Центральный банк РФ как орган государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 22:06, курсовая работа

Описание

Основной целью данной работы является рассмотрение основных характеристик Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.

Основные задачи:

1.Рассмотрение понятия государственное управление;
2.Описание основных функций государственного управления;
3.Описание понятия орган государственного управления;
4.Рассмотрение Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.

Содержание

Введение…………………………………………………..…………………...3

Глава 1. Государственное управление, его основные функции………….5

1.1 Определение понятия государственного управления………….…...5

1.2. Функции государственного управления…..……………….………..9

Глава 2. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления………………………………………………….14

2.1 Определение понятия орган государственного управления………14

2.2 Банковская система, Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления…………………………………………...17

Заключение………………………………………………………………..27

Список литературы……………………………………………………….28

Работа состоит из  1 файл

администрат.право.doc

— 139.00 Кб (Скачать документ)

Содержание:

 
   Введение…………………………………………………..…………………...3

    Глава 1. Государственное управление, его основные функции………….5

      1.1 Определение понятия государственного  управления………….…...5

         1.2. Функции государственного управления…..……………….………..9

    Глава 2. Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления………………………………………………….14

      2.1 Определение понятия орган государственного  управления………14

      2.2 Банковская система, Центральный банк Российской Федерации как орган государственного управления…………………………………………...17

   Заключение………………………………………………………………..27

   Список литературы……………………………………………………….28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

    На современном этапе общественного развития России с позиций теории государственного управления институт Центрального банка является органом государственной власти специальной компетенции по управлению банковской системой и неотъемлемым элементом банковской системы России.

    Банк - кредитная организация, которая осуществляет такие важные операции как: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

    Основной  целью данной работы является рассмотрение основных характеристик Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.

    Основные  задачи:

  1. Рассмотрение понятия государственное управление;
  2. Описание основных функций государственного управления;
  3. Описание понятия орган государственного управления;
  4. Рассмотрение Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.

    Соответственно в рамках первой главы будут рассмотрены понятия: государственное управление, его основные функции.

      Во второй главе будет дано определение понятия органа государственного управления, а также рассмотрение Центрального банка Российской Федерации как органа государственного управления.

    В качестве основополагающих источников в курсовой работе будут использованы: Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ 
(ред. от 25.11.2009) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 
(ред. от 27.12.2009) «О банках и банковской деятельности»;  
учебник Лаврушина О. И. «Банковское дело»; учебник Попова Л.Л. «Административное право России», а также другие источники.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Глава 1. Государственное управление, его основные функции. 

    1.1 Определение понятия государственного управления 
 
 

    К определению понятия государственное управление можно подходить с разных точек зрения. Иногда управление определяется как такая государственная деятельность, которая не является ни правосудием, ни законотворчеством. С точки зрения Атаманчук Г.В., государственное управление представляет собой чрезвычайно сложную динамическую систему, каждый элемент которой продуцирует, передает, воспринимает, преобразует регулирующие воздействия таким образом, что они упорядочивают общественную жизнь1.

    Все определения государственного управления содержат указание на его главное содержание - целенаправленное практическое воздействие государства на общественные отношения, цель которого — упорядочение, организация соответствующей системы и оказание на нее регулирующего влияния, т. е. обеспечение ее должного функционирования и возможного изменения. Необходимо отметить, что такое воздействие обеспечивается именно силой государства, т. е. властным характером используемых в процессе управления методов и средств. Г. В. Атаманчук указывает на три обязательных свойства государственного управления: 1) управленческое воздействие опирается на силу государственной власти; 2) распространенность государственного управления на все общество (его всеобщность); 3) системность.

    С точки зрения своего назначения, государственное управление представляет собой явление, призванное осуществлять исполнительную власть. Исходя из этого основополагающего признака К. С. Вельский определяет государственное управление как основанную на законе, организующую, юридически-властную деятельность органов исполнительной власти (аппарата государственного управления), состоящую в непосредственном руководстве социально-политическим, социально-культурным и хозяйственным строительством2. Автор справедливо подчеркивает, что государственное управление включает в себя планирование, издание правовых актов, подбор кадров, координирование и контроль. В литературе можно встретить еще одно негативное определение государственного управления: «Бюрократическое управление — это управление такими делами, которые невозможно контролировать при помощи экономических расчетов».

    Однако, это не значит, что «успешное управление государственными делами не имеет никакой  ценности... что оно не имеет цены на рынке, что его ценность не может  быть выявлена путем операций на рынке и, соответственно, не может быть выражена в деньгах».

    Государственное управление является одной из форм государственной деятельности, сущность которой состоит в осуществлении  его субъектами (прежде всего, органами исполнительной власти) нормативно определенных функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий3.

    Теория  административного права выработала два подхода к определению  государственного управления, учитывающие  вышеизложенные положения.

    1. Государственное управление в широком понимании — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, прокуратуры, судов, и т. д.). Статья 10 Конституции Российской Федерации4 устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Статья 11 Конституции Российской Федерации гласит, что: 1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; 2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Следовательно, деятельность как представительных (законодательных), так и исполнительных, а также судебных органов государственной власти подпадает под одно понятие «государственная власть», т. е. «управление государством». Иначе говоря, государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.

    2. Государственное управление в  узком понимании — это административная деятельность, т. е. деятельность органов исполнительной власти, исполнительно-распорядительных органов государства по осуществлению исполнительной власти на уровне как Российской Федерации, так и ее субъектов. Такая трактовка поддерживается рядом научных разработок, а также ст. 10, 77, 78, ПО—117 Конституции Российской Федерации и другими законодательными актами. Административное право рассматривает государственное управление лишь в узком понимании.

    К государственному управлению в узком  смысле относится практическая деятельность Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, центральных органов федеральной исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, российских агентств, федеральных служб, федеральных комиссий, федеральных надзоров), органов исполнительной власти субъектов РФ. К органам исполнительной власти, реализующим функции управления, относятся и органы местного самоуправления, местная администрация, ее органы и структурные подразделения. Все эти органы специально созданы для осуществления управленческой деятельности и являются основными субъектами государственного управления; они также осуществляют функции административного принуждения, привлечения к административной ответственности виновных в совершении административных правонарушений. В деятельности именно этих органов с наибольшей полнотой проявляются черты, присущие государственному управлению как особому виду государственной деятельности5.

    Таким образом, анализируя все вышеперечисленное, понятие государственное управление имеет многоаспекторный характер. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Функции государственного управления 
 

    Система государственного управления состоит  из повседневного осуществления  определенных функций. Термин «функция» применяют для обозначения деятельности любых государственных органов независимо от их цели. Функционировать — значит действовать, быть в действии, исполнять обязанности. Функция есть и обязанность, и круг деятельности, и назначение. Функция управления как понятие — это определенное направление специализированной деятельности исполнительной власти, содержание которой характеризуется однородностью и целевой направленностью.

    Функции управления — это относительно самостоятельные  и однородные части содержания управленческой деятельности, в которых выражается властно организующее влияние субъекта управления на объект.

    Исходя  из функций органов исполнительной власти, государственное управление подразделяется на:

    1) управление в экономической сфере,  охватывающее деятельность экономического профиля (промышленность, энергетику, сельское хозяйство, архитектуру, коммуникации, охрану и использование природных ресурсов, охрану окружающей среды, торговлю, финансы и кредит, внешнеэкономическую деятельность, таможенное дело);

    2) управление в социально-культурной  сфере, охватывающее отрасли социального  развития, социальной политики, образования,  науки, здравоохранения, культуры, социальной защиты;

    3) управление в административно-политической  сфере, охватывающее оборону,  безопасность, область внутренних дел, иностранных дел, юстиции6.

    Наиболее  распространенной в отечественной  литературе является классификация  функций государственного управления на общие, специальные и вспомогательные.

    Общие функции оказывают объективно необходимое влияние на определенные процессы, которые происходят в хозяйственной, политической, социально-культурной и иных сферах. Эти функции являются основными, присущими любому управлению, независимо от того, на каком уровне и в каких отраслях они осуществляются. Общие функции государственного управления — прогнозирование, планирование, организация, регулирование, координация, учет, контроль. Эта классификация построена на основании внутренней технологии управленческой деятельности.

    Функция прогнозирования. Необходимость в прогнозировании вытекает из самой природы государственного управления, ибо оно должно решать как повседневные задачи, так и перспективные проблемы. Прогнозирование — это научное предвидение, систематичское исследование состояния, структуры, динамики и перспектив управленческих явлений и процессов, присущих субъекту и объекту управления. Прогнозирование обусловлено также характером объекта управления, который отличается значительной динамичностью. Нельзя осуществлять управленческие действия без знания их последствий. Поэтому управленческая система должна быть прогнозируемой. Государственное управление призвано решать долгосрочные, перспективные задачи. Если органы исполнительной власти не будут иметь прогнозов, решение этих задач будет осуществляться в условиях соответствующей неопределенности. В управленческом процессе прогнозирование используется и как функция, и как принцип, и как метод управления. Поэтому органы исполнительной власти должны разрабатывать прогнозы, управлять ими, решать на их основании свои задачи.

Информация о работе Центральный банк РФ как орган государственного управления