Эффективность деятельности Центрального Банка и проводимых им денежно-кредитных инструментов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 06:04, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является определение правового статуса Центрального Банка Российской Федерации, его организационной структуры, рассмотрение функций Банка России, как по отдельности, так и в комплексном взаимодействии, а также изучение осуществляемых ЦБ РФ операций.
Исходя из обозначенной цели, необходимо будет решить следующие задачи:
1. Изучение теоретических аспектов деятельности Банка России;
2. Рассмотрение функций Банка России через проведение его операций осуществления денежно-кредитной политики;
3. Рассмотрение инструментов денежно-кредитной политики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………
3
Глава 1. Теоретические основы деятельности Центрального Банка…..........
5
1.1. История возникновения Банка России……………………………………
5
1.2. Правовой статус Банка России…………………………………………….
7
1.3. Организационная структура Банка России……………………………….
10
1.4. Цели и функции деятельности Центрального банка РФ………………...
11
Глава 2. Деятельность Центрального Банка на современном этапе………...
16
2.1. Операции Центрального Банка……………………………………….......
16
2.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов……………………………………………………….
26
Заключение………………………………………………………………………
36
Список используемой литературы……………………………………...........
38

Работа состоит из  1 файл

МОЯ КУРСОВАЯ!!!!.doc

— 231.00 Кб (Скачать документ)

 

 

Источник: официальный  сайт Банка России.

В целях развития открытого рынка, предоставления кредитным организациям новых ликвидных инструментов, особенно в условиях, когда у правительства нет необходимости в выпуске государственных долговых обязательств (например, при профиците государственного бюджета), центральными банками выпускаются собственные облигации. В развивающихся же странах выпуск центральными банками собственных ценных бумаг и операции с ними являются важным оперативным инструментом монетарной политики в связи с недостаточным развитием рынков ценных бумаг.

Банк России начал  выпускать собственные ценные бумаги (облигации Банка России — ОБР) с 2004 г. и включил их в Ломбардный список. Операции с ОБР позволяют Банку России расширить возможности по оперативному воздействию на конъюнктуру денежного рынка. Коммерческим банкам тоже выгодно размещать свободные ресурсы в такие ценные бумаги, инвестиции в которые являются для банков высоколиквидными, по существу, безрисковыми и довольно доходными денежными активами.

Процентная  политика или регулирование официальной  процентной ставки:

Традиционной  функцией Центрального банка является предоставление ссуд коммерческим банкам. Ставка процента, по которой выдаются эти ссуды, называется учетной ставкой процента или ставкой рефинансирования. Изменяя эту ставку, Центральный банк может воздействовать на резервы банков, расширяя или сокращая их возможности в предоставлении кредита населению или предприятиям. В зависимости от величины учетного процента строится система процентных ставок коммерческих банков, происходит удорожание или удешевление кредита вообще и тем самым создаются условия ограничения или расширения денежной массы в обращении. Коммерческие банки самостоятельно определяют размер надбавки к официальной ставке рефинансирования Центрального банка в зависимости от финансового состояния заемщика, рентабельности работы, перспективности и приоритетности кредитуемого объекта.

Центральный банк регулирует уровень процентных ставок двояким образом:

-- через фиксацию  ставок по предоставлению коммерческим  банкам кредитов, которые служат определенным ориентиром для рыночных ставок;

-- через контроль  над ставками кредитных учреждений.

В первом случае Центральный банк, устанавливая официальную  учетную ставку, определяет стоимость  привлечения ресурсов банками: чем  выше учетная ставка, тем выше стоимость рефинансирования банковских операций. Во втором случае регулированию подлежит лишь стоимость отдельных видов кредита или операции только некоторых банков.

Процентная политика Центрального банка в посткризисный  период заключается в регулировании процентных ставок по всем операциям банка на денежном рынке с целью поддержания необходимого уровня ликвидности банковской системы.

Центральный банк непосредственно не влияет на процентные ставки по операциям коммерческих банков со своими клиентами. Эти процентные ставки определяются ими самими и зависят от количества денег в обращении и эффективности посреднической деятельности банковской системы и финансовых рынков.

Операции с  иностранной валютой:

Операции с иностранной  валютой, проводимые Центральным банком, предусматривают сбалансированную реализацию двух целей: осуществление непосредственно денежно-кредитной политики (проведение процентной политики или регулирование денежной массы в целях борьбы с инфляцией) и валютной политики (регулирование валютного курса). При этом центральные банки учитывают взаимозависимость, существующую между динамикой валютного курса и динамикой процентных ставок. Так, на приток капитала в страну, т.е. на увеличение количества денег в национальной экономике, оказывают влияние такие факторы, как ожидания экономических агентов относительно будущего обменного курса национальной валюты и различие реальных норм процента в разных странах.

Повышение процентных ставок в стране при прочих равных условиях стимулирует приток капитала в национальную экономику, повышая спрос на ее национальную валюту и соответственно содействуя росту курса этой валюты. Понижение процентных ставок может приводить к обратному эффекту. Однако при рассмотрении взаимосвязи процентных ставок и валютного курса важно иметь в виду, что эта взаимосвязь действует лишь в тех странах, где имеется достаточно благоприятный инвестиционный климат для иностранных капиталов.

Валютные интервенции:

В целях реализации денежно-кредитной  и курсовой политики центральные банки проводят операции с иностранными валютами, из которых наиболее традиционными являются операции Центрального банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в целях воздействия на курс национальной валюты и суммарный спрос и предложение денег - конверсионные операции, или валютные интервенции. Эти операции направлены на предотвращение резких колебаний курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке, противодействие спекулятивным настроениям участников рынка, наращивание золотовалютных резервов, предотвращение чрезмерного и необоснованного увеличения денежной массы, формирование рациональных ожиданий в отношении инфляции и курса.

В России важность этих операций определяется тем, что валютный курс в настоящее время является одним  из основных инфляционно-образующих факторов, поддержка стабильности на валютном рынке оказывает положительное влияние на достижение целей по инфляции.

В последние годы проведение Банком России валютных интервенций  объективно приводило в основном к росту золотовалютных резервов. Пополнение золотовалютных резервов происходит в периоды, когда цены на нефть и соответственно выручка экспортеров остаются на высоком уровне. При этом банки продают валюту в связи с необходимостью пополнения рублевой ликвидности (например, в целях выплаты налогов, как своих, так и клиентских). С другой стороны, Банк России стремится сдержать укрепление реального эффективного курса рубля в заданных рамках (т.е. не допустить чрезмерного укрепления курса рубля по отношению к бивалютной корзине) и с этой целью проводит операции по покупке долларов США и евро на внутреннем валютном рынке, пополняя тем самым золотовалютные резервы. При этом покупка Банком России иностранной валюты на внутреннем рынке становится основным источником прироста денежной массы и увеличения денежной базы, что при неблагоприятной ситуации может усиливать инфляционные процессы.

В связи со значительным влиянием внешних факторов на экономику  России периодически возникают ситуации резкого падения курса рубля по отношению к основным валютам. В этом случае Банк России для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке и поддержания курса рубля проводит продажу иностранной валюты из золотовалютных резервов.

В целях денежно-кредитной  политики центральные банки могут  проводить и другие виды валютных операций помимо прямых операций по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, например операции с ценными бумагами, выраженными в иностранной валюте, в том числе прямые операции по купле-продаже ценных бумаг либо операции РЕПО. Результаты проведения таких операций на денежном рынке могут быть аналогичны конверсионным.

Сделки «валютный  своп»:

В 2002 г. помимо интервенций  на валютном рынке у Банка России появилась возможность применять более гибкий метод регулирования — сделки «валютный свои», которые позволяют корректировать уровень краткосрочной рублевой и валютной ликвидности рынка, не создавая дополнительного давления на курс рубля.

По своему содержанию валютный своп предусматривает одновременное  заключение двух встречных сделок —  покупку и одновременную продажу или продажу и одновременную покупку валюты одного вида за валюту другого вида. Встречные сделки валютного свопа, имеющие разные расчетные периоды (периоды времени между обшей датой их заключения и двумя разными датами расчетов), позволяют получить на время необходимую валюту (для исполнения текущих обязательств). Сделка с более коротким расчетным периодом (короткое «плечо» операции) заключается одновременно со сделкой с более продолжительным расчетным периодом (длинное «плечо»), при этом курсы встречных сделок различаются. Разность (своп-разница) между курсом сделки с коротким расчетным периодом (базовым курсом) и курсом сделки с длинным расчетным периодом определяется величиной процентных ставок, складывающихся на депозитном рынке двух валют на момент проведения операции своп.

Операции «валютный  своп» проводятся на межбанковском  рынке наиболее активно в период налоговых платежей клиентов банка, а также в периоды отчислений банками ресурсов в фонд обязательных резервов, когда на рынке активизируется спрос на ликвидность. Кредитная организация, имеющая неотложные денежные обязательства в рублях и располагающая временно свободными денежными активами в иностранной валюте, может продать ее за рубли, необходимые ей для выполнения этих обязательств, и заключить одновременно встречную сделку по обратной покупке инвалюты с более продолжительным расчетным периодом. Это позволит кредитной организации восстановить после проведения встречной сделки свою прежнюю ликвидность в инвалюте, оплата которой будет осуществлена за счет текущих поступлений в рублях.

Банк России для решения  текущих задач денежно-кредитной  политики, и в первую очередь рефинансирования, проводит сделки «валютный своп»: осуществляет покупку иностранной валюты за российские рубли сроком «сегодня» по действующему официальному курсу иностранной валюты к российскому рублю (базовому курсу) с ее последующей продажей сроком «завтра» по курсу, равному указанному базовому курсу, увеличенному на рассчитанную по специальной формуле своп-разницу. С 2005 г. помимо операций «рубль/доллар США» у Банка России появилась возможность проводить и сделки «рубль/евро». Ставка, по которой предоставляются ресурсы Банком России, равна ставке рефинансирования, т.е., как правило, превышает своп-ставку межбанковского рынка и имеет штрафной характер.

Широкие возможности  по применению Центральным банком таких  операций в целях рефинансирования определяются наличием развитой инфраструктуры межбанковского рынка операций «валютный своп», а также более высокой ликвидностью внутреннего валютного рынка по сравнению с рынками ценных бумаг, используемых в качестве залога при ломбардном кредитовании либо в операциях РЕПО. В результате валютный своп является более доступным и привлекательным для кредитных организаций, имеющих валютные активы, но ощущающих потребность в дополнительной рублевой ликвидности и не обладающих достаточными пакетами ценных бумах в своих активах.

2.2. Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов

Количественные ориентиры  денежно-кредитной политики и денежная программа:

В соответствии со сценарными условиями функционирования экономики  Российской Федерации и основными  параметрами прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов Правительство Российской Федерации и Банк России определили задачу снизить инфляцию в 2011 году до 6-7%, в 2012 году - до 5-6%, в 2013 году - до 4,5-5,5% (из расчета декабрь к декабрю предыдущего года). Указанной цели по инфляции на потребительском рынке соответствует базовая инфляция на уровне 5,5-6,5% в 2011 году, 4,5-5,5% в 2012 году и 4-5% в 2013 году. Расчеты по денежной программе на 2011-2013 годы осуществлены, исходя из показателей спроса на деньги, соответствующих целевым ориентирам по инфляции, прогнозной динамике ВВП и валютных курсов, а также прогнозных показателей платежного баланса и параметров проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов". В соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации ожидается, что в 2011 году экономический рост будет обеспечиваться за счет как внешних факторов, связанных с благоприятной конъюнктурой мировых рынков сырья и капитала, так и внутренних, включая рост внутреннего спроса и постепенное восстановление кредитования банками реального сектора российской экономики. Тем не менее, в соответствии с прогнозными оценками в 2011 -2013 годах не ожидается существенного увеличения темпов экономического роста по сравнению с 2010 годом. При снижающейся инфляции это обусловит замедление роста трансакционной составляющей спроса на деньги. В то же время стабильный курс рубля будет способствовать росту спроса на национальную валюту как средство сбережения. В зависимости от вариантов прогноза прирост денежного агрегата М2 в 2011 году может составить 11-23%, в 2012 году-14-20% и в 2013 году - 13-17%. Банк России разработал три варианта денежной программы в зависимости от основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период 2011-2013 годов. При этом второй вариант базируется на макроэкономических показателях, использованных при формировании проекта федерального бюджета на 2011 год и плановый период 2012-2013 годов. Темпы прироста денежной базы в узком определении, рассчитанные исходя из необходимости достижения целевых показателей по инфляции и соответствующие оценкам динамики экономического роста и валютного курса, в зависимости от варианта программы могут составить в 2011 году 8-19%, в 2012 году - 11-16%, в 2013 году - 9-13%.

Планируемое в 2011-2013 годах  сокращение дефицита федерального бюджета, в том числе монетарных источников его финансирования, будет способствовать ограничению воздействия бюджетного канала на рост денежного предложения, формируемого органами денежно-кредитного регулирования. Однако, как показывают расчеты по денежной программе в соответствии с первым сценарием социально-экономического развития, в прогнозный период вероятно сохранение существенной роли бюджета в формировании денежного предложения. В рамках первого варианта денежной программы, рассчитанного исходя из значительного снижения цен на нефть - до 60 долларов США за баррель, снижение ЧМР может составить 0,2 трлн. рублей в 2011 году, 0,7 трлн. рублей в 2012 году и 1,4 трлн. рублей в 2013 году. 
Для обеспечения роста денежной базы на уровне, соответствующем параметрам данного варианта программы, увеличение ЧВА должно составить в 2011 году 0,7 трлн. рублей, в 2012 и 2013 годах - 1,4 и 2,1 трлн. рублей соответственно.

Прогноз показателей денежной программы на 2011-2013 годы (млрд. рублей)

   

1.01.2012

1.01.2013

1.01.2014

 

1.01.2011 (оценка)

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

I вариант

II вариант

III вариант

Денежная база (узкое  определение)

5922

6379

6838

7068

7050

7757

8224

7717

8641

9320

- наличные деньги в обращении  (вне Банка России)

5789

6230

6679

6904

6880

7569

8025

7523

8424

9085

- обязательные резервы

133

149

159

165

171

188

199

194

218

235

Чистые международные резервы

14682

14433

16121

17377

13705

17165

19606

12317

17144

20597

- в млрд. долларов США

486

478

534

576

454

569

650

408

568

682

Чистые внутренние активы

-8760

-8054

-9282

-10309

-6655

-9407

-11382

-4599

-8502

-11277

Чистый кредит расширенному правительству

-4683

-3761

-4511

-5224

-2869

-4603

-6126

-1686

-4693

-6884

- чистый кредит федеральному  правительству

-3683

-2661

-3411

-4125

-1670

-3403

-4927

-386

-3393

-5584

- остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

-1000

-1100

-1100

-1100

-1200

-1200

-1200

-1300

-1300

-1300

Чистый кредит банкам

-1400

-1616

-2158

-2359

-893

-2080

-2277

489

-734

-983

- валовой кредит банкам

600

600

600

600

600

600

600

1600

600

600

- корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

-2000

-2216

-2758

-2959

-1493

-2680

-2877

-1111

-1334

-1583

Прочие чистые неклассифицированные активы

-2677

-2677

-2614

-2726

-2892

-2724

-2979

-3403

-3074

-3409

Информация о работе Эффективность деятельности Центрального Банка и проводимых им денежно-кредитных инструментов