Банковская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежной системы страны.
Это предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
- проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
- рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации. Предмет исследования - денежная система РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
1.1 Статус и цели Центрального Банка России
1.2 Структура Центрального Банка России
1.3 Функции Центрального Банка России
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
2.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
2.2 Методы денежно-кредитной политики
2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 ГОДУ И ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
3.1 Принципы денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию денежной системы России
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Банки 1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

Депонирование обязательных резервов осуществляется денежными средствами в валюте Российской Федерации (путем перечисления в безналичном порядке) на счетах для хранения обязательных резервов, открытых в Банке России, и одновременно на корреспондентских счетах (субсчетах) кредитных организаций в Банке России (при использовании кредитной организацией механизма усреднения обязательных резервов).

В состав резервируемых включены обязательства кредитных организаций перед физическими лицами, юридическими лицами, в том числе, обязательства кредитных организаций перед банками-нерезидентами в валюте Российской Федерации и иностранной валюте, возникающие в соответствии с договорами корреспондентского счета, договорами на привлечение денежных средств (кредитными, депозитными и иными договорами), а также иные обязательства Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184..

Не включаются в состав резервируемых обязательств долгосрочные обязательства, а именно, денежные средства, привлеченные от юридических лиц (резидентов и нерезидентов) на срок не менее 3 лет, облигации, выпущенные кредитными организациями, со сроками погашения не менее 3 лет; обязательства, выраженные в неденежной форме (в драгоценных металлах и природных драгоценных камнях в их физической форме, в форме займа ценных бумаг), обязательства перед другими кредитными организациями, зарегистрированными в установленном порядке и действующими на основании выданной Банком России лицензии на осуществление банковских операций, Внешэкономбанком, а также Банком России, возникающие в результате заключения договоров; обязательства, возникающие между обособленными подразделениями кредитной организации.

Обязательства кредитной организации по собственным выпущенным ценным бумагам включаются в расчет размера обязательных резервов за минусом величины вложений кредитной организации в долговые ценные бумаги других кредитных организаций резидентов и облигации Банка России. Величина обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации уменьшается на величину денежных средств в рублях в кассе кредитной организации в размере, не превышающем 25% величины обязательных резервов по обязательствам в валюте Российской Федерации.

Регулирование размера обязательных резервов осуществляется Банком России ежемесячно. В соответствии с решением Совета директоров Банка России может проводиться внеочередное регулирование размера обязательных резервов.

Право на использование механизма усреднения обязательных резервов предоставляется стабильной кредитной организации (в соответствии с Указанием Банка России от 31.03.2000 г. № 766-У с изменениями), отвечающей следующим критериям Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184.:

1) не допускала недовзноса в обязательные резервы, не имела штрафа за нарушение нормативов обязательных резервов, не представленного расчета размера обязательных резервов в течение установленного периода;

2) выполнила обязанность по усреднению обязательных резервов в предыдущем периоде усреднения;

3) не имеет просроченных денежных обязательств перед Банком России, в том числе по кредитам и процентам по ним.

Представим порядок усреднения обязательных резервов.

Усреднение обязательных резервов предполагает, что в счет выполнения обязательных резервов принимается усредненный остаток денежных средств на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России. В целях расчета величины обязательных резервов, подлежащих поддержанию на корреспондентском кредитной организации, открытом в Банке России, кредитная организация использует коэффициент усреднения, не превышающий коэффициент усреднения, установленный Банком России. Для получения права на усреднение в текущем периоде усреднения кредитная организация рассчитывает и указывает в Расчете усредненную величину обязательных резервов. При соответствии кредитной организации установленным критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение о предоставлении права на усреднение и устанавливает усредненную величину обязательных резервов по Расчету. При несоответствии кредитной организации установленным критериям территориальное учреждение Банка России принимает решение об отказе в предоставлении права на усреднение. Усредненная величина обязательных резервов по Расчету устанавливается равной нулю.

Уменьшение по счетам обязательных резервов (использование обязательных резервов) предусмотрено в следующих случаях Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184.:

1) в результате регулирования размера обязательных резервов (при снижении величины резервируемых обязательств кредитной организации и (или) снижении нормативов обязательных резервов и (или) увеличении коэффициента усреднения, установленного Банком России);

2) при предоставлении кредитной организации права на усреднение обязательных резервов (то есть на поддержание усредненной величины обязательных резервов на корреспондентском счете кредитной организации, открытом в Банке России);

3) после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций (средства обязательных резервов перечисляются на счет ликвидационной комиссии (ликвидатора) или конкурсного управляющего и используются в порядке, установленном федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами.).

При нарушении кредитной организацией нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета в Банке России, сумму недовнесенных средств, а также взыскать в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России. Штрафы за нарушение нормативов обязательных резервов, уплаченные кредитными организациями (взысканные Банком России в установленном порядке) поступают в доход федерального бюджета. Выполнение кредитной организацией обязательных резервных требований является одним из критериев допуска кредитной организации к операциям денежно-кредитной политики Банка России (операциям рефинансирования (кредитования) кредитных организаций, депозитным операциям, операциям прямого РЕПО, обратного РЕПО, операциям «валютный своп», другим операциям Банка России).

Таким образом, представленные результаты оценки проведения Банком России отдельных методов денежно-кредитной политики показали ее эффективность и грамотность разработки определенных нормативов с учетом деятельности кредитных организаций, а также особенностей экономики страны в отдельные периоды.

3.2 Проблемы банковской деятельности в Российской Федерации и пути их решения

Финансовый кризис и падение банков после 17 августа 1998 года не было случайностью, а явилось следствием окончания определенного этапа жизни страны и перехода государства в иную систему функционирования. Системы управления в проблемных банках оказались слабыми, не умеющими реально контролировать и оценивать свое состояние и адекватно реагировать на происходящие изменения. Эффективные системы управления сложными организационно-экономическими системами создаются в течение не одного года, а затем постоянно совершенствуются.

Реальной опорой надежного банковского бизнеса может быть только реальная экономика. Обслуживая ее элементы, как производственные предприятия, так и непроизводственную сферу, связанную с производством, нужно развивать российское банковское дело. Сегодня, когда промышленность, да и другие отрасли в тяжелейшем состоянии, это крайне непросто. Но без нормально работающей российской банковской системы производство не поднять. При этом необходимо отладить как систему расчетов, чтобы все платежи проходили оперативно, так и нормальное функционирование кредитных операций. Это, хотя и взаимосвязанные, но по своему содержанию, разные задачи и если первую, при желании, как власти, так и банкиров, можно решить достаточно быстро, то со второй есть серьезная проблема. Она состоит в том, что в России пока нет хорошего опыта кредитования банками серьезных инвестиционных проектов развития производства. В целом инвестиционные проекты были и есть, но в их реализации делается ставка на финансирование, а не на кредитование. Разница здесь принципиальная, так как кредитование обязательно предусматривает четкие сроки возврата средств и обязательную плату за кредит. Финансирование же, например, со стороны государства, как правило, возврат средств в явном виде не предусматривает, лишь косвенно, в виде налогов. Банки в основном кредитуют предприятия либо на пополнение оборотных средств, либо для проведения разовых коммерческих сделок. Кроме того, такие кредиты банки чаще всего выдают предприятиям, которые находятся у них на обслуживании. Что же касается инвестиционных кредитов, то, как исключение банки их выдают тем предприятиям, которыми фактически владеют, то есть зависимыми от них, а это уже не кредит. Ведь при заключении кредитного договора предусматривается, что заключающие его стороны, действующие своей волей и в своем интересе, свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. А без свободы заемщика предоставление ему средств фактически уже не является кредитом.

В России нужно развивать именно банковский кредит, причем особенно важно развивать кредитование инвестиционных проектов в реальном секторе. Вряд ли стоит рассчитывать на возможность привлечения солидных капиталов для возрождения нашей экономики каким-то иным путем. Именно развитие банковского кредитования является сегодня наиболее перспективным путем привлечения инвестиций в экономику России Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184..

Фактически речь должна идти о развитии нового банковского бизнеса, для реализации которого у современных российских банков нет достаточных кредитных ресурсов. Недаром все чаще стал подниматься вопрос о необходимости создания на базе национализированных активов коммерческих банков Государственного банка реконструкции и развития со 100-процентным участием государства. Бизнес по кредитованию инвестиционных проектов банкам надо делать как бы заново, создавая соответствующие системы кредитования. Но в любом случае, чтобы банкам дальше развиваться, необходимо выполнить, по крайней мере, два условия: заняться серьезным обучением высших и средних руководителей банка организации и технологиям кредитования инвестиционных проектов и создать соответствующие службы развития банков.

Чтобы российские банки могли реально приступить в необходимых для России масштабах к различным технологиям долго- и среднесрочного кредитования развития производства, включая и внедрение технологии проектного кредитования, в банках и на кредитуемых предприятиях необходимо создать ряд механизмов, обеспечивающих эффективность кредитных сделок. Это должно быть не финансирование, а именно кредитование, так как на финансирование у государства нет ресурсов, а банкам их необходимо вовремя возвращать. Возвратность инвестиционных средств, ссужаемых предприятиям, обеспечивается в полной мере лишь успешной реализацией инвестиционных проектов. Серьезные инвестиционные кредиты могут даваться лишь предприятиям инвестиционно привлекательным, то есть наладившим эффективное управление и достигшим высокой инвестиционной кредитоспособности. Это означает лишь то, что сегодня большинству российских предприятий практически нельзя давать серьезные кредиты на длительный срок, поскольку они не будут возвращены.

Таким образом, есть объективная необходимость в налаживании качества управления российскими предприятиями. Поскольку данная проблема хорошо понимается Минэкономики Российской Федерации, есть реальные шансы ее решения. Специалистам предприятий необходимо постичь науку, а может быть и искусство разработки качественных бизнес-планов. Без этого получить у банков деньги и тем более на приемлемых условиях окажется невозможным. Работники банков, в свою очередь, должны научиться оценивать инвестиционную кредитоспособность предприятий, запрашивающих кредиты на реализацию инвестиционных проектов. Это непросто, но необходимо. Кроме того, банкам следует научиться анализировать бизнес-планы реализации инвестиционных проектов предприятий, особенно разделы, посвященные маркетингу, качеству продукции и ее себестоимости. Необходимо также освоить методики обследования предприятий заемщиков в натуре, чтобы понять, насколько то, что показано в бизнес-плане, соответствует реалиям, а это будет посложнее, чем анализировать финансовую отчетность предприятия, но заниматься этим придется обязательно.

Реорганизацию своего бизнеса для оптимизации работы в неспекулятивной среде банкам необходимо в первую очередь осуществлять ради получения возможности работать на минимальной, для конкретно складывающихся в деловой среде условиях, марже. Во-вторых, банк должен стремиться наращивать собственный капитал. И между этими двумя основными ориентирами не должно возникать противоречий. Наращивание финансовой мощи банка должно обязательно следовать за повышением эффективности и качества его работы. Следовательно, на первый план со всей остротой выдвигается необходимость повышения качества управления банком. Нет никакого волшебного средства или метода, позволяющего за счет совершенствования выполнения какой-либо одной функции управления сразу достичь великолепных результатов. Существенно повысить качество управления банком можно лишь за счет комплексного совершенствования выполнения всех функций и всех направлений его деятельности. Это большая квалифицированная работа, которая, однажды начавшись не должна прекращаться никогда. Но и в этом комплексном совершенствовании есть некоторые мероприятия, которые должны осуществляться банком в первую очередь, поскольку влияют на возможность налаживания всего остального. Первое, что следует сделать руководителям банка, желающим проводить реорганизацию - это создать хорошую систему внутреннего контроля всей деятельности банка. Особое место в этой работе должен занимать контроль качества исполнения принимаемых решений. Ни одно решение не должно «забываться»: оно должно быть либо выполнено точно в срок, либо своевременно скорректировано руководством, либо отменено. Не должен теряться или оставаться без своевременного исполнения ни один поступающий в банк документ. Следующим по важности, после налаживания системы внутреннего контроля, должно стать наведение порядка с регламентацией работы банка. Выполнение любых процедур и операций должно четко регламентироваться внутренними стандартами банка, положениями и инструкциями, входящими в систему внутренней организационно-управленческой документации банка. Без четко работающей системы документов банк не сможет успешно функционировать в неспекулятивной среде и внедрять прогрессивные технологии инвестиционного кредитования.

Таким образом, в России необходимо в широких масштабах внедрять в экономику механизм управления инвестициями на основе развития банковского кредитования. Сегодня реализация данного механизма открывает неплохие перспективы для подъема отечественного производства и одновременно создает условия для эффективного развития российской банковской системы, чтобы банки смогли успешно вступить в новый этап экономической жизни России и выполнить свою роль в подъеме отечественной экономики, или необходимо качественно освоить технологии инвестиционного кредитования реального сектора. А для этого следует как можно быстрее осуществить внутреннюю реорганизацию, серьезно повысив качество управления.

Таким образом, представленные в данной главе направления реализации денежно-кредитной политики Банка России и оценка их экономической эффективности с позиции влияния на денежную систему Российской Федерации позволяют сделать вывод о правильно разработанной стратегии Банка России, которая позволила всей финансовой и денежно-кредитной системе выбраться из кризиса августа 1998 года, нормализовать свою деятельность и иметь положительные результаты, которые отражаются в стабилизации стоимости национальной денежной единицы - российского рубля.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Главными задачами, стоящими перед всеми центральными банками, является поддержание покупательной способности национальной денежной единицы и стабильности кредитно-банковской системы страны.

Денежно-кредитное регулирование, осуществляемое центральными банками, являясь одной из составляющих экономической политики государства, одновременно позволяет сочетать макроэкономическое воздействие с возможностями быстрой корректировки регулирующих мер.

Главным направлением деятельности центральных банков является регулирование денежного обращения.

Одно из важнейших направлений деятельности центрального банка - рефинансирование кредитно-банковских институтов, направленное на обеспечение стабильности банковской системы. Инструментарий рефинансирования со стороны центрального банка включает предоставление ссуд под учет векселей и ломбардных кредитов, то есть заимствований на кратко- и среднесрочной основе. Для повышения уровня ликвидности банковских институтов центральные банки осуществляют их рефинансирование с различной степенью интенсивности в разных странах. При этом использовать кредиты рефинансирования могут только стабильные банковские институты, испытывающие временные трудности.

Одной из важнейших функций центрального банка является участие в управлении государственным долгом, который формируется из обязательств центрального правительства, местных органов власти,. предприятий государственного сектора. Управление государственным долгом используется одновременно в качестве способа разрешения проблем государственных финансов и регулирования спроса и предложения на внутреннем денежно-кредитном рынке.

Центральный банк является проводником государственной валютной политики, направленной главным образом на регулирование валютного курса. Выбор режимов валютных курсов, используемых центральными банкам (фиксированный, свободно плавающий, "ползучий", двойной, система множественности валютных курсов) осуществляется в зависимости от их сравнительных преимуществ применительно к конкретным экономическим условиям данной страны.

Стратегические направления валютной политики обусловлены целом рядом факторов: структурой центрального банка, характером проводимой им денежно-кредитной политики, уровнем инфляции, состоянием государственной задолженности.

Центральный банк играет ключевую роль в проведении кредитно-денежной политики, при этом он преследует конкретные цели: регулирование темпов экономического роста, смягчение циклических колебаний, сдерживание инфляции, достижение сбалансированности внешнеэкономических связей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности».

2. Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ.

3. Аксаков А. Законодательная поддержка рынка ипотеки // Аналитический банковский журнал, 2006, № 4. - С. 25-27.

4. Банки и банковские операции: Учебник для вузов / Под. ред. Е.Ф. Жукова; Всерос. заоч. фин.- экон. ин-т. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2005. - 471с.

5. Банковское дело / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. - СПб.: Питер, 2004. - 384 с.

6. Банковское дело: Учебник для вузов / В.И. Колесников, Л.П. Кроливецкая, Н.Г. Александрова и др.; Под. ред. В.И. Колесникова, Л.П. Кроливецкой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 459 с.

7. Банковское дело: Учебник для вузов по экономическим специальностям / О.И. Лаврушин, И.Д. Мамонова, Н.И. Валенцева и др.: Под. ред. О.И. Лаврушина. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 573 с.

8. Басуния Т. Эволюция коммерческих банков в Российской федерации // Банковское дело. - 2004. - № 7.- С. 36.

9. Войтов А.Г. Деньги: учеб. пособие. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2005. - 240 с.

10. Данилов А. Российский банковский сектор: текущее состояние и перспективы // Рынок ценных бумаг. - №4 - 2007. - С. 12-15.

11. Деньги, кредит, банки: Учебник / Под ред. О.И. Лаврушина. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и статистика, 2006.- 464 с.

12. Жарковская Е.П. Банковское дело: Учебник. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Омега-Л, 2005. - 440 с.

13. Ионов В.М. Расчеты и операционная работа в коммерческом банке // Справочно-консультационная система «Гарант». №11 (ноябрь). 2006.

14. Максютов А.А. Основы банковского дела. - М.: Бератор-Пресс, 2005. - 389 с.

15. Моисеев С.Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учеб. пособие. - М.: Экономистъ, 2005. - 652 с.

16. Общая теория денег и кредита: учебник для вузов / Под ред. Е.Ф. Жукова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 423 с.

17. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2005. - 479 с.

18. Финансы, деньги, кредит: Учебник/ Под ред. О.В. Соколовой. - М.: Юристъ, 2006. - 784 с.

19. Яковлев И.Э. Мир денег: путеводитель. - СПб.: ООО ПК «Гаванский», 2005. - 120 с.

20. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2007 год // Коммерсант. - № 184.

21. Современное состояние банковской системы Российской Федерации //www.cbr.ru/

Размещено на Allbest.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



© ООО "Олбест" 2009 – 2011
Все права на базы данных защищены.

база знанийлитература


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

студентки 1 курса

факультета  экономики и управления 

Микитюк Алины Владимировны

     на  тему: Роль Банка России в обеспечении  стабильности и регулировании денежного  – кредитного обращения в России в современных условиях  
 

Руководитель-консультант

_______________________ 
 
 

Защищена           Оценка

«__» __________  2011 г.       ________________ 
 
 
 

     Москва 2011 г.

Оглавление 

 

Введние 

         Актуальность темы. На современном этапе развития российской экономики, в условиях продолжающейся её трансформации и становления денежного рынка ключевую роль играет эффективная деятельность как Центрального банка, так и всей банковской системы в целом, которая обеспечивает финансовыми ресурсами предприятия, организации и малый бизнес, составляющий основу любой развитой рыночной экономики.

      Центральный Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной  системы нашей страны. Его роль очень велика и в  условиях нынешней экономики она продолжает возрастать. Достаточно сказать, что Банк России является регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота. Список его функций и задач огромен, однако наиболее важными задачами среди всех прочих является обеспечение устойчивости национальной валюты, снижение темпов инфляции, а также разработка единой государственной денежно-кредитной политики.

      В настоящее время деятельность Центрального банка России приобретает огромное значение, поскольку от его эффективного функционирования и правильно выбранных  методов, посредством которых он осуществляет свою деятельность, зависит  стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

      Объектом  исследования в курсовой работе является Центральный банк Российской Федерации.

      Предметом исследования является деятельность Центрального банка Российской Федерации.

      Целью курсовой работы является исследование деятельности Центрального банка Российской Федерации, его функций в развитии банковского дела на современном этапе.

      Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:

o                      рассмотреть основные функции Центрального банка Российской Федерации и его роль в рыночной экономике России;

o                      провести анализ деятельности Центрального банка по развитию банковской системы Российской Федерации;

o                      рассмотреть денежно-кредитную политику Центрального банка Российской Федерации.

      Основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых - экономистов, таких как Фетисов Г.Г., Сенчаганов В.К., Лаврушин О.И., Багдасаров М.В., Макеев С.Р. и др.

 

 Глава 1. Общая информация о центральном банке,  его сущность и функции 

1.                  Общие сведения, сущность и функции центрального банка

 

     Центральный Банк Российской Федерации (Банк России) является главным банком страны. Уставный капитал и иное имущество Банка России является федеральной собственностью. Он подотчетен Государственной Думе.1 Деятельность Банка России регламентируется Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» (с изменениями и дополнениями) и другими федеральными законами.

     В соответствии с законом Банк России является юридическим лицом, освобожденным от уплаты всех налогов, пошлин, сборов и других платежей на территории РФ. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не были приняты или если иное не предусмотрено федеральными законами.

     Центральный банк РФ представляет собой единую централизованную систему с вертикальной структурой управления. В систему входят: центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры (РКЦ), вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и Российское объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности Банка России.

     Национальные  банки республик в составе  Российской Федерации являются территориальными учреждениями Банка России. Территориальные главные управления являются обособленными подразделениями, осуществляющими часть его функций на определенной территории. Территориальные главные управления подчиняются Банку России и ему подотчетны. Задачи и функции территориальных учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях Банка России, утверждаемым Советом директоров.

     Высший  орган Банка России – Совет  директоров. Это коллегиальный орган, определяющий основные направления  деятельности Банка России и управляющий  ею.

     В Совет директоров входят: Председатель Банка России и 12 членов Совета. Члены Совета директоров работают на постоянной основе. Они утверждаются Государственной Думой по представлению Председателя Банка, который является одновременно председателем Совета директоров.

     Совет директоров во взаимодействии с правительством разрабатывает единую государственную денежно-кредитную политику и обеспечивает ее выполнение. Структуру и штаты Центрального аппарата Банка России, а также уставы его других структурных подразделений утверждает Совет директоров. К его полномочиям также отнесены:

o                      изменения ставок по централизованным кредитам, норм резервирования, экономических нормативов;

o                      определение условий допуска иностранного капитала в банковскую систему России;

o                      другие решения по вопросам, имеющим большое значение как для Банка России, так и для банковской системы страны.

     Решение Совета директоров считается принятым, если за него проголосовало большинство  членов. Таким образом, Совет директоров не только возглавляет и организует работу Банка России, но и регулирует деятельность коммерческих банков в стране.

     Наряду  с Советом директоров вне банка  функционирует и Национальный банковский совет. В его состав включаются представители  президента, представители высших органов  законодательной и исполнительной власти и эксперты. Общая численность  Совета не превышает 15 человек.

     Члены Банковского совета утверждаются Государственной  Думой по представлению Председателя Банка России. Совет регулярно, не реже 1 раза в квартал, обсуждает  концепцию развития банковской системы  и вопросы единой государственной  денежно-кредитной политики, включая регулирование денежных ресурсов.2

     Итак, теперь определим основные цели деятельности Центрального Банка России. В Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» отмечается, что «целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.3 Отметим, что, согласно ст.3 данного Закона, получение прибыли не является целью деятельности Банка России4.

     Определив цели деятельности Банка России, рассмотрим функции, которые Банк выполняет  для осуществления этих целей. А  для этого определим, что же является целью, а что функцией центрального банка.

     Цели  и функции центрального банка  зачастую смешиваются. Между тем  каждое из понятий имеет содержательную нагрузку и не может отождествляться  друг с другом. Функция – это  сама деятельность, определяемая спецификой предмета, тогда как цель – это  то, ради чего она совершается, что составляет ее результат. Функция центрального банка – это его деятельность как отдельного субъекта, как отдельного юридического лица по отношению к другим субъектам; функции определяются как разнообразные виды деятельности, установленные законом и выполняемые банком для реализации поставленных перед ним задач.

     Поскольку с точки зрения права центральный  банк как институт создается государством для выполнения только ему присущих задач, перечень функций полностью  определяется федеральным законом. При этом перечень функций банка, исходя из понимания законодателями задач, которые ставятся перед ним, может меняться (сокращаться или расширяться).

     В редакции Федерального закона «О Центральном  банке Российской Федерации (Банке  России)» установлен перечень из 18 функций, который не исключает реализацию иных функций в соответствии с федеральными законами. Эти функции можно классифицировать исходя из специфики целевой ориентации и с учетом назначения Банка России. Таких функций пять:

1.                  функция денежно-кредитного регулирования (регулирующая);

2.                  функция нормативного регулирования (нормативно-творческая);

3.                  операционная функция;

4.                  информационно-аналитическая функция;

5.                  надзорная и контрольная функции.

     В рамках денежно-кредитного регулирования Банк России в соответствии с федеральным законом, определяющим его деятельность, выполняет следующие функции:

o                      во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

o                      монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

o                      выступает кредитором последней инстанции для всех кредитных организаций, организует систему их рефинансирования.

     Итак, в данной функции денежно-кредитного регулирования просматривается  назначение (роль) банка, призванного регулировать денежный оборот. Будучи эмиссионным центром, выступая организатором налично-денежного обращения, институтом поддержки ликвидности коммерческих банков в случае кратковременной необходимости у них дополнительных денежных средств, Центральный банк Российской Федерации, выполняющий данную функцию, реализует свое назначение в экономике.

Информация о работе Банковская деятельность