Финансовые услуги коммерческих банков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 13:39, контрольная работа

Описание

Целью контрольной работы является изучение финансовых услуг, предоставляемых коммерческими банками (лизинг, факторинг, трастовые услуги), путем раскрытия их характеристики.

Содержание

Введение……………………………………………………………………….. 3
1. Лизинг: понятие, механизм, разновидности……………………………… 4
2. Факторинг, характеристика его видов…………………………………….. 12
3. Трастовые услуги, виды траста…….……………………………………… 19
Заключение…………………………………………………………………….. 24
Список использованной литературы………………………………………… 26
Содержание

Работа состоит из  1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ.doc

— 205.50 Кб (Скачать документ)

       Рынок лизинговых услуг в нашей стране еще не сложился, и практически  нет лизинговых компаний, которые  обеспечили бы качественное техническое  обслуживание объектов лизинга. В связи  с этим наиболее распространенным видом  лизинга будет являться чистый лизинг. [8, с. 53]

       При прямом лизинге производитель оборудования самостоятельно сдает объект в лизинг. Тем самым поставщик и лизингодатель выступают в одном лице. Имеет место двухсторонняя сделка. В таком виде двухсторонние лизинговые сделки не нашли широкого распространения, так как при увеличении лизинговых операций производитель, как правило, создает свою лизинговую компанию.

       Возвратный  лизинг, являясь разновидностью двухсторонней  лизинговой сделки, нашел более широкое  применение. Его идея состоит в следующем. Предприятие (будущий лизингополучатель) имеет оборудование, но ему не хватает средств для производственной деятельности. Тогда это предприятие находит лизинговую компанию и продает ей свое имущество. В свою очередь, лизинговая компания сдает его в лизинг этому же предприятию. Таким образом, у предприятия появляются денежные средства, которые могут быть направлены, например, на пополнение оборотных средств. Причем договор составляется так, что после окончания срока его действия предприятие имеет право выкупа оборудования и тем самым восстанавливает на него право собственности.

       Этот  вид лизинга в первую очередь  должен заинтересовать предприятия, испытывающие трудности с финансовыми ресурсами. Таким предприятиям выгодно продать  имущество лизинговой компании, одновременно заключить с ней лизинговый договор и продолжить пользоваться имуществом.

       Раздельный  лизинг, или лизинг с дополнительным привлечением финансовых средств - это наиболее сложная разновидность лизинга, так как она связана с многоканальным финансированием и используется, как правило, для реализации дорогостоящих проектов. Его отличительной чертой является то, что лизингодатель, покупая оборудование, выплачивает из своих средств не всю его сумму, а только часть. Остальную сумму он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизинговая компания продолжает пользоваться всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются из полной стоимости имущества.

       При револьверном лизинге, или лизинге с последовательной заменой имущества, лизингополучателю по технологии последовательно требуется различное оборудование. В этих случаях в соответствии с условиями лизингового договора лизингополучатель приобретает право по истечении определенного срока обменять арендуемое имущество на другой объект лизинга.

       Часто лизинг осуществляется не напрямую, а  через посредника. При этом в договоре предусматривается, что в случае временной неплатежеспособности или  банкротства посредника лизинговые платежи должны поступать основному  лизингодателю. Подобные сделки получили название «сублизинг». Использование сублизинговых сделок выгодно в целях технического перевооружения предприятий, входящих в холдинг, концерн и т.п.

       Лизинг  почти всегда выгоднее покупки оборудования с использованием кредита, тем более, прямой покупки за собственные средства! Это достигается за счет следующих факторов:

  • платежи за приобретенное по лизингу новое имущество полностью относятся на себестоимость, что позволяет оптимизировать выплаты предприятия по налогу на прибыль;
  • в связи с возможностью применения коэффициента ускоренной амортизации достигается значительная экономия по выплатам налога на имущество (ускоренная амортизация предмета лизинга с коэффициентом ускорения до 3 является самой существенной, так как позволяет значительно сократить отчисления по налогу на имущество предприятий);
  • заплатив лишь аванс, Вы получаете возможность пользоваться оборудованием;
  • весь НДС, выплачиваемый в составе лизинговых платежей, подлежит зачету;
  • сохраняется возможность пользоваться кредитами банков для пополнения оборотных средств.

       Помимо  этого, благодаря лизингу, расширяется  круг банковских операций, растет число  клиентов и, соответственно, доход банка, а также снижается риск потерь от неплатежеспособности клиентов. При  осуществлении лизинговых операций банк остается собственником имущества, переданного в аренду, и, следовательно, при нарушении условий договора может потребовать возврата переданного в лизинг имущества.

       Однако  нельзя считать, что у лизинга  нет недостатков: арендатор не выигрывает на повышении остаточной стоимости оборудования, лизинг дороже кредита, при финансовом лизинге даже за устаревшее оборудование приходится платить до окончания срока договора. [7, с. 253]

       Как показывает практика, лизинг – перспективное  направление банковской деятельности, которое может стать мощным импульсом технического перевооружения производства, улучшения финансового состояния предприятий в условиях кризиса неплатежей, активизации инвестиционного процесса и структурной перестройки экономики России. [8, с. 54]

      2. Факторинг, характеристика его  видов

       Банк, осуществляя обслуживание клиентов, может оказывать им также факторинговые  услуги. Это достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами, либо сами банки.

       Первоначально факторинг, известный еще с XVI—XVII вв., возник как операция специализированных торговых посредников, а позднее  в него включились торговые банки. Но только в 60-е годы нашего столетия факторские, операции пришли на смену коммерческому кредиту в вексельной форме и стали широко применяться для обслуживания процесса реализации продукции. Это было вызвано усилением инфляционных процессов и неустойчивостью в экономике ряда стран в тот период, что требовало более быстрой реализации продукции, т.е. ускорения перевода капитала из товарной формы в денежную. В России впервые факторинговые операции стали применяться с 1988 г. в качестве эксперимента Ленинградским Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. С 1989 г. факторинговые отделы (группы) стали создаваться в других банковских учреждениях страны.

       Факторинг (от англ. factor – агент, посредник) является разновидностью комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала поставщика и связанной с переуступкой неоплаченных долговых требований (счетов-фактур и векселей), которые возникают между контрагентами в процессе реализации товаров и услуг факторинговой фирме или факторинговому отделу банка. [4, с. 177] Факторинг также иногда называют кредитованием продаж поставщика.

       Современный факторинг - это комплекс финансовых услуг, оказываемых клиенту фактором в обмен на уступку дебиторской задолженности, включающий финансирование поставок товаров, страхование кредитных рисков, учет состояния дебиторской задолженности и регулярное предоставление соответствующих отчетов клиенту, а также контроль своевременности оплаты и работу с дебиторами.

       Целью факторингового обслуживания является своевременное инкассирование долгов для сокращения потерь вследствие задержки платежа и предотвращение появления сомнительных долгов, повышение ликвидности и снижение финансового риска для клиентов, которые не хотят брать на себя работу по проверке платежеспособности своих контрагентов, по ведению бухгалтерского учета в отношении своих требований и заинтеревованны, по возможности, в наиболее быстром получении денег по счетам.

       Факторинг является рискованным, но высокоприбыльным банковским бизнесом, эффективным оружием банковского маркетинга, одной из форм интегрирования банковских операций, которые наиболее приспособлены к современным процессам развития экономики. Использование факторинга ускоряет получение большей части платежей, гарантирует полное погашение задолженностей, снижает расходы, связанные, с ведением счетов, и обеспечивает своевременность поступления платежей поставщикам при наличии временных финансовых трудностей у плательщиков.

       Факторинговые операции может проводить кредитная  или коммерческая организация, имеющая  лицензию на осуществление таких операций (ст. 825 ГК РФ). Однако до сих пор нет ни одного нормативного документа, регулирующего лицензирование факторинга. Поэтому факторингом в нашей стране занимаются только банки (они имеют право осуществлять эти операции на основании Закона о банках и банковской деятельности).

       В соответствии с конвенцией о международном  факторинге, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет какому — либо из следующих четырех признаков:

       1. Наличие кредитования в форме  предварительной оплаты долговых  требований.

       2. Введение бухгалтерского учета  поставщика, прежде всего учета  реализации.

       3. Инкассирование его задолженности.

       4. Страхование поставщика от кредитного риска.

       Предметом уступки, под которую предоставляется  финансирование, может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование), так и право на получение денежных средств, которое возникнет в будущем (будущее требование). Денежное требование, являющееся предметом уступки, должно быть определено в договоре клиента с финансовым агентом таким образом, который позволяет идентифицировать существующее требование в момент заключения договора, а будущее требование - не позднее чем в момент его возникновения.

       В факторинговых операциях участвуют три стороны:

       1) фактор — посредник, которым  чаще всего бывает коммерческий  банк (в лице своего факторингового  подразделения) или его дочернее  учреждение;

       2) поставщик — клиент банка,  поставляющий товары и услуги  и имеющий в связи с этим  платежные требования к своим  должникам;

       3) должник (дебитор) — покупатель  продукции, обязанный оплатить  платежное требование поставщика.

       Обычно  факторинговые операции осуществляются по следующей схеме (рис. 2.).

        
 
 
 
 
 

         
 
 
 
 
 

       Рис. 2. Механизм факторингового обслуживания

       Основой построения взаимоотношений коммерческого  банка с клиентом является договор. Предварительно до заключения договора факторинговый отдел банка анализирует кредитоспособность поставщика, изучает информацию о финансовом состоянии его должников. Перед заключением договора о факторинговом обслуживании поставщик должен предоставить банку необходимую информацию о переуступаемых требованиях, содержащую данные о плательщиках, условиях поставок продукции, суммах переуступаемых требований и др. В договоре о факторинговом обслуживании предусматриваются условия совершения операций; предельные суммы по операциям факторинга; порядок оплаты требований; размер комиссионного вознаграждения; условия расторжения договора; ответственность сторон за нарушение условий договора.

       Итак, предприятие заключает договор на оказание факторинговых услуг с финансовым агентом - фактором (от англ. factor - агент, посредник). Согласно такому договору поставщик (продавец) реализует товар, но не получает за него плату от покупателя, а уступает финансовому агенту право потребовать ее с покупателя. При этом поставщик не несет ответственности за получение агентом денег от покупателя (ст. 827 ГК РФ).

       Поставщик предъявляет банку документы, подтверждающие факт поставки товара или оказания услуги на условиях рассрочки платежа (накладную, счет-фактуру), и в этот же день получает от банка 60-90% стоимости контракта. Процент от стоимости контракта, который клиент получит сразу после поставки, зависит от того, к какой категории надежности банк отнесет предприятие-покупателя: чем платежеспособней покупатель, тем большую сумму получит поставщик.

       Продавец  должен заведомо проинформировать покупателя об использовании факторинга и подписать  с ним соответствующее приложение к договору. При наступлении срока оплаты покупатель перечисляет деньги непосредственно в банк. Если покупатель этого не делает, банк предпринимает усилия по взысканию средств с покупателя-должника (дебитора).

Информация о работе Финансовые услуги коммерческих банков