Банковские операции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Января 2013 в 06:02, контрольная работа

Описание

Анализ банковских операций является важнейшим направлением экономической работы, причем, чем больше банк, тем больше нужно уделять внимания правильной организации работы в банке на данном промежутке времени для его успешного функционирования.

Содержание

1. Субъекты и объекты анализа банковской деятельности. 3
2. Горизонтальный анализ баланса банка. 8
3. Активные операции банка. Цель и задачи их анализа 12
4. Методы проведения анализа банковской деятельности 18
5. Анализ средств до востребования 21
6. Цель и задачи анализа финансового результата банка 24
7. Рейтинговые системы оценки коммерческих банков, их значение для пользователей 26
8. Задача 1 33
9. Задача 2 34
10. Какие факторы влияют на изменение показателя рентабельности активов банка 35
Список использованной литературы 37

Работа состоит из  1 файл

К.р. Банковские операции.doc

— 228.00 Кб (Скачать документ)

Финансовым результатом деятельности коммерческого банка является прибыль, которая зависит преимущественно от соотношения его доходов и расходов.

В Плане счетов коммерческих банков Украины приведены четыре группы результативных счетов:

- доходов;

- расходов;

- прибыли или убытка;

- возвращенных средств за счет прибыли.

Финансовая отчетность по форме № 2-КБ «Отчет о прибылях и убытках» является основным отчетом, который характеризует финансовое состояние банка и состоит  из доходных статей, которые размещены  в левой части формы, и затратных, которые размещены слева. Все доходы и расходы банка группируются по их характеру и основным видам доходов и расходов.

Целью анализа прибыли  и рентабельности является увеличение абсолютной величины прибыли и повышение  рентабельности банка на основе эффективного управления доходами и расходами.

Прибыль банка представляет собой превышение доходов над  расходами.

Различают:

- прибыль до налогообложения (или валовая прибыль) - разность между суммами доходов и расходов банковского учреждения к выплате ею обязательных и других платежей в бюджет;

- прибыль после налогообложения (или чистая прибыль) - сумма прибыли до налогообложения минус сумма обязательных и других платежей в бюджет.

В мировой практике считается, если сумма чистого дохода до налогообложения составляет не менее 2,0 % от суммы капитала, то банк работает эффективно.

В свою очередь, чистая прибыль  банка делится на:

- капитализированную, т.е. направленную на увеличение собственных банковских фондов;

- прибыль, которая распределяется между акционерами в виде дивидендов.





 


 

Рис. 2. Прибыль банка

Размер прибыли коммерческого  банка зависит от изменения следующих факторов:

- уровень инфляции;

- уровень доходности активов;

- уровень процентных ставок по кредитам;

- объем банковских услуг.

Главной целью анализа  прибыли банка является выявление неиспользованных резервов ее увеличения.

В процессе анализа прибыли  банка необходимо решить такие задачи:

- дать характеристику изменений суммы прибыли;

- определить причины изменений прибыли;

- рассчитать количественное влияние факторов на размер прибыли;

- дать характеристику мероприятий банка по увеличению прибыли.

Анализ прибыли банка  начинается с общей оценки изменений прибыли банка.

После анализа структуры  прибыли банка проводится анализ каждой составляющей прибыли.

7. Рейтинговые системы  оценки коммерческих банков, их значение для пользователей

 

Для принятия экономически обоснованных решений относительно осуществления активных операций с  банками, т.е. решений, которые отвечают избранному соотношению прибыльности и риска, субъекты хозяйственной деятельности, частные лица и сами банки нуждаются в объективной информации о финансовом состоянии своих банков-партнеров. Для удовлетворения именно этой потребности служат публичные рейтинги, которые присваиваются банкам рейтинговыми агентствами. Такие рейтинги дают возможность любому пользователю рейтинга осуществлять сравнительную оценку различных банков без проведения детального анализа их финансового состояния.

Первые рейтинги банков появились в США, по сравнению с рейтингами компаний они более молодые. Это было связано с включением таких банковских инструментов, как векселя, деривативы и другие ценные бумаги, в разряд рыночных или предлагаемых широкому кругу инвесторов, которые не обязательно являются клиентами банка.

Первый рейтинг был  опубликован в 1973 г. агентством Moody’s Investors Service, а со временем был опубликован рейтинг агентства Standard & Poor’s.

Основной принцип составления  рейтинга заключается в том, чтобы  отразить состояние участника рынка среди подобных участников с помощью определенным способом обработанной информации. В обществе с рыночной экономикой банковский рейтинг - это, прежде всего, инструмент демонстрации инвестиционной привлекательности банка через умение его менеджмента профессионально и прибыльно работать в такой сложной сфере, которой является финансовый бизнес.

Банки анализируются  с трех позиций: во-первых, с позиции кредитоспособности или надежности ценных бумаг, депозитных сертификатов, кредитных соглашений, документарных аккредитивов и других инструментов, эмитированных банками; во-вторых, инвестиционной надежности для потенциальных покупателей акций банка; в-третьих, страховой надежности для корпораций по страхованию депозитов и рисков банка, что стало особенно актуальным после кризиса страхования депозитов в 1984-1985 гг. Оценке подлежит каждый коммерческий банк или банковский холдинг, который работает на рынке и является зависимым от рынка, т.е. имеет желание получить средства на рынке или акцепты на аккредитивы. При этом внешний анализ необходим даже при условии четко организованной системы регулирования и банковского надзора, поскольку он имеет другие цели и нередко приводит к другим выводам относительно деятельности банка.

Методика обработки  информации для определения рейтинга, как правило, является профессиональной тайной, т.е. «ноу-хау» специализированных рейтинговых агентств. Мерилом ее качества является авторитет того или другого рейтингового агентства. Информация, которая поступает от банков и о банках от третьих лиц, подвергается профессиональной первичной обработке и превращается в группу показателей. Основная задача банковского рейтинга заключается в том, чтобы дать комплексную оценку положению банка на рынке, на основании которой частный вкладчик или юридическое лицо - клиент банка сможет принять то или другое решение.

Система рейтинга банков CAMEL получила название в соответствии  с названиями ее компонентов:

«С» (Capital adequacy) - адекватность капитала; оценка капитала банка с  точки зрения его достаточности для защиты интересов вкладчиков;

«A» (Asset quality) - качество активов; возможность обеспечения возврата активов, а также влияние проблемных кредитов на общее финансовое состояние  банка;

«М» (Management) - менеджмент; оценка методов управления банковского учреждения с учетом эффективности его деятельности, порядка работы, методов контроля и выполнение установленных законов и правил;

«Е» (Earnings) - рентабельность; оценка рентабельности банка с точки зрения достаточности его доходов для перспектив расширения банковской деятельности;

«L» (Liquidity) - ликвидность; система определяет уровень ликвидности банка с точки зрения достаточности для выполнения как обычных, так и непредвиденных обязательств.

Некоторые компоненты системы CAMEL можно оценить по данным отчетности, предоставленной банком в НБУ, а некоторые требуют проведения проверок на местах для более точной оценки. Таким образом, оценка банка по данной системе является беспрерывным процессом.

Специалисты рассматривают  капитал как основное средство защиты средств вкладчиков. Банк с крепким капиталом может выдержать значительные потери без риска для вкладов своих клиентов. Для оценки достаточности капитала органы надзора используют главным образом коэффициентный анализ.

Во время расчета  коэффициентов используют понятие «капитал», который состоит из:

- оплаченной части акционерного капитала, нераспределенной прибыли, а также общих или предусмотренных законом резервов (основной капитал);

- других видов капитала, которые также могут быть использованы при расчете коэффициента (дополнительный капитал).

Одно из главных направлений банковского надзора - определение качества активов, которое предусматривает выявление таких из них, реальная стоимость которых ниже указанной в банковской отчетности. Для этого осуществляется ряд мероприятий:

- инспекторская проверка на месте;

- классификация проблемных кредитов, которая основана на анализе возможности их возврата (делается инспекторами, которые имеют достаточную квалификацию для осуществления оценки кредитов и других видов кредитных инструментов);

- установление количественного (объективного) рейтинга общего качества активов банка в соответствии с системой CAMEL, оценка достаточности резервных отчислений банка на покрытие убытков по кредитам;

- проверка банковского учреждения на месте инспекторами, специально подготовленными для проведения кредитного анализа (оценки кредитов) с целью получения оценки деятельности банка.

Третьим компонентом  системы рейтинга CAMEL является управление. Как правило, управление оценивают в последнюю очередь, поскольку при этом обобщают другие важные компоненты анализа. Понятно, что методы управления оцениваются субъективно, и для этого нельзя использовать коэффициентные показатели (как по другим компонентам системы CAMEL).

Оценивать управление начинают с изучения эффективности работы банка. Банки с качественным управлением имеют адекватный размер капитала, достаточное качество активов, достаточные поступления и надлежащий уровень ликвидности. Не менее важно, оценивая методы управления, проанализировать банковскую политику и его организационную структуру, включая систему контроля. Политика банка определяет основные направления банковской деятельности (например, предоставление кредитов, участие в валютно-финансовых операциях, управление ликвидностью) и, таким образом, является основой для принятия управленческих решений менеджером банка.

Системы и методы контроля обеспечивают эффективное соблюдение основных направлений политики банка.

Руководство банка также  подлежит оценке с позиции соблюдения банком установленных законов и правил, включая своевременное предоставление достоверных отчетов в НБУ.

Четвертым компонентом  системы рейтинга CAMEL является оценка поступлений банка, т.е. выяснение, получаемой банком прибыли.

Банкам необходимо быть прибыльными для того, чтобы увеличивать свой капитал. Несмотря на то, что новый капитал банка может поступать из внешних источников, например, в результате выпуска новых акций или денежной инъекции со стороны его владельцев, значительная часть нового капитала поступает за счет прибыли. Эти поступления банка представляют собой ценность только тогда, когда они не тратятся, ведь банк, который выплачивает большую часть своей прибыли в виде дивидендов, не обеспечивает увеличения своего капитала.

Поступление, как и капитал, можно рассчитать количественно с помощью коэффициентов. Наиболее широко используют показатель рентабельности банка. Его рассчитывают как отношение суммы прибыли после уплаты налогов к стоимости активов, по которым она была получена.

Завершающим компонентом оценки системы рейтинга CAMEL является оценка ликвидности, которая указывает на способность банка оперативно выполнять свои обязательства.

Важно помнить, что для  надлежащего управления ликвидностью банк должен выполнять свои обязательства, не имея при этом потерь. Банки должны иметь в распоряжении ликвидные активы, которые легко могут быть конвертированы в имеющиеся средства, или должны уметь оперативно привлекать средства по первому требованию для того, чтобы выполнить свои обязательства.

Управление ликвидностью содержит в себе управление обеими сторонами баланса, т.е. возможность  быстро задействовать ликвидные  средства за счет имеющихся ресурсов.

Совокупный рейтинг  определяется на основании рейтинговых  оценок по каждому компоненту по пятибалльной шкале.

Определение совокупного  рейтинга должны быть хорошо обоснованным и учитывать все основные факторы, которые отображены при получении  рейтинговых оценок по всем компонентам. При этом анализируется, сколько компонентов имеют одинаковую рейтинговую оценку. Комплексная рейтинговая оценка, как правило, выставляется по рейтинговой оценке, которая встречается чаще всего.

Банки, которые получили рейтинг 1, или сильный, имеют такие  характеристики:

- финансовое состояние надежное во всех аспектах;

- выявленные проблемы можно решить в процессе обычной работы;

- финансовое состояние устойчивое к изменениям и проблемам, которые происходят в экономике или банковском секторе;

- финансовое состояние не вызывает у органов надзора оснований для беспокойства.

Банкам, которые имеют рейтинг 2, или удовлетворительный, присущи такие характеристики:

- в основном во всех аспектах финансовое состояние надежное;

- выявлены проблемы, которые может решить руководство банка;

- финансовое состояние в основном стабильное, банк может приспособиться к условиям экономической конъюнктуры;

- озабоченность органов надзора ограничивается фиксированием выявленных во время проверки или анализа отчетности проблем, которые может решить руководство банка.

Банки, которые получили рейтинг 3, или посредственный, имеют такие характеристики:

Информация о работе Банковские операции