Финансовая политика предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание

В формировании и развитии экономической структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть финансовую политику России в современных условиях. Для ее достижения необходимо решить ряд конкретных задач:

Работа состоит из  1 файл

Финансовая политика гос-ва.doc

— 199.50 Кб (Скачать документ)

Финансовая тактика направлена на решение задач конкрет­ного этапа развития общества путем своевременного изменения способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные условия для решения тактичес­ких задач. Тактика, выявляя решающие участки и узловые пробле­мы развития экономики и социальной сферы, путем своевремен­ного изменения способов, форм организации финансовых связей позволяет в более сжатые сроки с наименьшими потерями и затра­тами решать задачи, намечаемые финансовой стратегией.

На протяжении многих лет Россия находилась в условиях острого системного кризиса. Спад промышленного производ­ства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприя­тий и населения, сужение денежной массы привели к массово­му обнищанию широких слоев населения.

Для стабилизации экономики и решения фи­нансовой проблемы необходимо:

                       обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей;

                       реализовать комплекс мер по расширению налогооблагае­мой базы;

                       установить верхние границы доходности по государствен­ным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке;

                       стабилизировать валютный курс рубля через усиление кон­троля со стороны Банка России за валютными счетами и опера­циями коммерческих банков, создание предпосылок для кон­вертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы;

                       сформировать систему доверительного управления госу­дарственной собственностью в России и за рубежом;

                       реформировать систему казначейского исполнения бюд­жета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения;

реформировать систему казначейского исполнения бюд­жета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус, расширив сферу применения.

Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кре­дитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциа­лом. Успех финансовой политики находится в плоскости макро­экономического роста на базе развития реального сектора эконо­мики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.

 

3.3 ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

С обострением финансового кризиса в России и за рубежом оте­чественные власти приняли беспрецедентные решения по поддержа­нию стабильности на финансовых рынках и в банковском секторе. Скорость принятия решений руководством страны феноменальна, чего не наблюдалось ни в 1998, ни в 2004 г. Предпринимаемые шаги способны оказать сильное влияние на финансовые рынки страны и предотвратить наступление очередных потрясений. Однако каждая из заявленных антикризисных мер требует тонкой настройки. Политика поддержания финансовой стабильности в России должна пройти настройку по нескольким направлениям.

Немаловажная компонента политики под­держания финансовой стабильности — поведение властей на рынке информации. Официальная информационная политика в периоды финансовой нестабильности должна представлять собой комплекс скоординиро­ванных мероприятий по оперативному и выверенному информирова­нию всех сегментов целевой аудитории (от организаций до простых граждан) внутри страны и за ее пределами. Конечная цель инфор­мационной политики состоит в сохранении уверенности российского и международного общества в том, что ситуация в стране находится под контролем властей. Они готовы и способны восстановить стабиль­ность и минимизировать последствия финансовых потрясений. Принципами официальной информационной политики должны стать регулярность и своевременность, доступность и полнота предо­ставления информации, а также контроль за использованием конфи­денциальной информации. В периоды неустойчивой рыночной конъюнктуры Координационный совет при Председателе Правительства РФ по вопросам финансовой "стабильности должен выступать единым центром, координирующим информационную поли­тику, задающим ее направления и содержание.

В целом не вызывает сомнения, что в результате принятых мер положение на отечественных финансовых рынках существенно изме­нится. Еще рано оценивать последствия решений властей, однако очевидно, что снизится роль крупнейших банков, контролируемых государством. В то же время возрастет значение Внешэкономбанка как системного института для российской экономики. Формирование суверенной финансовой системы позволит ограничить влияние между­народного кризиса на российский рынок, а также заложит основу устойчивого долгосрочного экономического роста. Вполне возможно, что интервенции на фондовом рынке так и не состоятся. Если они носят разовый характер, то в выигрыше окажутся нерезиденты и краткосрочные спекулянты, а цены акций переживут временный рост. Долгосрочный общеэкономический выигрыш может быть полу­чен, если интервенции станут постоянными, «толкая» рынок вверх, что стимулирует инвестиции в основной капитал за счет выпуска акций. Однако замещение частного инвестора государством вряд ли пойдет на пользу экономике. Новые меры правительства по поддержанию финансовой стабильности должны пройти первую апробацию и за­тем быть пересмотрены с учетом их эффективности. В любом случае инновации властей можно оценить положительно, поскольку они носят более прогрессивный и системный характер, чем технические меры — увеличение объема бюджетных депозитов, снижение дисконта по обеспечению и пр., которые принимались ранее.

 

3.4 УСИЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ  НАСЕЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГАРАНТИЙ СОЦИАЛЬНОЙ И МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА СФЕРЫ ЗАНЯТОСТИ

 

В октябре – декабре 2008 года, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьезное воздействие на российскую экономику, Правительство начало реализацию антикризисных мер. Антикризисные меры первого этапа позволили не допустить разрастания кризиса.

Основные мероприятия Правительства Российской Федерации и Банка России по поддержке социальной сферы.

Социальные обязательства государства перед населением, принятые до начала кризиса, в 2009 году были выполнены в полном объеме.

В 2009 году было реализовано решение о повышении среднего размера социальных пенсий до прожиточного минимума пенсионера в сумме 4245 рублей. Средний размер трудовых пенсий в 2009 году  возрастет  на 35%.

Правительство Российской Федерации приняло специальные меры в отношении ухудшающейся ситуации на рынке труда.

С начала года в 1,5 раза увеличен максимальный размер пособия по безработице. В 2009 г. Минимальная величина пособия по безработице составляет 850 рублей, максимальная – 4900 рублей.

На высшем правительственном уровне организован и проводится еженедельный мониторинг увольнений работников в связи с ликвидацией организаций или сокращением персонала, а также перевода ряда предприятий в режим сокращенного рабочего времени.

Задача органов власти - обеспечить повышение конкурентоспособности высвобождаемых работников на рынке труда за счет повышения их квалификации, переподготовки по востребованным специальностям, переезда в регионы с дефицитом рабочей силы соответствующей квалификации.

Федеральный бюджет выделил дополнительно 43,7 млрд. рублей на стабилизацию ситуации на рынке труда. Субъектами Российской Федерации приняты 82 региональные программы, предусматривающие опережающее профессиональное обучение работников в случае угрозы массового увольнения, создание временных рабочих мест, организацию переезда увольняемых на работу в другую местность. За счет этих средств проводятся специальные мероприятия по развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан.

Отдельной важной задачей было обеспечение занятости выпускников школ, вузов, которым наиболее сложно найти работу в условиях кризиса. Здесь были предприняты меры по сохранению  бюджетных мест на очных отделениях вузов на уровне 2008 года, несмотря на демографический спад, по  увеличению бюджетных мест в магистратуре до 35 тысячи мест (в настоящее время – 20 тысяч); в аспирантуре до 29 тысяч (увеличение на 3 тысячи мест), а также по изменению структуры подготовки в вузах.

В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие.

 

3.5 МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Меры поддержки финансовой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса приведены в таблице 2 - Меры поддержки финансовой системы РФ в условиях мирового финансового кризиса.

Получатели финансовых ресурсов

Источники средств

Методы размещения, сумма

Внешэкономбанк

Федеральный бюджет

Взнос в уставный капитал (75 млрд руб. в 2008 г. и 175 млрд руб. в 2009 г. — для поддержки финансового рынка)

Внешэкономбанк

Золотовалютные резервы

Размещение на депозит для рефинансирования внешних долгов компаний и банков, 1300 млрд руб.

Коммерческие банки

Свободные средства

Размещение на депозитах

Коммерческие банки (116)

Центробанк

Беззалоговые кредиты, 700 млрд руб.

Коммерческие банки

Федеральный бюджет

В уставный капитал Агентства по страхованию вкладов — для капитализации банков, 200 млрд руб.

Коммерческие банки

Фонд содействия реформированию ЖКХ

Размещение свободных средств на депозитах, 143 млрд руб.

Сбербанк, ВТБ, Россельхозбанк, другие коммерческие банки

ЦБ РФ, Фонд национального благосостояния

Субординированные кредиты до 2020 г., 950 млрд руб.

Реальный сектор

Фонд национального благосостояния

Покупка акций и облигаций российских компаний, 175 млрд руб.

Нефтяные компании

 

Снижение экспортных пошлин, 140 млрд руб.

Коммерческие банки

 

Снижение нормативов обязательного резервирования, 370 млрд руб.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной курсовой работе была рассмотрена финансовая политика России в современных условиях мирового финансового кризиса, а так же меры по преодолению финансовой нестабильности.

На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы.

Финансовая политика является составной частью экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

Иными же словами, финансовая политика, представляющая собой совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций, оказывает огромное влияние на уровень и темпы развития страны.

Характеристика и анализ финансовой политики Российской Федерации 2009 года показали, что наряду с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, сложившейся на рынках нефти и газа, проводимая финансовая политика в целом оказала положительное влияние на социально-экономическое развитие России.

Финансовая политика играет важнейшую роль для достижения целей, поставленных перед государством. Финансовая политика определяет основные направления использования финансов. С помощью финансовой политики реализуется цель повышения эффективности использования финансовых ресурсов, достижение более высокого уровня жизни.

Существование рациональной финансовой политики субъектов Российской Федерации является положительным фактором развития экономики государства и, наоборот, ее отсутствие тормозит развитие экономики, как конкретного региона, так и страны в целом. В условиях фактического разрушения жесткой вертикали управления финансовыми органами субъектов Федерации финансовая политика регионов пока осуществляется каждым из них самостоятельно в меру понимания важности данных усилий и в меру кадровых возможностей каждого из них. Необходимо восстановить вертикальную зависимость деятельности территориальных финансовых органов от Минфина РФ и на более серьезном уровне, чем даже было, т.к, в противном случае значительно снижается возможность проведения единой финансовой политики государства.

Одновременно в рамках субъектов РФ целесообразно создать единый механизм тесного взаимодействия всех управлений и представительств Министерства финансов Российской Федерации, работающих в республиках, краях и областях. Для этого территориальным финансовым органам должно быть дано право и вменена в обязанность координация их деятельности с целью повышения эффективности проведения единой финансовой политики государства на территории конкретного субъекта Российской Федерации.

Информация о работе Финансовая политика предприятия