Антиинфляционная политика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:17, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является анализ антиинфляционной политики государства, обозначив при этом основные формы, методы, цели и инструменты борьбы с инфляцией.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть сущность антиинфляционной политики
2. Рассмотреть тактику и стратегию инфляционного регулирования
3. Обозначить особенности антиинфляционного процесса в РФ.

Содержание

Введение

ГЛАВА 1. Сущность антиинфляционной политики
1.1. Цели и инструменты антиинфляционной политики
1.2. Антиинфляционная политика: формы и методы
1.3. Антиинфляционная тактика и стратегия

ГЛАВА 2. Анализ антиинфляционной политики РФ
2.1. Тенденция развития инфляции в РФ
2.2. Анализ антиинфляционной стратегии в РФ
2.3. Проблемы и пути решения российской антиинфляционной политики

Заключение
Список используемых источников

Работа состоит из  1 файл

Дкб антиинфляц пол 1nsane.doc

— 194.50 Кб (Скачать документ)

В-третьих, первоочередной антиинфляционной мерой является преодоление кризиса инвестиций путем оживления инвестиционного  процесса,  концентрации средств на приоритетных проектах. Мировой  опыт  проектного  финансирования свидетельствует о возможности максимального привлечения  капиталов  частного сектора благодаря реальным гарантиям и  страхованию  инвестиционного риска.

Сдерживание финансовых факторов инфляции должно осуществляться следующими методами:

1. Ключевое место в антиинфляционной стратегии занимает оздоровление бюджетов  всех  уровней  и   преодоление специфических форм проявления бюджетного кризиса в России:

                  неисполнение   бюджета, финансирование   в   произвольном   объеме;

                  позаимствованное из мировой практики секвестирование (сокращение)  расходов в  зависимости от  реального  наступления   доходов распространяется   на незащищенные статьи бюджета (в том числе государственные инвестиции, науку, здравоохранение, образование) ради пожарных мер (в середине 1997 г. для погашения задолженности по пенсиям и зарплате);

                  нецелевое  использование бюджетных средств (например, предвыборная «черная касса»);

                  финансирование бюджетных расходов платежными средствами различной ликвидности;

                  слабый контроль за исполнением госбюджета. Рыночная экономика  требует строгой регламентации бюджетного процесса. Поэтому бюджетный   кодекс необходим для законодательного регулирования бюджетных отношений.

2.   Проблемой остается реальное сокращение бюджетного дефицита.

3. Для сдерживания инфляции  необходима  научно  обоснованная  налоговая политика, которая не должна парализовать бизнес и толкать  его  в  «теневую» экономику. Налоговая политика в России должна ориентироваться не  только на фискальные цели, но и на регулирование развития экономики. Судя по  мировому опыту, налоги играют двоякую роль  в  инфляционном  процессе  по  линии его усиления и сдерживания в зависимости от методов налоговой политики.

4. Специфическим для России направлением антиинфляционной  политики является преодоление кризиса неплатежей в хозяйстве, препятствующего экономическому подъему.

В  этой связи актуальной задачей является восстановление платежно-расчетной системы, нормализация  денежных расчетов, ликвидация взаимной задолженности предприятий друг другу  и  бюджету. При помощи государства предстоит урегулировать задолженность путем проведения клиринговых многосторонних зачетов.

Регулирование денежных факторов инфляции следует производить следующими методами:

1.  В  условиях  товарного  производства   все   хозяйственные   связи опосредуются деньгами. Поэтому диспропорции  приобретают   форму,  хотя их причины  коренятся  в  процессе  общественного  воспроизводства.   В   этом проявляется прямая и обратная связь инфляции с воспроизводством. Но было бы ошибочно  отвергать  роль  денежных  факторов  в   ее   развитии.   Поэтому антиинфляционная политика предусматривает регулирование  эмиссии  денег и скорости их обращения.

Предстоит восстановить денежные отношения  субъектов  рыночной  эмиссии, очистить денежный оборот от суррогатов с сомнительной юридической основой  и рассчитывать  денежный   агрегат М2 с учетом   реальных   потребностей хозяйственного оборота и прогноза экономического развития.

Судя по мировой практике, денежная эмиссия должна осуществляться по трем каналам - кредитование государства, хозяйства и под прирост  официальных золотовалютных резервов.[3]

Но это не дает основания для внеисторических проектов  восстановления  в России золотого стандарта, ликвидированного в мире в 30-х годах XX  в.  Речь идет о необходимости развития рынка золота, которое в качестве  альтернативы доллару может привлечь сбережения населения в  условиях  подрыва  доверия  к рублю и банковским вкладам.

2. Не менее важно совершенствование структуры официальной денежной  массы в обращении. В России велика доля наличных денег в денежной массе. Снижению потребности оборота  в наличных  деньгах  будут  способствовать:   развитие различных платежных карточек; совершенствование безналичных расчетов, выплата заработной платы (где возможно) через банкоматы в надежных банках.

3. В антиинфляционных мерах особое  место  принадлежит регулированию скорости обращения одноименной  денежной  единицы,  так  как  увеличение  ее равносильно дополнительной эмиссии ^денег при прочих равных условиях.

4. Чтобы взять инфляцию под контроль, необходима реальная  статистика  и внедрение экономико-математической модели денежного обращения в   ценах анализа и прогнозирования многоплановых денежных потоков.

Оздоровление банковской системы. Важным направлением антиинфляционной политики и стратегии экономического роста политики  является санация и реструктуризация  банковской системы, основательно  подорванной валютно-финансовым кризисом.

 

1.3.           Антиинфляционная тактика и стратегия

Стратегия гашения адаптивных инфляционных ожиданий предполагает изменение психологии потребителей, избавление их от страха перед обесценением сбережений, предотвращение нагнетания текущего спроса. Решить проблему адаптивных инфляционных ожиданий желательно побыстрее и до того, как инфляция будет поставлена под контроль. Судя по практике антиинфляционного регулирования, сделать это возможно при выполнении двух условий: всемерное укрепление механизмов рыночной системы, которые способны снизить цены или хотя бы замедлить их рост. Лишь в этом случае вероятно изменение психологии потребителей, устранение из нее инфляционных мотивов.
Потребитель должен убедиться, что колебания цен на сравнительно небольшое количество товаров и услуг происходят под влиянием спроса и предложения; существование правительства национального согласия, пользующегося доверием большинства граждан и проводящего антиинфляционную политику. При этом правительств ставит перед собой вполне определенные, практически осуществимые и легко проверяемые антиинфляционные задачи, заблаговременно информируя об этом население.

Имеются в виду, например, регулярные сообщения об уровне инфляции, который оно собирается удержать, и необходимом для этого темпе роста денежной массы. Если обещания неукоснительно выполняются в течение хотя бы нескольких лет, то срабатывает эффект объявления: производители и потребители постепенно убеждаются, что правительство встало на путь борьбы с инфляцией и способно контролировать ее. Чем выше доверие населения, тем охотнее оно приспосабливает свои решения о ценах, предложении, спросе, сбережениях и т.п. к установленному правительством ограничению на прирост денежной массы.

Экономическое поведение людей изменяется, что способствует снижению инфляционных ожиданий. Эффект объявления срабатывает с некоторым запаздыванием, которое зависит от промежутка времени между введением денежных ограничений и реальными изменениями спроса и цен. Как видно, эффект объявления технически прост и непритязателен, но именно он стал действенным элементом антиинфляционной стратегии в США, Великобритании,
Германии, где в последние годы наблюдалось заметное ослабление инфляционных ожиданий.

Стратегия ограничения денежной массы основана на жестких лимитах ее ежегодного прироста. Этот показатель определяется в соответствии с уравнением долгосрочного равновесия денежного рынка: M'n = Y+Pe[4]

Где: M’n – среднегодовой темп роста предложения денег за определенный период времени;

Y – среднегодовой темп роста реального продукта (в постоянных ценах) за соответствующий период;

Ре – предполагаемый темп роста цен.

Для того, чтобы денежная политика была действительно антиинфляционной, указанный лимит надо удерживать в течение продолжительного времени независимо от состояния бюджета, интенсивности инвестиционного процесса, уровня безработицы и т.д. Тогда экономика дополнительно ощутит и эффект объявления. В инфляционной экономике денежная политика должна играть главенствующую роль. Только руководствуясь принципом, что в инфляционной обстановке нет и не может быть причин, вынуждающих превысить лимит денежной массы, государство имеет шанс остановить инфляцию.

Осуществление антиинфляционной денежной стратегии предполагает наличие современной банковской системы, где центральный банк независим от исполнительной власти. Но даже в этих условиях проводить антиинфляционную денежную политику непросто. Так в США, где действует высокоэффективная банковская система, за период с 1965 по 1980 г. были предприняты по крайней мере четыре неудачные попытки это сделать. Объясняется это тем, что государство, отягощенное проблемами бюджетного дефицита, необходимостью поддержания благоприятной хозяйственной конъюнктуры и т.п., отклонялось от намеченного антиинфляционного курса, прибегало к закачиванию в экономику избыточного количества денег. Подобные колебания усилили инфляционные ожидания, усложнили задачу преодоления инфляции. более или менее последовательную денежную стратегию удалось осуществить при президенте
Р.Рейгане, что сказалось на замедлении темпов инфляции в американской экономике.

Заметим, что стоит денежным ограничениям хотя бы немного стабилизировать темп роста цен, начинают меняться адаптивные инфляционные ожидания. При прочих равных условиях, чем слабее ожидания, тем выше склонность с сбережениям. В свою очередь, приток сбережений позволяет решать бюджетные проблемы, в частности финансировать дефицит, все меньше прибегая к кредитам центрального банка. Последнему становится легче проводить неинфляционную денежную политику. Таким образом, каждый успех денежной стратегии служит условием ее дальнейшего эффективного осуществления, т.е. представляет собой самоусиливающийся процесс.

Режим жестких денежных ограничений относится к сильнодействующим регуляторам экономики, и пользоваться им надо с предельной осторожностью.
Поскольку рыночные механизмы работают не идеально, проведение антиинфляционной денежной политики сначала обязательно оборачивается резким подъемом процентных ставок. Так, в начале 70-х годов подобные действия
Федеральной резервной системы США стали одной из причин волны банкротств, а в 1981 – 1982 годах способствовали спаду, охватившему всю американскую экономику.

В высокомонополизированном хозяйстве, где доминирует государственный сектор и не развиты рыночные механизмы, установление жестких лимитов на прирост денежной массы ведет не только к стабилизации цен, но и к сокращению объемов производства. Поэтому антиинфляционная денежная политика должна сочетаться с разгосударствлением экономики, ее демонополизацией, развитием рыночной инфраструктуры.

Стратегическая задача сокращения бюджетного дефицита может решиться двумя путями: увеличением налогов и уменьшением расходов государства.

Рост налогов, формирующих доходную часть бюджета, может принести краткосрочный результат. В долгосрочном периоде такая политика оборачивается снижением инвестиций и замедлением экономического развития.
Высокие ставки налогов могут вызвать сужение налоговой базы, т.е. суммы доходов, с которых идут отчисления в бюджет. Современная налоговая система развивается в сторону снижения ставок и увеличения налоговых льгот эффективным хозяйствам. Например, в США доля налогов на прибыль в доходах федерального бюджета не превышает 8%. Линия правительства, намеревающегося покончить с бюджетным дефицитом, состоит не в том, чтобы побольше брать у экономики, а в том, чтобы поменьше ей давать из государственной казны.

Совершенствование налоговой системы можно превратить в элемент антиинфляционной стратегии. Снижение ставок налога на прибыль и добавленную стоимость или применение других схем налогового стимулирования дает дополнительный импульс инвестиционному процессу, а от него в отдаленной перспективе следует ждать увеличения производств и занятости, следовательно, массы доходов, подлежащих налогообложению. В конечном счете вероятен рост государственных доходов и сокращение дефицита.

Понижение ставок подоходных налогов приведет к увеличению личных сбережений, если удастся переломить инфляционную психологию потребителей.
Тогда прирост сбережений пойдет как на финансирование экономического развития, так и на покрытие дефицита бюджета. Напомним, что с точки зрения инфляции такой вариант предпочтительнее, чем правительственные займы в центральном банке или денежная эмиссия. Чтобы такой поворот стал реальностью, подоходное налогообложение должно строиться на основе прогрессивной шкалы, а снижение ставок распространяться прежде всего на лиц с высокими доходами, ибо у них склонность к сбережению выше, чем у малоимущих.

Национальная антиинфляционная стратегия должна быть построена так, чтобы свести к минимуму воздействие на экономику со стороны внешних инфляционных импульсов. Особенно это связано с перемещением через границы краткосрочных капиталов, что отражается в сальдо платежного баланса. Если страна получила прилив капиталов из-за рубежа, то сальдо платежного баланса положительное. Часть этих капиталов проникает в банковскую систему, переводится в национальную валюту и превращается в краткосрочные кредиты, увеличивая деньги в экономике. Другая часть капиталов может поступить к правительству, которое берет кредиты за границей, отправляя туда свои облигации. В обоих случаях возникают инфляционные эффекты. Их можно устранить, если центральный банк расширит объем продаж государственных ценных бумаг (операции на открытом рынке), чтобы уменьшить возросшую денежную массу и переправить определенную ее часть в централизованные резервы.

Таковы основные черты антиинфляционной стратегии, результаты которой экономика почувствует по прошествии длительного периода времени.

 

Антиинфляционная тактика

Когда инфляционная обстановка нетерпима, требуется мобилизовать тактический, быстродействующий потенциал антиинфляционного регулирования.
Эти методы не рассчитаны на устранение причин инфляции демонтаж ее механизмов, они носят чрезвычайный характер и направлены на ослабление инфляции. резервы краткосрочного регулирования не безграничны и не могут заменить антиинфляционную стратегию. Речь идет о предварительном терапевтическом воздействии на больную экономику, призванном подготовить ее к более радикальному лечению инфляционного недуга.

Антиинфляционная тактика даст максимальный результат, воздействуя на инфляционный разрыв между спросом и предложением, если она поможет увеличить предложение без соответствующего повышения спроса, либо будет способствовать снижению текущего спроса без соответствующего падения предложения. Любые другие противоинфляционные мероприятия принесут меньший эффект.

Информация о работе Антиинфляционная политика