaid cards), и "электронные кошельки" (e-wallet, e-purses). Все они имеют встроенный микропроцессор с записанным на нем в результате предоплаты денежным эквивалентом.

Вторая группа электронных  денег - "сетевые деньги" (net cash, network money). Сетевые деньги представляют собой различное программное обеспечение, обеспечивающее перевод средств по электронным коммуникационным сетям, в том числе и через Интернет. Сетевые деньги сохраняют стоимость в памяти компьютеров на жестком диске.

Самые известные примеры  электронных денег на базе карт - Mondex и VisaCash. Эмитентами и плательщиками по этим картам выступают коммерческие банки, и основа хранимого и перемещаемого с помощью этих карт денежного эквивалента - банковские депозиты. Эти электронные деньги концептуально не отличаются от традиционных средств платежа. Принципиально новым явлением в этой группе являются карты и платежные инструменты, выпускаемые не банками - телефонными, транспортными и т.п. компаниями, - и принимаемые к оплате, как эмитентами, так и другими компаниями. Примером таких карт являются карты Управления городского транспорта Нью-Йорка (США) и карты некоторых телефонных компаний Японии, а российским аналогом таких карт можно считать карты e-port . Основная проблема заключается в том, что расчеты по ним проводятся не через банки, а через бухгалтерские книги компаний-эмитентов. Банковские деньги (записи на счетах и наличные) используются только как начало цепочки - покупатель карты оплачивает ее наличными или через банковский счет. В дальнейших трансакциях необходимость в поддержании соответствующих остатков на банковских счетах и информировании банков о проведении операций отпадает.

Деньги на базе сетей представлены такими системами, как DigiCash, CyberCash, NetCash, WebMoney, PayCash и др. Использование сетевых денег сегодня предполагает клиринг и участие банков, поскольку они построены на принципе предоплаты. Однако и в этой группе цифровых наличных развиваются потенциально опасные для банков денежные субституты - это так называемые "подарочные деньги" (gift money).

Сейчас "подарочные деньги" используются в основном для приобретения товаров в Интернет-магазинах. Клиенты получают такие деньги не на основе средств, внесенных на банковский депозит, а в качестве приза за покупку товаров и услуг у определенных входящих в ту или иную систему Интернет-продавцов. Например, в системе Flooz, покупатель получает по электронной почте "подарочный сертификат" после совершения покупки в Интернет-магазине. Этими сертификатами можно обмениваться с другими пользователями Интернет и на них можно осуществлять покупки в магазинах поддерживающих систему Flooz (в обороте сейчас находится около 5 миллионов Flooz-сертификатов). Некоторые разновидности подарочных денег, например, "кибердоллары" системы Cybergold, можно конвертировать в наличные деньги. Аналогом "подарочных денег" являются "наградные километры", начисляемые авиакомпаниями часто летающим пассажирам, дисконтные талоны в некоторых продуктовых магазинах и др. Например, компания America Airlines для своих пассажиров начисляет "мильные очки" (mileage points), которые можно использовать для покупки товаров и услуг через крупнейший в мире портал America OnLine (AOL).

Использование электронных  денег принципиально отличается от использования пластиковых карт. Предоплаченные инструменты позволяют  исключить из процесса обработки  финансовых трансакций многие промежуточные звенья (например, процессинговые компании), что резко может снизить издержки проведения расчетов. В частности, их можно использовать для расчетов между частными лицами (P2P - Person-to-Person payment).

Хотя электронные деньги и считаются одной из самых  перспективных инноваций, они до сих пор не получили массового  распространения (около 90% всех розничных  платежей через Интернет осуществляется с помощью кредитных карт). Это  можно объяснить разными причинами.

Электронные деньги на базе карт являются сегодня одним из самых  надежных инструментов платежа, с одной  стороны, но и одним из самых дорогих, поскольку являются аппаратно-реализованными техническими устройствами. Для работы с ними опять же нужны специальные  технические устройства. То есть их широкое распространение требует  изменения существующих устройств (например, банкоматов и торговых терминалом) или создания новых устройств, которые  бы занимались "считыванием" данных со смарт-карт (так называемых "кардридеров" - card-readers) и т.п. Иными словами, для использования таких инструментов требуется изменение существующей аппаратной инфраструктуры платежных систем.

Сетевые деньги являются в  основном исключительно программными решениями, работающими на существующей аппаратной и сетевой инфраструктуре (это несомненный плюс электронных  денег на базе сетей). Обычно считается, что использование сетевых денег (и Интернет для расчетов в целом) небезопасно. Интернет является открытой сетью, поэтому в Интернет много  проще перехватывать и контролировать сообщения, чем в специальных  расчетных сетях (например, в сети банкоматов). На самом деле небезопасность электронных Интернет-платежей сильно преувеличена. Платежная система должна быть доступна любому физическому лицу и предприятию. На практике это означает, что данные можно передавать только через телефонные линии или телевизионные кабели. Телефонные линии или телевизионные кабели сами по себе защищены не больше, чем Интернет: любой человек, немного знающий электронику, может подключиться к линии между потребителем (клиентом) и поставщиком услуг (банком). Следовательно, безопасность информации надо обеспечивать, защищая непосредственно сообщение, а не канал связи. Единственный способ это сделать - шифрование. (Кстати, банки одни из первых стали широко использовать криптографические средства для шифрования передаваемых данных. Произошло это в конце 1970-х - начале 1980-х гг.). В Интернет нет недостатка средств шифрования. Более того, именно благодаря Интернет криптографические средства получили массовое распространение. Существующие в настоящее время методы криптозащиты могут обеспечить фактически 100% уровень безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Новые операции  банков.

 

3.1 Факторинговое обслуживание.

 

Факторинг - переуступка  факторинговой компании неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), возникающих между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг на условиях коммерческого кредита, в сочетании с элементами бухгалтерского, информационного, сбытового, страхового, юридического и другого обслуживания поставщика.

В основе факторинга лежит  переуступка неоплаченных долговых требований факторинговой компании, что является общим элементом для всех видов факторинга.

Факторинговые операции банков классифицируются как:

- внутренние, если поставщик  и его клиент, т.е. стороны по  договору купли-продажи, а также  факторинговая компания находятся в одной и той же стране, или международные;

- открытые, если должник  уведомлен об участии в сделке  факторинговой компании, или закрытые (конфиденциальные). Уведомление должника при открытом факторинге осуществляется путем соответствующей записи на счете-фактуре, подтверждающей, что правопреемником по возникающему долгу является определенная факторинговая компания и что платеж должен осуществляться в ее пользу;

- с правом регресса, т.е.  обратного требования к поставщику  возместить уплаченную сумму,  или без подобного права. Данные  условия связаны с рисками, которые возникают при отказе плательщика от выполнения своих обязательств, т.е. кредитными рисками;

- и другие (менее распространенные  в отечественной практике).

 

3.2 Трастовые операции.

В зарубежной практике под  трастовыми подразумевают операции банков или финансовых институтов по управлению имуществом и выполнению иных услуг по поручению и в интересах клиента на правах его доверенного лица.

На основании заключенного между заинтересованными сторонами  договора (или по завещанию) доверенное лицо приобретает соответствующие права и выступает распорядителем имущества включая остатки средств на банковских счетах. Доверенное лицо обязуется распоряжаться имуществом в пользу бенефициара, которым может быть сам доверитель имущества либо третье лицо. Содержание договора может включать распоряжение по завещанию имуществом завещателя в пользу наследников, принятие ценностей на хранение, урегулирование требований кредиторов по отношению к неплатежеспособному лицу или распоряжение средствами и делами обанкротившейся фирмы, управление имуществом в качестве опекуна несовершеннолетнего лица.

При осуществлении доверительных  операций доверенным лицом может  являться как физическое, так и  юридическое лицо: специализированная компания (страховая фирма, траст-компания), коммерческий банк. В тех случаях, когда доверенным лицом является коммерческий банк, он, будучи связанным  отношениями по доверенности со своим  клиентом, действует от имени своего доверителя и в его интересах  либо в интересах третьей стороны.

Трастовые операции используются коммерческими банками в следующих  целях:

- как источник получения  дополнительного дохода;

- в качестве способа  приобретения контроля над крупными  корпорациями и их денежными  средствами;

- для налаживания связей  с крупной клиентурой;

- для преодоления ограничений,  установленных для коммерческих  банков некоторых стран в области  инвестиционной деятельности.

Осуществляя инвестиции в  ценные бумаги, траст-отделы банков предпочитают вкладывать средства, во-первых, в акции фирм, с которыми они имеют длительные деловые связи; во-вторых в ценные бумаги крупнейших компаний. Это обусловлено стремлением банков уменьшить издержки на изучение финансового состояния множества компаний и фирм, получить возможность участия в управлении ряда компаний и контроля над их деятельностью. Кроме того, коммерческие банки способны оказывать влияние на курсы акций фирм, в которые они вкладывают полученные в доверительное управление средства, путем поддержания устойчивого спроса на рынке на ценные бумаги этих фирм.

Использование трастовых  операций позволяет маскировать  сращивание банковского капитала с  нефинансовым капиталом. Банкам данные операции (преимущественно с ценными  бумагами) позволяют получить контроль над корпорациями, поскольку получение  в доверительное управление ценных бумаг означает передачу основных прав в отношении этих ценных бумаг(в том числе право голоса на собрании акционеров) за исключением права получения дохода по ним. Как правило, доля ценных бумаг, которыми распоряжаются коммерческие банки по доверенности своих клиентов и которые куплены на средства, переданные в доверительное управление траст-отделу, превышает долю ценных бумаг, покупаемых банками за свой собственный счет.

 

3.3. Форфейтинг.

Форфейтинг  – это такая кредитная операция, при которой заемщик приобретает  коммерческие обязательства перед  финансовым агентом (форфейтором). Как правило, при форфейтинге объектом международных сделок становятся векселя и ценные бумаги. Мировой экономике знакомы самые разные виды форфейтинга, которые роднит только одно обстоятельство: продавец лишается права оборота, а форфейтер самостоятельно несет все риски по долговому обязательству. Максимальная комиссия форфейтера редко превышает 1,5%, однако некоторые наиболее авторитетные компании требуют от участников рынка более внушительные проценты. Здесь все опционально и зависит от многих факторов. Слово «Форфейтинг» пришло к нам из французского языка (от фр. («forfai» - «целиком», «общей суммой»). Однако, в мировую практику эта операция была введена швейцарскими экономистами. Произошло это в послевоенные годы, когда банки Цюриха столкнулись с проблемой нехватки кредитов и необходимости увеличения сроков кредитования. На заре своего существования форфейтингом занимались только банки, однако вскоре на волне активного экономического роста стали появляться компании и целые финансовые учреждения, которые специализировались только на оказании услуг по форфейтингу. Примеру Швейцарии последовали многие европейские государства, которые по достоинству оценили возможности новой банковской услуги. Немцы и англичане стали самыми активными пользователями форфейтинга. Сегодня финансовые эксперты говорят о плюсах и минусах финансового механизма, акцентируя внимание на функциональности и свойствах столь популярной услуги.

Информация о работе Современные представления о сущности банка