Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является понять и проанализировать систему безналичного денежного оборота. В связи с поставленной целью можно выделить ряд задач, на которые необходимо ответить в процессе исследования.
Задачи курсовой работы:
ü раскрыть сущность безналичного денежного оборота и определить его значению в денежном обороте страны;
ü рассмотреть основные принципы и формы организации безналичного оборота;
ü описать современные формы безналичных расчетов;
ü коснуться основных проблем организации безналичных расчетов;

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты функционирования безналичного денежного оборота
1.1 Понятие безналичного денежного оборота
1.2 Принципы организации безналичных расчетов
1.3 Формы и инструменты безналичных расчетов
1.4 Правовое регулирование безналичных расчетов
2. Расчеты с использованием пластиковых карточек
2.1 Сущность расчетов с использованием пластиковых карт
2.2 Платежная система с использованием пластиковых карт
2.3 Технические средства и процессинговые коммуникации для расчетов с использованием пластиковых карт
3. Проблемы организации и перспективы развития безналичного оборота
3.1. Проблемы развития безналичного оборота в России
3.2. Платежный кризис и направления его смягчения в условиях рыночной экономики
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

1.docx

— 58.05 Кб (Скачать документ)

4.      Банк поставщика  пересылает полученные документы  в исполняющий банк (банк покупателя).

5—6. Банк покупателя передает  полученные документы покупателю  против оплаты платежного требования-поручения.

7. Денежные средства, полученные  от покупателя, переводятся в  банк поставщика.

8. Банк поставщика зачисляет  полученные суммы на расчетный  счет поставщика.

Возможность осуществления  расчетов по инкассо должна быть предусмотрена  в договоре с банком на расчетно-кассовое обслуживание, иначе банк не обязан принимать к исполнению поступившие  платежные документы.

Расчеты по инкассо осуществляются на основании платежных требований, оплата которых может производиться  по распоряжению плательщика (с акцептом) или без его распоряжения (в  безакцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в бесспорном порядке).

  1. Расчеты с использованием банковских карт Банковские (пластиковые) карты, эмитируемые банками, являются удобной формой осуществления расчетов. Такие расчеты на территории Российской Федерации регламентируются Положением Центрального банка РФ от 9 апреля 1998 г. «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и осуществления расчетов по операциям, совершаемым с их использованием».

Корпоративная банковская карта  позволяет ее владельцу производить  операции по счету юридического лица. Держателем такой карты, как правило, является сотрудник организации, который  уполномочен совершать операции по счету.

Корпоративные банковские карты  бывают двух видов: расчетные корпоративные  карты и кредитные.

Расчетная корпоративная  карта — это банковская карта, которая позволяет ее держателю, уполномоченному юридическим лицом, распоряжаться денежными средствами, находящимися на счете юридического лица, в пределах расходного лимита согласно условиям договора с клиентом.

Кредитная корпоративная  карта — это банковская карта, которая позволяет держателю, уполномоченному  юридическим лицом, осуществлять операции в размере предоставленной эмитентом  кредитной линии и в пределах расходного лимита, установленного эмитентом  в соответствии с условиями договора с клиентом, согласно перечню разрешенных  операций.

Для получения корпоративной  банковской карты организация должна открыть в банке-эмитенте счет и  заключить договор, который предусматривал бы проведение расчетов по счету с  использованием банковской карты.

Межбанковские расчеты. Расчеты  между банками на территории России производятся через расчетно-кассовые центры созданные Центральным Банком Российской Федерации.

Банковские операции по расчетам могут осуществляться и по корреспондентским  счетам банка, открытым друг у друга  на основе межбанковских соглашений.

Документооборот в банках и в расчетно-кассовых центрах  организуется в соответствии с положением «Об организации межбанковских  расчетов на территории Российской Федерации»

Реформирование платежной  системы, осуществляемое в России, предполагает расширение использования новых  для страны форм и методов расчетов.

1.4 Правовое регулирование  безналичных расчетов

В настоящее время законодательство РФ допускает наличие у одного юридического лица любого количества расчетных счетов в различных  банках. Данный факт способствует повышению  конкуренции банков в привлечении  клиентов на расчетно-кассовое обслуживание.

Согласно действующему законодательству, расчетные операции осуществляются банками с банковских счетов предприятий. Следовательно, юридической основой производства расчетов служит заключенный между сторонами (предпринимателем-клиентом и кредитным учреждением) договор банковского счета, по которому, согласно ст. 845 ГК РФ, банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций. Клиент вправе самостоятельно выбрать банк для своего кредитно-расчетного обслуживания и заключения с последним договора банковского счета.

При открытии счета банки  требуют от клиента предоставления определенной информации.

ГК РФ установлено, что  для открытия банковского счета  банки обязаны заключить договор  банковского счета с клиентом. В нем указывается стоимость  банковских услуг. Для открытия банковских счетов в валюте Российской Федерации  и иностранной валюте клиент представляет в банк следующие документы:

•  заявление об открытие счета;

•  свидетельство о  государственной регистрации или  правовой акт органа, осуществляющего  государственную регистрацию;

•  документы, подтверждающие правовой статус юридического лица (копия, заверенная нотариально или органом, их зарегистрировавшим);

•  свидетельство о  постановке на учет в налоговом органе (подлинник);

•  документ, подтверждающий регистрацию в качестве страхователя в Фонде социального страхования  Российской Федерации (подлинник);

•  карточка с образцами  подписей и оттиска печати;

•  документ, подтверждающий полномочия должностных лиц на распоряжение счетом;

•  анкетные данные на должностных  лиц, указанных в карточке, с образцами  подписей и оттиска печати, уполномоченных распоряжаться счетом (по согласованию с клиентом).

Расчетными следует считать  такие правоотношения (обязательства), которые возникают между субъектами гражданско-правового обязательства  и кредитной организацией в связи  с осуществлением платежей за переданное имущество, выполненные работы, оказанные  услуги или по другим основаниям.

Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим  организацию расчетных, в том  числе клиринговых, систем в Российской Федерации.

Банк России устанавливает  правила, формы, сроки и стандарты  осуществления безналичных расчетов.

Общий срок осуществления  платежей по безналичным расчетам не должен превышать два операционных дня, если указанный платеж осуществляется в пределах территории субъекта Российской Федерации, и пять операционных дней, если указанный платеж осуществляется в пределах территории Российской Федерации. Иностранная валюта в качестве средства платежа при осуществлении безналичных расчетов за товары (работы, услуги) может использоваться лишь в случаях, установленных федеральными законами.

Главными законодательными источниками регулирующие безналичные  расчеты являются:

- Гражданский кодекс РФ

- Федеральный закон «О  банках и банковской деятельности»

- Федеральный закон «О  переводном и простом векселе»

- Федеральный закон «О  Центральном Банке Российской  Федерации»

- Арбитражный процессуальный  кодекс РФ

- Положение Центрального  Банка РФ «О безналичных расчетах  в РФ»№120-П

- и другое

 

2. РАСЧЕТЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ  ПЛАСТИКОВЫХ КАРТОЧЕК

 

2.1 Сущность расчетов с  использованием пластиковых карт

 

Пластиковая карта — это  персонифицированный платежный  инструмент, предоставляющий пользующемуся  картой лицу возможность безналичной  оплаты товаров и услуг, а также  получения наличных средств в  отделениях (филиалах) банков и банковских автоматах (банкоматах). Принимающие  карты предприятия и отделения  банков образуют сеть точек обслуживания карточки (или приемную сеть).

Пластиковые карты не являются деньгами, но они выступают средством  снятия денег со специального счета  банка, выпускающего пластиковые карты. Деньгами являются банковские счета, с  которых списываются средства посредством  пластиковых карт.

Особенностью продаж и  выдач наличных денег по картам является то, что эти операции осуществляются магазинами и, соответственно, банками  «в кредит». Товары и наличные деньги предоставляются клиентам сразу, а  средства в их возмещение поступают  на счета обслуживающих предприятий, чаще всего, через некоторое время (не более нескольких дней). Гарантом выполнения платежных обязательств, возникающих в процессе обслуживания пластиковых карт, является выпустивший  их банк-эмитент.

При выдаче карты клиенту  осуществляется ее персонализация —  на нее заносятся данные, позволяющие  идентифицировать карточку и ее держателя, а также осуществить проверку платежеспособности карты при приеме ее к оплате или выдаче наличных денег. Процесс утверждения продажи  или выдачи наличных по карточке называется авторизацией. Для ее проведения точка  обслуживания делает запрос платежной  системе о подтверждении полномочий предъявителя карточки и его финансовых возможностей. Технология авторизации  зависит от схемы платежной системы, типа карты и технической оснащенности точки обслуживания. Авторизация может проводиться «вручную», когда продавец или кассир передает запрос по телефону оператору (голосовая авторизация), или автоматически. В последнем случае карточка помещается в POS-терминал, или торговый терминал (POS — Point Of Sale). При этом данные считываются с карты, кассиром вводится сумма платежа, а держателем карты со специальной клавиатуры — секретный ПИН-код (ПИН — персональный идентификационный номер). После этого терминал осуществляет авторизацию, либо устанавливая связь с базой данных платежной системы (on-line режим), либо осуществляя дополнительный обмен данными с самой карточкой (off-Цпе авторизация). В случае выдачи наличных денег процедура носит аналогичный характер с той лишь особенностью, что деньги в автоматическом режиме выдаются специальным устройством — банкоматом, который и проводит авторизацию.

При осуществлении расчетов держатель карты ограничен рядом  лимитов. Характер лимитов и условия  их использования могут быть весьма разнообразными. Однако, в общих  чертах, все сводится к двум основным сценариям.

Пластиковые карты в обиходе  получили название кредитных карт. Однако существуют дебетовые и собственно кредитные карты.

Держатель дебетовой карточки должен заранее внести на свой счет в банке-эмитенте некоторую сумму. Ее размер и определяет лимит доступных  средств. При осуществлении расчетов с использованием карточки синхронно  уменьшается и лимит. Контроль лимита осуществляется при проведении авторизации, которая при использовании дебетовой  карты является обязательной всегда. Для возобновления (или увеличения) лимита держателю карты необходимо вновь внести средства на свой счет.

Для обеспечения платежей держатель карточки может не вносить  предварительно средства, а получить в банке-эмитенте кредит. Подобная схема  реализуется при оплате посредством  кредитной карты. В этом случае лимит  связан с величиной предоставленного кредита, в рамках которого держатель  карты может расходовать средства. Кредит может быть как однократным, так и возобновляемым. Возобновление  кредита в зависимости от договора с держателем карты происходит после  погашения всей суммы задолженности  либо некоторой ее части.

Как кредитная, так и дебетовая  карты могут быть также корпоративными. Корпоративные карты предоставляются  компанией своим сотрудникам  для оплаты командировочных или  других служебных расходов. Корпоративные  карты компании связаны с каким-либо одним ее счетом. Карты могут иметь  разделенный и неразделенный  лимиты. В первом случае каждому  из держателей корпоративных карт устанавливается  индивидуальный лимит. Второй вариант  больше подходит небольшим компаниям  и не предполагает разграничение  лимита. Корпоративные карты позволяют  компании детально отслеживать служебные  расходы сотрудников.

Семейные карты, в определенном смысле, аналогичны корпоративным —  право произведения платежей в рамках установленного лимита предоставляется  членам семьи держателя карты. При  этом дополнительным пользователям  предоставляются. отдельные персонализированные карты

2.2 Платежная система с  использованием пластиковых карт

Платежной системой называют совокупность методов и реализующих  их субъектов, обеспечивающих в рамках системы условия для использования  банковских пластиковых карточек оговоренного стандарта в качестве платежного средства. Одна из основных задач, решаемых при создании платежной системы, состоит в разработке и соблюдении общих правил обслуживания карточек, входящих в систему эмитентов, проведения взаиморасчетов и платежей. Эти правила охватывают как чисто технические аспекты операций с карточками, стандарты данных, процедуры авторизации, спецификации на используемое оборудование и пр., так и финансовые стороны обслуживания карточек — процедуры расчетов с предприятиями торговли и сервиса, входящими в состав приемной сети, правила взаиморасчетов между банками, тарифы и т. д.

Таким образом, с организационной  точки зрения ядром платежной  системы является основанная на договорных обязательствах ассоциация банков. В  состав платежной системы также  входят предприятия торговли и сервиса, образующие сеть точек обслуживания. Для успешного функционирования платежной системы необходимы и  специализированные нефинансовые организации, осуществляющие техническую поддержку  обслуживания карточек: процессинговые и коммуникационные центры, центры технического обслуживания и т. п.

Процессинговый центр  — специализированная сервисная  организация — обеспечивает обработку  поступающих от эквайеров (или непосредственно из точек обслуживания) запросов на авторизацию и протоколов транзакций — фиксируемых данных о произведенных посредством карточек платежах и выдачах наличных. Для этого центр ведет базу данных, которая, в частности, содержит данные о банках-членах платежной системы и держателях карточек. Центр хранит сведения о лимитах держателей карточек и выполняет запросы на авторизацию в том случае, если банк-эмитент не ведет собственной базы (off-line банк). В ином случае (on-line банк) процессинговый центр пересылает полученный запрос в банк-эмитент авторизуемой карточки. Центр обеспечивает и пересылку ответа банку-эквайеру. Кроме того, на основании накопленных задень протоколов транзакций процессинговый центр готовит и рассылает итоговые данные для проведения взаиморасчетов между банками-участниками платежной системы, а также формирует и рассылает банкам-эквайерам (а возможно, и непосредственно в точки обслуживания) стоп-листы.

Информация о работе Безналичный денежный оборот: формы и принципы организации