Банковская реформа в России и становление современной банковской системы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 16:45, реферат

Описание

В современных условиях банки представляют собой не просто случайный набор финансово-кредитных институтов, а действительно банковскую систему, т. е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основными свойствами банковской системы, как и всех систем в целом, являются: иерархичность построения; наличие отношений и связей, системообразующих, обеспечивающих свойство целостности; упорядоченность ее элементов, отношений и связей; взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства; наличие процессов управления.

Работа состоит из  1 файл

реф.банк. с-мы.doc

— 159.50 Кб (Скачать документ)

     1.5 Банковская реформа  в России и становление  современной банковской  системы

     Сложившаяся в СССР в доперестроечный период, банковская система характеризовалась  наличием следующих централизованных государственных структур:

     Госбанк СССР с сетью своих учреждений (число которых составляло около 4500), которые осуществляли расчетное, кассовое и кредитное обслуживание предприятий и организаций. Госбанк СССР был единым эмиссионно-кассовым, кредитным и расчетным центром страны. Он осуществлял краткосрочное кредитование народного хозяйства (кроме строительства), а также финансирование и долгосрочное кредитование государственных сельскохозяйственных организаций, долгосрочное кредитование колхозов.

     Стройбанк СССР, осуществлявший через свои учреждения (число которых достигало 800) расчетное обслуживание и долгосрочное кредитование предприятий капитального строительства. Стройбанк аккумулировал выделяемые организациям средства для выполнения плана капиталовложений и за счет этих средств осуществлял безвозвратное финансирование капитального строительства.

     Внешторгбанк СССР, который обслуживал юридических лиц, участвующих во внешней торговле, и физических лиц, имевших право на хранение валютных средств. Он осуществлял кредитование внешней торговли, проводил валютные операции, производил расчеты по экспорту и импорту товаров и оказанию услуг.

     В состав Госбанка СССР входили Гострудсберкассы СССР, имевшие к началу 1986 г. весьма разветвленную сеть – 78 500 сберегательных касс – и осуществлявшие хранение денежных средств населения, расчетное и кассовое обслуживание отдельных категорий юридических лиц, а также обслуживание населения по операциям с государственными займами.

     Такова  была структура банковской системы  СССР накануне ее реформирования.

     В современных условиях банки представляют собой не просто случайный набор финансово-кредитных институтов, а действительно банковскую систему, т. е. множество элементов с отношениями и связями, образующими единое целое. Основными свойствами банковской системы, как и всех систем в целом, являются: иерархичность построения; наличие отношений и связей, системообразующих, обеспечивающих свойство целостности; упорядоченность ее элементов, отношений и связей; взаимодействие со средой, в процессе которого система проявляет и создает свои свойства; наличие процессов управления.

     В мировой банковской практике принято  различать одно- и двухуровневые  банковские системы.

     Одноуровневые существуют в странах с командно-административной экономикой, где банковское дело подпадает под государственную монополию и вся банковская система представлена центральным банком.

     Самым распространенным типом банковской системы является двухуровневая система, в состав которой принято включать центральный банк, коммерческие банки и специальные небанковские кредитно-финансовые учреждения (рис, 1.1).

     Процесс становления двухуровневой банковской системы России проходил в несколько  этапов. Можно выделить восемь этапов становления современной банковской системы России.

     После распада СССР в нашей стране утвердилась  двухуровневая банковская система, модель которой была скопирована с банковских систем ведущих западных стран – Центральный банк и быстрорастущая сеть коммерческих банков. В то время это было вполне закономерным, так как новый тип банковской системы органически вписывался в общую программу рыночных реформ. Децентрализация управления экономикой в условиях перехода к рынку потребовала изменения роли банковской системы в механизме управлений экономикой. Ее реструктуризация началась в 1987 г.

     На  первом этапе реструктуризации банковской системы была создана новая структура государственных банков. Модель реструктуризации включала:

  1. создание двухуровневой банковской системы (центрального эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство);
  2. перевод специализированных банков на полный хозрасчет и самофинансирование;
  3. совершенствование форм и методов кредитных отношений с предприятиями различных отраслей народного хозяйства.
 

Рис. 1.1. Структура двухуровневой банковской системы

     В июле 1987 г., была создана новая система  банков, в состав которой вошли:

  1. Госбанк СССР
  2. пять специализированных банков:
  • Внешэкономбанк СССР;
  • Промстройбанк СССР;
  • Агропромбанк СССР;
  • Жилсоцбанк СССР;
  • Сберегательный банк СССР.

     Госбанк СССР по-прежнему оставался главным банком. Он выполнял следующие функции:

  1. управление денежно-кредитной системой страны;
  2. координацию всей банковской деятельности;
  3. организацию расчетов между банками, организацию и укрепление денежного обращения;
  4. кассовое исполнение государственного бюджета;
  5. проведение единой валютной политики;
  6. аккредитацию в СССР представительств иностранных банков.

     В задачу Внешэкономбанка СССР входили:

  1. организация и проведение расчетов по экспортно-импортным и неторговым операциям;
  2. кредитование внешнеэкономической деятельности хозяйственных организаций;
  3. контроль за исполнением сводного валютного плана, использованием валютных ресурсов страны;
  4. ведение операций па международных валютных и кредитных рынках;
  5. совершение операций с наличной валютой и валютными ценностями.

     Задачами  Промстройбанка СССР являлись:

  1. кредитование основной деятельности;
  2. финансирование и кредитование капитальных вложений;
  3. расчеты в промышленности, строительстве, на транспорте и в отраслях связи, в системе снабженческо-сбытовых и научных организаций.

     Агропромбанк СССР стал осуществлять кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты объединении, предприятий и организации агропромышленного комплекса и потребительской кооперации.

     Жилсоцбанк  СССР был призван организовать кредитование основной деятельности, финансирование и кредитование капитальных затрат, расчеты в жилищио-коммунальном хозяйстве, государственной торговле, бытовом обслуживании, легкой и местной промышленности, в местном хозяйстве, а также в сфере кооперативной и индивидуальной трудовой деятельности.

     Задача  Сберегательного банка СССР состояла в том, чтобы осуществлять расчеты и кассовое обслуживание населения, обеспечивать распространение и погашение облигаций государственных займов, кредитование потребительских нужд граждан.

     Подобная  структура банковской системы складывалась под влиянием общей структуры  управления народным хозяйством. Каждый тип народнохозяйственного комплекса  получил как бы поддержку в  виде специального банка, осуществлявшего его кредитно-расчетное обслуживание.

     В результате в России практически  сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный  банк России, второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В ходе банковской реформы 1988 г Госбанк СССР был выделен как орган денежно-кредитного регулирования, освобожденный от исполнения функций коммерческих банков, и были созданы так называемые государственные специализированные банки: Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилстройбанк, Внешэкономбанк.

     В ходе реформы была отделена эмиссионная  деятельность банков от деятельности по кредитованию хозяйства. На государственный  банк возлагались функции координатора деятельности специализированных банков и проведение единой для всех банков государственной денежно-кредитной политики.

     Однако  реальная специализация банков на уровне низовых звеньев не была достигнута. Государственные специализированные банки сохранили в значительной мере административно-контрольные методы работы с клиентурой. Стали внедряться договорные отношения между специальными банками и клиентурой.

     Второй  этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита, был начат в 1988 г. с создания первых коммерческих банков призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере.

     Основная  задача этого этапа заключалась  в четкой организации рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции и предприимчивости в сфере движения финансовых ресурсов. Банки стали превращаться в опорные пункты развития и регулирования рыночных отношений в народном хозяйстве. На втором этапе должны были решаться две задачи:

  1. создание нового механизма денежно-кредитного регулирования, позволяющего экономическими методами воздействовать на макроэкономические пропорции общественного воспроизводства;
  2. создание условий для перелива финансовых ресурсов в те сферы и отрасли, где их использование дает наибольший эффект.

     В результате в России практически  сформировалась двухуровневая банковская система: первый уровень – Центральный  банк России, второй уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные  учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. В ходе банковской реформы 1988 г Госбанк СССР был выделен как орган денежно-кредитного регулирования, освобожденный от исполнения функций коммерческих банков, и так называемые государственные специализированные банки: Сбербанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилстройбанк, Внешэкономбанк.

     По  замыслу авторов реформы, эти  банки не должны были конкурировать  между собой, обслуживая государственные  предприятия «профильных» секторов экономики.

     В 1989 г. специальные банки были переведены на хозрасчет, т. е. получили право оперативного управления и использования имевшегося у них имущества и получаемой прибыли. Одновременно, после принятия Закона СССР «О кооперации», положившего начало возникновению частных предприятий, стало очевидно, что для негосударственных предприятий также необходимы банковские учреждения. Поскольку специальным банкам было запрещено брать на обслуживание негосударственные предприятия, в стране начали активно создаваться кооперативные банки.

     По  мере либерализации условий экономической деятельности и расширения экономической свободы для предприятий набирал силу процесс создания «карманных корпоративных» банков, образуемых предприятиями и отраслевыми министерствами (Нефтехимбанк, Желдорбанк и им подобные).

     В весьма короткие сроки появилось около 800 кредитных организаций, имевших устоявшуюся организационную структуру, как правило, ограниченную рамками одного региона, и клиентуру, находившуюся в этих банках на расчетно-кассовом обслуживании. Быстрый рост частного сектора экономики вызвал аналогичный рост потребности в банковское обслуживании. Общее число банковских учреждений на территории Советского Союза к моменту его распада превысило 1300, однако их «пропускные мощности» были явно недостаточны – открытие счета в банке являлось головной болью для вновь создающихся предприятий. В этих условиях заметной статьей доходов кредитных организаций стали чрезвычайно высокие комиссионные вознаграждения по клиентским операциям, особенно связанным с обналичиванием денежных средств.

     Началом третьего этапа условно можно считать середину 1994 г. Этот этап ознаменовался новыми тенденциями в развитии банковской системы:

  1. первыми банкротствами банков и крахом первых «финансовых пирамид» разных компаний, привлекавших средства населения и юридических лиц;
  2. появлением значительных сумм невозвратных кредитов;
  3. возникновением первых общебанковских кризисов;
  4. общим ужесточением в целях финансовой стабилизации денежно-кредитной политики ЦБ РФ и его адекватного воздействия на банки.

     К концу 1994 г. в России действовало около 2400 коммерческих банков, более 2000 страховых компаний, большое количество инвестиционных фондов (компаний), одновременно стали создаваться ипотечные банки, негосударственные пенсионные фонды, финансово-строительные компании, частные сберегательные банки и ряд других кредитных учреждений.

Информация о работе Банковская реформа в России и становление современной банковской системы