Экономическая политика и банковская система РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2011 в 17:07, контрольная работа

Описание

Целью работы является рассмотрение экономической политики и банковской системы РФ. В первой главе дано подробное описание экономической политики РФ, анализ основных принципов и основ. Во второй главе рассмотрены структура банковской системы РФ. А в третьей главе показаны перспективы развития денежно-кредитного механизма.

Содержание

Введение

Глава 1. Экономическая политика России

1.1 Анализ денежно-кредитной политики

Глава 2. Банковская система Российской Федерации

Глава 3. Перспективы макроэкономического развития механизма денежно-кредитной политики

Заключение

Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Экономическая политика и банковская система РФ.rtf

— 124.60 Кб (Скачать документ)

     РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

     МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

     ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

     ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

     ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

     ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

     ФИЛИАЛ 
 
 

     КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА 

     По дисциплине: «Деньги, кредит, банки» 

     На тему: «Экономическая политика и банковская система РФ» 
 

     Выполнил:

     студент курса ОЗО

     специальность ФиК

     группа №1261

     Катаева Ю.А.

     Проверил:  
 
 
 
 

     Заводоуковск - 2008

 

      Содержание 

Введение

Глава 1. Экономическая политика России

1.1 Анализ денежно-кредитной политики

Глава 2. Банковская система Российской Федерации

Глава 3. Перспективы макроэкономического развития механизма денежно-кредитной политики

Заключение

Список использованной литературы 

 

      Введение 

     Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой.

     Денежно-кредитная политика в России носит пассивный характер. Она направлена на снижение инфляции, обеспечение стабильности цен. А должна выполнять двуединую задачу: содействовать устойчивому экономическому росту и увеличению занятости, снижению инфляции. Принципиально важно не просто снижать темпы инфляции, но и повышать инвестиционное обеспечение отечественной экономики. Вопросы экономической политики вновь находятся в центре внимания, в первую очередь, в связи с формированием нового правительства, последними событиями на российских и зарубежных финансовых рынках, предварительным подведением итогов текущего 2007 года.

     Целью работы является рассмотрение экономической политики и банковской системы РФ. В первой главе дано подробное описание экономической политики РФ, анализ основных принципов и основ. Во второй главе рассмотрены структура банковской системы РФ. А в третьей главе показаны перспективы развития денежно-кредитного механизма.  

 

      Глава 1. Экономическая политика России 

     1.1 Анализ денежно-кредитной политики 

     В I квартале 2007 года объем ВВП увеличился на 7,9%. Промышленное производство в январе -- мае по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года возросло на 7,4%. Высокими темпами росло предложение отдельных видов услуг, особенно связи и розничной торговли. Расширение производства поддерживалось значительным увеличением внутреннего спроса. Рост реальных денежных доходов населения обусловливал увеличение потребительских расходов. В январе--апреле расходы населения на покупку товаров и оплату услуг в реальном выражении возросли, по оценке, на 13% к соответствующему периоду предыдущего года. Инвестиции в основной капитал увеличились на 19,9%. Потребительские цены в мае 2007 года повысились по сравнению с декабрем предыдущего года на 4,7% (в мае 2006 года -- на 5,9%). Инфляция за скользящий 12-месячный период в мае 2007 года составила, по оценкам, 7,8%. Замедление роста потребительских цен по сравнению с предыдущим годом было связано, прежде всего, со снижением темпов прироста цен на товары до 3,2% по итогам января-мая 2007 года по сравнению с 4,8% за соответствующий период 2006 года. Базовая инфляция в мае 2007 года по сравнению с декабрем предыдущего года составила 2,5% (в соответствующий период 2006 года-- 3,6%). В мае 2007 года за скользящий 12-месячный период она была равна, по оценкам, 6,8%, что на 1,0 процентного пункта меньше, чем в декабре предыдущего года. По оценке, в 2007 году базовая инфляция составит около 7%. Замедление инфляции в соответствии с поставленными целями будет способствовать укреплению доверия к проводимой денежно-кредитной политике, снижению инфляционных ожиданий, формированию условий для перехода к инфляционному таргетированию, что соответствует стратегии обеспечения стабильности общего уровня цен в долгосрочной перспективе.

     Платежный баланс в январе--марте 2007 года формировался под влиянием снижения цен на мировом рынке нефти, что вызвало ухудшение условий внешней торговли Российской Федерации. Значительное замедление роста экспорта товаров и ускорение роста импорта было основной причиной сокращения положительного сальдо счета текущих операций в I квартале 2007 года более чем на четверть -- до 21,8 млрд долларов США (в январе--марте 2006 года оно составило 30,5 млрд долларов США). Внешние обязательства экономики увеличились на 42,5 млрд долларов США. Определяющим фактором их роста было активное привлечение иностранного капитала частным сектором, прирост внешних финансовых обязательств которого по сравнению с I кварталом 2006 года возрос в 2,3 раза и составил 43,8 млрд долларов США. Обязательства органов государственного управления и органов денежно-кредитного регулирования сократились на 1,3 млрд долларов США. В 2007 году активное сальдо счета текущих операции может составить 50,7 млрд долларов США. Чистый приток частного капитала может составить 70,0 млрд долларов США, что связано с ожидаемым увеличением объема публичного размещения акций российскими компаниями. Рост валютных резервов по сравнению с 2006 годом может ускориться: прогнозируется их увеличение на 114,9 млрд долларов США (в 2006 году они возросли на 107,5 млрд долларов США).

     В 2007 году курсовая политика Банка России, как и прежде, направлена на сдерживание инфляции при недопущении чрезмерного укрепления рубля и предотвращении резких колебаний курса национальной валюты. При значительном влиянии внешнеэкономических условий на состояние внутреннего финансового рынка Банк России продолжает использовать режим управляемого плавающего валютного курса. Такая политика направлена на достижение оптимального валютного курса с помощью валютной интервенции, проведения учетной политики и других методов регулирования краткосрочных процентных ставок.  

 

      Глава 2. Банковская система Российской Федерации 

     Российскую банковскую систему образуют Банк России, Банк Внешней торговли РФ (Внешторгбанк), Сберегательный банк РФ (Сбербанк), коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на проведение банковских операций. Стержнем нашей банковской системы является Банк России. Банк Внешней торговли осуществляет внешнеэкономическую деятельность и совершает операции в иностранной валюте. Внешторгбанк является акционерным, контрольным пакетом акций этого банка владеет Банк России. Сбербанк также является акционерным, и контрольным пакетом акций банка владеет Банк России. По закону государство гарантирует полную сохранность денежных средств и других ценностей населения, вверенных Сбербанку, и выдачу их по первому требованию вкладчиков (вклад до востребования). Это главное отличие Сбербанка от коммерческих банков. Сбербанк выполняет почти все те же операции с денежными фондами, что и коммерческие банки. Сбербанк и коммерческие банки хранят денежные вклады предприятий и населения, предоставляют юридическим и частным лицам ссуды и, тем самым, увеличивают предложение денег в экономике.

     Коммерческие банки в Российской банковской системе играют исполнительную роль. Посредством коммерческих банков Банк России претворяет в жизнь финансовую политику. Каждый банк может осуществлять свою деятельность только на основании лицензии, выдаваемой Банком России. Банк России может на основании закона отобрать лицензию у банка -- это действует как решение о ликвидации банка. Банки имеют право открывать на территории РФ и за ее пределами филиалы. Банки могут образовывать банковские союзы, межбанковские объединения, ассоциации. Запрещается только использовать эти и другие объединения для достижения соглашений, направленных на монополизацию рынка банковских операций и на ограничение конкуренции в банковском деле.

     Широкое распространение получили в нашей стране объединения банков в банковские холдинг-компании. Банковские холдинг-компании представляют собой фирмы, которые владеют долей акционерного капитала одного или нескольких банков, достаточной для того, чтобы осуществлять полный контроль над ними. Следовательно, банковские холдинг-компании сосредотачивают в одних руках процесс управления целой группой банков. Это выгодно для фирм, поскольку они имеют возможность в кратчайшие сроки получить в случае необходимости кредит от этих банков.

     Большей своей частью коммерческие банки являются акционерными (имеется незначительная доля кооперативных банков), и их акции обращаются на рынке ценных бумаг наряду с ценными бумагами промышленных предприятий.

     Российская банковская система является двухуровневой. Первый и ведущий уровень -- Банк России. Второй -- исполнительный -- все остальные банки РФ. Все банки должны держать свои обязательные резервы в Банке России, так как основная часть активов банка -- это бессрочные вклады, подлежащие изъятию по первому требованию вкладчиков, то определенный процент активов должен храниться в резервах, в высоколиквидной форме. Деятельность банков ежегодно подлежит проверке аудиторскими организациями.

     Мировой опыт прошлых десятилетий показывает эффективность действия централизованной банковской системы. Наша банковская система долгое время представляла собой монополию государственного банка (одноуровневая банковская система) с жестким планированием сверху. В данный момент у нас происходит установление новой централизованной банковской системы, отвечающей стандартам экономики, связанной рыночными отношениями. Идет речь о совсем другой структуре организации банковских институтов. Централизация здесь объединяет банки в единую систему для проведения с помощью нее кредитно-денежной политики государства, при этом каждый банк в отдельности экономически независим в проведении банковских операций. Каждый банк подчиняется определенным "правилам игры", установленным государством для эффективной его работы на финансовом рынке. Децентрализация банковского дела неудобна и вносит беспорядок в экономические процессы. Избыток денег в обращении может усложнить инфляционные проблемы. Увеличение инфляции, в конечном счете, может привести к стокфляции, стагнации, экономическому спаду производства. Недостаток денег может затормозить рост экономики, препятствуя должному подъему производства и обмену товаров и услуг. Зарубежные страны на горьком опыте убедились, что нерегулируемая банковская система вряд ли способна обеспечить должное предложение денег и в наибольшей степени способствовать благосостоянию экономики в целом.

     Кредитно-денежное регулирование экономики России осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, предоставляемым банкам, установлением экономических нормативов для банков, проведением операций с ценными бумагами. Банк России как агент правительства управляет правительственными депозитами. Почти все правительственные доходы и расходы проходят по его счетам. Банк России управляет государственным долгом, изменяя количество облигаций, находящихся в обращении, проводя ту или иную кредитно-денежную политику. 

 

      Глава 3. Перспективы макроэкономического развития механизма денежно-кредитной политики 

     В 2008 году и в период до 2010 года предполагается сохранение благоприятных внешних условий функционирования российской экономики. Международные финансовые институты (МВФ, Всемирный банк) прогнозируют сохранение в 2008 году темпов роста мировой экономики на уровне 2007 года. В перспективе до 2010 года прогнозируется продолжение экономического роста в мире темпами, близкими к среднегодовому показателю в 2004 - 2008 годах. При этом не исключается возможность замедления роста мирового ВВП.

     В 2008 году вероятна стабилизация краткосрочных процентных ставок в зоне евро и снижение среднегодового уровня процентных ставок в США. Предполагаемые соотношения между процентными ставками в России и зарубежных странах при проведении Банком России гибкой процентной политики обеспечат условия для сбалансированности трансграничных потоков капитала. Банк России рассмотрел три варианта условий проведения денежно-кредитной политики в 2008--2010 годах, которые соответствуют прогнозам Правительства Российской Федерации. Первые два варианта предполагают ухудшение ценовой внешнеэкономической конъюнктуры в среднесрочном периоде, третий -- ее улучшение.

     В рамках первого варианта развития российской экономики в 2008 году предусматривается существенное снижение цены на нефть -- до 44 долларов США за баррель. В этих условиях ожидается сокращение по сравнению с 2007 годом экспорта товаров и услуг и рост их импорта.

     Несмотря на ухудшение внешних условий функционирования российской экономики, они не будут препятствовать ее дальнейшему развитию. Реальные располагаемые денежные доходы населения в 
2008 году могут увеличиться на 7,2%. Относительное снижение доходов от экспорта скажется на инвестиционной активности. Темп прироста инвестиций в основной капитал может составить примерно 10%. Темп прироста ВВП в 2008 году ожидается на уровне 5,4%.

Информация о работе Экономическая политика и банковская система РФ