Банковская система Кыргызской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание

В данной работе рассматриваются только основополагающие требования, которых должны придерживаться банки при осуществлении своей кредитной деятельности. Разработанная на основе данного документа кредитная политика банка должна быть полностью отражена во внутренних документах банка. Основным правилом, которым должны руководствоваться банки и другие кредитные учреждения, должно быть следующее: чтобы избежать возможных проблем, работу с заемщиком необходимо начинать со дня подачи заявки и осуществлять на всем протяжении действия кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТАМИ В БАНКЕ. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4..2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ. 64
ГЛОССАРИЙ. 77
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ. 78

Работа состоит из  1 файл

final.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

Бизнес-план должен быть результатом процесса стратегического планирования. Он становится путеводителем, которым должна руководствоваться компания для того, чтобы достичь свои цели. Он не должен быть документом, который по завершении откладывается в сторону до следующего года. Управляющие должны постоянно вносить результаты своей работы в план и делать необходимые исправления по необходимости для того, чтобы осуществить свои задачи, как долгосрочные, так и краткосрочные.

Рабочее резюме - это наиболее важная часть плана, потому что в ней описывается хозяйственная деятельность, управление ею, ключевые финансовые прогнозы и, самое важное, требуемое финансирование. Для банкира важно узнать из рабочего резюме, подходят ли цели предприятия стратегическим целям банка, ее приоритетным областям кредитования на этот период.

Общая характеристика компании - здесь можно узнать, когда компания была учреждена, и ее развитие до настоящего времени, форма организации (акционерное общество, товарищество и т. д.), продукция или услуги компании и их уровень и, наконец, история финансирования компании первоначальными и существующими акционерами, внешними инвесторами, если таковые имеются, и выручка, удержанная в предприятии (нераспределенная прибыль за прошлые годы), а не выплаченная в форме дивидендов или премиальных. История собственности компании имеет важное значение. Несомненно, государственный пакет акций, если такой имеется, должен быть раскрыт. Если этот пакет составляет более 50%, то шанса осуществления инвестиции внешним владельцем акций фактически не существует. Если он может быть сокращен до примерно 25% посредством изменения структуры капитала компании тогда кредитор не будет рассматривать это как барьер для инвестирования в компанию. Если показатели прошлой деятельности не являются достоверным индикатором будущих потенциальных возможностей, тогда это требует объяснения. Это очень важно в Центральной Азии, где предшествующая деятельность осуществлялась при централизованном планировании до 1992 года и не может обоснованно сравниваться с текущей или будущей экономической ситуацией.

Продукция и услуги - ознакомление с данным разделом помогает узнать, что производит, продает либо предоставляет компания своим заказчикам или клиентам, и что она планирует на будущее. Желательно чтобы в этом разделе были представлены диаграммы в приложении, а также чтобы клиент указал особые преимущества изделий, либо услуг компании. Также важно, чтобы составитель плана указал вклад компании, в том числе процент дохода, в исследования и разработки.

Анализ рынка - здесь компания должна описать свой существующий рынок и будущие возможности. Вполне понятно, что кредиторы не особо заинтересованы в компании, которая почивает на своих лаврах и не обдумывает свое будущее. Изучение сегментов рынка и того, каким образом компания будет торговать на них, обязательно. Если компания осуществляет всю свою торговлю на отечественном рынке, существует ли возможность международной торговли? Является ли рынок циклическим либо сезонным?

В данном разделе должно содержаться описание отрасли, ее объемов в данное время и прогнозируемого роста, основных форм использования в коммерческих целях и основных клиентов. В нем также должна обсуждаться сегментация: каковы целевые рынки, местонахождение, каковы их размеры в данное время и прогнозируемые темпы роста, важные характеристики изделий, покупательская структура клиентов и все особые характеристики. Компания может попасть в ловушку, когда она не может определить точно сегменты рынка, надеяться проникнуть в которые у нее есть основания.

Компании должны быть реалистичны - указывать конкурентов, их сильные и слабые стороны против компании. Если у компании есть убежище на рынке (небольшая часть рынка, где в настоящее время мало конкуренции), они должны указать это. А также желательно чтобы были указаны: Какие барьеры существуют? Сколько времени это займет? Сколько у компании есть времени на освоение новой продукции? Существуют ли юридические ограничения у конкурентов, вступающих на ваш рынок, такие как патенты или товарные знаки?

План маркетинга - Каким образом компания вознаграждает своих торговых агентов? Существуют ли дополнительные поощрительные вознаграждения? Есть ли скидки на закупки в большом объеме либо в определенные времена года? Каковы торгово-распределительные сети? Могут ли они быть подвергнуты риску? Какова стратегия ценообразования, и каким образом ее цены будут сопоставляться с другими на рынке? Каким образом компания осведомит рынок о своих изделиях или услугах? Во сколько это обойдется?

План производства - в данной части плана должны кратко излагаться характер, уровень и размеры производственных мощностей и базы компании. Отвечают ли они требованиям? Планируется ли расширение? Компания, как правило, успешно мобилизует капитал из внешних источников, потому что инвестор осознает рост. Рост подразумевает дополнительные мощности либо расширение существующих мощностей кроме случаев, когда существующие мощности используются в недостаточной степени, что может стать вскоре плюсом. Здесь необходимо указать, является ли оборудование собственностью или арендуется, и если арендуется, каков срок аренды. Также важно состояние производственных мощностей. Устаревшее ли это промышленное предприятие, которому также нужна будет значительная инвестиция? Либо современное, не требующее фактически никаких дополнительных инвестиций? Любое промышленное предприятие должно соблюдать существующие правила, установленные государством, в отношении безопасности и окружающей среды. Если это не имеет места, то опять-таки существует большая вероятность того, что в скором времени потребуется дополнительные затраты. С эксплуатационной точки зрения компания должна обсудить свои источники поставок и альтернативные источники поставок, если есть необходимость.

Управление - очень важное значение имеет структура компании и руководящие органы. Подробные резюме управляющих должны быть частью плана. Нужно включить сведения об отраслевых достижениях, премиях, патентах, авторских правах. Если есть необходимость в новых управляющих, нужно заменить существующих работников либо расширить штат в зависимости от обстоятельств.

Также нужно включить описание рабочей силы, разбитой по уровню квалификации, возрасту, текучести (лояльности) и наличию дополнительных рабочих по роду работы, если они потребуются в будущем.

Финансовый план - вполне понятно, что это важный раздел плана. Важными вопросами является следующее: верна ли форма? Подготовлен ли он надлежащим образом? Касается ли он сути: сколько требуется денег? Когда? И каков доход инвестора? Каков срок погашения? Каковы возможные пути выхода для инвесторов? План должен включать как минимум следующее: текущие финансовые отчеты, сведения о финансовой деятельности за последние три года и прогнозируемой финансовой деятельности на следующие три-пять лет, в том числе прогнозы потока денежных средств. Все допущенные предположения должны быть ясно изложены в примечаниях.

Заявка поступает к соответствующему кредитному работнику, который после рассмотрения проводит предварительную беседу с будущим заемщиком - владельцем или представителем руководства фирмы. Эта беседа имеет большое значение для решения вопроса о будущей ссуде: он позволяет кредитному работнику не только выяснить многие важные детали кредитной заявки, но и составить психологический портрет заемщика, выяснить профессиональную подготовленность руководящего состава  компании, реалистичность его оценок положения и перспектив развития предприятия.

В ходе беседы интервьюеру не следует стремиться выяснить все аспекты работы компании; он должен сконцентрировать внимание на ключевых, базовых вопросах, представляющий наибольший интерес для банка. Рекомендуется распределить вопросы по 4 -5 группам:

  1. Сведения о клиенте и его компании :
    • является ли фирма единоличным предприятием, товариществом или корпорацией;
    • как давно учреждена компания;
    • какова ее продукция;
    • кто владельцы, сколько акций они имеют;
    • каков опыт и квалификация менеджеров;
    • прибыльна ли компания;
    • кто основные поставщики и покупатели;
    • на каких условиях продается продукт.
  2. Вопросы по поводу просьбы о кредите:
    • какую сумму денег компания намерена получить у банка;
    • как рассчитана эта сумма;
    • достаточно ли аккуратно составлен прогноз финансовых потребностей;
    • учитывают ли условия, на которых клиент хочет получить заем, срок службы активов, финансируемых с помощью займа;
    • учитывают ли условия займа способность клиента погасить кредит в срок.
  3. Вопросы связанные с погашением кредита:
    • как клиент предполагает погашать кредит;
    • сколько денежной наличности компания получает в ходе операционного цикла;
    • имеется ли у клиента специальный источник погашения кредита;
    • есть ли лица, готовые дат гарантию и каково их финансовое положение.
  4. Вопросы по поводу обеспечения займа:
    • какое обеспечение будет передано в залог;
    • кто владелец обеспечения;
    • где складировано обеспечение;
    • находится оно под контролем клиента и может ли быть, что требуется чье-либо особое разрешение , чтобы продать обеспечение;
    • как была произведена оценка имущества, предлагаемое в качестве обеспечения;
    • подвержено ли обеспечение порче;
    • каковы издержки по хранению обеспечения.
  5. Вопросы о связях клиента с другими банками:
    • какие банки используются в настоящее время клиентом;
    • обращался ли он к другим банкам за ссудой;
    • почему клиент пришел в этот банк;
    • имеются ли непогашенные займы и каков их характер.

При получении заявки на кредит, банк должен изучить не только разные аспекты кредитной сделки, но и дать оценку персональных качеств заемщика, будь то частное лицо или руководитель фирмы. Оценивая личность клиента банк сосредотачивает внимание на следующих моментах:

  • порядочность и честность;
  • профессиональные способности;
  • возраст и состояние здоровья;
  • наличие преемника (на случай заболевания или смерти);
  • материальная обеспеченность.

Порядочность и честность. Это ключевые качества клиента, имеющие для банка первостепенное значение. Банк не должен предоставлять кредит лицу (или компании), если это лицо (или руководство фирмы) не заслуживает доверия, т.е. если имеются признаки, что заемщик не будет скурпулезно придерживаться условий кредитного соглашений. Честный клиент приложит максимум усилий, чтобы погасить взятые обязательства, в каком бы трудном положении он не оказался. Ненадежный клиент будет погашать долги банку, если у него имеются свободные денежные средства. Когда же возникают трудности, он прекращает выплату задолженности и отодвигает банк в конец очереди.

При решении вопроса о ссуде для банка существенно, имеет ли он дело со своим прежним клиентом, для которого он открыл счет и который уже раньше получал ссуду в этом банке, или это же незнакомый человек, впервые обратившийся в банк. Если клиент уже получал ссуду и у банка не было к нему претензий , это существенно повысит его шансы на получение нового кредита. Если он не пользовался кредитом, но имеет депозитный счет в банке, то наличие солидного остатка на счете и регулярный перевод сумм на этот счет также может свидетельствовать о его высокой платежеспособности. При первом обращении клиента банк должен провести тщательное обследование состояния дел заемщика и использовать максимум возможной информации о его личных качествах и материальном положении.

Профессиональные способности будущего заемщика особенно важны, если речь идет о руководителе фирмы, желающем получить ссуду на деловые цели. Эти способности связаны с его умением управлять предприятием, ориентироваться на рынке и обеспечивать прибыльность фирмы.

Компетенция руководителя складывается из нескольких качеств:

  • наличие солидной профессиональной подготовки в избранной сфере коммерческой деятельности;
  • организаторские качества;
  • способность принимать обоснованные решения;
  • умение обращаться с людьми, с подчиненными;
  • знание работы всех участков своего предприятия, а также других предприятия отрасли.

Возраст и состояние здоровья клиента. Если заемщик молод и не имеет достаточного опыта в коммерческой деятельности, выдача ему крупной ссуды связана с повышенным риском. То же относится к пожилым людям, работоспособность которых снижена из-за возраста или тяжелой болезни. В последнем случае важно знать, имеется ли преемник, который сможет принять на себя обязательства по займу в случае ухода от дел или смерти клиента. Эти факторы необходимо учитывать не только в случае персонального займа, но и при переговорах с руководством фирмы: банк должен быть уверен, что у престарелого главы фирмы есть заместитель, готовый взять на себя управление делами.

Материальный аспект платежеспособности характеризует способность клиента погасить долг за счет собственных средств. Если речь идет о персональном займе. Банк попытается оценить размер личного имущества клиента; при деловой ссуде, помимо личного состояния руководителя фирмы и его компаньонов, банк будет тщательнейшим образом анализировать финансовое положение фирмы на основе ее баланса и сопутствующих документов.

Личное богатство заемщика складывается из недвижимого и движимого имущества. Наличие солидной недвижимости является благоприятным фактором для получения ссуды. При этом банкира интересует в первую очередь не номинальная стоимость недвижимости, а ее реальная ценность, ибо продажа недвижимости в случае банкротства часто представляет собой непростую задачу. Для оценки имущества банкир может прибегнуть к экспертизе специалиста.

Движимое имущество может включать вклады (срочные) клиента, ценные бумаги, благородные металлы, драгоценности, картины и т.д. Это имущество тоже нуждается в тщательной оценке.

Оценка материального положения фирмы (юридического лица) предполагает тщательное обследование ее финансового состояния за несколько лет и получение дополнительной информации о ее деятельности. При этом банк особенно внимательно следит за тем, имеет ли фирма обязательства перед другими кредитными учреждениями, например, если здания, которыми владеет фирма, уже заложены, это серьезно подрывает ее платежеспособность.

1.5.2   Оценка кредитоспособности заемщика.

 

После беседы кредитный инспектор должен принять решение: продолжать ли работу с кредитной заявкой или ответить отказом. Если предложение клиента расходится в каких-то важных аспектах с принципами и установками политики, которую проводит банк в области кредитных операций, то заявку следует решительно отвергнуть. При этом необходимо объяснить заявителю причины, по которым кредит не может быть предоставлен. Если же кредитный инспектор по итогам предварительного интервью решает продолжить работу с клиентом, он заполняет кредитное досье и направляет его вместе с заявкой и документами, представленными клиентом, в отдел по анализу кредитоспособности. Там проводится углубленное и тщательное обследование финансового положения компании-заемщика. При этом кредитный инспектор должен решить, кто из работников отдела лучше подходит для проведения экспертизы. Например, если речь идет об оценке обеспечения, предложенного клиентом, то требуется заключение опытного аналитика, так как оценка имущества представляет сложную процедуру. Если же требуется получить сведения у кредитного агентства, то этим может заняться менее квалифицированный работник. Эффективность работы кредитного инспектора определяется его умением  давать поручения тем служащим банка, которые наилучшим образом подходят  для этого.

Информация о работе Банковская система Кыргызской республики