Центрального Банка РФ в экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 00:55, курсовая работа

Описание

Цель курсовой работы: рассмотреть роль Центрального Банка РФ в экономике России.

Задачи работы:

1. изучить историю ЦБ РФ;

2. изучить функции ЦБ РФ;

3. проанализировать роль ЦБ РФ в экономике России.

Работа состоит из  1 файл

Центральный банк Российской Федерации!!!.doc

— 482.50 Кб (Скачать документ)
align="justify">    В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

    В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора  на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

    Основными задачами развития банковского сектора  являются:

    - усиление защиты интересов вкладчиков  и других кредиторов банков;

    - повышение эффективности осуществляемой  банковским сектором деятельности  по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

    - повышение конкурентоспособности  российских кредитных организаций;

    - предотвращение использования кредитных  организаций для осуществления  недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

    - развитие конкурентной среды  и обеспечение транспарентности  в деятельности кредитных организаций;

    - укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.2

    Реформирование  банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную  перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках.

    Глобальный  финансовый кризис 2008–2009 гг. внес существенные коррективы в денежно-кредитную политику (ДКП) многих центральных банков как развитых стран, так и стран с формирующимися рынками. С началом кризиса они перешли к нетрадиционным мерам ДКП, направленным на восстановление финансовых рынков и стимулирование кредитной активности банков. Меры по смягчению дефицита ликвидности у финансовых посредников в развитых странах осуществлялись в основном за счет кредитных и количественных послаблений, а в странах с формирующимися рынками – за счет регулирования обменного курса национальной валюты и процентного канала трансмиссионного механизма.

    Банк  России использовал те же нетрадиционные меры ДКП, что и большинство центральных банков стран с формирующимися рынками. Однако он реализовывал их в рамках несколько иных целей, связанных, прежде всего, с замедлением темпов инфляции. Это говорит о том, что денежно-кредитная политика ЦБ РФ не является самостоятельной и операционно-независимой, а носит подчиненный фискально-бюджетным интересам характер.

    Мягкая  монетарная политика со стороны Банка  России и Правительства РФ привели  к формированию значительных избыточных резервов в банковской системе. Монетизация фискального дефицита и рублевые интервенции на валютном рынке привели к росту чистых избыточных резервов до 1.4 трлн. руб.

    В основных направлениях ДКП Банк России предполагает сохранение избыточного уровня ликвидности в финансовой системе в ближайшие годы. Большой уровень ликвидности на рынке делает депозитную ставку Банка России ключевой. Границы процентного коридора в настоящее время: 2.5% (депозитная ставка) и 5.0% (ставка прямого РЕПО).

    На фоне избыточной ликвидности ставки денежного рынка находятся вблизи депозитной ставки Банка России.

    Банк  России оставляет депозитную ставку неизменной уже пятый месяц несмотря на рост экономики и усиление инфляционного  давления, обращая внимание на слабость внешнего спроса.

    В сентябре-октябре 2008 г. в условиях неустойчивости рынка межбанковского кредитования Банк России предпринял ряд мер по созданию новых инструментов увеличения ликвидности в экономике. Но было бы большой ошибкой допустить  инвестиционные и управляющие компании к системе рефинансирования центрального банка. Это привело бы к неконтролируемости процесса формирования ликвидности и создало бы риск перекредитования финансового сектора.

    Главной целью денежно-кредитной политики на 2010 год и на период 2011 и 2012 годов определяется последовательное снижение инфляции: в 2010 году - до 9-10 %, в 2011 году - до 7-8 %, в 2012 году - до 5-7%.

    После обсуждения в Госдуме Банк России доработал и представил депутатам  новый вариант ДКП с учетом их замечаний. ЦБ улучшил официальный прогноз по инфляции, оттоку капитала и динамике международных резервов в 2009 году. Согласно документу, инфляция по итогам 2009 года может составить "заметно меньше 11%". Первоначальный вариант ДКП, представленный в Госдуму, предполагал рост потребительских цен на уровне "менее 12%". В 2008 году инфляция в РФ составила 13,3%. Документ также предполагает снижение валютных резервов за 2009 год на $76,3 млрд. (против $86 млрд. по прогнозу Минэкономразвития).

    Согласно  докладу, ЦБ прогнозирует в 2009 году прирост денежной массы на 9−11%, денежной базы - на 14−16%.

    Инфляционный  ориентир Банка России: на 2011 год  составляет 6.0-7.0% годовых, на 2012 год  – 5.0-6.0%, в 2013 году – 4.5-5.5% годовых. Ориентир по БИПЦ: 5.5-6.5% в 2011 году, 4.5-5.5% в 2012 году и 4.0-5.0% в 2013 году. Уже в настоящее время динамика прироста индекса потребительских цен без учета продовольствия и бензина демонстрирует темпы прироста, соответствующие 6-7% в годовом выражении, что превышает ориентиры на 2011 год. В основных направлениях ДКП отсутствует детально прописанная стратегия реакции Банка России на растущую инфляцию и методы достижения устойчиво низких темпов инфляции.

    1.2. Правовой статус  Центрального банка

    Статьей 75 Конституции Российской Федерации  установлен особый конституционно-правовой статус Центрального банка Российской Федерации, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1) и в качестве основной функции – защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2). Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации определяются также Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.3

    В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

    Ключевым  элементом правового статуса  Центрального банка Российской Федерации  является принцип независимости, который  проявляется прежде всего в том, что Банк России выступает как  особый публично-правовой институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации денежного обращения. Он не является органом государственной власти, вместе с тем его полномочия по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти, поскольку их реализация предполагает применение мер государственного принуждения. Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России осуществляет независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Независимость статуса Банка России отражена в статье 75 Конституции Российской Федерации, а также в статьях 1 и 2 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".

    Банк  России является юридическим лицом. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)". Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

    Государство не отвечает по обязательствам Банка  России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

    В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая  назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете Банка России в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Банка России Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.

    Основными целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

    Основными задачами Банка России являются регулирование денежного обращения, проведение единой денежно-кредитной политики, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков и других кредитных учреждений, осуществление операций по внешнеэкономической деятельности. 

    1.3. Функции Банка России

    Банк  России осуществляет свои функции в  соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и иными федеральными законами. Согласно статье 75 Конституции Российской Федерации, основной функцией Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля, а денежная эмиссия осуществляется исключительно Банком России. В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", Банк России выполняет следующие функции:

    - во взаимодействии с Правительством  Российской Федерации разрабатывает  и проводит единую денежно-кредитную  политику;

    - монопольно осуществляет эмиссию  наличных денег и организует  наличное денежное обращение;

    - является кредитором последней  инстанции для кредитных организаций,  организует систему их рефинансирования;

    - устанавливает правила осуществления  расчетов в Российской Федерации;

    - устанавливает правила проведения  банковских операций;

    - осуществляет обслуживание счетов  бюджетов всех уровней бюджетной  системы Российской Федерации,  если иное не установлено федеральными  законами, посредством проведения  расчетов по поручению уполномоченных  органов исполнительной власти  и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

    - осуществляет эффективное управление  золотовалютными резервами Банка  России;

Информация о работе Центрального Банка РФ в экономике России