Банковская система кредитования и кредитная политика банков Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 20:56, курсовая работа

Описание

Кредитование производства и товарооборота является наиболее важной и отличительной чертой деятельности банков по сравнению с другими финансовыми и нефинансовыми организациями.

Работа состоит из  1 файл

Курсач Меркулов испр.doc

— 413.50 Кб (Скачать документ)

   – кредитования только платежеспособных покупателей;

   – концентрации усилий на наиболее привлекательных покупателях по критерию получения прибыли;

   – ежемесячные оценки текущей платежеспособности каждого дебитора и назначения кредитного статуса, связанного с ужесточением кредитных условий при негативном отклонении оборачиваемости дебиторской задолженности от требуемого значения;

   – однозначной связи кредитного статуса дебитора и соответствующего стандарта предоставления кредита;

   – внедрение на предприятии эффективного алгоритма инкассации дебиторской задолженности;

   – точно определит и скоординирует действия всех специалистов, участвующих в инкассации дебиторской задолженности на всех стадиях инкассации;

   – действия по профилактике возникновения просроченной дебиторской задолженности. 

   Таким образом, чтобы обеспечить максимальный экономический эффект кредитной  политики и политики взыскания дебиторской  задолженности, следует изменять их в комплексе. Оптимальным решением будет наиболее выгодная комбинация стандартов кредитоспособности, периода кредитования, политики в отношении скидок за ранние платежи, специальных условий и расходов, связанных с взиманием платежей. 

   3.3 Особенности кредитной политики российских банков. 

   Отметим, что главным критерием для  банка при рассмотрении кредитной  заявки является информация о потенциальном заемщике. Ее достоверность и полнота позволяют банку оценить потенциальные риски, связанные с выдачей кредита, и принять решение о возможности предоставления более дешевых заемных средств. Довольно распространено мнение, что банк гарантирует возврат выданного кредита тем залогом, который он принимает от заемщика в качестве обеспечения. Это верно только отчасти. Возврат кредита через реализацию обеспечения – наиболее дорогой для банка вариант развития кредитных отношений, не говоря о затратах времени и средств на судебные разбирательства в случае банкротства заемщика .

   Кроме того, для любого банка гораздо  важнее долговременное сотрудничество с компанией, поэтому банк должен быть уверен не только в возврате выданных кредитов, но и в том, что они будут способствовать развитию предприятия. Поэтому банки проводят финансово – экономический анализ деятельности организации, претендующей на получение кредита. 

   Процесс принятия решения о предоставлении кредита включает три этапа: 

   1. Сбор документов. Стандартный пакет  документов, запрашиваемых банками  при оформлении кредита для  организаций:

  • копии учредительных договоров: устав, учредительный договор, свидетельство о государственной регистрации, решение о создании предприятия, копии протокола решения о назначении директора и приказа о назначении главного бухгалтера.
  • копии паспортов директора, главного бухгалтера и учредителей.
  • квартальные отчеты за два последних отчетных периода (с расшифровками по дебиторской и кредиторской задолженностям); налоговые декларации.
  • выписку о движении средств по расчетным счетам за последние шесть месяцев, заверенную банками.
  • справку о наличии или отсутствии задолженности (перед бюджетом, по ссудам, выданным другими банками).
  • список основных средств. Копии документов, подтверждающих право собственности на основные средства и на имущество, предлагаемое в залог; копии договоров аренды помещений и транспорта.

   Помимо  стандартного пакета документов банк может потребовать технико – экономическое обоснование проекта, для которого запрашивается финансирование, а также копии договоров с поставщиками и покупателями. Проверку информации осуществляют сотрудники кредитного отдела, юристы и сотрудники службы безопасности банка. Если по результатам проверки будет дано отрицательное заключение, то в выдаче кредита банк откажет.

   2. Финансово – экономический анализ  деятельности заемщика.

   Банк  обязательно оценивает финансовое состояние предприятия и его способность погасить основную сумму долга и проценты по нему. Нередко сотрудники банка (кредитные инспекторы) знакомятся лично с руководством предприятия, финансовым и генеральным директорами, интересуются владельцем бизнеса и положением предприятия на рынке. Цель банка – получить максимально полную и достоверную информацию о своем клиенте, истории его бизнеса, чтобы оценить собственные риски по кредитованию. 

   Каждый  банк имеет собственные инструменты  и методы для проверки достоверности информации, предоставляемой потенциальным заемщиком, например анализ оборотно–сальдовой ведомости предприятия и сравнение указанных в ней данных с информацией управленческого учета. Если у компании данные бухгалтерского и управленческого учета существенно разнятся, то весьма вероятно, что банк откажет в финансировании. 

   3. Подготовка резюме и утверждение  кредита (вынесение окончательного  решения банком).

   Критерии, которыми руководствуются банк, принимая решение о выдаче кредита компании, можно разделить на три группы: финансовое состояние организации, специфика бизнеса, личность представителя компании – заемщика.

   При оценке финансового состояния компании–заемщика  кредитный инспектор интересуется данными не только бухгалтерской отчетности, но и управленческого учета. Сюда относятся сведения о выручке, себестоимости продукции, величине ежемесячных накладных расходов, дебиторской и кредиторской задолженности. Данные управленческого учета необходимы для оценки текущего состояния бизнеса и учета изменений, происшедших с последней отчетной даты. 

   Для проверки достоверности предоставленной  информации кредитный инспектор, выехав на предприятие, может попросить  показать, как ведется учет. В  ряде случаев предприниматели пытаются продемонстрировать, что дела организации идут лучше, чем это есть в действительности. Однако искусственно завышенная выручка приводит к искажению других финансовых показателей, что достаточно просто выявить. Например, бизнес носит ярко выраженный сезонный характер, а объем выручки при этом приблизительно одинаковый по всем месяцам. Т.е. зачастую отчетность российских компаний значительно искажена и не отражает реального положения дел, что усложняет объективную оценку их платежеспособности на основе финансовых коэффициентов. 

   Некоторые руководители, чтобы подстраховаться, запрашивают в банке большую  сумму, чем это необходимо для  ведения бизнеса в действительности. Однако кроме всего остального задача кредитного инспектора состоит в том, чтобы полученный кредит не «высушил» бизнес, то есть чтобы выплаты по кредиту не привели компанию к убыткам и уменьшению масштабов бизнеса. К примеру, владелец фирмы желает получить кредит в 300 тыс. рублей на пополнение оборотных средств.

   Инспектор может уточнить, как часто и  у каких поставщиков происходит закупка товар. Если ответ будет «Закупка производится у трех поставщиков по 10 тыс. рублей в неделю», то становится очевидно, что сумма ежемесячной закупки составляет максимум 120 тыс. Следовательно, потребности явно завышены . 

   По  мнению руководителей отечественных банков, для российской действительности характерно следующее: большинство малых и средних предприятий стремятся уменьшить налоги и для этого в официальной отчетности показывают минимальную прибыль, либо убытки. В случае, когда заемщик платежеспособен, имеет активы, которые могли бы стать предметом залога, но при этом представляет отчетность, не отражающую реального положения вещей, ему не стоит рассчитывать на получение кредита. Каждый банк обязан выполнять предписания ЦБ РФ и включать заемщика в ту или иную группу риска при выдаче кредита . Если заемщик рисковый, то банк должен формировать резервы на возможные потери, что, безусловно, невыгодно. Чтобы снизить группу риска, финансовое положение заемщика должно оцениваться как хорошее, а его официальная отчетность, заверенная налоговым органом, должна это подтверждать. 

   Необходимо  отметить, что источником информации о бизнесе заемщика могут быть не только данные, полученные непосредственно  от него. Как правило, банки сами ведут мониторинг рынков и собирают сведения об основных показателях деятельности компаний в той или иной отрасли (среднее значение рентабельности, данные об основных участниках, себестоимость, цена продукции). Поэтому для получения более полной информации о платежеспособности клиента целесообразно использовать отраслевые базы данных, содержащие информацию о компаниях–неплательщиках, или заказать оценку контрагента специализированному агентству.

   Альтернативой тщательному анализу платежеспособности клиента может стать предоставление обеспечения: банковской гарантии, высоконадежных векселей, поручительства компании с хорошей деловой репутацией и т.п. 

   Личность  представителя компании – заемщика, его поведение в банке, вопросы, которые он задает при оформлении кредита, также учитываются кредитным инспектором и могут либо убедить в надежности кредитора, либо продемонстрировать его недобросовестность. 

   Заинтересованный  в получении займа, уверенный  в стабильности бизнеса клиент обычно не медлит с ответами и не видит  проблемы в сборе документов, необходимых для получения кредита. 

   Кроме документов, запрашиваемых официально, банк обязательно соберет информацию о руководстве компании, ее собственниках. Служба безопасности проверит паспорта (не в розыске ли владелец, не мошенник ли) в бюро кредитных историй . Если заемщик недобросовестный, информация об этом обязательно направляется в бюро кредитных историй. В процессе личного общения прежде всего выясняется, не противоречивы ли сведения, сообщаемые заемщиком. При малейшем сомнении в том, что клиент говорит правду, банк откажет в предоставлении кредита. 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      

   Итак, по результатам проведенной работы, важно отметить следующий момент: подержание дебиторской задолженности требует как переменных, так и постоянных затрат, однако предоставление кредита приносит выгоду в виде увеличения объема реализации. Наиболее эффективной считается такая кредитная политика, которая максимизирует чистые денежные поступления за некоторый период, компенсирующие риск, принимаемый на себя фирмой. 

   Перед тем как выдать кредит какому–либо клиенту, необходимо тщательно проанализировать все возможные последствия, а также оценить его надежность. 

   Процедура такой оценки включает три взаимосвязанных  этапа: 

  • сбор информации о претенденте на получение кредита;
  • анализ полученной информации с целью определения уровня его кредитоспособности;
  • принятие решения о предоставлении кредита.

   Решением  определяется, следует ли предоставлять  кредит данному заявителю, на какой срок и на какую сумму. 

   Эффективной кредитной политикой считается такая кредитная политика, которая обеспечивает достижение целей по выручке от реализации и максимизирующая прибыль в результате кредитования покупателей. 

   Если  достижение целей по выручке от реализации и валовой прибыли связано  с результативностью кредитной политики, то достижение целей по прибыли следует связать с эффективностью кредитной политики, на которые кредитная политика влияет одновременно. В связи с этим, критерием эффективности кредитной политики является максимизация эффекта от инвестирования в дебиторскую задолженность. Внедрение эффективной кредитной политики позволит организации минимизировать безнадежную задолженность, обеспечить требуемую скорость оборачиваемости дебиторской задолженности, достичь цели по выручке от реализации и чистой прибыли.

   БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 

   1. Басовский  Л.Е. Финансовый менеджмент. М.: Инфра  – М, 2006. 

   2. Войко  А.В. Методы инкассации дебиторской  задолженности. // Управленческий учет, 2006, №1. 

   3. Едронова  В.Н. Управление рисками дебиторской  задолженности. // Финансы и кредит, 2006, №33.

   4. Ивашкевич  В.Б., Семенова И.М. Учет и анализ  дебиторской и кредиторской задолженности. – М.: Бухгалтерский учет, 2007.

   5. Калашникова  З.В. Перспективы развития механизма  кредитования торговых организаций российскими коммерческими банками. // Финансовый менеджмент, 2008, №3. 

   6. Николаев  И. Кредитная политика организации. // Финансовый директор, 2006, №1. 

   7. Николаев  И. Кредитная политика как инструмент  стратегии фирмы. // Консультант, 2006, №3. 

   8. Селезнева  Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. пособие для вузов. – 2ое изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. 

   9. Деньги, кредит, банки: Учебник /Под ред.  О.И. Лаврушина. – 2–е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 464 с.: ил.

Информация о работе Банковская система кредитования и кредитная политика банков Российской Федерации