Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
ü раскрыть сущность безналичного денежного оборота и определить его значению в денежном обороте страны;
ü рассмотреть основные принципы и формы организации безналичного оборота;
ü описать современные формы безналичных расчетов;
ü коснуться основных проблем организации безналичных расчетов;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования безналичного денежного оборота
1.1 Понятие безналичного денежного оборота
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы и инструменты безналичных расчетов
1.4 Правовое регулирование безналичных расчетов
2. Расчеты с использованием пластиковых карточек
2.1 Сущность расчетов с использованием пластиковых карт
2.2 Платежная система с использованием пластиковых карт
2.3 Технические средства и процессинговые коммуникации для расчетов с использованием пластиковых карт
3. Проблемы организации и перспективы развития безналичного оборота
3.1. Проблемы развития безналичного оборота в России
3.2. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 58.05 Кб (Скачать документ)

Процессинговый центр  может также обеспечивать потребности  банков-эмитентов в новых карточках, осуществляя их заказ на заводах  и последующую персонализацию. Следует отметить, что разветвленная платежная система может иметь несколько процессинговых центров, роль которых на региональном уровне могут выполнять и банки-эквайеры.

Коммуникационные центры обеспечивают субъектам платежной  системы доступ к сетям передачи данных. Использование специальных  высокопроизводительных линий коммуникации обусловлено необходимостью передачи больших объемов данных между  географически распределенными  участниками платежной системы  при авторизации карточек в торговых терминалах, при обслуживании карточек в банкоматах, при проведении взаиморасчетов между участниками системы и  в других случаях.

Порядок использования корпоративной  банковской карты.

1. Держатель банковской  карты обращается в торговую  организацию для приобретения  ТМЦ и предъявляет банковскую  карту к оплате товара

2. Торговая организация  направляет запрос на авторизацию  в процессинговый центр;

3. Результат авторизации  из процессингового центра направляется  на предприятие торговли;

4. Совершение сделки;

5. В зависимости от установленного  оборудования на предприятии  торговли составляется в необходимом  количестве слип или квитанция  электронного терминала;

6. Из процессингового центра  в банк-эмитент пересылается расшифровка о проведенных операциях;

7. Владелец карты имеет  возможность произвести оплату  в пользу торговой организации,  как в банке-эмитенте, так и  в банке-эквайере, где предприятие торговли имеет счет для получения возмещения по расчетам с использованием банковских карт.

Рассматривая банковскую пластиковую карту как платежный  инструмент нужно выделить основные ее достоинства и преимущества. Для  самого клиента - это удобство в использовании, уменьшение риска потери средств, льготы при получении услуг в предприятиях торговли и сервиса, уменьшение затрат при проведении финансовых операций, автоматическая конвертация, финансовая привлекательность - начисление процентов, удаленное управление счетами и  многое другое; - для предприятий - расширение продаж и привлечение новых покупателей, снижение затрат на инкассацию выручки, повышение безопасности работы с использованием подписей владельцев, престиж и ряд других преимуществ; - для банков - расширение спектра услуг, появление новых клиентов, снижение стоимости операций за счет безбумажной технологии, взимание дополнительных комиссий - и как следствие, увеличение дохода, повышение конкурентного потенциала банка.

2.3 Технические средства  и процессинговые коммуникации  для расчетов с использованием  пластиковых карт

 

Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85,6 мм х 53,9 мм х 0,76 мм), изготовленную  из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы. Из проведенного в предыдущих разделах рассмотрения следует, что одна из основных функций пластиковой карточки —  обеспечение идентификации использующего  ее лица как субъекта платежной системы. Для этого на пластиковую карточку наносятся логотипы банка-эмитента и платежной системы, обслуживающей  карточку, имя держателя карточки, номер его счета, срок действия карточки и пр. Кроме этого, на карточке можетприсутствовать фотография держателя и его подпись. Алфавитно-цифровые данные — имя, номер счета и др. — могут быть эмбоссированы, то есть нанесены рельефным шрифтом. Это дает возможность при ручной обработке принимаемых к оплате карточек быстро перенести данные на чек с помощью специального устройства, импринтера, осуществляющего «прокатывание» карточки (в точности так же, как получается второй экземпляр при использовании копировальной бумаги).

Графические данные обеспечивают возможность визуальной идентификации  карточки. Карточки, обслуживание которых  основано на таком принципе, могут  с успехом использоваться в малых  локальных системах — как клубные, магазинные карточки и т. п. Однако для  использования в банковской платежной  системе визуальной «обработки»  оказывается недостаточно. Представляется целесообразным хранить данные на карточке в виде, обеспечивающем проведение процедуры автоматической авторизации. Эта задача может быть решена с  использованием различных физических механизмов.

В карточках со штрих-кодом в качестве идентифицирующего элемента используется штриховой код, аналогичный коду, применяемому для маркировки товаров. Обычно кодовая полоска покрыта непрозрачным составом, и считывание кода происходит в инфракрасных лучах.

Карточки со штрих-кодом дешевы и по сравнению с другими типами карт относительно просты в изготовлении. Последняя особенность обуславливает их главный недостаток — слабую защищенность от подделки.

Карточки с магнитной  полосой являются на сегодняшний  день наиболее распространенными. Магнитная  полоса располагается на обратной стороне  карты и, согласно стандарту ISO 7811, состоит  из трех дорожек. Из них первые две  предназначены для хранения идентификационных  данных, а на третью можно записывать информацию (например, текущее значение лимита дебетовой карточки). Однако из-за невысокой надежности многократно  повторяемого процесса записи/ считывания запись на магнитную полосу, как  правило, не практикуется, и такие  карты используются только в режиме считывания информации.

Защищенность карт с магнитной  полосой существенно выше, чем  у карт со штрих-кодом. Однако и такой тип карт относительно уязвим для мошенничества. Тем не менее, развитая инфраструктура существующих платежных систем и, в первую очередь, мировых лидеров «карточного» бизнеса — компаний MasterCard/Europay — является причиной интенсивного использования карточек с магнитной полосой и сегодня. Отметим, что для повышения защищенности карточек системы VISA и MasterCard/Europay используются дополнительные графические средства защиты: голограммы и нестандартные шрифты для эмбоссирования.

На лицевой стороне  карточки с магнитной полосой  обычно указывается логотип банка-эмитента, логотип платежной системы, номер  карточки (первые шесть цифр — код  банка, следующие девять — банковский номер карточки, последняя цифра  — контрольная, последние четыре цифры нанесены на голограмму), срок действия карточки, имя держателя  карточки, на оборотной стороне —  магнитная полоса, место для подписи.

В смарт-картах носителем  информации является микросхема. У  простейших из существующих смарт-карт — карт памяти — объем памяти может иметь величину от 32 байт до 16 килобайт. Карты памяти подразделяются на два типа: с незащищенной (полнодоступной) и защищенной памятью. В картах первого  типа нет никаких ограничений  на чтение и запись данных. Доступность  всей памяти делает их удобными для  моделирования произвольных структур данных, что представляется важным в некоторых приложениях. Карты  с защищенной памятью имеют область  идентификационных данных и одну или несколько прикладных областей. Идентификационная область карт допускает лишь однократную запись при персонализации и в дальнейшем доступна только на считывание. Доступ к прикладным областям регламентируется и осуществляется по предъявлению соответствующего ключа.

Уровень защиты карт памяти выше, чем у магнитных карт. Стоимость  карты памяти непосредственно зависит  от стоимости микросхемы, определяемой, в свою очередь, емкостью памяти.

Карты с микропроцессором представляют, по сути, микрокомпьютеры. Операционная система, хранящаяся в  ПЗУ микропроцессорной карты, принципиально  ничем не отличается от операционной системы ПК и предоставляет большой  набор сервисных операций и средств  безопасности. При этом часть данных может быть доступна только внутренним программам карточки, что вместе со встроенными криптографическими средствами делает микропроцессорную карту высокозащищенным инструментом, который может быть использован в финансовых приложениях, предъявляющих повышенные требования к защите информации. Именно поэтому микропроцессорные карты (и смарт-карты вообще) рассматриваются в настоящее время как наиболее перспективный вид пластиковых карт. Кроме того, смарт-карты hе яляются наиболее перспективным типом пластиковых карт так-J же и с точки зрения функциональных возможностей. Вычислительные возможности смарт-карт позволяют использовать, например, одну и ту же карту и в операциях с on-line авторизацией, и как многовалютный электронный кошелек.

Банкоматы — банковские автоматы для выдачи и инкассирования наличных денег при операциях с пластиковыми карточками. Банкомат позволяет держателю  карточки получать информацию о текущем  состоянии счета (в том числе  и выписку на бумаге), а также  проводить операции по перечислению средств с одного счета на другой.

Банкомат снабжен устройством  для чтения карты, а для интерактивного взаимодействия с держателем карточки — дисплеем и клавиатурой, персональной ЭВМ, которая обеспечивает управление банкоматом и контроль его состояния. Последнее весьма важно, поскольку  банкомат является хранилищем наличных денег. На сегодняшний день большинство  моделей рассчитано на работу в on-line режиме с карточками с магнитной полосой, однако появились и устройства, способные работать со смарт-картами и в off-line режиме.

Денежные купюры в банкомате  размещаются в кассетах, которые, в свою очередь, находятся в специальном  сейфе. Число кассет определяет количество номиналов купюр, выдаваемых банкоматом. Размеры кассет регулируются, что  дает возможность заряжать банкомат практически любыми купюрами.

Банкоматы — капитальные  стационарные устройства. Примерные  размеры: высота — 1,5—1,8 м, ширина и  глубина — около 1 м, вес — около  тонны. Банкоматы могут размещаться  как в помещениях, так и непосредственно  на улице и работать круглосуточно.

Процессинговый центр  — специализированный вычислительный центр, являющийся технологическим  ядром платежной системы.

Процессинговый центр  должен гарантированно обрабатывать в  реальном масштабе времени интенсивный  поток транзакций. Так использование  дебетовой карточки приводит к необходимости  on-line авторизации каждой сделки в любой точке обслуживания платежной системы. Для операций с кредитной карточкой авторизация необходима не во всех случаях, но, например, при получении денег в банкоматах она проводится всегда.

Высокие требования к вычислительным возможностям процессингового центра предъявляет и подготовка данных для проведения взаиморасчетов по итогам дня, поскольку обработке подлежат протоколы значительной (если не подавляющей) части транзакций, а требуемые  сроки выполнения расчетов невелики — несколько часов.

Помимо вычислительных мощностей, процессинговый центр, если он осуществляет весь спектр сервисных функций, должен быть оснащен оборудованием для  персонализации пластиковых карточек (включая, возможно, и смарт-карты), а  также иметь базу для технического сопровождения и ремонта POS-терминалов и банкоматов.

Таким образом, поддержание  надежного, устойчивого функционирования платежной системы требует, во-первых, наличия существенных вычислительных мощностей в процессинговом центре (или центрах — в развитой системе) и, во-вторых, развитой коммуникационной инфраструктуры. Процессинговый центр  системы должен иметь возможность  одновременно обслуживать достаточно большое число географически  удаленных точек. Кроме того, неизбежна  также маршрутизация запросов, что  еще больше ужесточает требования к  коммуникациям.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЕЗНАЛИЧНОГО  ОБОРОТА

 

3.1 Проблемы развития безналичного  оборота в России

В настоящее время наиболее сложной стала проблема налаживания  расчетно-платежной системы и  проблема неплатежей в экономике. Неплатежи  являются одной из причин увеличения дефицита бюджета.

За последние годы, однако, темпы роста неплатежей снизились. Экономика вошла в своего рода «равновесный», но нездоровый режим функционирования. В данных условиях совершенствование безналичных расчетов, разработка их норм и способов – одна из главных задач российской экономики.

Остановимся подробнее на следующих проблемах:

Задержки расчетов банками  и РКЦ. С введением расчетов банков через корсчета появляется много  проблем: сбои и задержки расчетов в  РКЦ, связанные в основном с большим  потоком бумажных носителей с  финансово-денежной информацией; нарушения  в расчетах по вине самих КБ.

Представив в банк платежное  поручение о перечислении средств в трех экземплярах, предприятие получает от банка третий экземпляр с распиской в приеме поручения и штампом банка. Затем предприятие по выписке из своего лицевого счета может удостовериться в списании со счета перечисленной суммы. Но если банк ведет расчеты через РКЦ, такие бухгалтерские проводки – лишь предпосылки межбанковских платежей, которые совершаются РКЦ и начинаются в тот момент, когда там производится списание средств с корсчета банка. В документообороте иногда происходят заминки. Известно, что некоторые банки задерживают платежные поручения на стадии передачи их в РКЦ и в течение какого-то времени используют средства, предназначенные для перевода, в качестве кредитного ресурса. И наоборот, поступившим через РКЦ на счет предприятия средствам банк может задержать бухгалтерскую проводку по их зачислению на расчетный счет предприятия. Такие факты не единичны. Владельцы счетов далеко не во всех случаях используют свое право требовать от банка уплату 0,7% несвоевременно зачисленной (списанной) суммы за каждый день просрочки.

Проблема скорости совершения платежей. Скорость платежа в значительной мере обусловлена его срочностью. Предположим, что при сроке оплаты обязательства 20 июня и сроке зачисления средств на счет получателя 28 июня фактически обе стадии платежа совершены  в эти сроки. Но при этом средства находились в течение недели в  расчетах, т.е. были изъяты из полезного  хозяйственного оборота.

Одним из путей ускорения  расчетов является сокращение трудоемкости расчетных операций. Это связано  с тем, что количество документов, ежедневно передаваемых в банки  для совершения платежей, постоянно  возрастает и требует дополнительного  времени на их обработку. Например, затраты труда на расчеты посредством  аккредитивов примерно в 3 раза выше, чем  при платежных поручениях. Это  – одна из главных причин массового  применения поручений как по поставкам товарно-материальных ценностей, так и по платежам в бюджет и целевые денежные фонды.

Информация о работе Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации