Роль сбербанка РФ в жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 20:58, курсовая работа

Описание

О каком бы направлении банковской деятельности не заходила речь, Сбербанк России всегда выступает в роли серьезного конкурента по отношению к другим коммерческим банкам. Вклады, кредиты, пластиковые карты, рынок ценных бумаг… – ни одна область финансово–кредитной сферы страны не обходится без участия этой организации. Мало того, в некоторых вопросах Сбербанк является ориентиром для остальных участников рынка, а в списке предоставляемых им услуг значатся даже такие, которые другие банки и вовсе не уполномочены осуществлять (например, выплата грантов, оформление компенсаций узникам лагерей и прочее). Сбербанк входит во многие банковские рейтинги (в т.ч. и мировые) и признается крупнейшим банком страны.

Содержание

Роль Сбербанка в обслуживании населения
Введение 3
Глава I Общие сведения о Сберегательном банке РФ 4
1.1 История развития банка 4
1.2 Роль и место Сбербанка в банковской системе. 15
1.3 Основные стратегические цели и задачи Сбербанка России 18
1.4 Правовые аспекты деятельности банка 19
1.5 Организационная структура банка 21
Глава II Роль Сбербанка в обслуживании населения 22
2.1 Кредитование населения 22
2.2 Операции по вкладам населения 27
2.3 Операции по купле-продаже валют 32
2.4 Применение автоматизации для осуществления безналичных расчетов населения
34
Заключение 37
Список литературы 38

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа.doc

— 334.50 Кб (Скачать документ)
 
 

Содержание 

      Роль  Сбербанка в обслуживании населения

Введение 3
  Глава I Общие сведения о  Сберегательном банке  РФ 4
1.1 История развития банка 4
1.2 Роль и место  Сбербанка в банковской системе. 15
1.3 Основные стратегические цели и задачи Сбербанка России 18
1.4 Правовые аспекты  деятельности банка 19
1.5 Организационная структура банка 21
  Глава II Роль Сбербанка в  обслуживании населения 22
2.1 Кредитование  населения 22
2.2 Операции по вкладам населения 27
2.3 Операции по купле-продаже валют 32
2.4 Применение  автоматизации  для  осуществления   безналичных   расчетов   населения  
34
Заключение 37
Список  литературы 38
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

   О каком бы направлении банковской деятельности не заходила речь, Сбербанк России всегда выступает в роли серьезного конкурента по отношению к другим коммерческим банкам. Вклады, кредиты, пластиковые карты, рынок ценных бумаг… – ни одна область финансово–кредитной сферы страны не обходится без участия этой организации. Мало того, в некоторых вопросах Сбербанк является ориентиром для остальных участников рынка, а в списке предоставляемых им услуг значатся даже такие, которые другие банки и вовсе не уполномочены осуществлять (например, выплата грантов, оформление компенсаций узникам лагерей и прочее). Сбербанк входит во многие банковские рейтинги (в т.ч. и мировые) и признается крупнейшим банком страны.

       Говоря о значимости Сбербанка для страны, нельзя не остановиться на том, как он сам оценивает собственные позиции, и в чем видит цели своей деятельности. Безусловно, громкий статус обязывает Сбербанк к обслуживанию клиентов на высоком уровне и обуславливает корпоративную культуру. Согласно собственному Кодексу корпоративного управления, миссию банк видит в удовлетворении потребностей каждого отдельно взятого клиента (как частного лица, так и корпоративного или государственного). Упор делается и на количество, и на качество обслуживания. Приоритетом своей работы Сбербанк определяет уважение законных интересов и прав клиентов и акционеров, обеспечение открытости информации и поддержание стабильности и прибыльности деятельности. Кроме того, банк осознает свою роль в устойчивом функционировании и развитии всей банковской системы страны и обязуется прилагать к этому все усилия. Сбербанк позиционирует себя как организацию, стремящуюся объединить внутреннюю и внешнюю корпоративную культуру и обеспечить качественное и грамотное обслуживание клиентов за счет установления соответствующих отношений среди сотрудников.

    В данной курсовой работе будет рассмотрена деятельность Сберегательного банка РФ. Цель, которая будет решена при этом, - выявить роль Сбербанка в  обслуживании населения.

    

Глава I Общие сведения о Сберегательном банке РФ

    1. История развития банка

   12 ноября 2006 г. Сбербанку России  – старейшему и крупнейшему банку нашей страны исполнилось 165 лет. В этот день в 1841г. указом Императора Николая I был утвержден первый Устав сберегательных касс. Так было положено начало сберегательного дела в России. В 1842 г. открылись первые сберегательные кассы – в Санкт-Петербурге и Москве при Сохранных Казнах, а также в Одессе при Приказе общественного призрения. Позднее, в 1846-60 гг. было учреждено еще 45 таких касс – почти во всех губернских городах страны. Спустя двадцать лет, когда сберкассы перешли в ведение основанного в 1860 г. Госбанка России, общая сумма помещенных в них вкладов на 140 тысячах сберегательных книжек составила 8,5 млн. руб.

   Несмотря  на относительно быстрое становление  сберегательного дела, для страны с 70-ти миллионным населением этого  было явно недостаточно, что, впрочем, вполне объяснимо. В условиях дореформенной, крепостнической России контингент вкладчиков сберегательных касс был крайне малочислен. Он состоял из городских жителей – мелких промышленников, торговцев и ремесленников. Преобладавшее в стране сельское население не имело доступа в городские кассы и находилось к тому же в условиях, не способствующих образованию сбережений.

   Освобождение  крестьян от крепостной зависимости  в корне изменило эту ситуацию. Пореформенный период знаменовался радикальным повышением сберегательной активности, особенно в 1880-90 гг. Наряду с кассами Госбанка стали создаваться сберегательные кассы при губернских и уездных казначействах, почтово-телеграфных конторах и управлениях железных дорог. Сеть сберкасс быстро расширялась, теперь они открывались уже не только в городах, но и в сельской местности. В результате с 1882 г. по 1895 г. число касс увеличилось более чем в 40 раз и достигло почти 4-х тыс. Количество сберегательных книжек возросло в 15 раз и составило около 2 млн. Важнейшей предпосылкой дальнейшего прогресса сберегательного дела явилась денежная реформа 1895-97 гг., проведенная выдающимся государственным деятелем, министром финансов России С. Ю. Витте. Главным результатом реформы стал перевод рубля на золотой стандарт – страна обрела твердую, свободно конвертируемую валюту. Кредитные билеты Госбанка без ограничений обменивались на золото, соотношение суммарных объемов бумажных денег и золотых монет, находившихся в обращении, составило 1:1. При таком золотом обеспечении прочность российской валюты не была поколеблена даже во время войны с Японией (1904-1905 гг.). Располагая устойчивой валютой, Россия смогла привлечь огромные по тем временам иностранные инвестиции. Введение твердой валюты, успешное развитие российской экономики способствовали росту сбережений населения и соответствующему расширению сети сберкасс. К 1900 г. их насчитывалось около 5,5 тыс. с общей суммой вкладов 660 млн. руб. В рамках денежной реформы была перестроена вся кредитно-финансовая система России, в том числе, разумеется, и сберегательные учреждения. Согласно принятому в 1895 г. новому Уставу сберегательных касс для руководства ими в составе Госбанка было создано Управление государственными сберегательными кассами. Первым управляющим сберегательными кассами был назначен А. П. Никольский, который являлся одновременно директором Госбанка России. В табели о рангах царской России А. П. Никольский находился на высшей ступени: он был тайным советником, а также сенатором и членом Госсовета. Назначение столь крупного чиновника управляющим сберкассами – свидетельство особого внимания российской власти к сберегательному делу. В отличие от большинства европейских стран, где сберегательные кассы создавались и управлялись, главным образом, частными предпринимателями и их объединениями, в России сберегательное дело являлось исторически всецело прерогативой государства. Это существенно расширяло возможности его развития, позволяло преодолевать ограничения, обусловленные зачастую нехваткой средств в стартовый период функционирования вновь создаваемых сберегательных учреждений. Не менее важным преимуществом государственной принадлежности сберкасс служили привлекательные для вкладчиков государственные гарантии сохранности их сбережений. 

   Вместе  с тем “огосударствление” сберегательного дела имело и отрицательные последствия, так как немалая доля народных сбережений расходовалась на поддержание деградирующего помещичьего землевладения и на военные нужды. Расходуя свободные средства населения на используемые для этого внутренние займы, правительство отвлекало их значительную часть от инвестиций в те отрасли экономики, где они могли бы сыграть созидательную роль.

   В начале ХХ века в России, как и  в других странах Европы, общей  тенденцией развития сберегательного дела стало превращение сберегательных касс в универсальные кредитные учреждения. С 1906 г. наряду с вкладными и кредитными операциями, сберкассы занимались страхованием капиталов, доходов и жизни вкладчиков. В годы русско-японской и особенно первой мировой войны государство использовало вклады населения почти целиком на покрытие военных расходов, однако, основным способом их финансирования войны 1914-1917 гг. стала эмиссия. С 1,6 млрд. руб. в канун войны к началу Февральской революции денежная масса увеличилась до 10 млрд. руб., а к октябрю 1917 г. до 16 млрд. руб. В результате эмиссии и инфляции покупательная способность рубля снизилась в этот период в 17 раз.

     В годы революции и гражданской  войны гиперинфляция окончательно  обесценила сбережения населения.  С приходом к власти большевиков, сберкассы, в отличие от коммерческих банков, были формально сохранены. В начале 1918 г., сразу после переезда советского правительства из Петрограда в Москву Нарком финансов России В. Р. Менжинский издал приказ о воссоздании в рамках своего ведомства Управления сберкасс. Однако предпринимаемые Минфином усилия наладить их деятельность не увенчались успехом. В дальнейшем, в период военного коммунизма – с мая 1918 г. и до провозглашения в 1921 г. новой экономической политики - НЭПа были последовательно ликвидированы все кредитные учреждения, проводился курс на полное устранение денег из хозяйственного оборота, его натурализацию, продразверстку и непосредственное распределение продовольствия и промтоваров.

   В сложившихся условиях первостепенной задачей НЭПа стало восстановление нормальных товарно-денежных отношений. С этой целью под руководством блестящих экономистов - Наркома финансов СССР Г. Я. Сокольникова и члена коллегии наркомфина профессора Л. Н. Юровского в 1922-24 гг. была проведена денежная реформа, которая и поныне остается непревзойденным образцом экономического реформирования. Реформа осуществлялась в условиях полнейшей хозяйственной разрухи. Наряду с обесцененными безудержной эмиссией сов знаками в обращение была введена параллельная валюта – червонец, обеспеченная на 25% золотом и на 75% высоко ликвидными товарами. По ассоциации с дореволюционным золотым червонцем она была охотно принята хозяйством и населением. Вытеснив из обращения сов знаки, червонец к концу 1924 г. стал единственной валютой. Нормализация денежного обращения, высокие темпы экономического роста обусловили повышение благосостояния населения, возродили его возможности и стремление к сбережениям. Соответственно с 1923 г. начала восстанавливаться и вскоре достигла довоенного уровня сеть сберкасс, которые, в свою очередь, активно способствовали осуществлению и успешному завершению денежной реформы. Во второй половине 20-х гг. развитие сберегательного дела приобретает значение государственного приоритета. В 1925-1930 гг. большим тиражом издавался популярный общесоюзный журнал “Сберегательное дело”, в котором принимали участие руководители Госплана и Минфина  Н. П. Брюханов, И. Т. Смилга, А. И. Свидерский, а также Л. Н. Юровский, М. И. Боголепов и другие крупнейшие ученые-экономисты.

   В конце 20-х гг. руководство страны провозгласило политику индустриализации на основе форсированного роста тяжелой  промышленности. Производство товаров  для населения и коллективизированное сельское хозяйство при этом деградировали, в городах была введена карточная система. Резко снизились доходы государства от реализации сельхозпродукции и товаров народного потребления. Отказавшись признать дореволюционные долги царского правительства, советская власть не могла рассчитывать на сколько-нибудь крупные зарубежные инвестиции. Поэтому в качестве одного из главных источников финансирования индустриализации государство использовало сбережения населения.

   В 1929 г. согласно новому Положению о  Гострудсберкассах они были переданы в ведение Наркомфина и превратились по существу в единое кредитное учреждение по приему вкладов населения и размещению государственных займов. Этому учреждению вменялось в обязанность максимально интенсифицировать привлечение средств населения. Однако при карточной системе и низких денежных доходах основной массы трудящихся решить подобную задачу было не возможно. Планы по вкладам выполнялись не более чем на 40-50%. Относительно лучше обстояло дело с государственными займами, поскольку они носили, так называемый, “добровольно-принудительный” характер. Но и по займам плановые задания реализовывались не полностью. Так в 1932 г. план “4-го завершающего года первой пятилетки” был выполнен на 85,5%.

   Дефицит предусмотренных в бюджете денежных поступлений государство восполняло ничем необеспеченной эмиссией, которая отрицательно сказывалась на и без того невысокой покупательной способности рубля.

      Во  второй пятилетке, особенно после отмены в 1935 г. карточной системы, в деятельности сберкасс наступило оживление. Суммарный  объем вкладов с 1935 по 1940 г. вырос в 4,9 раза – с 1,5 до 7,3 млрд. руб., средний размер вклада увеличился почти вчетверо – со 101 до 388 руб.

      В период Отечественной войны (1941-45 гг.) сберегательные кассы способствовали мобилизации денежных средств населения для финансирования военных расходов, принимали активное участие в размещении предназначенных для этого госзаймов, а также в распространении билетов денежно-вещевых лотерей. За счет выручки от госзаймов и лотерей было покрыто около шестой части военных расходов. Кроме того, через сберкассы поступали средства и ценности, вносимые населением в фонд обороны.

      Вскоре  после войны, в конце 1947 г. были отменены карточки и проведена денежная реформа, которая носила, по сути, конфискационный характер: 10 руб. прежних денег обменивались на 1 руб. новых. Но для вкладчиков сберкасс предусматривались определенные льготы: вклады до 3 тыс. руб. обменивались в соотношении 1:1, от 3 до 10 тыс. – 3:2, свыше 10 тыс. – 2:1.

Информация о работе Роль сбербанка РФ в жизни населения