Антиинфляционное регулирование в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание

Проблема инфляции занимает важное место в экономической практике и теории, поскольку ее показатели и социально – экономические последствия играют серьезную роль в оценке уровня экономического развития и способности экономической системы создать условия для экономического роста.

Содержание

Введение………………………………………………………………………4-5
Теоретическая часть. Теоретические аспекты антиинфляционного регулирования…………………………………………………………………………6
Сущность и влияние инфляционных процессов на развитие экономических систем…………………………………………………………….6-16
Антиинфляционное регулирование как механизм достижения экономического роста…………………………………………………………….16-26
Практическая часть. Основные направления антиинфляционного регулирования в России………………………………………………………………26
Анализ влияния инфляционных процессов на современное развитие экономики России…………………………………………………………………26-38
Характеристика антиинфляционной политики России в современных условиях……………………………………………………………………………38-44
Основные направления обеспечения экономического роста в процессе антиинфляционного регулирования……………………………………………..44-48
Заключение………………………………………………………………….49-52
Список использованной литературы………………………………………53-54
Приложения…………………………………………………………………55-61

Работа состоит из  1 файл

курсовая.docx

— 657.18 Кб (Скачать документ)

Источник  Росстат

Таблица 2 – Инфляция на рынке продовольственных товаров (%)

  Прирост
Март 2011 г. к декабрю 2010 г. Март 2010 г. к  декабрю 2009 г. Изменение, процентные пункты
Продовольственные товары 4,8 3,8 ускорение на 1,0
Хлеб  и хлебобулочные изделия 5,3 0,6 ускорение на 4,7
Крупа и бобовые 16,8 2,4 ускорение на 14,4
Макаронные  изделия 3,4 -0,7  
Мясо  и птица 3,5 0,0 ускорение на 3,5
Рыба  и морепродукты 4,1 1,7 ускорение на 2,4
Молоко  и молочная продукция 2,8 3,6 замедление  на 0,8
Масло сливочное 2,8 5,2 замедление  на 2,4
Масло подсолнечное 6,6 1,3 ускорение на 5,3
Сахар-песок 6,5 10,0 замедление  на 3,5
Плодоовощная  продукция 15,8 18,0 замедление  на 2,2
Алкогольные напитки 2,7 3,7 замедление  на 1,0
 

Источник  Росстат

     Цены  на продовольственные товары без  плодоовощной продукции за I квартал 2011 г. повысились на 3,5% (за I квартал 2010 г. - на 2,3%). Удорожание этой группы продуктов  питания обеспечило, по оценкам, 1,2 процентного пункта, или 31,9% уровня инфляции (за I квартал предыдущего года - оценочно 0,8 процентного пункта, или 25,2%).

     Среди основных групп продуктов питания  без учета плодоовощной продукции  в I квартале 2011 г. более всего подорожали крупа и бобовые - на 16,8%, масло  подсолнечное - на 6,6%, сахар-песок – на 6,5% (в I квартале 2010 г. соответствующие показатели составляли 2,4; 1,3 и 10,0%). Темпы прироста цен на ряд других основных групп продовольственных товаров по итогам января – марта 2011 г. были выше, чем за такой же период 2010 года. Макаронные изделия подорожали на 3,4%, в то время как за I квартал предыдущего года цены на них снизились на 0,7%.

     За  январь – март 2011 г. цены на плодовоовощную продукцию выросли на 15,8%, что на 2,2 процентного пункта меньше, чем за соответствующий период предыдущего года. По оценкам, вследствие удорожания плодоовощной продукции общий уровень потребительских цен повысился на 0,7 процентного пункта, или 17,3% общего прироста потребительских цен. В 2010 г. аналогичные показатели составили 0,6 процентного пункта и 20,6%.

     Цены  на продовольственные товары в целом за январь – март 2010 г. повысились на 4,8%. В предыдущем году аналогичный показатель был равен 3,8%.

     В I квартале текущего года темп прироста цен на непродовольственные товары увеличился и составил 1,7% против 0,9% в соответствующий период 2010 года. По оценке, повышением цен на непродовольственные  товары было обусловлено 0,6 процентного  пункта, или 15,5% уровня инфляции. В январе-марте 2010 г. эти показатели были равны 0,3 процентного  пункта и 10,4%. В наибольшей степени подорожали табачные изделия – на 6,5% (за январь – март 2010 г. - на 4,9%). Темпы прироста цен на ткани, одежду и белье, а также трикотажные изделия и обувь не превышали 2,1%. Цены на бензин автомобильный, медикаменты повысились на 1,7 и 2,5% соответственно (за январь – март 2010 г. бензин автомобильный стал дешевле на 0,6%, медикаменты – на 1,4%).

     За  январь – март 2010 г. цены и тарифы на платные услуги населению повысились на 5,2% (за соответствующий период 2010 г – на 5,4%). По оценкам, прирост цен и тарифов на платные услуги в I квартале текущего года обеспечил 1,3 процентного пункта, или 3 5,3% общего прироста цен на потребительском рынке (за январь – март 2010 г – 1,4 процентного пункта, или 43,9% уровня инфляции).

     Темп  прироста регулируемых цен и тарифов  на платные услуги по итогам января- марта 2011 г. был равен оценочно 8,2%, что на 1,6 процентного пункта меньше аналогичного показателя в 2010 году. Темп прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составил 10,3% против 11,5% в I квартале 2010 года. Услуги пассажирского транспорта подорожали на 3,0% (в соответствующий период 2010 г. – на 3,5%).

     В I квартале текущего года замедлился темп прироста цен на многие виды услуг, учитываемых при расчете базовой  инфляции. Услуги организации зарубежного  туризма подешевели на 0,5% (за январь-март 2010 г – на 3,9%).

     Повышение цен и тарифов на платные услуги населению в I квартале текущего года превысило общий прирост цен  на товары на 1,9 процентного пункта (в I квартале 2010 г – на 3,0 процентного пункта).

     Для темпов прироста цен на плодоовощную продукцию был характерен значительный разброс по субъектам Российской Федерации. Так, в Дальневосточном  федеральном округе удорожание данного  вида продуктов питания составило 10,2%, в Уральском федеральном округе – 18,9%.( См. приложение В, рисунок 2).

     По  информации Росстата, в I квартале 2011 г. во всех федеральных округах России темп прироста потребительских цен  был выше, чем в соответствующий период предыдущего года.

     По  оценкам, в марте 2011 г. наблюдалось  уменьшение различий между субъектами Российской Федерации по стоимости фиксированного набора товаров и услуг, используемого Федеральной службой государственной статистики для межрегиональных сопоставлений покупательной способности населения. В частности, в марте 2011 г. коэффициент региональных различий  составил 37,8% против 38,4% по состоянию на декабрь предыдущего года.

     В I квартале 2011 г. темпы прироста цен  на продукты питания без плодоовощной продукции по федеральным округам заключались в диапазоне 2,9 – 4,3%. Заметно меньшим был аналогичный интервал изменения цен на непродовольственные товары – от 1,3 до 2,3%. Диапазон изменения темпов удорожания платных услуг населению составил 4,2 – 5,5%.

     В марте 2011 г. по отношению к декабрю  предыдущего года жилье на первичном  рынке стало дороже на 0,5%, на вторичном  рынке – на 1,3%. В сопоставимый период 2010 г. жилье на первичном рынке подорожало на 0,6%, на вторичном рынке – на 1,0%.

     На  динамику цен на жилье в январе – марте 2011 г. повлияло некоторое оживление рынка недвижимости на фоне сокращения ввода в действие жилых домов. В частности, за январь – март 2011 г. по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. размер введенной в действие жилой площади сократился на 2,2%, год назад – на 8,9%.

     Цены  производителей промышленных товаров  за I квартал 2011 г. повысились на 6,9% (на 2,7% за соответствующий период предыдущего  года). Ускорение темпов роста цен  производителей произошло за счет удорожания добычи полезных ископаемых. В январе- марте цены производителей в этом виде деятельности выросли на 13,1%, тогда как за I квартал 2010 г. отмечалось их снижение на 2,6%. В добыче топливно – энергетических полезных ископаемых цены увеличились на 13,3% (за январь – март 2010 г. снизились на 3,2%).

     По  итогам I квартала 2011 г. темп прироста цен  в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды составил 11,1%. За соответствующий период 2010 г. данный показатель был выше на 1,5 процентного пункта.

     Цены  производителей в обрабатывающих производствах  в I квартале 2011 г., как и в I квартале предыдущего года, увеличились на 3,8%. В обрабатывающих производствах  наиболее интенсивно подорожало производство кокса – на 11,5% (за январь – март 2010 г. – на 19,5%). Цены производителей нефтепродуктов снизились на 0,4% (год назад возросли на 2,9%). Ускорился рост цен производителей продукции для потребительского рынка. Так, темпы прироста цен производителей в текстильном и швейном производстве выросли по сравнению с I кварталом 2010 г. на 9,9 процентного пункта – до 11,3%. В производстве пищевых продуктов, включая напитки, и табака аналогичные показатели составили 1,9 процентного пункта и 2,8%. Цены производителей в производстве кожи, изделий из кожи и в производстве обуви увеличились на 2,2% (за I квартал 2010 г. снизились на 1,2%). (См. приложение Г, рисунок 3).

     Темп  прироста тарифов на грузовые перевозки за январь – март текущего года был равен 4,3%, на железнодорожном транспорте – 7,5%. За соответствующий период 2010 г. эти показатели составили 21,9 и 9,4% соответственно.

     Тарифы  на услуги связи для юридических  лиц за I квартал 2011 г. повысились на 3,4% (за I квартал 2010 г. – на 3,6%).

     За  январь – март 2011 г. цены производителей строительной продукции выросли на 1,7% (за сопоставимый период 2010 г. – на 0,6%).14

     По  итогам I квартала 2011 г. цены производителей сельскохозяйственной продукции повысились на 6,2% (за аналогичный период предыдущего года – на 4,3%). Продукция растениеводства подорожала на 11,6% (за январь – март 2010 г. – на 5,2%). При этом наблюдался рост цен на зерновые культуры –на 11,2% и подсолнечник – на 7,2% (в I квартале 2010 г. цены производителей зерновых культур снизились на 0,3%, подсолнечник подорожал на 12,1%). Продукция животноводства стала дороже на 1,9% (за I квартал 2010 г. – на 3,8%). Наиболее интенсивным было удорожание молока – на 3,8% (за сопоставимый период 2010 г. этот вид продовольствия подорожал на 29,1%). Яйца подешевели на 2,6% (в I квартале 2010 г. они подорожали на 15,5%). Цены производителей на скот и птицу повысились на 1,7% (за I квартал 2010 г. снизились на 2,5%). (См. приложение Г, рисунок 4).

     Ценовая конъюнктура на мировых рынках  основных товаров российского экспорта в I квартале 2011 г. продолжала улучшаться. Относительно I квартала 2010 г. мировые цены на энергетические товары в среднем повысились на 28%, неэнергетические товары подорожали на 22%. (См. приложение Д, рисунок 5).

     Динамика  цен на нефть в I квартале 2011 г. во многом была связана с военным  конфликтом в Ливии и обострением  политической ситуации в ряде стран  Северной Африки и Ближнего Востока. Росту цен способствовали также  повышение прогнозов спроса на нефть  в мире, и особенно в Китае, значительные вложения средств в товарные рынки  с инвестиционными целями. Фактором, сдерживающим повышение цен на нефть, был рост коммерческих запасов нефти  в США. В результате в I квартале 2011 г. цена на нефть сорта «Юралс»  составила 102,6 долл. США за баррель  и была на 36,8% выше, чем в I квартале 2010 года. Природный газ на европейском рынке подорожал на 6,8%.

     Динамика  цен на нефтепродукты в основном соответствовала изменениям цен  на нефть. В I квартале 2011 г. по сравнению  с соответствующим кварталом  предыдущего года цены на нефтепродукты  в среднем возросли в 1,3 раза, при  этом бензин автомобильный подорожал на 27%, дизельное топливо – на 38%, мазут – на 22%.

     В I квартале 2011 г. продолжалось восстановление уровня цен на черные металлы и  по сравнению с соответствующим  кварталом предыдущего года они  увеличились на 19%. Динамика цен на мировом рынке цветных металлов находилась под влиянием растущего  спроса, особенно со стороны Китая, а также инвестиционного спроса. В I квартале 2011 г. по сравнению с  аналогичным кварталом предыдущего  года цены на алюминий повысились на 16%, медь и никель подорожали на 33 и 35% соответственно.

     Динамика  цен на мировых рынках продовольственных  товаров и сельскохозяйственного  сырья в I квартале 2011 г. была разнонаправленной. Цены на зерновые культуры в январе и феврале повышались на фоне растущего спроса и сокращения мировых запасов. В марте ситуация на рынке зерновых культур изменилась: понизились цены на пшеницу и кукурузу. Это во многом было связано с землетрясениями в Японии, которая, являясь крупнейшим импортером зерна, приостановила его закупки. В I квартале 2011 г. относительно соответствующего квартала предыдущего года зерновые культуры на мировом рынке были дороже в среднем почти в 1,6 раза (пшеница американская – на 69%, канадская – на 61%, кукуруза американская – на 74%, ячмень канадский – на 38%).

     Устойчивый  рост потребления мясной продукции, особенно в азиатских странах, в  условиях сокращения поголовья крупного рогатого скота в мире, а также  высокие цены на корма способствовали повышению цен на мясо. В I квартале 2011 г. относительно аналогичного квартала 2010 г. цены на говядину и свинину  возросли на 30 и 17% соответственно, мясо птицы подорожало на 2%.15

Информация о работе Антиинфляционное регулирование в России