Банковская система Кыргызской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2013 в 18:55, дипломная работа

Описание

В данной работе рассматриваются только основополагающие требования, которых должны придерживаться банки при осуществлении своей кредитной деятельности. Разработанная на основе данного документа кредитная политика банка должна быть полностью отражена во внутренних документах банка. Основным правилом, которым должны руководствоваться банки и другие кредитные учреждения, должно быть следующее: чтобы избежать возможных проблем, работу с заемщиком необходимо начинать со дня подачи заявки и осуществлять на всем протяжении действия кредита.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. УПРАВЛЕНИЕ КРЕДИТАМИ В БАНКЕ. 5
1.1 Структура кредитного отдела и банка. 5
1.2 Виды и методы кредитной политики. 9
1.3 Виды кредитов. 11
1.4 Виды кредитных рисков. 15
1.5 Этапы прохождения кредита. 17
1.5.1 Рассмотрение заявки на получение кредита. 17
1.5.2 Оценка кредитоспособности заемщика. 23
1.5.3 Подготовка кредитного договора и его заключение. 25
1.5.4 Кредитный мониторинг. 29
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИСТЕМНОГО АНАЛИЗА В ПРОЦЕССАХ УПРАВЛЕНИЯ. 31
2.1. Предмет и задачи системного анализа. 31
2.2. Задачи системного анализа в управлении кредитами банка. 32
ГЛАВА 3. СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 34
3.1. Анализ кредитных задолженностей в 1995 и 1996 годах. 34
3.1.1. Анализ задолженностей по срокам. 37
3.1.2. Анализ задолженностей по отраслям. 39
3.1.3. По процентным ставкам. 40
3.2. Анализ новых выданных кредитов в 1996 году. 41
3.2.1. Анализ выданных кредитов по срокам. 41
3.2.2. Анализ выданных кредитов по отраслям. 42
3.2.3. Анализ выданных кредитов по процентным ставкам. 43
ГЛАВА 4. МЕТОДИКА СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КРЕДИТАМИ. 45
4.1. Цель создания информационной системы управления кредитами. 45
4.2. Информационная система управления кредитами. 45
4.2.1. Настройка системы. 45
4.2.2. Формирование и ведение нормативно-справочной информации. 46
4.2.3. Ведение картотеки. 48
4.2.3.1. Добавление записи. 51
4..2.3.2. Сохранение карточки. 51
4.2.4. Операции по кредитам. 51
4.2.4.1. Алгоритм начисления процентов. 52
4.2.4.2. Алгоритм погашения процентов по выданному кредиту. 56
4.2.4.3. Алгоритм погашение кредита. 58
4.2.4.4. Алгоритм расчета отчислений на резерв потенциальных потерь и убытков. 59
4.2.4.5. Алгоритм изменения процентной ставки. 60
4.2.4.6. Алгоритм изменения общей суммы кредита. 61
4.2.5. Отчеты. 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 63
ПРИЛОЖЕНИЯ. 64
ГЛОССАРИЙ. 77
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ. 78

Работа состоит из  1 файл

final.doc

— 431.50 Кб (Скачать документ)

Еще один возможный подход к организации работы банка на большой территории носит название функционального. Здесь управление операциями основано на четком разделении функций аккумуляции ресурсов и способов их использования (рис. 1.3.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В рамках своей организационной структуры каждый банк создает отдел или группу отделов, которые отвечают за выдачу и оформление кредитов, анализ ссудного портфеля, контроль за ходом погашения предоставленных кредитов и т.д. В небольших банках процедура выдачи кредитов предельно упрощена; каждый кредитный инспектор обслуживает разные категории заемщиков и выполняет всю работу  по оценке кредитоспособности клиента и т.п.

В крупных же банках неизбежна специализация и делегирование функции. За каждым кредитным инспектором закреплен определенный круг клиентов, многие функции выполняются особыми подразделениями «поддержки». К этим функциям относятся:

  • ведение кредитного архива (сбор и хранение документов, связанных с выдачей кредитов, ответы на запросы клиента, руководства и других подразделений банка);
  • сбор данных о кредитоспособности (контакты с другими финансовыми учреждениями, информационными агентствами, работодателями и т.д.);
  • анализ финансового положения клиента (изучение отчетов, балансов, подготовка аналитических таблиц, расчет коэффициентов);
  • контроль за качеством и структурой кредитного портфеля (последующая проверка обоснованности удовлетворения кредитных заявок; выявление ненадежных ссуд, разработка мер по устранению критических ситуаций, грозящих непогашением кредитов; подготовка отчетов о состоянии кредитов для руководящих органов банка);
  • контроль за ходом погашения кредитов.

На рис. 1.4 изображена «кредитная вертикаль», или схема управления кредитными операциями в небольшом банке. Она достаточно проста: два отдела управляют коммерческими и потребительскими ссудами, причем в их ведении находятся подразделения, контролирующие работу банковских отделений. Имеются также отдел изучения кредитоспособности, где сосредоточены все виды финансового анализа и контроль за состоянием дел заемщиков.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В крупном банке (рис. 1.5) происходит специализация и сегментация отдельных функций кредитования. При этом отраслевой принцип организации ссудных операций сочетается с географическим. Выделяются две крупные «ветви» кредитных операций. Одна группа отделов, осуществляет выдачу деловых кредитов. Старшие руководители банка возглавляют отделы по кредитованию предприятий различных отраслей, выдаче внешних кредитов, кредитованию клиентуры в городских районах и операции в провинции. Кроме того, есть большой отдел кредитных операций, выполняющий работу по анализу финансового положения клиентов, подготовке всей документации, оформлению ссуд и контролю за их погашением. Вторая «ветвь» организационной структуры контролирует операции по кредитованию потребителей и тесно связана с работой филиальной сети банка. На верхних этажах банковской администрации имеется кредитный комитет, рассматривающий дела о предоставлении крупных ссуд и утверждающий рядовые сделки, комитет по аудиту и подразделения , осуществляющие анализ кредитного портфеля. Стратегию кредитной политики определяет совет директоров банка.

1.2   Виды и методы кредитной политики.

 

Общеизвестно, что благоразумная банковская практика по  предоставлению кредитов включает в себя необходимость наличия кредитной политики банка,  которая должна быть оформлена в виде внутренних нормативных документов  и  утверждена Советом банка.  В данных документах должны быть отражены все основные положения касающиеся выдачи кредитов - типы и цели кредитов, задачи кредитной политики банка, разделение ответственности и полномочий работников банка в области кредитования, политика в отношении анализа и классификации кредитного портфеля,  а также соответствующих отчислений в резерв,  меры,  принимаемые в случае возникновения проблемных кредитов и так далее. Каждый банк проводит свою собственную политику в области кредитования, так как они работают в различных условиях. Это  могут быть экономические, политические, отраслевые и географические факторы.

Банкам настоятельно рекомендуется разрабатывать всестороннее руководство по кредитной политике с тем, чтобы обеспечить основные направления кредитной политики и определить обязанности и полномочия всех служащих банка, занятых в процессе предоставления кредитов клиентам банка. Такое руководство отражает кредитную философию и стратегию банка по большинству вопросов, связанных с предоставлением кредита.

Не существует определенной , подходящей всем банкам формы такого руководства. Каждый банк должен создать свое собственное руководство по кредитной политике, отражая экономические, политические и географические условия, в которых он проводит свою кредитную политику.

В руководстве обычно расписывается :

  • правомочия по кредитованию и его методы;
  • услуги по ссудам предоставляемые клиентам;
  • методы оценки и анализа проекта на кредит;
  • составление кредитной документации;
  • а, также обязанности кредитного служащего.

Правомочия по кредитованию и его методы. Эта часть руководства по кредитной политике описывает систему и процедуры согласно которым банк обрабатывает и одобряет различные виды кредитных услуг, предоставляемых клиентам. Правомочия по кредитованию определяется количеством и уровнем кредитных служащих, чьи подписи необходимы для утверждения определенного кредита. К процедурам относятся те действия, которые должны быть предприняты кем-то определенным в процессе утверждения кредита. Система утверждения кредита обычно многоступенчата. Уровень на котором каждый кредит будет утверждаться, зависит от совокупного положения клиента и кредитного риска. Например:

      1. Индивидуальное правомочие: кредитная услуга, не вызывающая достижения совокупного уровня кредита более 15 000 долларов, может быть утверждена одним кредитным служащим в отделе предоставления кредитов(кроме кредитов, заслуживающих особого внимания).
      2. Двойная подпись: кредитная услуга, вызывающая превышение совокупного объема кредита свыше 15 000 долларов, но не более 100 000 долларов, и не вызывающая необычных кредитных рисков, может быть утверждена двумя подписями (например, кредитного служащего и его начальника).
      3. Кредитный комитет: кредитная услуга, вызывающая увеличение совокупного объема кредита клиенту свыше 100 000 долларов, должна быть утверждена банковским кредитным комитетом.

Услуги по ссудам предоставляемые клиентам. Банк может производить как все виды кредитования, так и выбрать для себя какие-либо приоритетные виды, сообразуясь со своими возможностями, желаниями и опытом.

Методы оценки и анализа кредитоспособности заемщика. Банк может использовать несколько методов оценки потенциальных заемщиков: финансовые показатели заемщика, финансовые показатели по отрасли. В последнее время разрабатываются методы оценки с помощью разного рода статистических моделей. Выбор методов зависит от размера банка, области кредитования.

Составление кредитной документации. Помимо этого, банк должен детально оговорить порядок кредитования, отразив в своих документах все стадии,  начиная с момента подачи заявки на получение кредита. В нормативных документах банка должны приводиться также все виды и формы внутренней отчетности,  разработанные банком  по работе, связанной с кредитованием. Кроме этого, особенно важно отразить во внутренних документах банка все мероприятия и процедуры, обеспечивающие должный уровень последующего контроля на каждой из нижеприведенных стадий работы с кредитами.

Картотека кредитной информации. Картотека кредитной информации является не документом, а внутренней, хронологической и всеобъемлющей регистрацией всех взаимоотношений между банком и клиентом этого банка. Содержание картотеки обычно выходит за рамки чисто кредитных взаимоотношений и затрагивает регистрацию всех видов деятельности между контрагентами (кроме трастовых взаимоотношений). Всеобъемлющая природа такой картотеки необходима для определения рентабельности или рискованности состояния всего комплекса взаимоотношений. Содержание ККИ, помимо всего прочего, должно включать:

  • копии всех корреспонденций между клиентом и банком;
  • все записи, подготовленные персоналом банка в качестве детального отчета о своих контактах с клиентом;
  • копии всех письменных кредитных анализов и утверждений ссуд, подготовленных служащими банка, содержащие подписи утверждавших сотрудников и, в случае отказа на просьбу о ссуде, причины этого отказа;
  • копии всех договоров и соглашений, соглашений о ссудах, ограничений получения инвалюты и всей остальной документации, относящейся к взаимоотношениям с клиентом;
  • копии анализов прибыльности, относящихся к взаимоотношениям.

1.3   Виды кредитов.

 

Для того, чтобы говорить об управлении кредитами в банках, надо  понять, что же такое кредит и кредитный рынок.

Кредит - это сумма денег, получаемая заемщиком от банка или иного кредитного учреждения на условиях  возвратности, платности, срочности и используемая им для своих потребностей оговариваемых в кредитном договоре.

Рынок кредитов - это сфера деятельности банков и других финансовых институтов, которые занимаются выдачей кредитов. Кредиты являются товаром этих организаций, и как любой товар, он приносит прибыль и  убытки. Нужно сказать, что кредитные операции являются одними из основополагающих в деятельности банка, и остаются самыми доходными статьями банковского бизнеса, их значение в обеспечении доходности трудно переоценить.

В США, например, в 1990 г. в виде процентов по ссудам коммерческие банки получили 237 млрд. долларов, что составляет 75% всех процентов доходов и 63,6% валовых доходов.

В то же время с качеством кредитного портфеля связаны основные риски, которым подвергается банк в процессе операционной деятельности - риск ликвидности (неспособность банка погасить обязательства перед вкладчиками), кредитный риск (непогашение заемщиком основного долга и процентов по кредиту, риск процентных ставок и т.д.). Плохой подход к анализу условий выдачи кредита, отсутствие контроля за финансовым состоянием заемщика ведет к убыткам банка.

Коммерческие банки предоставляют своим клиентам разнообразные виды кредитов, которые можно разбить по категориям.

Прежде всего по основным группам заемщиков:

  • кредит хозяйству;
  • кредит населению;
  • кредит государственным органам власти.

По назначению (направлению) различают кредит:

  • потребительский;
  • промышленный;
  • торговый;
  • сельскохозяйственный;
  • инвестиционный;
  • бюджетный.

В зависимости от сферы функционирования банковские кредиты предоставляемые предприятиям всех отраслей хозяйства(т.е. хозяйствующим субъектам), могут быть двух видов:

      • кредитование основных средств (участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов);
      • кредитование текущих активов (участвующие в организации оборотных фондов),

которые могут направляться в:

      • сферу производства;
      • сферу обращения.

По срокам пользования  кредиты бывают:

  • до востребования ;
  • срочные (со сроком).

Последние в свою очередь подразделяются на:

  • краткосрочные (до 1 года);
  • среднесрочные (от 1 до 5 лет);
  • долгосрочные (свыше 5 лет).

Как правило, кредиты, формирующие оборотные фонды, являются краткосрочными, а ссуды, участвующие в расширенном воспроизводстве основных фондов, относятся к среднесрочным и долгосрочным кредитам.

По размерам кредиты различают кредиты:

  • крупные;
  • средние;
  • мелкие.

По обеспечению:

  • необеспеченные (бланковые);
  • обеспеченные
      • залоговые;
      • гарантированные;
      • застрахованные.

Информация о работе Банковская система Кыргызской республики