Антиинфляционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать инфляцию, раскрыть её сущность, причины и последствия. А также разобрать меры борьбы с инфляцией в нашей стране, разобрать инструменты, с помощью которых Российскому государству удалось снизить темпы инфляции в пределы умеренной инфляции. Объектом исследования являются инфляционные процессы, а также условия их протекания в России.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………………3
1.Анализ инфляции…..…………………………………………………………...5
1.1 Определение, сущность и виды инфляции….………………………………5
1.2 Причины инфляции ………………………………………………………….12
1.3 Последствия инфляции……………………………………………………...14
2. Борьба государства с инфляцией…………………………………………….16
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………16
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………………..18
2.3. Основные направления антиинфляционной политики…………………...23
3. Особенности антиинфляционной политики в России………………….......25
3.1. Инфляционная ситуация в России…………………………………………25
3.2 Антиинфляционная политика РФ в 2011-2012гг…………………………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 76.59 Кб (Скачать документ)

- Изменения реального объема производства. Увеличение реального объема производства повышает реальные доходы от всех главных источников налоговых поступлений, включая подоходные налоги, отчисления на социальное страхование, налоги на прибыли корпораций, с продаж и с оборота. В то же время увеличение реального объема производства сокращает реальные расходы правительства на трансфертные платежи. В основном это происходит за счет того, что увеличение реального объема производства естественно снижает безработицу.

- Изменения уровня цен. Повышение уровня цен также воздействует на обе части государственного бюджета – доходную и расходную. При неизменном уровне реального объема производства повышение цен увеличивает номинальные государственные (федеральные) доходы от налогов. Таким образом, повышение уровня цен при прочих равных условиях сокращает номинальный объем дефицита государственного бюджета, а в реальных переменных это сокращение еще более значительно.

- Изменение процентных ставок. Рост номинальных процентных ставок увеличивает реальные расходы на погашение государственного долга. Это увеличение лишь частично компенсируется увеличением номинальных доходов государственных органов от повышения норм процента и банковских учетных ставок. Так что в целом повышение номинальных процентных ставок увеличивает как реальный, так и номинальный бюджетный дефицит.

- Автоматическая стабилизация. Существует ситуация, когда в экономической системе наблюдается оживление, реальный объем производства увеличивается, уровень цен растет, а безработица сокращается. Каждое из этих явлений приводит к пополнению государственного бюджета в реальном исчислении. При наступлении экономического спада темпы роста реального объема производства замедляются, и возрастает безработица. При этом темпы инфляции снижаются, даже если сокращение деловой активности недостаточно масштабно, чтобы вызвать значительное снижение уровня цен. Поскольку встроенные в налогово-бюджетную систему механизмы обязаны компенсировать изменения в общем объеме и структуре плановых затрат и инвестиций, такие бюджетные составляющие, как подоходные налоги и выплата пособий по безработице называются автоматическими стабилизаторами. Эти механизмы служат для смягчения реакции экономической системы на изменения объемов потребления плановых инвестиций частного сектора и сальдо экспортно-импортных операций.

В кредитно-денежной политике для ограничения предложения  денег, для того чтобы понизить расходы  и сдержать инфляционное давление, используется политика дорогих денег. Смысл ее заключается в понижении  резервов коммерческих банков. Это  делается следующим образом:

 Центральные банки  должны продавать государственные  облигации на открытом рынке,  для того чтобы урезать резервы  коммерческих банков.

 Увеличение резервной  нормы автоматически освобождает  коммерческие банки от избыточных  резервов и уменьшает размер  денежного мультипликатора.

 Подъем учетной ставки  снижает интерес коммерческих  банков увеличивать свои резервы  посредством заимствования у  центральных банков.

Среди трех видов денежного  контроля (операции на открытом рынке, изменение резервной нормы, изменение  учетной ставки) наиболее важным регулирующим механизмом являются операции на открытом рынке. Они периодически дополняются  некоторыми менее важными средствами контроля в форме селективного регулирования, которое касается фондовой биржи, покупок  в рассрочку и увещевания.

На краткосрочных временных  интервалах последствия ограничительных  действий в рамках денежно-кредитной  политики состоят в следующем: повышение  нормы процента, уменьшение уровня реального объема производства и  понижение уровня цен.

Однако политика дорогих  денег для ограничения инфляции приводит к сокращению чистого экспорта. Это означает рост торгового дефицита. Происходит это следующим образом: инфляция → политика дорогих денег – более высокая процентная ставка → возросший спрос на национальную валюту за границей → стоимость национальной валюты повышается → чистый экспорт сокращается → сокращается совокупный спрос. Следовательно, политика дорогих денег, проводимая для смягчения инфляции, противоречит задаче корректировке дефицита торгового баланса.

Монетаристский подход состоит  в том, что рынки в достаточной  мере конкурентны и что система рыночной конкуренции обеспечивает высокую степень макроэкономической стабильности. Таким образом, рыночная система, если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики, обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность. Монетаристы являются ярыми сторонниками свободного рынка. Государственное управление считается неэффективным, вредным для индивидуальной инициативы и содержащим нередко политические ошибки, которые дестабилизируют экономику. Основополагающим уравнением монетаризма является уравнение обмена (уравнение Фишера):

MV = PQ,

где М – предложение  денег,

V – скорость обращения  денег в кругообороте доходов;

P – средняя цена, по  которой продается каждая единица  физического объема производства;

Q – физический объем  производимых товаров и услуг.

Фискальная политика, ориентированная  на предложение. Фискальная политика, особенно изменение налогов, может  изменить совокупное предложение и, следовательно, повлиять на те изменения, которые она может вызвать в соотношении уровня цен – реальное производство. Более низкие налоги увеличат размеры доходов после уплаты налогов и, таким образом, увеличат сбережения домашних хозяйств. Сокращение налогов на предпринимателей увеличит прибыльность инвестиций. Более того, сниженные подоходные индивидуальные налоги увеличивают также величину зарплаты после уплаты налогов, и, следовательно, усиливают стимул к труду. В то время как с точки зрения традиционных кейнсианских подходов снижение налоговых ставок вызовет сокращение налоговых поступлений и увеличит дефицит бюджета, подход экономики предложения предполагает, что сокращение ставок налогов может быть организовано таким образом, что оно обеспечит рост налоговых поступлений и сокращение дефицитов.

Среди отдельных методов  борьбы с инфляцией можно выделить индексацию и так называемый «валютный  коридор». Он является способом принудительного  ограничения курса доллара с  целью преодоления инфляции. Однако заниженный курс неизбежно приводит к увеличению импорта, сокращению внутреннего  производства и экспорта. Дополнительная валюта для импорта при этом может  браться только из ранее созданных  резервов либо за счёт займов. При длительном сохранении «валютного коридора» экономика  выходит на специфический стационарный режим с высокой дополнительной потребностью в валюте. Если гарантированные  долгосрочные источники валюты имеются, то такой режим реализуем (хотя и  не обязательно целесообразен). Если же таких источников нет, то избранная  политика неизбежно приводит к разрушительным последствиям.

 

 

 

 

2.3. Основные направления  антиинфляционной политики.

Оценивая характер антиинфляционной политики в ней можно выделить два подхода:

Первый подход предусматривает  активную бюджетную политику, т.е. активное маневрирование государственными расходами  и налогами в целях воздействия  на платежеспособный спрос. При инфляционном спросе государство может уменьшить  его путем ограничения своих  расходов и повышения налогов. Однако такие действия могут привести к  застою и различным кризисным  явлениям в экономике, увеличению безработицы.

В условиях спада спроса бюджетная политика может использоваться для его расширения, осуществляются программы государственных капиталовложений и других государственных расходов, понижающих налоги. Налоги снижают  в первую очередь для получателя средних и низких доходов.

Однако стимулирование спроса бюджетными средствами может усилить  инфляцию, к тому же большие бюджетные  дефициты не позволяют маневрировать  расходами и налогами.

Второй подход – это  гибкое денежно-кредитное регулирование, которое осуществляется формально  неподконтрольным правительству Центральным  банком страны. Банк изменяет количество денег в обращении и ставку ссудного процента. Денежно-кредитная  политика используется как средство для кратковременного воздействия  на экономику. Иными словами, государство  должно проводить антиинфляционные мероприятия для ограничения  спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание  заработной платы путем снижения естественного уровня безработицы  ведет к потере контроля над инфляцией.

С точки зрения интересов  общества, борьба с инфляцией может  привести к значительным потерям  в народном хозяйстве. По некоторым  подсчетам, для снижения инфляции на 1% безработица должна быть в течение  года на 2% выше своего естественного  уровня, при этом реальный ВНП уменьшается  на 4% по сравнению с потенциальным.

Начиная с 60-х годов правительства  многих стран проводят политику цен и доходов, которая по существу сводится к ограничению роста заработной платы. Поскольку эта политика означает административную, а не рыночную стратегию борьбы с инфляцией, она не всегда достигает намеченной цели.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Особенности  антиинфляционной политики в  России.

3.1. Инфляционная  ситуация в России.

Экономика современной России реально столкнулась с инфляционными  проблемами в начале 90-х гг. в период экономической трансформации от централизовано-планируемой к рыночной экономике. Непродуманные экономические реформы в России после развала Советского Союза начались с резкой либерализации цен. Отсутствие антиинфляционной программы, ориентация преимущественно на монетаристские методы регулирования экономических процессов, привели к галопирующей инфляции.

Пик инфляции пришелся на 1992г., когда цены за год выросли в  среднем на 2508%. Период  1993 – 1995 гг. охарактеризовался снижением темпов роста инфляции, но они оставались еще очень велики. Фактически в этот период Россия переживала стагфляцию – сочетание экономического спада с высоким уровнем инфляции.

Благодаря введению валютного  коридора и других мер по укреплению национальной валюты в 1996 г. правительству  удалось снизить уровень инфляции до 21,9% и 1997 г. до 11%. Однако дальнейшему  снижению помешал кризис в 1998 г., который  привел к росту инфляции (84,4% в  год). В 1999 г. уровень инфляции составил 36,5%.

С 2000 по 2004 г. с проведением  последовательной политики по сдерживанию  роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного  показателя, который уменьшился за период с 20,2 до 10,0%. В 2005 г. правительство  прогнозировало уровень инфляции в 9%, однако удержать данный показатель в прогнозных рамках не удалось, и  он составил 10,9%.

Инфляция в 2007 года значительно  превысила прогнозы правительства (в пределах 7,5-8%) и составила 11,9% (для  сравнения, в 2006 году – 9%). На показатель инфляции повлияли: рост цен на продовольствие (в 2008 году рост цен продолжился) и высокие цены на нефть. Россия по итогам 2007 года стала абсолютным “лидером” по уровню инфляции среди стран “Большой восьмерки”. На втором месте по этому показателю с большим отрывом находится США – 2,8 %, на третьем – Великобритания – 2,3%.

Высокая  инфляция являлась дополнительным налогом на население  и экономику и тормозила развитие страны по нескольким основным причинам, перечисленным выше. Одна из них - сдерживание  использования накопленной страной  валюты от экспортных операций в инвестиционном процессе внутри страны. Накопленные  валютные резервы в первой половине 2006 г. превысили 300 млрд. долл., а в  апреле 2008г. превысили 500 млрд. долл.

В 2008 году инфляция была запланирована  в бюджетных документах равной 8,5%, затем прогноз ежеквартально  повышался (на I кв. - 10%). В целом годовые прогнозы Минфина и Банка России по инфляции систематически превышаются. Не выдерживают проверки временем и прогнозы доходов ФБ Минфина. Например, в 2007г. в ФБ поступления незапланированных доходов превысили 1 трлн. руб., в I кв. 2008г. - 600 млрд. руб. (почти треть всех доходов этого квартала). Связано это с тем, что, страхуясь,  Минфин постоянно прогнозирует сильное падение мировых цен на нефть, а цены на нефть и газ продолжают расти.

По данным Росстата, в  январе-мае 2011 года инфляция в России составила 4,8%. В годовом исчислении (май 2011 года к маю 2010 года) потребительские  цены выросли на 9,6%. Официальный  прогноз Минэкономразвития по инфляции на 2011 год был повышен до 7-7,5%. Прогноз  темпа роста инфляции на 2012 г. составляет 5-6%.

В целом Правительству  РФ и Банку России не удалось создать  механизма трансформации доходов  от продаж нефти и газа в эффективные  инвестиции внутри страны, в том  числе в создание эффективных  производств. В то же время базовым способом снижения инфляции является насыщение рынка товарами. И желательно товарами российского производства. И пока экономика России не будет расти за счет роста производительности труда, выпуска конкурентоспособных товаров, диверсификации экономики, создания эффективных, а не показушных очагов инновационной экономики проблема с высокой инфляцией сохранится.

Информация о работе Антиинфляционная политика РФ