Банковская стратегия обеспечения конкурентного преимущества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание

Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в банке, стратегии обеспечения конкурентного преимущества, а также рассмотрение основных банковских стратегий.

Актуальность данной темы заключается в том, что стратегическое планирование является средством эффективной реализации поставленных банком целей и задач, вследствие чего повышается его конкурентоспособность, что в свою очередь способствует укреплению позиций банка на рынке банковских услуг.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.Цели и задачи стратегического планирования. Основные этапы ……………………………………………………….5

1.1.Ситуационный анализ……………………………………...........……….7

1.2.Определение миссии и стратегических целей банка…………………..9

2.виды банковских стратегий……………………………………14

2.1.Разработка маркетинговой стратегии банка……………………………14

2.2.Разработка управления рисками банка…………………………………15

2.3.Разработка стратегии управления персоналом банка…………………16

3.Банковская стратегия обеспечения конкурентного преимущества………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...27

ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа состоит из  1 файл

Цели и задачи стратегического планирования.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

ОГЛАВЛЕНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3

1.Цели  и задачи стратегического  планирования. Основные  этапы ……………………………………………………….5

1.1.Ситуационный  анализ……………………………………...........……….7

1.2.Определение  миссии и стратегических целей  банка…………………..9

2.виды  банковских стратегий……………………………………14

2.1.Разработка  маркетинговой стратегии банка……………………………14

2.2.Разработка  управления рисками банка…………………………………15

2.3.Разработка  стратегии управления персоналом  банка…………………16

3.Банковская  стратегия обеспечения  конкурентного преимущества………………………………………………………….19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...25

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………...27

ПРИЛОЖЕНИЯ:

1. Схема  информационных потоков, возникающих  в процессе планирования и  управления текущей деятельностью  банка………………………………28

2. Десять наиболее важных критериев оценки банка корпоративными клиентами…………………………………………………………………….29

3. Десять  наиболее важных критериев оценки  банка физическими лицами………………………………………………………………………..30 

 

Введение 

      Стратегическое  планирование - это одна из функций  управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения. Стратегическое планирование обеспечивает  основу для всех управленческих решений, функции организации,  мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Динамичный процесс стратегического планирования является тем зонтиком,  под  которым укрываются все управленческие функции, не используя преимущества стратегического планирования,  организации в целом и отдельные люди  будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия.  Процесс  стратегического планирования  обеспечивает  основу  для  управления членами организации.  Проецируя все выше написанное на реалии обстановки в нашей стране,  можно отметить, что стратегическое планирование становится все  более  актуальным для российских банков,  которые  вступают в жесткую конкуренцию как между собой так и с иностранными банками.

     Целью данной курсовой работы является изучение стратегического планирования в банке, стратегии обеспечения конкурентного преимущества, а также рассмотрение основных банковских стратегий.

     Актуальность  данной темы заключается в том, что стратегическое планирование является средством эффективной реализации поставленных банком целей и задач, вследствие чего повышается его конкурентоспособность, что в свою очередь способствует укреплению позиций банка на рынке банковских услуг.

Данная  работа состоит из трех разделов: первый раздел посвящен целям и задачам стратегического планирования, в свою очередь этот раздел включает в себя два подраздела, в которых были рассмотрены: ситуационный анализ и определение миссии и стратегических целей банка. Второй раздел посвящен видам банковских стратегий, он включает в себя три подраздела, здесь были рассмотрены: разработка маркетинговой стратегии банка, разработка управления рисками банка, разработка стратегии управления персоналом банка. В третьем – говориться о банковской стратегии обеспечения конкурентного преимущества.

     При написании данной работы использовались учебные пособия и периодические издания. 

 

1. Цели и задачи  стратегического  планирования 

     Стратегия банка - это концептуальная основа его  деятельности, определяющая приоритетные цели и задачи банка и пути их достижения и отличающая банк от его  конкурентов в глазах его клиентов и служащих [5;с.184].

     Стратегия банка служит ориентиром для принятия ключевых решений, касающихся будущих  рынков, продуктов, организационной  структуры, прибыльности и профиля  рисков для руководителей (менеджеров) банка на всех уровнях его деятельности. Она является основой всей системы банковского менеджмента [1;с.84]

     Отправным моментом и основой разработки банковской стратегии служит анализ конкуренции, включающий выявление тенденций  развития рынков, на которых действует  данный субъект экономических отношений, определение его позиции на этих рынках по сравнению с конкурентами, выявление его слабых и сильных сторон, а также его потенциальных возможностей. Учитывая результаты такого анализа, а также свои целевые установки, руководство разрабатывает стратегию банка в отношении наиболее предпочтительных сфер деятельности банка, ассортимента и цен на банковские продукты и услуги, допустимого уровня рисков и способов защиты от них. Приоритетные цели и задачи, определяемые стратегией, конкретизируются при разработке тактики, представляющей собой совокупность методов и средств достижения стратегических целей.

     Стратегическое  планирование можно определить как  процесс разработки альтернативных стратегий управления организацией (в области маркетинга, управления ресурсами и рисками, организации деятельности персонала), обеспечивающих достижение ее целей, согласованных с требованиями рынка и внутренним потенциалом кредитной организации.

     Цель  стратегического управления, - разработка, внедрение и развитие таких новых направлений банковской деятельности и банковских продуктов, которые обеспечивали бы рост доли завоеванного рынка, доходов банка и, как следствие, увеличение рыночной стоимости кредитной организации.

     Разработка  стратегии проводится в процессе стратегического планирования, а тактика определяется бизнес-планом банка, что позволяет условно разграничить эти два процесса, хотя они очень тесно связаны между собой. Стратегия формулируется, как правило, на длительный срок (5-10), горизонт бизнес-плана более ограничен и составляет 1-5лет [3;с.87] .

     Однако  следует заметить, что процесс  планирования нельзя рассматривать  как простую последовательность действий: для того чтобы план можно  было адаптировать к постоянно меняющимся и не всегда поддающимся прогнозу условиям рынка, управленческий персонал банка должен постоянно возвращаться к тому или иному его этапу и осуществлять в случае необходимости коррекцию плановых задач, показателей и мероприятий.

     Кардинальность  данных изменений зависит, прежде всего, от того, насколько существенны перемены во внешних условиях (политической и рыночной ситуации), а также от внутренних перемен (например, появление новых крупных акционеров или клиентов). Нестабильность российской экономики на современном этапе требует очень большой гибкости и приспособляемости планов развития банка ко всем возможным переменам и сменам экономического курса страны. Поэтому соблюдение принципа альтернативности планирования существенно влияет на эффективность процесса стратегического планирования.

     Причем  речь идет не только о вариантах  плана, учитывающих количественные различия в исходных параметрах (например, тот или иной темп инфляции), а  о разработке качественно отличных сценариев, предусматривающих появление  принципиально иного экономического пространства с новыми «правилами игры» и новыми принципами государственного регулирования банковской системы. Все это, однако, не опровергает тезиса о необходимости стратегического управления банком и стратегического планирования: банк, заранее не продумавший сценарии поведения в тои или иной кризисной ситуации и не определивший конкретные мероприятия и обязанности должностных лиц в новых условиях, просто не успеет адаптироваться к ним и обречен на существенные потери вплоть до банкротства.

     Подчеркивая необходимость постоянного согласования стратегии и бизнес-планов с изменяющимися  внешними условиями, а также детальной  взаимной увязки всех разрабатываемых  стратегий и плановых показателей, в теории управления все чаше говорят  о бизнес-моделировании взамен стратегического и бизнес-планирования. Бизнес-модель, описывающая структуру, взаимосвязь отдельных элементов и связывающие их управленческие, информационные и технологические потоки организации, должна позволять в кратчайшие сроки реагировать на изменение внутренних и внешних условий ее функционирования и выбирать непротиворечивые стратегии деятельности, позволяющие нивелировать негативные тенденции и оптимальным образом использовать возникающие конкурентные преимущества [Приложение 1].  

1.1.Ситуационный анализ 

     Первым  этапом и базой любого планового  процесса является ситуационный анализ. Без четкого понимания исходных условий, в которых начинается процесс  планирования, он превращается в «возведение  воздушных замков». Ситуационный анализ должен обязательно коснуться, с одной стороны, вопросов состояния окружающей среды, в которой функционирует банк (внешний анализ), а с другой стороны, дать характеристику внутреннего потенциала организации (внутренний анализ) для того, чтобы разрабатываемые стратегии базировались на реально существующих потребностях рынков и клиентов банка и его финансовых возможностях.

     Данный  анализ будет давать наиболее полное представление об исходных условиях развития банка, если его основой  будет систематический мониторинг состояния рынков банковских услуг и финансовых рынков, а также постоянный мониторинг текущей деятельности банка. Такой подход позволит получать ряды сопоставимых показателей и качественных характеристик изучаемых процессов, на основе которых затем можно будет анализировать динамику микро- и макроэкономических процессов, выявлять естественные факторы, влияющие на них, и строить соответствующие прогнозы. Надо заметить, однако, что точность этих прогнозов существенно уменьшается на долгосрочных интервалах прогнозирования, поэтому при разработке стратегического плана имеет смысл уделять больше внимания качественным экспертным оценкам и изучению множества альтернативных вариантов развития событий.

     В процессе внешнего анализа последовательно  проводятся:

• изучение социально-экономических, демографических, политических, законодательных, технологических характеристик развития общества, определение вероятных сценариев изменения экономической ситуации и прогнозирование динамики характеризующих ее внешних факторов;

• сегментация  рынка банковских услуг, анализ основных тенденций спроса и предложения  на выделенных сегментах;

• оценка текущей конкурентной позиции банка  на выделенных сегментах рынка.

     После анализа возможных сценариев  развития экономической ситуации происходит отбор ключевых факторов, Т.е. тех внешних факторов, которые могут существенно повлиять на показатели и результаты деятельности банка (например, на изменение объема привлеченных ресурсов, доходность его операций и т.д.). Далее эти факторы будут использоваться при проведении анализа сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей банка. Ключевые факторы необходимо объединить в группы и оставить только самые значимые из них. Можно выделить следующие группы ключевых факторов: макроэкономические показатели, законодательные и нормативные акты, политические тенденции; региональные экономические условия и т.д.

     При проведении внутреннего анализа  оцениваются:

• финансовое состояние банка;

• качественные и количественные характеристики предоставляемых  услуг и предлагаемых продуктов и их сравнение с аналогичными услугами и продуктами конкурентов;

 существующая  клиентская база банка и динамика  ее изменения; • адекватность  организационной структуры банка  решаемым им задачам; 

• достаточность  уровня квалификации банковского персонала.

     Основные  выводы, сделанные в ходе проведения внутреннего анализа, необходимо отразить в списке сильных и слабых сторон банка для дальнейшего их использования  в ходе SWOT –анализа, являющегося  заключительным этапом ситуационного  анализа. Его целью является определение сильных и слабых сторон, опасностей и возможностей, которые будут наиболее сильно влиять на деятельность банка в плановом периоде. Для проведения такого анализа обычно строится матрица SWOT. Данная матрица позволяет проследить не только качественнoe, но и количественное влияние сильных и слабых сторон банка на открывающиеся рыночные возможности и имеющиеся опасности  

1.2.Определение  миссии и стратегических  целей банка 

     Второй  этап стратегического планирования предполагает определение генеральной задачи (миссии банка). Миссия банка – это четко сформулированная учредителями причина его существования. Этап ее определения, по сути, должен предшествовать началу деятельности кредитной организации: учредители при ее создании должны четко представлять как преследуемые ими цели в области завоевания рынка, так и методы управления банком (ресурсами, персоналом), которые позволят их реализовать [2;120]. Однако из-за изменений рыночных условий и состава учредителей формулировка генеральной задачи банка может меняться, поэтому уточнение миссии происходит на каждом новом этапе стратегического планирования. Определение миссии происходит, как правило, на уровне Совета директоров.

Информация о работе Банковская стратегия обеспечения конкурентного преимущества