Банковская деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2012 в 15:24, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является исследование роли ЦБ РФ в обеспечении стабильности денежной системы страны.
Это предполагает решение следующих задач:
- раскрыть сущность и содержание денежно-кредитной политики Банка России;
- проанализировать основные инструменты денежно-кредитной политики ЦБ;
- рассмотреть особенности и основные направления денежно-кредитной политики Центрального банка РФ.
Объектом исследования является Центральный Банк Российской Федерации. Предмет исследования - денежная система РФ.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА И ФУНКЦИИ ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
1.1 Статус и цели Центрального Банка России
1.2 Структура Центрального Банка России
1.3 Функции Центрального Банка России
2 ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА
2.1 Основные задачи, цели, и формы денежно-кредитного регулирования
2.2 Методы денежно-кредитной политики
2.3 Инструменты денежно-кредитной политики
3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ В 2011 ГОДУ И ПЕРИОД 2012 И 2013 ГОДОВ
3.1 Принципы денежно-кредитной политики, направленные на стабилизацию денежной системы России
3.2 Цели и инструменты денежно-кредитной политики в 2011 году и на период 2012 и 2013 годов
Заключение
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Банки 1.doc

— 507.00 Кб (Скачать документ)

o                      Положение Банка России от 9.10.2002 г. № 199-П «О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации».

     К инструментам надзора, посредством  которых осуществляется регулирование  банковской деятельности, кроме пруденциальных норм и требований относятся разработанные  Банком России инструкции, методики, используемые сотрудниками Банка России.

     К таким инструментам следует отнести:

1.                  Инструкцию Банка России от 14.01.2004 г. № 109-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций», посредством которой регулируется лицензионная деятельности.

2.                  методики по анализу деятельности кредитных организаций, на основе которых ведется аналитическая работа сотрудников Банка России;

3.                  Инструкции и методики, регулирующие инспекционную деятельность Банка России.

 Первая  Инструкция Банка России «О порядке  проведения проверок кредитных организаций  и их филиалов уполномоченными представителями  Банка Российской Федерации (Банка  России)» была издана в 1996 г. (№ 34 от 23.02.1996 г.).

     Наряду  с общей инструкцией, регулирующей организацию инспекционной деятельности, в 1997-1999 гг. был разработан ряд методических рекомендаций по проверке отдельных операций и участков деятельности банков: кассовой работы, депозитных и валютных операций, кредитного портфеля и др.

     Накопление  опыта инспекционных и аудиторских  проверок, изучение международной практики обусловило совершенствование созданного методического обеспечения и  разработку новых методических документов.

     В целях повышения эффективности  инспекционной деятельности была усилена ориентация на проверку транспарентности учета и отчетности, выявление и оценку банковских рисков, на качество инспекционных процедур. Выводы инспектора стали формироваться в виде мотивированного суждения.

     Указанные изменения нашли отражение в Инструкции Банка России от 25.08.2003 г. № 105-И «О порядке проведения проверок кредитных организаций (их филиалов) уполномоченными представителями Центрального банка Российской Федерации» и в Инструкции Банка России от 1.12.2003 г. № 108-И «Об организации инспекционной деятельности Центрального Банка Российской Федерации (Банка России)»;

4.                  Инструкции, положения, методические разработки, касающиеся оценки деятельности кредитных организаций, классификации их по степени проблемности14.

      Увеличение  количества кредитных организаций, к которым применены запреты на осуществление отдельных банковских операций, обусловлено введением запретов в соответствии с положением статьи 47 Федерального закона от 23.12.03 № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».

      Об  эффективности примененных Банком России мер воздействия свидетельствуют  факты восстановления кредитными организациями  своего финансового положения. Так  на 1 января 2005 г. доля проблемных банков (3-й и 4-й групп) составила 3,1%, на 1 января 2006 г. – 2,7, а на 1 января 2007 г. – 2,5%15.

      В 2004 году была введена система страхования  депозитов кредитных организаций, в которой была разработана методика оценки финансовой устойчивости банков в целях признания ее достаточной  для участия в системе страхования вкладов (Указания Центрального банка Российской Федерации от 16 января 2004 г. № 1379-У). В соответствии с этой методикой все банки подразделяются на допускаемые в системы страхования вкладов и недопускаемые. Критериями оценки являются: достаточность капитала, качество активов, доходность, ликвидность и качество управления банком, в том числе банковскими рисками. По содержанию данная методика существенно приближена к международным стандартам оценки финансовой устойчивости банка16.

      Так, в 2004 году в систему страхования  вкладов вошли 381 кредитная организация, в 2005 году – 562, в 2006 году – 10, и в 2007 году – 1 кредитная организация. Всего  в систему страхования вкладов  на данный момент входят 954 кредитных  организаций17.

      В 2005 году была продолжена работа по совершенствованию действующей системы банковского регулирования и банковского надзора с учетом лучшей международной практики, в том числе обобщенной в документах Базельского комитета по банковскому надзору. Банк России осуществлял комплекс мероприятий, направленных на повышение устойчивости банковского сектора Российской Федерации, защиту интересов кредиторов и вкладчиков, а также на соблюдение федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, регулирующих деятельность кредитных организаций.

      В целом процесс становления и  развития банковского надзора в  России характеризуется следующими особенностями:

o                      начиная с 1990-х годов, в России происходил процесс формирования отдельных элементов системы банковского надзора, адекватной рыночным условиям;

o                      в настоящее время в России уже сложилась система банковского надзора, все элементы которой в значительной мере соответствуют международным стандартам.

      В последние годы Банк России предпринял ряд мер, направленных на устранение некоторых недостатков в системе регулирования банковской деятельности. Речь идет, в частности, о:

o                      введении системы страхования вкладов;

o                      более строгих требованиях к источникам увеличения, качеству, достаточности и размерам капитала;

o                      ежедневном мониторинге финансовых показателей, характеризующих ликвидность, концентрацию рисков и достаточность капитала банков;

o                      новых принципах формирования резервов на потери по ссудам, акцентирующих внимание на оценке финансовых возможностей

o                      заемщиков; законодательстве о бюро кредитных историй18.

Глава 3. Анализ денежно-кредитной политики ЦБ России 

3.1. Инструменты денежно-кредитной политики  

        В среднесрочной  перспективе система  инструментов денежно-кредитной политики  Банка России будет ориентирована на создание  необходимых  условий  для  реализации  эффективной процентной политики. По  мере  снижения  темпов  инфляции  и инфляционных ожиданий Банк России намерен продолжить линию на снижение уровня ставки рефинансирования  и процентных  ставок  по  операциям  предоставления и абсорбирования  ликвидности.  Дальнейшие  шаги  Банка России  по  снижению  (изменению) процентных ставок будут определяться  развитием инфляционных тенденций, динамикой показателей производственной и кредитной активности, состоянием финансовых  рынков. В  случае  образования  существенного  дефицита ликвидности банковского сектора  Банк России продолжит использование всего спектра инструментов рефинансирования,  что предполагает  сочетание как операций  по предоставлению ликвидности под обеспечение (прежде всего операции прямого РЕПО  на аукционной основе и по фиксированной  ставке),  так и операций по  предоставлению  кредитов  без  обеспечения,  которые  были  введены  Банком  России  в  рамках  реализации антикризисных мер в октябре 2008 года.  Расширение  спектра сроков  предоставления рефинансирования (от 1 дня до 1 года)   позволит Банку России более гибко управлять  текущей ликвидностью и оказывать стимулирующее  воздействие  на  кредитную  активность банковского сектора и формирование  долгосрочных процентных ставок денежного рынка.

    При этом в  среднесрочной перспективе политика Банка России будет направлена  на дальнейшее повышение потенциала обеспеченных залогами инструментов рефинансирования  в  рамках  реализации  перехода  к  механизму  рефинансирования  кредитных  организаций  с  использованием  единого  пула  обеспечения.  Банк  России  продолжит  работу,  направленную  на  повышение  доступности  инструментов  рефинансирования  (кредитования) для кредитных организаций,  в частности за счет расширения перечня активов, используемых в качестве обеспечения  по операциям рефинансирования. При  формировании  избыточного де нежного предложения Банк  России  будет использовать  в качестве инструментов  его стерилизации  операции  с ОБР и операции  по  продаже государственных облигаций из собственного портфеля. Банк России так- же продолжит проведение депозитных операций  в  качестве  инструмента  краткосрочного  «связывания»  свободной  ликвидности  кредитных  организаций.  При  этом  будут  применяться  рыночные  инструменты  изъятия  свободной  ликвидности  –  депозитные  аукционы, а также инструменты постоянного  действия – депозитные операции по фиксированным процентным ставкам. В 2010-2012 годах Банк  России  продолжит осуществлять взаимодействие с Правительством  Российской  Федерации,  как в области развития финансового рынка, так и в области реализации курсовой политики.  В частности,  введенный в 2008  году  Минфином России  совместно с Банком  России  механизм размещения временно свободных бюджетных средств на депозиты в кредитных организациях может быть использован в качестве  дополнительного  канала  предоставления ликвидности. В то же время потенциал  данного инструмента существенно ограничивается параметрами федерального бюджета. Кроме того,  Банком России  совместно  с  Минфином  России  будет  осуществляться  разработка мер по совершенствованию рынка государственных  облигаций,  что  должно  способствовать  повышению  эффективности  использования операций Банка России с государственными ценными бумагами в целях  регулирования денежного предложения. Банк  России  в  2010  году  и  в  период  2011 и 2012 годов продолжит использование  обязательных  резервных  требований  в качестве инструмента регулирования ликвидности банковского сектора. В зависимости от изменения макроэкономической ситуации,  ресурсной  базы российских  кредитных организаций и с учетом  других факторов Банк России при необходимости может принять решение относительно  изменения нормативов обязательных резервов и их дифференциации. Вместе с тем Банк  России  не исключает дальнейшего повышения коэффициента усреднения обязательных  резервов,  позволяющего  компенсировать  ликвидность  кредитным  организациям  при  выполнении  ими  обязательных  резервных  требований. 

     3.2. Принципы денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу 

     В соответствии со среднесрочной стратегией социально-экономического развития страны Правительство Российской Федерации Банк России устанавливают цель по уровню инфляции на трехлетний период. Главной целью денежно-кредитной политики в предстоящие три года является постепенное снижение инфляции до 5-6% в 2010 году. При этом на 2008 год ставится задача снизить инфляцию до 6-7% из расчета декабрь к декабрю.

     На данный момент поставленной задачей правительство Банк России справляются. Так в январе данный показатель составил 2,3, в марте 4,8, а в апреле 106,3%. Из такой динамики видно, что правительство не сможет сдержать инфляции и по результатам года она, скорее всего превысит 10%19.

     Внешние изменения связаны, главным образом, с неопределенностью динамики мировых цен на энергоносители, которые составляют основу российского экспорта. В соответствии с прогнозом социально-экономического развития в 2008 году и особенно в последующие два года возможное снижение этих цен повлечет за собой сокращение сальдо торгового баланса и уменьшение притока иностранной валюты. Высокие цены на товары российского экспорта в последнее время являлись основополагающим фактором в выборе режима управляемого плавающего валютного курса, в рамках которого Банк России активно противодействовал чрезмерному укреплению рубля путем проведения интервенций на внутреннем валютном рынке. Изменение условий торговли приведет к уменьшению дисбаланса между спросом и предложением на внутреннем валютном рынке и снижению необходимости присутствия на нем Банка России. Ожидается, что к 2010 году прирост валютных резервов может существенно сократиться и увеличение чистых иностранных активов органов денежно-кредитного регулирования перестанет служить основным источником роста денежного предложения.

     Важнейшим внутренним условием, которое окажет влияние на проведение денежно-кредитной политики, является изменение принципов формирования государственного бюджета. Основными новыми моментами бюджетной стратегии являются: планирование и утверждение федерального бюджета на трехлетний период в форме закона; разделение доходов на нефтегазовые и ненефтегазовые доходы с определением размера нефтегазового трансферта, направляемого на расходы федерального бюджета в рамках преобразования Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений.

     Переход к «скользящему» трехлетнему горизонту формирования бюджета будет способствовать более равномерному расходованию средств государственного бюджета в течение года, в результате чего зависимость динамики денежного предложения от сезонных колебаний в движении бюджетных средств снизится.

     Реализация процентной политики посредством сужения коридора процентных ставок по операциям рефинансирования кредитных организаций и абсорбирования их свободных средств позволяет воздействовать на изменение границ колебаний ставок денежного рынка. Снижение волатильности краткосрочных процентных ставок межбанковского рынка и формирование долгосрочного сегмента денежного рынка Банк России относит к главным задачам своих операций на открытом рынке.

     В настоящее время стоимость денег в экономике формируется в условиях высокого уровня ликвидности, складывающегося вследствие поступления больших объемов валютной выручки и активных валютных интервенций Банка России. По мере снижения объемов интервенций Банка России на внутреннем валютном рынке все большее влияние на формирование процентных ставок денежного рынка будут оказывать ставки по рыночным инструментам рефинансирования банков (операциям прямого РЕПО). Снижение ставки рефинансирования в соответствии с уменьшением темпов инфляции будет способствовать поддержанию стабильного значения реальной процентной ставки и снижению инфляционных ожиданий участников рынка. В то же время на уровень ставок по операциям связывания ликвидности будет оказывать влияние дифференциал внутренних и внешних процентных ставок.

     При принятии решений в области денежно-кредитной политики Банк России будет опираться на широкий спектр макроэкономических и финансовых показателей, а также на денежные агрегаты, характеризующие текущие монетарные условия и являющиеся индикаторами будущего инфляционного давления. 

3.3. Количественные ориентиры денежно-кредитной политики и денежная программа 

     В  соответствии  со  сценарными  условиями  функционирования  российской  экономики и основными параметрами прогноза  социально-экономического  развития  Российской Федерации на 2010 год и плановый  период  2011  и  2012  годов  Правительство  Российской Федерации и Банк России определили  задачу  снизить  инфляцию  в  2010  году  до  9-10%,  в  2011  году  –  до  7-8%,  в 2012 году – до 5-7% (из расчета декабрь  к декабрю). Указанной цели по общему уровню  инфляции  на  потребительском  рынке  соответствует  базовая  инфляция  на  уровне  8,5-9,5% в 2010 году, 6,5-7,5% в 2011 году  и 4,5-6,5% в 2012 году. Согласно  прогнозу  социально-экономического развития Российской Федерации,  положенному в основу проекта федерального  бюджета, в 2010 году ожидается восстановление поПредполагаемое  постепенное  улучшение  макроэкономической  ситуации  будет  способствовать  стабилизации  темпов  при- роста спроса на деньги в 2011 и 2012 годах.  В зависимости от вариантов прогноза диапазон темпов прироста денежного агрегата М2  может составить 10-20% и 12-21% соответственно. Денежная  программа  на  2010-2012  годы представлена в четырех вариантах, соответствующих вариантам прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2010-2012 годы. Расчеты  по  программе  на  2010-2012  годы  осуществлены  исходя  из  показателей  спроса на деньги, соответствующих целевым  ориентирам по инфляции, прогнозируемым  темпам роста ВВП и его составляющих, а так- же динамике валютного курса, заложенного  в прогнозы изменения платежного баланса.  В зависимости от сценарных вариантов раз- вития темп прироста денежной базы в узком  определении  в  2010 году  может составить 8-17%, в 2011 году – 11-19%, в 2012 году – 13-19%. Для первого варианта  денежной про- граммы  на  протяжении  всего прогнозного периода увеличение  чистых  внутренних  активов (ЧВА) является основным источником  роста  денежной  базы.

Информация о работе Банковская деятельность