Экономическкие способы устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

На протяжении последних лет внимание к налоговым правонарушениям динамично возрастает. Это связано с тем, что для системы налогообложения в настоящее время характерны низкая правовая дисциплина и непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3

1 Теоретические основы практики налогового укрывательства в России и за рубежом…………………………………………………………………….…6

1.1 Понятие, цели и принципы налогового укрывательства………….…6

1.2 Субъекты, объекты налогового укрывательства………………..……9

1.3 Практика налогового укрывательства в зарубежных странах…..…12

2 Анализ экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом...................................................................15

2.1 Анализ способов устранения налогового укрывательства

за рубежом………………………………………………………………………..15

2.2 Анализ способов устранения налогового укрывательства

в России…………………………………………………………………………..18

3 Совершенствование экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом………………………...…22

Заключение………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………….…28

Работа состоит из  1 файл

Богданова Курсовая работа 03.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

     – заключения налоговых соглашений;

     – получения индивидуальных консультаций.

     Согласно  положениям Свода фискальных процедур Франции фискальный рескрипт дает налогоплательщику  право направить в фискальный орган запрос о правомерности  планируемой операции. Таким образом, он использует право получить налоговую  консультацию до заключения контракта. Принятое налоговое решение является обязательным как для налоговых органов, так и для налогоплательщика, и изменению не подлежит. В случае отсутствия ответа в предусмотренные сроки налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности, при этом в будущем налоговые органы не в праве рассматривать данную сделку как правонарушение.

     Примечательна система налоговых соглашений в  Израиле. В этой стране можно обращаться за консультацией до заключения сделки, во время и после ее совершения, при этом главное условие – подать просьбу о налоговом решении до срока сдачи годового отчета.

     В Германии процедура рескрипта ограничена консультированием налогоплательщиков по вопросам налога на зарплату, таможенных сборов или оценки фактических ситуаций в связи с проведением фискального контроля. Опубликованные позиции, высказанные налоговой администрацией, становятся обязательными для нее, но при этом не накладывают ограничений на суд.

     В Великобритании с 2004 г. Действует порядок, в соответствии с которым бухгалтеры и налоговые консультанты должны заблаговременно направлять в налоговую и таможенную службы новые схемы организации бизнеса.

     Отдельным направлением повышения налогового контроля в зарубежных странах является координация действий различных органов государственной власти и разработки комплексных методов противодействия уходу от уплаты налогов и сборов и выполнению положений налогового законодательства.

     Партнерами  итальянских налоговых органов  в обмене информацией являются:

     – торговая палата промышленников, ремесленников и работников аграрного сектора;

     – налоговая полиция;

     – налоговый архив и картотека  налогоплательщиков;

     – ведомство автомобильного реестра  гражданских транспортных средств.

     В Финляндии ведется расширенный  банк данных налоговой службы, сформированный и пополняемый общедоступной информацией. В указанной базе содержатся данные кредитных бюро, аудиторов, реестров акционеров компаний, кадастра объектов недвижимости, информация о пайщиках, директорах, управляющих и иных финансово ответственных лицах.

     Многие  из аспектов усиления налогового контроля, активно используемых зарубежными  странами, рассматривались и рассматриваются  российскими научными кругами. При  этом главной задачей является глубокий анализ практики применения, выявления преимуществ и недостатков, разработка модели внедрения зарубежного опыта в отечественную налоговую систему. 

     2.2 Анализ способов устранения налогового  укрывательства в России

     В последние годы проблема преступности приобрела для российского общества особое значение, став подлинно социальным бедствием, угрожающим самим устоям российской государственности и национальной безопасности.

     В соответствии с Положением «О Федеральной  налоговой службе Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 (в последней редакции от 22 февраля 2008 № 116, от 15 июля 2008 № 532; от 07 ноября 2008 № 814) Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

     Служба  является уполномоченным федеральным  органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических  лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

     Согласно  п. 6.6 указанного Положения с целью  реализации полномочий, предоставленных  налоговым органам, ФНС России имеет  право: применять предусмотренные  законодательством Российской Федерации  меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, а также санкции, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими и физическими лицами обязательных требований к установленной сфере деятельности, с целью пресечения фактов нарушения законодательства Российской Федерации.

     Согласно  статистическим данным налоговых органов, в результате осуществления налоговыми органами своих полномочий по контролю за своевременным и полным поступлением в бюджет государства налогов  и сборов, при проведении камеральных и выездных налоговых проверок нарушения законодательства о налогах и сборах выявляются в 98% проверенных организаций. В 2007 г. по результатам налоговых проверок в бюджет государства налоговыми органами было доначислено от налогоплательщиков более 60 млрд. руб.

     Из 400 тысяч преступлений экономического характера, совершенных в прошлом  году, 15 тысяч являются  налоговыми. При этом ущерба они наносят больше всего: казна потеряла 75 млрд. руб. А  по остальным 385 тыс. – 140 млрд. руб.

     Существенно выросло количество уклонистов. По НДФЛ – на 10 процентов. Среди налоговых агентов нарушителей стало больше на 12 процентов, среди юридических лиц – на 5,5 процентов.

     В 2010 году прогнозируется рост этих показателей. При этом наказания физическим лицам выносятся мягкие. За два года за уклонение от уплаты налогов были осуждены около 7 тыс. человек. По УК были наказаны единицы, да и те отделались условными сроками и штрафами.

     Для системы правоотношений, возникающих в сфере налогов и сборов, в настоящее время характерны: низкая правовая дисциплина; непрекращающиеся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов и сборов.

     По  мнению большинства специалистов, потенциально каждый налогоплательщик объективно стремится  к минимизации своих налоговых  платежей и через призму этого  может рассматриваться в качестве потенциального налогового правонарушителя.

     Если  сумма допущенного им нарушения  достигнет предела, установленного законодателем в ст. 198 и 199 УК РФ, то он может превратиться в налогового преступника.

     В январе – октябре 2008 г. подразделениями  органов внутренних дел по расследованию  налоговых преступлений выявлено 25,2 тыс. преступлений экономической направленности, их удельный вес в общем массиве преступлений данной категории составил 6,2%.

     Материальный  ущерб от указанных преступлений (по оконченным уголовным делам) составил 61,0 млрд. руб., а сумма возмещенного ущерба – 46,85 млрд. руб.

     В настоящее время, согласно нормам действующего законодательства о налогах и  сборах в РФ, производство по делам  о налоговых правонарушениях  осуществляется только налоговыми органами. Большую роль в рассмотрении дел по налоговым правонарушениям играют судебные органы, которые в отдельных случаях не только осуществляют вопросы правосудия, но и дают рекомендации по применению норм законодательства о налогах и сборах. Разъяснения судов о применении норм законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации в настоящее время можно рассматривать как профилактику налогового укрывательства.

     Очевидным в настоящее время является то, что наиболее успешным способом борьбы с правонарушениями является их профилактика и предупреждение. Профилактика и предупреждение налоговых правонарушений предполагает разработку комплекса мер правового, социального, организационного, тактического характера и др. Предупреждение и профилактика невозможны без выявления причин и условий их совершения, без изучения и составления «социального портрета» личности правонарушителя. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3 Совершенствование экономических  способов устранения практики  налогового укрывательства в  России и за рубежом

     Эффективное сочетание деятельности налоговых  органов обеспечивает наиболее успешное предупреждение и пресечение экономических и налоговых преступлений.

     Предупреждение  преступности, которое буквально  означает предохранение людей, общества, государства от преступлений, представляет собой сложный комплекс разнообразных мер упреждающего воздействия.

     Предупреждение  преступности представляет собой специфическую  разновидность социального управления и сочетает принципы как социального  управления, так и правового регулирования. Успешная деятельность по предупреждению преступности предполагает надлежащее решение проблем нормативно-правового, организационного, финансового, хозяйственного, кадрового, информационно-аналитического, научно-методического и пропагандистского обеспечения.

     Предупреждение  налоговых преступлений и правонарушений направленно на соблюдение юридическими и физическими лицами налогового законодательства с целью:

     – выявления и устранения причин и  условий, способствующих совершению налоговых  преступлений;

     – выявления склонных к совершению преступлений, правонарушений в сфере налогообложения лиц и оказания на них предупредительно-воспитательного воздействия;

     – предотвращения подготавливаемых налоговых  преступлений и правонарушений.

     Предупреждение  совершения налоговых правонарушений и преступлений должно осуществляться на различных уровнях и направлениях. На общегосударственном уровне важно обеспечение экономической стабильности и подъема производства, роста платежеспособности хозяйствующих субъектов.

     Особое  место в профилактике налоговых  преступлений занимает совершенствование законодательной базы.

     Как показывает международный опыт, противодействие  отмыванию денег не может быть обеспечено применением только уголовно-правовых мер и административно-финансового  контроля за операциями юридических  и физических лиц с денежными средствами и имуществом. Чтобы создать благоприятные условия для правомерной легализации теневой экономики, введения её в правовую зону, необходимо изменить налоговую систему, условия приватизации, внешнеэкономическую деятельность и т.д.

     В настоящее время упор делается на такую меру ответственности, как наложение крупных финансовых штрафов. Вместе с тем, практика показывает, что такие меры воздействуют прежде всего на законопослушного налогоплательщика, которому и так нелегко приходится в современной экономической обстановке. С другой стороны, лица, занимающиеся экономической деятельностью вне налогового контроля, часто достаточно легко уходят от ответственности. К тому же при отсутствии бухгалтерских документов доказать уклонение от уплаты налогов и привлечь преступника к уголовной ответственности – достаточно трудоемкий процесс, не сравнимый с последующим наказанием.

     Значительную  роль в предупреждении налоговой  преступности могут играть налоговые  инспекции. Они должны совершенствовать консультационную деятельность, помогать налогоплательщикам в решении вопросов о размере налогов и порядке их уплаты.

     В ситуации, когда дальнейшее увеличение налогового бремени на различные  категории налогоплательщиков не представляется возможным, необходимо обратить самое серьезное внимание не только на объективные по отношению к деятельности налоговых структур факторы, влияющие на уровень налоговых поступлений (например, оптимизация системы налогообложения, совершенствование правовых основ налогообложения и т.д.), но и на субъективные факторы, то есть связанные непосредственно с деятельностью налоговых и правоохранительных органов. От решения такой проблемы, как всемерное повышение результативности в работе правоохранительных структур, в значительной мере зависит осуществление бюджетно-налоговой реформы.

     Налоговая преступность принимает все более  организованный и изощренный характер, выходит за рамки национальных границ, сопровождается совершением иных преступлений и создает реальную угрозу экономической  безопасности России, нанося государству огромный материальный и моральный ущерб. В этих условиях принимаемые правоохранительными структурами меры не соответствуют реальной степени криминализации хозяйственного комплекса страны и широкой распространенности налоговых преступлений, что отрицательно сказывается на пополнении доходной части федерального бюджета. Продолжает оставаться значительным разрыв между количеством выявленных налоговых правонарушений и числом лиц, привлеченных к ответственности. Не создана эффективно действующая система мероприятий по розыску лиц, совершивших налоговые преступления, и по возврату скрываемых за границей доходов.

Информация о работе Экономическкие способы устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом