Формы бухгалтерского учета и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 08:52, курсовая работа

Описание

При аудите операций с денежными средствами используются следующие документы: приходные и расходные кассовые ордера, корешки чековых книжек, корешки объявлений на взнос наличными, сообщение банка о размере лимита кассы, опись ценных бумаг и бланков строгой отчетности, выписки банка, платежные поручения, акты инвентаризации. К проверяемым в ходе аудита регистрам синтетического и аналитического бухгалтерского учета относятся: сводные регистры синтетического учета (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость, ведомость остатков по синтетическим счетам и т.д.), журналы-ордера № 1, 2 и ведомости; № 1, 2, кассовая книга, журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров, журнал учета приема и выдачи денежных документов, книга учета принятых и выданных кассиром денег, справка-отчет кассира-операциониста (оформляются при наличии на предприятии нескольких кассиров).

Работа состоит из  1 файл

Курсовая (продолжение).doc

— 206.00 Кб (Скачать документ)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Планирование аудита кассовых операций

 

На этапе предварительного планирования аудитор должен оценить возможность проведения аудита. Оценкой такой возможности следует считать проверку адекватности учетных записей. Аудитор должен проверить степень соответствия бухгалтерских записей действующим нормативам. Необходимо оценить, насколько учетные записи соответствуют виду деятельности клиента, совершенным клиентом операциям.

На данной стадии аудитор должен определить, аудируема ли финансовая отчетность? На это влияют два основных момента: честность администрации и полноценность бухгалтерских записей. Если аудитор видит, что для проведения полноценной аудиторской проверки клиент должен, по сути, восстановить свой бухгалтерский учет, либо уже на стадии предварительного планирования обнаруживаются факты, ставящие под сомнение возможность подготовки положительного аудиторского заключения, либо возникают сомнения в том, что клиент готов показать аудитору всю необходимую документацию, аудитору следует отказаться от заключения с клиентом договора на проведение аудиторской проверки, сообщив об этом клиенту.

Проведя такой этап предварительного планирования, аудитор и клиент должны достигнуть своего согласия и взаимопонимания путем заключения договора на проведение аудиторской проверки.[9] Договор определяет согласованные интересы сторон – участников, их права и обязанности, ответственность между «Заказчиком» - экономическим субъектом (клиентом) и «Исполнителем» (аудитором) (приложение 2).

Документом, определяющим взаимопонимание и соглашение между клиентом и аудитором о проведении аудита и оказании взаимосвязанных с ним услуг, является «Письмо – обязательство аудиторской организации от согласии на проведение аудита» (Приложение 3). Письмо – обязательство должно быть направлено аудитором после официального предложения клиента о проведении аудиторской проверки до заключения договора с целью правильного понимания условий предстоящего договора. Форма и содержание письма – обязательства определены стандартом аудиторской деятельности.

В общем плане аудитор определяет способ проведения аудиторской проверки на основании результатов предварительного анализа, оценки системы внутреннего контроля клиента, оценки рисков аудита. Составной частью общего плана аудита является планирование управления и контроля качества выполняемого аудита. В соответствии с требованиями стандартов аудиторской деятельности подготовку и составление общего плана аудита можно представит следующим образом (Приложение 4).

Важнейшим моментом при подготовке общего плана аудита являются глубокое предварительное изучение особенностей системы бухгалтерского учета клиента, описание и оценка системы его внутреннего контроля. Тесты проверки состояния системы его внутреннего контроля и бухгалтерского учета денежных средств используются в практической работе аудитора. Содержание ответов и выводы аудитора произвольны, учитывая наиболее часто встречающиеся нарушения такого плана в организации бухгалтерского учета и внутреннего аудита. По данному документу можно сделать вывод о том, что система внутреннего контроля и учет денежных средств на предприятии на хорошем уровне, что положительно повлияет на дальнейшие действия и решения аудитора. [12]

При планировании аудита очень важно учитывать существенность и риск. Существенность и аудиторский риск являются фундаментом в проведении аудиторской проверки, поэтому более детально остановимся на этом моменте. Аудит - это процесс, цель которого дать обоснованную уверенность, предполагающую определенный уровень риска по поводу того, свободна ли финансовая отчетность от существенных погрешностей. Существенность аудита - это мера упущенной информации, или возможного искажения отчетных данных, которая может быть показана в подтвержденном аудитором отчете и, рассматриваться как несущественная. Этот уровень возможного искажения должен быть, допустим, до того предела, чтобы не вводить пользователя информации в заблуждение. В начале проверки для сбора необходимых доказательств достоверности отчета аудитор должен решить, какую ошибку можно считать существенной. [13]

Существенность - величина относительная, но не абсолютная. Конкретная величина погрешности может быть существенной для предприятия с малым оборотом, тогда как для крупной фирмы эта же ошибочная сумма может не играть существенной роли. Уровень существенности зависит от размера предприятия, величины чистой прибыли, стоимости текущих активов, текущих обязательств, величины капитала и устанавливается для каждого из этих факторов.

При нахождении значения уровня существенности аудитор должен принимать за основу наиболее важные показатели, характеризующие достоверность отчетности ООО «Спецстрой», подлежащего аудиту, далее называемые базовыми показателями бухгалтерской отчетности.

Расчет уровня существенности представлен в приложении 5. Уровень существенности составляет 100 тыс. руб.

Программа аудита - это совокупность аудиторских процедур, требующихся для сбора необходимого количества достаточных свидетельств для определения достоверности финансовой отчетности клиента (Приложение 6).

Программа определяет характер, сроки и объемы запланированных процедур аудита, требуемых для того, чтобы осуществить полный план аудита. Программа аудита строится из разделов, каждый из которых посвящен одному определенному виду хозяйственных операций. При составлении программы основное внимание следует уделить ограничению проверяемого объекта и его подразделению на объекты. Это необходимо в связи со сложностью проверяемого объекта. При этом становится возможным распределение подобъектов между проверяющими из состава группы и способствует подведению итогов проверки объекта, что осуществимо только путем обобщения выводов о состоянии его подобъектов. [9]

Программа должна содержать аудиторские задачи для каждого направления и достаточные детали, чтобы использоваться в качестве инструкций ассистентами, выполняющими аудит.

Оценка аудиторского риска возможна по результатам предварительной информации, предварительного финансового анализа, проверки характера бизнеса

1. Предварительная информация о клиенте

 

Табл. 1 Программа проверки для оценки риска аудитора и составления  плана аудита

Перечень вопросов и  процедур проверки

Весовые коэффициенты

Да

Нет

Примечание

1 Организационная структура  управления

 

К1=0,15

       

Наличие финансов, руководителя

 

 

N1=0,3

     

Наличие системы учета  финансовой документации

 

 

N2=0,7

 

0,7

   

2 Организация системы  учета финансовой документации

 

 

К2=0,3

       

Наличие утвержденного плана счетов

 

 

М1=0,15

 

0,15

   

Санкционирование операций (подписи должностных лиц, распоряжения и т.д.)

 

 

 

 

М2=0,25

 

 

 

0,25

   

Регистрация операций

 

МЗ=0,25

0,25

   

Разделение обязанностей. Наличие кураторов для подразделений, выделенных на отдельный баланс

 

 

 

 

М4=0,25

     

Отсутствие свободного доступа к учетным документам посторонних лиц

 

 

 

 

М5=0,1

     

3 Компетентность и  квалификация персонала

 

КЗ=0,15

       

Образование

 

L1=0,35

0,35

   

Стаж работы

(по специальности)

 

 

L2=0,15

 

0,15

   

Отзывы дирекции и сотрудников

 

 

L3=0,15

     

Отсутствие текучести  кадров

 

 

L4=0,35

 

0,35

   

4 Внутренний контроль

К4=0,2

       

Наличие положения о  внутреннем контроле

 

 

R1=0,05

     

Распределение обязанностей контролеров и наличие полномочий

 

 

 

R2=0,10

     

Компетентность контролеров

 

 

R3=0,2

     

Регистрация нарушений

 

R4=0,15

     

Периодичность контроля

 

R5=0,2

     

Оперативность внесения исправлений

 

 

R6=0,15

 

0,15

   

Контроль за активами (инвентаризация, акты списания, переоценка)

 

 

 

R7=0,15

 

 

0,15

   

5 Предварительная проверка состояния учета

 

К5=0,20

       

Соответствие учета  операций норм документации

 

 

F1=0,15

 

0,15

   

Наличие подтверждающей документации при регистрации операций

 

 

 

F2=0,3

 

 

0,3

   

Соответствие записей  и подтверждающей документации

 

 

 

F3=0,2

 

 

0,2

   

Отнесение операций на соответствующий счет

 

 

F4=0,25

 

0,25

   

Правильность заполнения форм финансовой отчетности

 

 

 

F5=0,1

 

 

0,1

   

 

Оценка проведенного аудита методом весовых коэффициентов  проводится по общей формуле:

 

Q = K1 (N1+N2) + К2 (М1+ М2+ МЗ+ М4+ М5) + КЗ (L1+L2+L3+L4) +

+ К4 (R1+ R2+ R3+ R4+ R5+ R6+R7) + К5 (F1+ F2+ F3+ F4+ F5)

 

Q = 0,15*0,7 + 0,3 (0,15+0,25+0,25) + 0,15 (0,35+0,15+0,35) +

+ 0,2 (0,15+0,15) + 0,2 (0,15+0,3 +0,2+0,25+0,1) = 0,6875

Отсутствие у клиента  каких-либо положений перечня оценивается «нулем» и соответствующие коэффициенты в расчете не участвуют. [10]

Оценка результатов. Проводится оценка уровня риска аудитора по шкале  «высокий - средний - низкий»:

Q < 0.5 - Высокий

Q = 0.4 - 0.7 - Средний

Q = 0,6 – 1 – Низкий

 

2. Предварительный финансовый анализ

 

В графе «Статьи баланса, требующие изучения» аудитор  перечисляет статьи, которые превышают  нормативы графы «Анализ баланса», и величины превышения в %.

 

Табл. 2 Актив

Анализ баланса

Статьи баланса, требующие  изучения

Динамика статей: значительное увеличение, уменьшение

Дебиторская задолженность  до 12 месяцев, Денежные средства

1.1. Изменение доли статьи в структуре валюты баланса более, чем на 10%

Доля основных средств  в структуре баланса выросла  на 30%; дебиторской задолженности  до 12 месяцев в структуре баланса сократилась на 14%, а денежных средств сократилась на 24%

1.2. Темп роста статьи баланса превышает темп роста валюты баланса в 1,5 раза

Основные средства, дебиторская  задолженность, денежные средства

2. Появление новых статей

Готовая продукция, товары для продажи

3. Направления основного аудита по результатам предварительного финансового анализа

Все участки учета: бухгалтерского и налогового


 

Оценка результатов:

Совокупная сумма статей, требующих дополнительного изучения, составляет более 30% от валюты баланса - риск аудитора «высокий»

3. Характер бизнеса

Ответ «ДА» на более, чем  половину вопросов означает высокий  риск аудитора

Ответ «ДА» на 4 – 5 вопросов означает средний риск аудитора

Ответ «ДА» не более чем  на 3 вопроса означает низкий риск аудитора

Табл. 3

Вопросы

да/нет

1. Считается ли сектор экономики клиента рискованным в целом?

 

нет

2. Является ли условия конкуренции жесткими?

да

3. Имеются ли ограничения для бизнеса (например, гос. регулирование)?

 

нет

4. Является ли характер бизнеса многопрофильным?

нет

5. Является ли структура организации сложной (большое количество филиалов, подразделений в различных местах)?

 

нет

6. Имеются ли проблемы с ликвидностью по результатам финансового анализа открытой отчетности за проверяемый период (анализ финансовой устойчивости, коэффициенты ликвидности, соотношение оборотных средств и краткосрочных обязательств)?

 

 

 

 

нет

7. Имеются ли значительные поступления из необычных источников (например, не из банка)?

 

нет

8. Является ли клиент новым?

да 

9. Если нет, то был ли постоянным руководитель предыдущих проверок?

 

нет

10. Есть ли препятствия для получения необходимой документации при проведении проверки?

 

нет

11. Было ли предыдущее заключение условно положительным или отрицательным?

 

нет


 

Оценка совокупного  риска аудитора по результатам получения  предварительной информации о клиенте (приложение 7).

Контрольный лист

1 Риск аудитора по  результатам предварительной информации - нужное подчеркнуть:

средний низкий высокий

2. Риск аудитора по результатам предварительного финансового анализа - нужное подчеркнуть :

средний низкий высокий

3. Риск аудитора по  результатам проверки характера  бизнеса - нужное подчеркнуть:

средний низкий высокий

Таким образом, совокупный риск высокий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Информационная база для проверки кассовых операций

 

При проверке денежных средств организации аудитору необходимо изучить:

- список всех имеющихся расчетных счетов, а также кассовые документы;

- правильность оформления кассовой книги и журнала кассира операциониста (обратить внимание на полноту отражения фискальных отчетов и соответствие данных кассовой книги данным журнала кассира операциониста);

- правильность применения ККТ при наличных расчетах;

- соблюдение лимита расчетов наличными денежными средствами при расчетах с юридическими лицами;

- оформить рабочие документы, подготовить отчет по проверке и замечания по разделу;

- наличие договора с кассиром о полной материальной ответственности;

- соблюдение лимита остатка наличных денежных средств в кассе, утвержденного банком. [12]

Составить перечень запрашиваемых документов (Приложение 8).

Обязанности кассира в ООО «Спецстрой» выполняет бухгалтер на основании приказа (приложение 9)

При проверке правильности отражения в бухгалтерском балансе денежных средств аудитор сопоставляет остатки по денежным счетам в Главной книге с балансовыми данными, а затем с регистрами бухгалтерского учета в форме журналов-ордеров или заменяющих их компьютерных форм документов. Записи же в регистрах учета должны сверяться с кассовой книгой и первичными документами.

Для проверки правильности документального оформления кассовых операций используется определенный перечень вопросов, который может быть рабочим документом аудитора (Приложение 1).

 

 

2.3. Организация проверки кассы. Инвентаризация кассы

 

На основном этапе производится проверка сохранности наличных денежных средств в кассе. Аудитор должен установить, проводится ли инвентаризация кассы перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества, в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями, при реорганизации или ликвидации организации и в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация о работе Формы бухгалтерского учета и их развитие