Банковская система Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2011 в 18:49, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению макроэкономической функции банковской системы и банковской системы РБ

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА I.СОВРЕМЕННАЯ БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА 5
ГЛАВА II. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ БАНКОВ 10
1.ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ БАНКОВ 10
2.ОПЕРАЦИИ ПРОВОДИМЫЕ БАНКАМИ 11
ГЛАВА III. ХАРАКТЕРИСТИКА БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РБ. 15
ГЛАВА IV.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 29

Работа состоит из  1 файл

Курсач.docx

— 80.17 Кб (Скачать документ)

      Особенностью  банковских групп является наличие  в их составе филиалов. Банковский филиал выступает как юридическое  лицо, регистрируется в местных органах  власти и считается резидентом страны требования, имеет самостоятельный  баланс. Он может выполнять все  те же операции, что и банк-учредитель, но может быть и специализированным. Крупные банки часто основывают филиалы, занимающиеся факторингом, лизингом, консультациями. Пользуясь юридической  независимостью филиалов, коммерческие банки осуществляют через них  запрещенные сделки с ценными  бумагами компаний небанковского сектора.

      В отличие от филиала представительство, агентство и отделение юридическими лицами не являются и не имеют самостоятельного баланса. Представительство занимается лишь сбором информации, поиском клиентов и рекламой. Коммерческая деятельность представительствам запрещена. Агентство  уполномочено осуществлять активные банковские операции (кредитные и инвестиционные), расчетное обслуживание. Однако эти  операции оно проводит за счет банка-учредителя, так как само агентство не имеет  права принимать вклады и, следовательно, не располагает собственной ресурсной  базой. Отделение, в отличие от агентства, проводит как активные, так и пассивные  операции. Перечень их может совпадать  с перечнем операций банка-учредителя или ограничиваться какой-то его  частью.

      Банки по характеру собственности делятся  на: частные, кооперативные, муниципальные (коммунальные); государственные, смешанные; созданные с участием государства.

      В банковском деле, как и в промышленности, свободная конкуренция неизбежно  вызывает концентрацию. Одни банки  поглощаются более могущественными конкурентами, другие, формально сохраняя самостоятельность, фактически попадают под власть более сильных конкурентов. Происходит слияние, “сплетение” банков. Число банков сокращается, но вместе с тем увеличиваются их размеры, возрастает объем операций. В каждой стране выделяются немногие крупнейшие банки, на счетах которых собираются огромные суммы свободных средств, ищущих прибыльного применения.

      Конкуренция наблюдается как между отдельными банками, так и между крупнейшими  союзами банковского капитала. У  последних все более усиливается  стремление к монополистическому соглашению, к объединению банков. Крупные  финансовые операции - размещение государственных  займов, организация крупных акционерных  обществ - все чаще осуществляются не каким-либо отдельным банком, а при  помощи соглашения между несколькими  ведущими банками.

      Централизация банковского капитала проявляется  в слиянии крупных банков в  крупнейшие банковские объединения, в  росте филиальной сети крупных банков

      Существуют  несколько форм банковских объединений.

      Банковские  картели - это соглашения, ограничивающие самостоятельность отдельных банков и свободную конкуренцию между ними путем согласования и установления единообразных процентных ставок, проведения одинаковой дивидендной политики и т.п.

      Банковские  синдикаты, или консорциумы - соглашения между несколькими банками для совместного проведения крупных финансовых операций.

      Банковские  тресты - это объединения, возникающие путем полного слияния нескольких банков, причем происходит объединение капиталов этих банков и осуществляется единое управление ими.

      Банковские  концерны - это объединение многих банков, формально сохраняющих самостоятельность, но находящихся под финансовым контролем одного крупного банка, скупившего контрольные пакеты их акций.

      В конкурентной борьбе крупные банки  имеют решающие преимущества перед  мелкими. Во-первых, они обладают большими возможностями для привлечения вкладов, так как вкладчики предпочитают помещать свои средства в крупные, более солидные и устойчивые банки, а не в мелкие, которые чаще терпят крах. Во-вторых, крупные банки обычно обладают сетью филиалов (отделений, агентств, контор), расположенных во многих городах, чего не имеют мелкие банки. В-третьих, у крупных банков издержки по ведению операций относительно меньше вследствие большего масштаба этих операций. Это позволяет крупным банкам взимать меньшую плату с клиентов за выполнение для них расчетных и кредитных операций, что, естественно, привлекает клиентуру. Превосходство крупных банков еще более усиливается из-за широкого применения компьютеров и другой вычислительной техники [4 с. 319].

      В борьбе с банками-аутсайдерами банковские объединения прибегают к различным  методам конкурентной борьбы: с помощью  рекламы, путем открытия своих филиалов в районе деятельности аутсайдеров  и переманивания клиентов посредством  предоставления им тех или иных льгот. Борьба за клиентуру ведется и  между самими банковскими объединениями; каждый крупный банк стремится переманить клиентов у других крупных банков.

      Между банковскими объединениями ведется  также борьба за контроль над предприятиями, в которых они участвуют. Если, например, акциями промышленной компании владеют несколько крупных банков, то каждый из них стремится продвинуть на руководящие посты в этой компании своих представителей, чтобы оказывать  наибольшее влияние, а следовательно, получать наибольшие выгоды для ведения денежно-кредитных операций.

 

ГЛАВА II. Основные характеристики банков

1.Основные функции банков

      Банк  — кредитная организация, которая  имеет исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.

      Сущность  банка полнее раскрывают его функции. Первой и основной функцией банка является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение — лицензия[8, с.15].

      Вторая  функция банка — функция регулирования денежного оборота. Банки выступают центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

      Третья  функция банка посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это — не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов.

      Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права увеличивать  кредит всякому клиенту, который  в нем нуждается, поскольку они сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный, прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику.

2.Операции проводимые банками

      Банковские  операции - операции, направленные на решение  задач, функций банков, т.е. отражающие банковскую деятельность. Банковские операции связаны с движением  специфического товара - денег (валюты), ценных бумаг и валютных ценностей, и поэтому они отличаются от операций других субъектов хозяйствования.

      Правила и порядок осуществления банковских операций устанавливается законодательством и правилами центрального банка. Для осуществления банковских операций необходима лицензия. Все банковские операции осуществляются в национальной валюте (белорусском рубле), а при наличии лицензии Национального банка РБ и в иностранной валюте. Классификация банковских операций:

      1. Пассивные операции (привлечение  денежных средств) - операции, посредством которых банки формируют ресурсы для проведения кредитных и других активных операций.

      2. Активные операции - операции по  размещению банками имеющихся  в их распоряжении ресурсов  для получения прибыли и поддержания  ликвидности. 

      3. Посреднические операции - операции, содействующие финансовому обороту,  осущ. банковской деятельности. К ним можно отнести расчетные операции, включая инкассовые и переводные; посредничество при купле-продаже ценных бумаг и др.

      4. Другие операции банков - операции, сопутствующие деятельности банков. Эти операции направлены на  улучшение обслуживания клиентуры,  ее расширение, повышение прибыльности  и ликвидности банка. К ним  относят: хранение ценностей; осуществление научно-технических разработок; консультационно-правовые, информационно-аналитические и справочные услуги; сервисные услуги; нумизматические операции и т.п. [8, с.45].

      Депозитные операции связаны с помещением денежных средств клиентов в банк во вклады (депозиты). Исторически данной операции предшествовала сохранная операция, когда люди помещали свои ценности на сохранение в банки, обеспечивающие надежность и безопасность сбережений. В последующем сохранность денежных средств стала перерастать в сохранность от обесценения. Люди стали помещать свои денежные ресурсы в банк не только как в наиболее удобное, безопасное место, но и в целях получения дохода, их сохранения от обесценения, инфляции. За помещение денег на депозит клиенты банка получают ссудный процент.

      Кредитная операция является основной операцией банка. Не случайно банк иногда называют крупным кредитным учреждением. И это действительно так: в общей сумме активов банка основной удельный вес составляют кредитные операции. Чаще всего за счет кредитования клиентов банк получает и большую часть дохода. В современной структуре банковских операций кредитная операция однако не является основной. В силу экономического кризиса, инфляции и, следовательно, более высокого риска коммерческие банки предпочитают заниматься не столько кредитованием, сколько другими более доходными и менее рискованными операциями (например, валютными операциями)[8, с.50].

      Расчетные операции, которые производит банк, могут осуществляться как в безналичной, так и в наличной форме. По поручению клиентов банки могут открывать различные счета, с которых производятся платежи, связанные с покупкой или продажей товаро-материальных ценностей, выплатой заработной платы, перечислением налогов, сборов и других не менее важных платежей. При расчетах банк выступает посредником между продавцами и покупателями, между предприятиями, налоговыми органами, населением, бюджетом. При производстве расчетов банки используют различное современное оборудование обеспечивающее быструю связь и техническую обработку документации поступающей в банк.

        Рассмотренные три типа банковских  операций называют традиционными банковскими операциями. Можно сказать, что эти операции являются самыми древними: их выполняли "старые" банкирские дома, выполняют и современные большие и малые банки.

      К разряду традиционных банковских операций можно отнести и кассовые операции. В современном законодательстве они не включены в состав базовых операций, из которых складывается банк, однако по своему назначению они отражают суть банковской деятельности[3, с.81].

      Промежуточное положение между традиционными  и нетрадиционными операциями занимают дополнительные операции. В их состав входят валютные операции, операции с  ценными бумагами, операции с золотом, драгоценными металлами и слитками. Эти операции банки могут и  не выполнять.

      В состав нетрадиционных банковских услуг входят все другие услуги. Их достаточно много, в том числе:

  • посреднические услуги,
  • услуги, направленные на развитие предприятия: внедрение на биржу, размещение акций, юридическая помощь, информационные услуги и т. п.,
  • предоставление гарантий и поручительств,
  • доверительные операции, включая консультации и помощь в управлении собственностью по поручению клиента,
  • бухгалтерская помощь предприятиям,
  • представление клиентских интересов в судебных органах,
  • услуги по предоставлению сейфов,
  • туристские услуги и др.

Информация о работе Банковская система Республики Беларусь