Экономическкие способы устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2012 в 12:13, курсовая работа

Описание

На протяжении последних лет внимание к налоговым правонарушениям динамично возрастает. Это связано с тем, что для системы налогообложения в настоящее время характерны низкая правовая дисциплина и непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций.

Содержание

Введение………………………………………………………….…………3

1 Теоретические основы практики налогового укрывательства в России и за рубежом…………………………………………………………………….…6

1.1 Понятие, цели и принципы налогового укрывательства………….…6

1.2 Субъекты, объекты налогового укрывательства………………..……9

1.3 Практика налогового укрывательства в зарубежных странах…..…12

2 Анализ экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом...................................................................15

2.1 Анализ способов устранения налогового укрывательства

за рубежом………………………………………………………………………..15

2.2 Анализ способов устранения налогового укрывательства

в России…………………………………………………………………………..18

3 Совершенствование экономических способов устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом………………………...…22

Заключение………………………………………………………………..26

Список использованной литературы………………………………….…28

Работа состоит из  1 файл

Богданова Курсовая работа 03.doc

— 125.50 Кб (Скачать документ)

     – налогоплательщик, забывший составить  декларацию, будет наказан, хотя он совсем не хотел уклониться от налога;

     – неумышленные ошибки при ведении бухгалтерского учета;

     – незнание налогоплательщиком о принятии нормативных актов относительно налогового законодательства, принятии новых или внесении изменений в действующие нормативные акты, арифметические ошибки.

     Таким образом, теоретическую основу налогового укрывательства составляет комплекс теории государства и права, конституционное, административное, финансовое право, уголовное право, а также такие науки, как конфликтология, административная деликтология, криминология, психология и многие другие науки. 
 

          1.2 Субъекты, объекты налогового  укрывательства

     Субъектами  налогового укрывательства являются лица, на которых официально (юридически) в соответствии с учредительными и локальными актами фирмы возложены  обязанности по ведению бухгалтерского учета, представлению налоговой отчетности и уплате налогов. Также, к субъектам, уклоняющимся от уплаты налогов, предусмотренного ст. 199 УК РФ, могут быть отнесены и иные лица, специально уполномоченные органом управления организации на подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, обеспечение полной и своевременной уплаты налогов и сборов. К числу субъектов могут относиться и лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя или главного бухгалтера. Это могут быть и рядовые служащие и лица, которые вообще не входят в штат сотрудников организации, т.е. не имеют юридической (по документам) взаимосвязи с организацией, но которые фактически выполняли функции руководителя или главного бухгалтера.

     Говоря  о физических лицах, если налогоплательщик уклонился от уплаты сумм налогов и (или) сборов превышающей 300 000 рублей, то может иметь место состав налогового преступления, предусмотренного ч.1 ст.198 УК РФ, а если превышает 1 500 000 рублей, то можно говорить о налоговом преступлении, предусмотренном ч.2 ст.198 УК РФ. Как видно в этих случаях законодатель не принимает в расчет процентное отношение данных сумм к общей сумме подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов.

     Необходимо  обратить внимание, что неуплата налогов и (или) сборов может признаваться налоговым преступлением и по результатам одного налогового периода.

     Субъектом налогового преступления, предусмотренного ст. 198 УК РФ, является физическое лицо (гражданин Российской Федерации, иностранный  гражданин, лицо без гражданства), достигшее  шестнадцатилетнего возраста, имеющее  облагаемый налогом доход и обязанное  в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.

     Уклонение от уплаты налогов (сборов) возможно только с прямым умыслом с целью полной или частичной их неуплаты. Ошибки, явившиеся следствием невнимательности, незнания закона, халатности, легкомысленности и т.д. не могут караться уголовной ответственностью, равно как и действия, направленные на использование законных способов налоговой минимизации.

     Прямой  умысел характеризуется тремя признаками:

     – осознания общественной опасности  деяния;

     – предвидения общественно опасных  последствий деяния;

     – желанием наступления последствий.

     Два первых признака составляют интеллектуальный момент умысла, последний – волевой.

     Понятие интеллектуального момента умысла при уклонении от уплаты налогов лежит в осознании лицом фактической стороны совершаемого, а также предвидении им наступления общественно опасных последствий своих действий (бездействия). Осознание фактической стороны совершаемого заключается в том, что лицо которое уклоняется от уплаты налогов, понимает, что оно имеет доход, который является объектом налогообложения. В связи с этим на нем лежит обязанность передать часть своего дохода в собственность государству. Осознавая фактическую сторону совершаемого, лицо осознает социальное значение своих действий, их характер и общественную опасность.

     В уголовно-правовой литературе преобладает  мысль, что интеллектуальный момент умысла кроме осознания общественной опасности, входит и осознание противоправности совершаемого деяния. Таким образом, осознавая свои действия как общественно-опасные, субъект не может не осознавать их уголовную противоправность.

     Для установления умысла на совершение уклонения  от налогообложения необходимо также выявить содержание волевого момента умысла, то есть волевого отношения преступника к последствиям.

     При прямом умысле лицо желает, чтобы в  результате его действий материальные блага, которые должны были поступить государству остались в его распоряжении. Желая оставить у себя сумму неуплаченного налога и противоправно обогатиться за счет этого, виновный желает наступления общественно-опасных последствий уклонения от налогообложения и таким образом действует с прямым умыслом.

     Объективная сторона налогового укрывательства выражается в уклонении от уплаты налогов путем бездействия, состоящего в непредоставлении декларации о доходах которую лицо обязано предоставить, или путем действия состоящего фактически в интеллектуальном подлоге, то есть включение в декларацию заведомо искаженных данных о доходах и расходах, либо иным способом. Способом уклонения является включение в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах и расходах, либо иные способы перечень которых является открытым.

     Заведомо  искаженными признаются специально измененные и ставшие фактически неверными данные относительно величины доходов, расходов или льгот, а также данные неверно отражающие фактическое состояние ввиду игнорирования существенно важных сведений.

     Заведомо  искаженные данные признаются включенными в бухгалтерские документы, если последние подготовлены к предоставлению в налоговые органы и оформлены в надлежащем порядке.  
 
 
 
 
 

     1.3 Практика устранения налогового укрывательства в зарубежных странах

     Проблема  повышения эффективности налогового контроля и совершенствования контрольной работы налоговых органов для России всегда актуальна. Улучшение качества налогового контроля возможно как за счет повышения стабильности и определенности правового регулирования, так и за счет использования международного опыта. Зарубежная практика налогового контроля применяет различные способы его осуществления. Внедрение международных наработок в этой области должно происходить с учетом экономической и политической ситуации, менталитета, а также отличий национального законодательства о налогах и сборах. В результате разумное использование и совершенствование зарубежных методик налогового контроля в российской действительности должно привести к повышению эффективности контрольной деятельности.

     Выделяют  несколько составляющих базовых принципов налогового контроля, закрепляемых государством в основах налоговой системы:

     – построение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на принципах  равноправия и баланса прав и  обязанностей сторон;

     – соответствие средств поставленным целям (принцип экономической эффективности). В случае назначения налоговой проверки отбор объективов осуществляется с позиции высокой вероятности обнаружения нарушений и, следовательно, увеличения объема доначислений;

     – неотвратимость наказания. Любые попытки обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям;

     – презумпция невиновности налогоплательщика.

     Повышенное  внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень добровольного соблюдения налогоплательщиками налогового законодательства.

     Согласно  данным Службы внутренних дел США  систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному  отношению налогоплательщика к  исполнению своих обязанностей. В результате 83% причитающихся налогов в США уплачивается добровольно. Указанные результаты были достигнуты в результате пятнадцатилетней работы по модернизации налоговой структуры. В качестве стратегических целей на первое место ставится улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе – улучшение персонифицированного обслуживания, на третье – повышение эффективности организации деятельности, снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства.

     По  мнению специалистов налоговых органов Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:

     – отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью;

     – доверия налогоплательщиков, уверенных  в хорошей работе налоговой системы и исполнении налоговыми органами своих задач в соответствии с законом;

     – введения доступных для понимания  правил налогообложения.

     В Великобритании, помимо принципов справедливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

     Таким образом, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу, что построение налоговых правоотношений позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков и в конечном счете на налоговые поступления.

     Кроме того, уровень добровольного соблюдения налогового законодательства растет за счет работы над правовой грамотностью и информированностью общества, внедрения на уровне гражданского долга в сознание граждан исполнения налоговых обязательств. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Анализ экономических способов  устранения практики налогового  укрывательства в России и за рубежом 

     2.1 Анализ способов устранения налогового  укрывательства за рубежом

     При анализе системы налогового контроля в зарубежных странах в первую очередь необходимо отметить особое внимание, уделяемое теоретико-идеологическим вопросам, в том числе концепции налогового контроля и налоговой дисциплины. Выделяют несколько составляющих базовых принципов, закрепляемых государством в основах налоговой системы:

     – построение отношений между налогоплательщиком и налоговыми органами на принципах равноправия и баланса прав и обязанностей сторон;

     – соответствие средств поставленным целям;

     – неотвратимость наказания. Любые попытки  обмана государства со стороны налогоплательщика будут выявлены и приведут к неблагоприятным последствиям;

     – презумпция невиновности налогоплательщика.

     Повышенное  внимание за рубежом уделяется созданию условий, при которых растет уровень  добровольного соблюдения налогоплательщиками  налогового законодательства.

     Согласно  данным Службы внутренних доходов США  систематическое и всестороннее проведение проверок приводит к добросовестному  отношению налогоплательщика к  исполнению своих обязанностей. В  результате 83% причитающихся налогов  в США уплачиваются добровольно. Но такой результат был достигнут в результате пятнадцатилетней работы по модернизации налоговой структуры. Такая концепция в качестве стратегических целей на первое место ставит улучшение обслуживания налогоплательщиков, на второе – улучшение персонифицированного обслуживания и на третье – повышение эффективности организации деятельности (снижение затрат и повышение сбора налогов при минимальном вложении со стороны государства).

     По  мнению специалистов налоговых органов  Швеции, добровольная уплата налогов достигается за счет:

     – отлаженного аппарата контроля, характеризующегося профилактикой, точностью и предсказуемостью;

     – доверия налогоплательщиков, уверенных  в хорошей работе налоговой системы  и исполнении налоговыми органами своих  задач в соответствии с законом;

     – введения доступных для понимания  правил налогообложения.

     В Великобритании помимо принципов спарведливости, содействия и ясности, особое внимание уделяется качеству обслуживания налогоплательщиков.

     Таким образом, как видно из предоставленного обзора, во многих странах усиление налогового контроля происходит за счет совершенствования взаимоотношений налогоплательщика и налоговых органов. Большинство стран с развитым налоговым администрированием пришло к выводу что построение налоговых правоотношений на основе указанных выше принципов позитивно влияет на повышение законопослушности налогоплательщиков, добровольную уплату ими налогов и в конечном счете на налоговые поступления.

     Кроме того, уровень добровольного соблюдения налогового законодательства растет за счет работ над правовой грамотностью и информированностью общества, внедрения на уровне гражданского долга в сознание граждан исполнения налоговых обязательств.

     Еще одной распространенной формой налогового контроля в иностранных налоговых  системах является институт предварительного налогового регулирования. Его смысл  заключается  согласовании налогоплательщиком с налоговым органом налоговых  последствий сделок, вопросов ценообразования, распределения прибыли, инвестиционных проектов, иных хозяйственных операций до их фактического совершения. В западноевропейских странах данные отношения оформляются в форме:

Информация о работе Экономическкие способы устранения практики налогового укрывательства в России и за рубежом