Банковские операции и особенности их организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2013 в 18:46, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является изучение теоретических и практических аспектов проводимых банками операций на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятия активных, пассивных, посреднических операций, привести их классификацию;
- дать развернутую характеристику банковских операций;
- рассмотреть тенденции и направления развития спектра банковских операций в Кыргызской Республике;

Содержание

Введение ----------------------------------------------------------------------------------------2
Глава I. Особенности организации банковских операций-----------------------4
§1. Понятие банковских операций----------------------------------------------------------4
§2.Классификация банковских операций -----------------------------------------------6

Глава II. Банковские операции и их характеристика------------------------------------9
§1. Виды банковских операций------------------------------------------------------------------9
§2. Анализ банковских операций в Кыргызстане-----------------------------------------23
Глава II. Банковские операции и их характеристика------------------------------------9
Заключение ----------------------------------------------------------------------------------32
Список литературы -----------------------------------------------------------------------39

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по банк.операциям.docx

— 79.75 Кб (Скачать документ)

 

Финансовые услуги коммерческих банков.

Коммерческие   банки    предоставляют    различные    услуги (инкассовые, аккредитивные,  переводные,  торгово-комиссионные  и др. операции) за которые взимаются  комиссионные  вознаграждения, начисления и сборы, приносящие определенный доход.  Особое  место занимают  доверительные  (трастовые)  операции,  которые   внешне сходны с 

Сайт  www.kse.kg


 

посредническими, но выходят за их  рамки,  и  лизинговые операции.

 

 

Международные операции коммерческих банков.

 

В  условиях  развития  в  Кыргызской  Республике    рыночных отношений  и  становления  коммерческих  банков  возрастает  роль международных  банковских операций.  В  настоящий  момент  имеется несколько банков, которые ведут валютные операции  с  зарубежными банками, и число  их неуклонно растет.

Работа  с зарубежными  партнерами  подразумевает  подключение банков Кыргызской Республики к наиболее  надежной  и  оперативной  сети международных банковских телекоммуникаций. На сегодня  такой системой является сеть SWIFT.  Преимущества  этой  системы  давно сделали ее необходимым  инструментом  в  международной  банковской деятельности. С помощью  системы  SWIFT  банк  может  осуществить  банковский  перевод  своему    банку-корреспонденту,    а    также производить другие операции, принятые в международной  банковской практике, с высокой степенью надежности и в  достаточно  короткие сроки, - в течение 20 минут, если  оба  банка  находятся  в  сети одновременно.

SWIFT - это  международная сеть  телекоммуникаций,  созданная одноименным  обществом   СВИФТ,  полное  название    которого    - Сообщество всемирных  интербанковских финансовых телекоммуникаций. Эта организация возникла в  начале 70-х  годов,  когда   крупнейшие банки мира уже  имели свои  локальные  автоматизированные  системы обработки банковских  операций и нуждались в   универсальной  сети, которая  связала бы между собой банки-корреспонденты, несмотря  на различия в   уровне  автоматизации  и   применяемых  технических   и программных средств. Создание  такой сети явилось главной  причиной появления общества  СВИФТ и главной его задачей.  В настоящее время сетью СВИФТ пользуются не только банки, но  и  биржи,  брокерские и дилерские конторы, расположенные в 105 странах  мира.                          

За последние  два  десятилетия  в  деятельности  коммерческих банков получило развитие финансирование операций по  аренде,  или по лизингу (от англ. leasing - аренда).

 

Лизинг 

 

Всем  известно,  что  в  экономике  Кыргызской    Республики сельскохозяйственное производство играет  не  последнюю  роль.  В силу исторически сложившихся  обстоятельств,  в  агропромышленном секторе наблюдается либо отсутствие сельхозтехники, либо  наличие устаревшей. В этой ситуации для развития экономики  страны было бы эффективным  использование  лизинговых  операций.

*В Кыргызстане впервые лизинговые операции стали осуществляться с 2003 года. Деятельность в лизинговой сфере стала возможной благодаря принятому в 2002 году Закону «О финансовой аренде (лизинге)». C 2003 был принят ряд поправок в Налоговый кодекс Кыргызской Республики», касающихся налогообложения лизинга. Эти изменения создали предпосылки для формирования в стране лизингового рынка.

На  сегодняшний  день  в  Кыргызской  республике  существует  несколько  компаний имеющих  опыт  в  предоставлении  техники  и  оборудования  в  лизинг,  такие,  как:  ЗАО «Кыргызский Инвестиционно-Кредитный Банк», ЗАО АКБ «Толубай», ЗАО МФК «Бай-Тушум и  Партнеры»,  Финансовая  компания  по  поддержке  и  развитию  кредитных  союзов  и начавший совершать с 2011г. лизинговые операции ОАО «Айыл Банк».   По срокам в Кыргызстане реализуются, в основном, лизинговые сделки

www.ub.kg/ru/liz/


 

длительностью до  трех лет. Средний  срок лизинга по сделкам, заключенным  в 2011 году составил почти   5,5 года или 67 месяцев. 

Средняя стоимость переданного  в 2011 году в лизинг имущества составила  эквивалент 19,4 тыс. долл. США, минимальная  стоимость имущества переданного  в лизинг  составила почти 900 долл. США, максимальная стоимость 232 тыс. долл. США.  В 2010  году средняя стоимость  имущества составила 15,96 тыс. долларов США (17,7 тыс. долл.  США в 2009г., 13,5 тыс. долларов США в 2008г., 14,2 тыс. в 2007г., и 6 тыс. долл. США в 2006г.).  Рост средней  стоимости переданного имущества  объясняется передачей более  крупного и дорогого имущества в  виде комбайнов и тракторов, стоимость  которых и  составляет вышеназванную  сумму. Процентные ставки по сделкам, произведенным  в 2011 г. составляют  6-26 % годовых в  национальной валюте, 12-14% по сделкам  в СКВ (данные процентные ставки варьируются  в зависимости от участия собственных средств лизингополучателя в проекте).

Лизинговый  рынок в Кыргызстане в настоящее  время недостаточно развит и потому имеет большой потенциал для  своего дальнейшего развития. По мнению экспертов Лизингового комитета Союза банков Кыргызстана, на сегодня  одна из основных причин, препятствующих развитию лизинга в        стране  – неблагоприятные условия  налогообложения.  В этой связи, Союз банков Кыргызстана разработал и  предлагал ряд изменений в  Налоговый кодекс КР, а также участвовал в обсуждении и согласовании покате законопроектов, рассматриваемых на сегодня Жогорку Кенешем КР.

Необходимо  отметить, что ряд концептуальных предложений Союза банков Кыргызстана  относительно порядка налогообложения  лизинговых операций в итоге вошли  в окончательную редакцию законопроекта. В этой связи, предполагается, что  с принятием законопроектов будет  снята проблема неблагоприятного налогообложения  лизинговых операций в КР.6

Жогорку  Кенеш  9  февраля  2012  года,  одобрил законопроект  в первом чтении «О  внесении  изменений  и  дополнений  в некоторые    законодательные  акты КР».  По  данным  Министерства  экономики  и  антимонопольной  политики КР, предполагаемые  изменения  в  Налоговый  кодекс  КР подразумевают  освобождение лизинговых компаний и  финансово-кредитных учреждений от уплаты налога на прибыль с доходов  от лизинговых операций, а также  от уплаты таких налогов как НДС, налог с продаж. Данные изменения  разработаны с целью  создания условий  по способствованию появления  лизинговых компаний в Кыргызстане.   Все  вносимые  изменения  по  налогообложению  лизинговых  операции подготовлены  в  целях  развития  рынка  лизинговых  услуг  в  КР,  обновления  парка сельхозтехники,  и  поддержки  сельскохозяйственных  товаропроизводителей  согласно  плану  мероприятий  «Экономика  и  безопасность»,  утвержденного  постановлением Правительства  от  26  января  2011  года.  Минэкономики  ожидает,  что  при  введении  в действие  норм  законопроекта  по  лизингу  ожидается  экономический  рост  малого  и среднего предпринимательства  в следующих отраслях экономики:

- Сельское  хозяйство и переработка сельхозпродукции;

- Швейная,  текстильная и пищевая промышленность;

- Строительство; 

- Торговля, включая международную торговлю;

- Разработка  информационных технологий.

 

Трастовые операции.

Под трастом в практике банка понимаются доверительные отношения между сторонами, одна из которых принимает на себя ответственность за распоряжение собственностью (имуществом, деньгами, имущественными или иными правами) другой стороны в пользу клиента.

Многие  коммерческие банки принимают на себя функции доверенного лица  и  выполняют  в этой роли разнообразные  операции для своих индивидуальных  и  корпоративных  клиентов. Например, бизнесмен хочет, чтобы его сын ежегодно получал часть от капитала, находящегося у его отца в банке,  а по достижении совершеннолетия получил  весь  капитал. Некоторые

коммерческие  банки не выполняют никаких других функций,  кроме  трастовой. Имеются  три основные категории трастовых  услуг для физических лиц:

В  практике  коммерческих  банков   Кыргызской    Республики трастовые операции  на  сегодняшний  день  не  получили  широкого развития из-за ряда отрицательных  моментов. Так, банк не сообщает клиенту  о  направлении  использования  его  средств.    Зачастую средства  даже  частично  нельзя  получить  до  окончания   срока действия договора, не говоря уж о некоторых  случаях  банкротства коммерческих банков, когда вся сумма клиента  пропадает.  В  нашей республике этот вид услуг находится в  зачаточном состоянии.  Хотя его  и оказывают некоторые банки (например, банк "Толубай"), он не пользуется  особым  успехом  у  населения  и  предприятий.  Но  в будущем, неизбежно возникнет потребность  в трастовых услугах.

При осуществлении  комиссионных операций банки не  вкладывают в  них  свои  средства  и  не  предоставляют  ссуды  клиентам,  а выполняют  платежные  поручения,  поэтому  и  доход  банков    по комиссионным операциям  принимает форму не процента,  а  комиссии, т.е. вознаграждения за посредничество.

Резервы.

По закону банки обязаны  хранить  резерв  в  определенной пропорции к своим обязательствам по депозитам. Суммы на резервном  счете и кассовая наличность служат первым рубежом,  гарантирующим платежеспособность  банка. Это  первичный  резерв банка. Однако этот резерв не обеспечивает общей  потребности  банка в ликвидных  средствах. В случае непредвиденного  отзыва депозитов банку понадобится  вторая линия резервов, чтобы не отзывать ссуды или  продавать  ценные  бумаги. Ко вторичным резервам относят некоторые виды  краткосрочных  активов. Это  казначейские векселя, ценные  бумаги,  банковские акцепты. Резервная норма - одна из инструментов фискальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III. Пути совершенствования банковских операций в Кыргызстане.

 

*В основе совершенствования банковских операций в Кыргызстане заключены цели и задачи, поставленные в Стратегии развития банковского сектора на период до конца 2012 года. В частности, в том документе был определен ряд важных задач, направленных на: 

- совершенствование внутренней системы управления в коммерческих банках, формирование адекватной системы управления банковскими рисками; 

- повышение безопасности инвестиций, рост доверия к коммерческим банкам республики со стороны населения и других кредиторов, создание условий для развития здоровой конкуренции; 

- повышение прозрачности банковской системы, развитие корпоративного управления в коммерческих банках; 

- предотвращение операций по легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем; 

- создание благоприятных условий для дальнейшего развития финансового сектора Кыргызской Республики; 

- обеспечение макроэкономической стабильности; 

- дальнейшее развитие платежной системы; 

- развитие законодательной базы банковской деятельности и надзора; 

- развитие новых видов финансовых услуг. 

С целью  эффективной организации банковских операций была утверждена Государственная программа.

Основными компонентами Государственной программы: 

- введение системы Пакетного клиринга в промышленную эксплуатацию 13 октября 2006 года для обработки массовых розничных и регулярных платежей населения с использованием разнообразных форм платежных

www.nbkr.kg


 

 

инструментов, удобных для населения и эффективных  для организации денежного обращения  в Кыргызской Республике. Данная система  позволяет населению свободно выбирать коммерческий банк для проведения регулярных платежей;

- внедрение единого межбанковского процессингового центра (ЕМПЦ) по обработке платежей с использованием банковских платежных карт в промышленную эксплуатацию 22 декабря 2006 года. Главной задачей ЕМПЦ является обеспечение возможности широким слоям населения КР управлять своими счетами. Таким образом, население получает возможность проведения расчетов за товары и услуги, а также получения наличных денег с использованием платежных карт в любом месте страны и независимо от того, в каком коммерческом банке обслуживается держатель такой карты.  

Для развития инфраструктуры по приему и обслуживанию платежей с использованием карт Национальным банком совместно с коммерческими  банками создано отдельное самостоятельное  юридическое лицо ЗАО «Межбанковский процессинговый центр». Создание и  функционирование ЗАО позволит расширить  инфраструктуру платежной системы, а коммерческим банкам - использовать общие ресурсы на развитие и единые стандарты, существенно снизить  затраты каждого банка в отдельности  на создание и функционирование системы

- внедрение  гроссовой системы расчетов в режиме реального времени (ГСРРВ) - система по обработке крупных платежей по сделкам на финансовых рынках, а также срочных платежей в промышленную эксплуатацию 20 июня 2008 года. Одной из основных задач ГСРРВ является снижение рисков участников финансовых рынков и увеличение оборачиваемости денежных средств в расчетах, что позволит активизировать работу финансовых рынков, усилит безопасность и стабильность банковского сектора с помощью более эффективного управления операционными, системными, кредитными и ликвидными рисками в платежной системе Кыргызской Республики. В дальнейшем посредством ГСРРВ возможна интеграция платежной системы Кыргызской Республики в общую платежно-расчетную систему стран СНГ и дальнего зарубежья. 

Информация о работе Банковские операции и особенности их организации