Центральный банк и его функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 12:20, курсовая работа

Описание

Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают пер¬спективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких пер¬спектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков.




КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономическая теория»
на тему «Центральный банк и его регулирующие функции»













2010г.

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1. Двухуровневая банковская система и её структура…………………..9
1.2. Центральный банк и его функции ……………………………………..12
1.3. Организационная структура центрального банка……………………..21
Глава 2. Денежно - кредитная политика центрального банка
2.1. Регулирования денег в обращении……..………………………………28
2.2. Регулирование кредитных отношений…………………………………30
2.3. Контроль за деятельностью по коммерческим банкам………………..36
Глава 3. Центральный банк в развитых странах…………………………...42
Заключение……………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………….44














Введение
Эффективное функционирование банковской системы - необходимое условие развития рыночных отношений в России, что объективно определяет ключевую роль центрального банка в регулировании банковской деятельности. Поиск действенных форм и методов денежно-кредитного регулирования экономики предполагает изучение и обобщение накопленного в этой области опыта стран с рыночной экономикой. Осуществляемая в этих странах денежно-кредитная политика является одной из составляющих экономической политики и позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с быстрой корректировкой регулирующих мероприятий, оказывая им оперативную и гибкую поддержку. В связи с этим большой интерес вызывают различные аспекты деятельности центральных банков, являющихся основными проводниками официальной денежно-кредитной политики. Изучение их опыта придает особую актуальность вопросам, рассматриваемым в данном учебном пособии, в котором на основе обобщения зарубежного опыта анализируются статус и формы организации центральных банков, их важнейшие, функции. В первой главе дан подробный анализ правового статуса и форм организации центральных банков, прослежена взаимосвязь между их независимостью от органов государственной власти и темпами инфляции, что весьма важно для решения главной задачи центрального банка каждой страны - обеспечения стабильности цен; приведена классификация выполняемых центральными банками функций; подробно проанализированы все основные функции центрального банка. Центральное место в курсовой занимает вторая глава, в которой рассмотрены важнейшая функция центрального банка - разработка и реализация денежно-кредитной политики, а также основные рыночные инструменты денежно-кредитного регулирования: изменение официальной учетной ставки, применение минимальных резервных требований, операции на открытом рынке, а также некоторые методы административного воздействия. Сущность и функции центральных банков
Центральные банки в их современном виде существуют сравнительно недавно. На ранних стадиях развития капитализма четкое разграничение между центральными (эмиссионными) и коммерческими банками отсутствовало. Коммерческие банки активно прибегали к выпуску банкнот для накопления капитала. По мере развития кредитной системы происходил процесс централизации банковской эмиссии в немногих крупных коммерческих банках. Итогом этого процесса явилось закрепление за одним банком монопольного права на выпуск банкнот. Вначале такой банк назывался эмиссионным или национальным, а в дальнейшем - центральным, что соответствовало его главенствующему положению в кредитной системе.


Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1 .Двухуровневая банковская система и ее структура
Актуальность в условиях перехода к рынку приобретают пер¬спективы развития банковской системы, в том числе российских банков и других кредитных институтов. Разработка таких пер¬спектив возможна лишь на основе изучения функционирования российских, а также зарубежных банков. В настоящее время в России на страницах экономической печати, в дискуссиях на на¬учных и практических конференциях широко обсуждаются воз¬можности построения двухуровневой банковской системы, а также реорганизации существующих кредитных организации. Идет процесс создания новых, реорганизации действующих бан¬ков, развивают свою деятельность банковские ассоциации, союзы. Вместе с тем необходимо подчеркнуть, что механическое изменение структуры банков без существенного преобразования сути их деятельности не сможет привести к реальному улучше¬нию их работы, а следовательно, и оказать положительное воз¬действие на экономику страны.
Исторический опыт свидетельствует, что та или иная структу¬ра банковской системы зависит от конкретных общественно-эко¬номических условий. На практике используются различные моде¬ли построения банковских систем при главенствующей роли центрального банка. Тем не менее можно выделить следующие особенности банковских систем:
1. уникальность систем, обусловленная национальными традиция¬ми, историческим опытом развития. Банковские системы разных стран, их организационная структура зависят от многих факторов (объективных и субъективных), к числ

Содержание

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Банковская система и её основные элементы
1.1. Двухуровневая банковская система и её структура…………………..9
1.2. Центральный банк и его функции ……………………………………..12
1.3. Организационная структура центрального банка……………………..21
Глава 2. Денежно - кредитная политика центрального банка
2.1. Регулирования денег в обращении……..………………………………28
2.2. Регулирование кредитных отношений…………………………………30
2.3. Контроль за деятельностью по коммерческим банкам………………..36
Глава 3. Центральный банк в развитых странах…………………………...42
Заключение……………………………………………………………………43
Литература…………………………………………………………………….44

Работа состоит из  1 файл

курсовая по экономике - копия.doc

— 339.00 Кб (Скачать документ)

денежными платежами безналичных. Рост наличных денег, которые  обслуживают население, вызывает нехватку денег в стране. Существующая структура дезорганизует денежное обращение страны, препятствует рыночным реформам, оказывает негативное влияние на  банковскую систему, в той или иной мере способствует развитию в ней кризисных явлений. Так, если безналичные деньги полностью оборачиваются в банках, то большая часть наличности не участвует в банковском обороте. Это уменьшает ликвидность и устойчивость банковской системы, вызывает  сокращение средств кредитной системе. Денежное обращение развитых стран изучается как единое целое в связи о свободным переливом денежных средств между наличной и безналичной сферами. Кроме того, значение наличных денег здесь ограничено из-за  малой дол компонента наличности в структуре денежной массы. В России, напротив, значение наличности  очень велико, что говорит о вытеснении налично-денежными платежами безналичных, а не о незначительных   структурных изменениях денежной массы, как в развитых странах. До финансового кризиса считалось, что прирост денежной массы оказывает определяющее влияние на потребительские цены, и проводилась   политика сокращения денежной массы. Вопреки этой политике цены    вместо прогнозируемого увеличения на 5  –  8% возросли на 80,4%. Определяющее влияние на их рост оказало многократное падение курса  рубля и рублевое удорожание чрезмерного объема импортных товаров. Либерализация цен привела к тому, что их рост значительно обогнал рост денежной массы. Это вызвало ее реальное сжатие. За  период  1992  –  1997гг.индекс потребительских цен и индекс-дефлятор ВВП возросли примерно в 2400  –2500 раз. Агрегат денежной массы М2 увеличился за этот же период примерно  в280 раз.

 В 1998 году прогнозировался опережающий  в  3,8  –  4,4  раза  прирост

денежной  массы по сравнению с приростом  потребительских цен.  Фактически же потребительские цены увеличились  на 84%, а денежная масса М2  на  30,2%.  В течение почти всего года денежная масса не только не увеличивалась, но даже сокращалась. За январь – сентябрь она сократилась на 2,2%.

  В  1999 году прогнозировался более  медленный прирост денежной массы,  на 11 – 15 процентных пунктов, по сравнению с потребительскими ценами, но фактически он явился опережающим.

В результате «реальная» денежная масса существенно  сократилась.  При

этом  не произошло адекватного увеличения скорости оборачиваемости  денег, которая  могла бы компенсировать сжатие. Более того, с учетом  отмечающихся частых задержек с переводом средств, с осуществлением  платежей и т.д.скорость оборота для экономики в целом даже несколько замедлилась (при  всей условности этого показателя в российских условиях  в  принципе,  когда  лишь около  20%  экономики обеспечивалось «живыми  деньгами», а 80% операций осуществлялось без их участия).Ситуация  еще  более усугубилась тем ,что в результате  политики приватизации на денежную массу, которая до этого традиционно  обслуживала«текущие операции» (расчеты между предприятиями,    операции на потребительском рынке и т.д.), стала ложиться дополнительная  нагрузка по обслуживанию и обеспечению ликвидности принципиально нового сегмента рынка– акций, облигаций и т.д., ранее не являвшихся объектами  сделок, а потому не обслуживавшихся денежной массой.  Очевидно,  что  возникновение  новых объектов купли-продажи, во-первых,  привело  к  еще  большей  «нагрузке»  на денежную массу и, во-вторых, обусловило недооценку и низкую  ликвидность фондового рынка. В результате «сжатия» денежная масса составляла в  преддверии  кризиса около 15% от ВВП при том, что в развитых странах эта величина  колеблется  в диапазоне  60  –  100%  и  даже в государствах с переходной  экономикой оставляет 25 – 30%.

 Для реальной экономики проблема стала  еще более острой, поскольку  при  нехватке денег они стали настолько  дорогими (ставка денежного рынка  иногда превышала 100%), что их окупаемость  по такой цене можно было  обеспечить только на краткосрочных операциях финансового рынка.

Именно  там концентрировалась большая  часть финансовых ресурсов, оголив  тем самым реальный сектор ( к  середине 1998 г. объем  рынка  ГКО  составил  свыше 300 млрд. руб. при  денежной массе М2 около 370 млрд. руб. за тот же  период). Кроме того, часть денег «утекла» на обслуживание теневого оборота. Получившийся перекос ускорил развитие двух встречных процессов: падения экономического роста, с одной стороны, и восполнения  недостающей денежной массы различными суррогатами, с другой. 

Возникающие  на  местах средства расчетов (векселя  и др.), а также  неплатежи, которые, по сути, являются вынужденным коммерческим кредитом, выдаваемым со стороны продавца неплатежеспособному покупателю, а  фактически  представляют собой  стихийную эмиссию, минующую каналы Центробанка РФ, - все это значительно  затрудняло для последнего проведение эффективной денежно-кредитной политики. Отсутствие денег усилило и натурализацию обмена–бартерные  операции.

 В условиях нехватки «живых» денег и невозможности  получить их внутри  страны регионы, предприятия и банки были вынуждены выходить на внешние рынки, где ресурсы были дешевле и вплоть до ухудшения положения на мировых финансовых рынках 1997 – 1998 гг. более доступны. Привлекаемые таким образом  средства частично  восполняли  недостающую  внутреннюю  денежную  массу  в  масштабах экономики в целом (при  этом,  однако, рос внешний долг на федеральном, региональном и корпоративном уровне).

 Еще  один  элемент,  который  мог  бы  смягчить  нехватку  рублей,   -

использование валюты «на руках» (достигающей, по оценкам, 60 млрд. руб.)  не дал существенного эффекта по ряду причин:

- большая  часть этой валюты используется  как средство накопления и   не

поступает в деловой оборот;

- валюта, которая все-таки направляется  на платежи,  обслуживает,  как

правило, теневую экономику, не  учитываемую  официальной  статистикой,  и  в официальном ВВП не происходит увеличения ресурсов;

- валюта  поступает лишь на обслуживание  некоторых операций официального  ВВП, учитываемая стоимость которых занижена  (недвижимость  и т.д.)

   Таким образом, увеличение денежной массы на  сумму  неучтенной  валюты одновременно  увеличивает  и  обслуживаемый  ею  ВВП  с  учетом   добавления«теневой»  части  валового  продукта,  а  также  дооценки  его  официального компонента, что фактически говорит о сохранении разрыва М2 и ВВП.

    Сохранение указанных перекосов осложнит решение многих из

перечисленных выше проблем. В частности, может  тормозиться развитие

инвестиционного процесса. За последние годы привлекаемые с рынка  ресурсы, как правило, были слишком короткими, чтобы направляться на  долгосрочные инвестиционные цели: стоимость ресурсов не окупалась   рентабельностью.(13. с 150) 
 

2.2.Регулирование  кредитных отношений

 С развитием  в нашей стране рыночных отношений, появлением предприятий различных  форм собственности, особое значение приобретает проблема четкого правового регулирования финансово – кредитного взаимодействие субъектов кредитной системы.

 Распространенное  мнение, что кредитные отношения  складываются, прежде всего, между заемщиком  и кредитором в процессе оформления кредитной документации и продолжаются до тех пор, пока каждая из сторон не выполнит все взятые на себя обязательства.

  В рамках кредитной системы в целом, взаимодействие с силами, имеющими непосредственное отношение к самому банку и его возможностям по обслуживанию клиентуру можно обозначить определением «микросреда отношений». Банк, как одна из сторон, взаимодействует не только с заемщиком, но и с другими финансовыми учреждениями, органами власти.

К элементам  микросреды относятся:

  1. Банк - один из основных факторов микросреды. Представляет собой совокупность различных структурных подразделений, отделов, служб, с входящими в них специалистами под руководством управляющих.
  2. Поставщики - это деловые фирмы и отдельные физические лица, обеспечивающие банк и его конкурентов необходимыми материально-техническими ресурсами.
  3. Посредники - юридические и физические лица, являющиеся связующим звеном между банком и клиентами, то есть помогающие банку в продвижении, сбыте, распространении его товаров среди клиентуры. К посредникам относятся:
    • агентства по оказанию маркетинговых услуг - фирмы, проводящие маркетинговые исследования, рекламные агентства и так далее. Они помогают банку корректировать условия предоставления кредитов;
    • кредитно - финансовые учреждения - кредитные компании, страховые фирмы и так далее.
  4. Конкуренты - это банки-соперники, которые предоставляют аналогичные услуги и по этой причине сталкиваются на рынке и борются за наиболее выгодные условия их распространения. Основными задачами банка в конкурентной войне являются оценка стратегии конкурентов и выявление ключевых факторов успеха на рынке.
  5. Контактные аудитории -  любая группа людей, которая проявляет реальный или потенциальный интерес к банку и оказывает влияние на его деятельность. Контактные аудитории могут быть:
  • искомые аудитории - это аудитории, чьей заинтересованности ищет банк. Это потенциальные клиенты:
    1. рынок потребителя - отдельные лица, приобретающие услуги для себя;
    2. рынок производителей - организации, приобретающие услуги для использования в процессе производства;
    3. рынок промежуточных продавцов;
    4. рынок государственных учреждений - это государственные организации, приобретающие услуги для последующего их использования;
    5. международный рынок - клиенты зарубежных стран;
      • нежелательные аудитории - группы, интересы которых банк старается не привлекать, но вынужден считаться с ними.

 Современная система кредитования предприятий, организаций уже не отличается той  директивностью, которая была характерна до недавнего времени. Она представляет собой более либеральную схему, при которой клиент не закрепляется за банком, а сам выбирает кредитное учреждение, услугами которого он хочет пользоваться. Клиенту предоставлено также право, открывать ссудные счета не в одном, а нескольких банках. Происшедшая либерализация схемы кредитования, бесспорно, расширяет возможности клиента, в том числе в получении кредита, создает условия для развития межбанковской конкуренции.

 Нынешняя  структура кредитной системы  РФ приближается к модели кредитной  системы промышленно развитых стран. Регулирование кредитных отношений, охватывает весь процесс предоставления кредита, включая выбор направлений размещения привлеченных ресурсов, организацию процесса кредитования и контроль рисков. Элементы этих отношений находят свое практическое выражение в организационных формах - приемах, способах, методах реализации кредитной политики банка.

 Таким образом, регулирование кредитных отношений может принести существенную пользу. Оно способствует координации усилий, требует четкой постановки задач и установок, служит базой для последующего контроля, а также содействует повышению готовности кредитной системы к внезапным изменениям рыночной ситуации. (7. с 65; 8 с 60) 
 

2.3. Контроль  за деятельностью по коммерческим  банкам

   Банк - это организация, созданная  для привлечения денежных средств и размещения их от своего имени на условиях возвратности, платности и срочности.

  Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые компании, брокерские, дилерские фирмы и т.д. Но банки как субъекты финансового рынка имеют два существенных признака, отличающие  их от всех других субъектов.

 Во-первых, для банков характерен двойной обмен  долговыми

обязательствами: они размещают свои собственные  долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных долговых обязательств.

  Во-вторых, банки отличает принятие на  себя безусловных обязательств  с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами.  Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, которые все  риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

   В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается на Законе РФ "О банках и банковской деятельности в РФ".  В соответствии с этим законом банки России действуют как универсальные кредитные учреждения, совершающие широкий круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг  иностранной валюты, привлечение средств во вклады, осуществление расчетов, выдача гарантий, поручительств и иных  обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.

В России банки могут создаваться на основе любой формы собственности -

  • частной,
  • коллективной,
  • акционерной,
  • смешанной.

Не исключается  возможность создания банков, основанных исключительно на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим законодательством  могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для  формирования уставных капиталов российских банков допускается привлечение иностранных инвестиций. Под банками с участием иностранных инвестиций, в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации понимаются:

Информация о работе Центральный банк и его функции