Бухгалтерский учет в банках

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 15:32, курсовая работа

Описание

В данной работе будут рассмотрены такие особенности бухгалтерского учета в банке, как: план счетов в кредитных организациях, нормативное регулирование учета в банках, документальное оформление банковских операций, особенности внутрибанковского контроля и состав банковской отчетности.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………..2
1. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в банках…………..……….…….…..3
2. План счетов бухгалтерского учета в банках………………………………………………..4
3. Документальное оформление банковских операций………………………………………16
4. Внутрибанковский контроль………………………………………………………………...23
5. Состав банковской отчетности…………………………...…………………………………25
Практическое задание………………………………………………………………………....…27
Заключение………………………………………………………………………………...……...29
Список использованной литературы……………………………………………………………30

Работа состоит из  1 файл

Особенности бух учета в банках.doc

— 192.00 Кб (Скачать документ)

- акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) по форме ОС-4;

- акт о списании автотранспортных средств по форме ОС-4а;

- инвентарная карточка учета объекта основных средств по форме ОС-6;

- акт о приеме (поступлении) оборудования (форма ОС-14);

- акт о приеме-передаче оборудования в монтаж (форма ОС-15);

- акт о выявленных дефектах оборудования (форма ОС-16);

- карточка учета нематериальных активов (форма НМА-1);

- ведомость начисления амортизации (износа) по основным средствам по форме, установленной кредитной организацией;

- доверенность на получение материальных ценностей (форма М-2А);

- накладная на передачу (отпуск) материальных ценностей по форме, установленной кредитной организацией;

- книга (карточка) учета материалов на складе;

- требование на отпуск материальных ценностей по форме, установленной кредитной организацией;

- карточка для учета имущества стоимостью ниже установленного лимита;

- акт на передачу в использование имущества стоимостью ниже установленного лимита стоимости по форме, утвержденной кредитной организацией;

- акт на списание материальных ценностей (изданий) по форме, утвержденной кредитной организацией;

- инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (ТМФ N 3 инв-3);

- путевой лист по форме, установленной кредитной организацией, или форме 3 "Путевой лист легкового автомобиля";

- заявка на транспорт и журнал регистрации заявок на транспорт;

- счет-фактура, книга продаж, книга покупок в соответствии с формами, предусмотренными Правилами ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 N 914;

- командировочное удостоверение по форме Т-10;

- авансовый отчет форма АО-1;

- служебное задание для направления в командировку и отчет о его выполнении по форме Т-10а.

Отражение операций по основным средствам по формам ОС, утвержденным Росстатом, не является обязательным для кредитных организаций. Однако кредитная организация может использовать данные формы в той мере, в какой они удовлетворяют требованиям кредитной организации. Если кредитная организация примет решение об утверждении другой формы для отражения операций по основным средствам, то применение такой формы должно быть регламентировано внутренним распорядительным документом кредитной организации.

4. Внутрибанковский контроль

              Внутрибанковский контроль – это совокупность приемов и методов, применяемых учетно-операционными работниками для контроля банковских операций.

              Главная задача внутрибанковского контроля: Обеспечение законности в выполнение операций и сохранности средств и ценностей.

              Основные задачи внутрибанковского контроля состоят в том, чтобы обеспечить:

              1) Выполнение банком требований федеральных законов и нормативных актов банка России.

              2) Определения в документах и соблюдение установленных процедур и полномочий при принятии любых решений, затрагивающие интересы банка, его собственников и клиентов.

              3) Принятие своевременных и эффективных решений, направленных на устранение выявленных недостатков и нарушений в деятельности банка.

              4) Выполнение требований по эффективному управлению рисками банковской деятельности.

              5) Сохранность активов банка (имущество).

              6) Адекватное отражение операций банка в учете.

              7) Надлежащее состояние отчетности, позволяющее получить адекватную информацию о деятельности банка и связанных с ней рисков.

              8) Эффективное взаимодействие с внешними аудиторами – органами Государственного регулирования и надзора.

              9) Достоверность учета и отчетности организации внутреннего контроля, предупреждение и устранение нарушений законодательств сотрудниками банка, нормативных актов и стандартов профессиональной деятельности.

              Внутренний контроль банка должен быть направлен на ограничение рисков, на обеспечение порядка проведения операций, которые способствуют достижению, установленных банком целевых ориентиров при соблюдении законодательства и нормативных актов банка РФ.

              Внутренний контроль рекомендуется осуществлять по линии административного и финансового контроля.

              Административный контроль состоит в обеспечении и поведении операций только уполномоченными на то лицами и в строгом соответствии банком полномочиями и процедурами принятия решений поведения операций.

              Финансовый контроль состоит в обеспечении операций в строгом соответствии с принятой и закрепленной документами политикой банка, применительно к разным видам финансовых услуг и правильного отражения их в учете и отчетности.

              Предварительный контроль – это система внутреннего контроля, которая начинается с контроля за подбором и расстановкой кадров. При этом исключается возможность принятия решений, затрагивающих финансовое состояние банка лицами сомнительной, деловой и общественной репутации. Для достижения этой цели, службы работы с персоналом должны иметь четкие критерии квалификационных и личностных характеристик сотрудников применительно к содержанию работы и объему ответственности.

              Служба внутреннего контроля осуществляет контроль за соблюдением установленных критерий, а по определенному кругу работников, которые в силу своего служебного положения принимают решения от имени всего банка, согласовывают назначения на должность.

              В этом случае служба внутреннего контроля проверяет:

              – Содержание заключенного с работниками договора, контракта, соглашения;

              – Наличие документа, служебные инструкции, строго регламентирующих должностные обязанности сотрудника до того как, он непосредственно приступил к выполнению служебных обязательств. Текущий контроль. В процессе документооборота заключается в проверке законности операций, соблюдение правильности оформления документов. К текущему контролю относится также: проверка реестров аналитического и синтетического учета при заключении операций за день.

              Текущий контроль выполняют ответственные исполнители, бухгалтеры, операционисты, начальники отделов и контролирующие их работники. Объектами такого контроля в обязательном порядке является:

              1) Соблюдение индивидуальных лимитов, открытых позиций дилеров и брокеров;

              2) Объемы выдаваемых и привлекаемых одним лицом ресурсов;

              3) Установление объема операций и сделок выше которого решение о проведение сделки или операций принимаются вышестоящим руководителем или постоянно действующих коллегиальным органом правления и т.д.

              Последующий контроль. В этом случае проверка производится с точки зрения полноты, своевременности и правильности отражения в балансе банка и в их формах отчетности банковских операций.

              Последующий контроль осуществляют: главный бухгалтер, его заместители и специальные инспекторы по контролю.

              При последующем контроле все участники учетно-операционной работы подлежат проверке, как правило, не ниже одного раза в квартал. В порядке такого контроля проводятся ревизии, результаты последующих проверок рассматривается руководителем учреждений банка.

              Главный бухгалтер обязан установить наблюдение за устранением недостатков и выявленных последующими периодическими проверками и организовать повторную проверку.

              Цель последующего контроля систематическая проверка постановки учета и документооборота и выполнения работниками учетно-операционного аппарата обязанностей законности и правильности проведения операций.

              В процессе последующего контроля в выборочном порядке анализируются документы, которым подверглись текущему контролю со стороны главного бухгалтера и заместителя.



Читать полностью: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-37320

 

5. Состав банковской отчетности

              Баланс коммерческого банка (КБ) – это бухгалтерский баланс, который отражает состояние собственных и привлечённых средств банка и их размещение в кредитные и другие активные операции.

Балансы банков строятся по унифицированной схеме, в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учёта в банках, который утверждается ЦБ РФ. Банковские балансы относятся к средствам коммерческой информации и отвечают требованиям оперативности, конкретности, солидности (достоверности). Оперативность банковского баланса проявляется в его ежедневном составлении, которое в значительной степени гарантирует правильность и достоверность бухгалтерского учёта в банках и связано с ежедневной передачей клиентам вторых экземпляров (выписок) их лицевых счетов, в которых исключается наличие ошибочных записей.

Правило понижающейся ликвидности статей по активу и уменьшения степени востребования средств по пассиву строго не соблюдается и прослеживается лишь в тенденции.

Счета номенклатуры баланса банков подразделяются на балансовые и внебалансовые. Балансовые счета подразделяются на пассивные и активные. Пассивные счета предназначены для учёта собственных и привлечённых ресурсов, активные - для их размещения.

Внебалансовые счета используются для учёта ценностей и документов, не влияющих на актив и пассив баланса, поступающих в банки на хранение, инкассо или комиссию, а также для учёта бланков строгой отчётности, бланков акций, других документов и ценностей.

Балансовые счета группируются в семи разделах по принципу экономически однородного содержания и ликвидности. Номенклатура внебалансовых счетов – пятизначная. Внебалансовые счета сгруппированы также в семи разделах.

Бухгалтерский баланс в полной мере должен отражать операции, проводимые банком, служить базой для принятия управленческих решений, отражать реально получаемую прибыль.

              Текущая бухгалтерская отчётность подразделяется на отчетность по итогам месяца и отчетность по итогам квартала. Порядок составления, содержание, сроки представления текущей бухгалтерской отчетности коммерческими банками определяются учреждениями ЦБ РФ.

Текущая отчетность по итогам месяца включает:

                   Баланс;

                   Сводный баланс (включая балансы филиалов);

                   Расшифровку остатков ссудной задолженности и неплатежей по ссудам банка;

                   Расшифровку отдельных счетов баланса по срокам привлечения и направления средств;

                   Расшифровку отдельных балансовых счетов для экономических нормативов деятельности коммерческого банка;

                   Список крупных кредитов;

                   Расшифровку по балансовому счёту «Уставный фонд банка»;

                   Расчет экономических нормативов;

                   Расчёт фонда обязательных резервов;

                   Расшифровку балансового счёта № 30102;

                   Расшифровку балансовых счетов по корреспондентским счетам № 30109, 30110.

Ежемесячная бухгалтерская отчётность представляется коммерческими банками в ГУ ЦБ РФ, налоговые органы.

Коммерческие банки, выполняющие операции в иностранной валюте, дополнительно представляют в ЦБ РФ отчёт о движении иностранных активов и пассивов, а также в других видах валют по операциям с нерезидентами. В состав данной отчётности входит справка о текущих поступлениях и платежах по операциям с нерезидентами в разрезе стран дальнего и ближнего зарубежья.

Отчёт о движении валютных активов и пассивов предназначен для сбора информации о движении иностранных активов и пассивов коммерческих банков в операциях между резидентами и нерезидентами России за отчётный период. Информация, содержащаяся в отчёте, используется для целей составления платёжного баланса РФ, носит конфиденциальный характер и не подлежит опубликованию в открытой печати.

Банки, выполняющие валютные операции кроме данного вида отчётности, обязаны представлять в учреждения ЦБ РФ специальную отчётность о ведении открытой валютной позиции и отчёт о движении наличной иностранной валюты и платёжных документов в иностранной валюте.

Отчётность коммерческих банков по итогам квартала дополнительно включает оборотные ведомости по балансу в рублях и по балансу в иностранной валюте, оборотные ведомости филиалов и по консолидированному балансу, отчёт о прибылях и убытках, расчёт фонда страхования депозитов коммерческих  банков от банкротства.

Отчёт о прибылях и убытках содержит спецификацию (перечень) доходов и расходов, отнесённых на соответствующие счета. В отчёте приводятся сгруппированные по отдельным видам процентные и непроцентные доходы и расходы банка. В отдельный раздел выделены расходы на содержание аппарата управления и суммы, списанные в убыток. Данные отчёта используются для анализа и выявления факторов изменения доходов и расходов банка.

Информация о работе Бухгалтерский учет в банках