Антиинфляционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 12:17, курсовая работа

Описание

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать инфляцию, раскрыть её сущность, причины и последствия. А также разобрать меры борьбы с инфляцией в нашей стране, разобрать инструменты, с помощью которых Российскому государству удалось снизить темпы инфляции в пределы умеренной инфляции. Объектом исследования являются инфляционные процессы, а также условия их протекания в России.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………………3
1.Анализ инфляции…..…………………………………………………………...5
1.1 Определение, сущность и виды инфляции….………………………………5
1.2 Причины инфляции ………………………………………………………….12
1.3 Последствия инфляции……………………………………………………...14
2. Борьба государства с инфляцией…………………………………………….16
2.1 Понятие, цели и задачи антиинфляционной политики……………………16
2.2 Виды антиинфляционной политики………………………………………..18
2.3. Основные направления антиинфляционной политики…………………...23
3. Особенности антиинфляционной политики в России………………….......25
3.1. Инфляционная ситуация в России…………………………………………25
3.2 Антиинфляционная политика РФ в 2011-2012гг…………………………..28
Заключение………………………………………………………………………33
Список использованной литературы…………………………………………...34

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 76.59 Кб (Скачать документ)

2) Несбалансированная инфляция. При несбалансированной инфляции  цены различных товаров постоянно  изменяются по отношению друг  к другу, причем в различных  пропорциях. Этот вид инфляции  несет наибольшую опасность для  экономики.

Наиболее ошеломляющим в  истории является пример гиперинфляции  в Венгрии в 1946 г., когда довоенный  форинт (денежная единица Венгрии) стоил 829 октильонов новых форинтов (единица с 22 нулями), а доллар США обменивался на 3*1022  форинтов.

Россия по уровню инфляции также занимает далеко не последнее  место. Ниже приведены показатели уровня инфляции за период 2000-2010гг.

Таблица 2. Показатели уровня инфляции за период 2000-2010гг.

Месяц/год

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Январь

2,3

2,8

3,1

2,4

1,8

2,6

2,4

1,7

2,3

2,4

1,6

Февраль

1

2,3

1,2

1,6

1

1,2

1,7

1,1

1,2

1,7

0,9

Март

0,6

1,9

1,1

1,1

0,8

1,3

0,8

0,6

1,2

1,3

0,6

Апрель

0,9

1,8

1,2

1

1

1,1

0,4

0,6

1,4

0,7

0,3

Май

1,8

1,8

1,7

0,8

0,7

0,8

0,5

0,6

1,4

0,6

0,5

Июнь

2,6

1,6

0,5

0,8

0,8

0,6

0,3

1

1

0,6

0,4

Июль

1,8

0,5

0,7

0,7

0,9

0,5

0,7

0,9

0,5

0,6

0,4

Август

1

0

0,1

-0,4

0,4

-0,1

0,2

0,1

0,4

0

0,6

Сентябрь

1,3

0,6

0,4

0,3

0,4

0,3

0,1

0,8

0,8

0

0,8

Октябрь

2,1

1,1

1,1

1

1,1

0,6

0,3

1,6

0,9

0

0,5

Ноябрь

1,5

1,4

1,6

1

1,1

0,7

0,6

1,2

0,8

0,3

0,8

Декабрь

1,6

1,6

1,5

1,1

1,1

0,8

0,8

1,1

0,7

0,1

1,1

Общее за год

20,2

18,6

15,1

12

11,7

10,9

9

11,9

13,3

8,8

8,8


 

 

Для измерения инфляции используются индексы цен, среди которых основными  является индекс потребительских цен и дефлятор ВВП.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Причины инфляции.

Рост цен сам по себе не свидетельствует о развитии инфляции, т.к. может быть связан с ростом качества товаров, администрированием и пр. Инфляционный рост цен – это относительное  обесценивание денег по сравнению  со стоимостью товаров, снижение покупательной  способности денег. Можно ли определить то количество денег, которое будет  достаточным для обслуживания товаров  и услуг в экономике. Ответ  на этот вопрос дают различные экономические  теории.

Количество денег в  сфере обращения, необходимых для  обслуживания товаров и услуг, должно быть равно сумме цен товаров  и услуг, деленных на скорость оборота  денежной единицы. В долгосрочном плане  среднегодовые темпы прироста денежной массы должны быть равны среднегодовым  долгосрочным темпам роста реального  продукта плюс темпы ожидаемой инфляции. Если в экономике выдерживается  данное требование, то при любых  колебаниях денежного предложения, которые есть всегда, экономика не получит инфляционного эффекта.

Однако обесценивание  денег может происходить в  силу разных обстоятельств. Среди основных причин инфляции можно выделить следующие:

- Эмиссия денег для покрытия расходов госбюджета.

 Политика Центрального  Банка, повлекшая увеличение денежной  массы в стране: выдача кредитов  правительству для покрытия госрасходов;  выдача кредитов коммерческим  банкам, которые идут на выдачу  займов своим клиентам – юридическим и физическим лицам.

 - Излишние расходы на милитаризацию в условиях структурных перекосов в экономике.

 - Чрезмерные ставки налогообложения, что замедляет инвестиционные процессы в экономике.

- Появление в экономике «социальной инфляции», которую связывают с монополией профсоюзов, добивающихся роста заработной платы.

-«Импортируемая инфляция», обусловленная притоком в страну иностранной валюты, низким курсом национальной валюты, что приводит к росту цен на импортные товары. Метод ревальвации (повышение курса национальной валюты) может сделать импорт более дешевым. Однако ревальвация делает более дорогим экспорт отечественных товаров, снижая их конкурентоспособность на мировом рынке.

 Расширение государственного  сектора, сопровождающееся увеличением  заработной платы для привлечения  и поощрения государственных  служащих и работников госпредприятий, а не в связи с ростом  производительности труда.

  Финансирование военных  заказов и расширение военно-промышленного  комплекса (ВПК), также приводит  к росту цен. ВПК предъявляет  спрос на рынке капитала, труда,  а также на рынке потребительских  товаров и услуг. А его продукция  не является объектом потребительского  и производственного спроса. Поэтому  деньги для оплаты военных  заказов увеличивают денежную  массу, не подкрепленную товарной  массой.

В условии инфляционной спирали, без вмешательства государства  экономика приходила бы к все  более глубокому спаду и сокращению реальных доходов. В производстве необходимо сокращать издержки на единицу продукции. Снижение издержек стимулирует совокупное предложение, и уровень цен понизится. При этом необходимо широкое внедрение новых технологий и изменение в организации и управлении производством, что позволило бы оптимизировать структуру, а также объем спроса и предложения, что привело бы к снижению общего уровня цен.

1.3 Последствия  инфляции.

Инфляция оказывает серьезное  влияние на экономику государства. Последствия инфляции испытывают на себе все слои общества.

Для потребителя инфляция несет снижение реальных доходов  и реальной ценности личных сбережений. Появляется эффект инфляционного обложения, когда рост номинальных денежных доходов переводит потребителя  в более высокую группу налогоплательщиков.

Для производителя искаженная цена делает невыгодным осуществление  инвестиций в реальную экономику. Поэтому  предприниматель уходит либо на рынки  ценных бумаг, либо играет на разнице  курса валют. Поскольку рост доходов  отстает от роста цен, цена рабочей  силы становится ниже, чем оборудования. Кроме того, происходит ослабление позиций национального производителя  на мировом рынке.

 Ряд экономистов придерживаются  той точки зрения, что незначительная  по размерам инфляция (скажем, ежегодное  повышение цен составляет 3—4%), сопровождаемая  соответствующим ростом денежной  массы, способна стимулировать  производство. В соответствии с  уравнением обмена MV = PQ некоторый  рост M создает своеобразный стимул  для увеличения объема выпускаемой  продукции, иными словами, для  увеличения Q.

При этом расширение производства будет тем значительнее, чем больше имеется неиспользуемых факторов производства. Рост массы обращающихся денег ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционной деятельности. В свою очередь, рост производства приведет к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен.

Процесс этот противоречив. С одной стороны, увеличиваются  денежные прибыли, расширяются капиталовложения, а с другой стороны, рост цен ведет к обесцениванию неиспользуемого капитала. Выигрывают не все, а прежде всего наиболее сильные фирмы, имеющие современное оборудование, наиболее совершенную организацию производства. В лучшем положении оказываются социальные группы, живущие на нефиксированные доходы, если их номинальные доходы будут расти темпом, обгоняющим рост цен.

В условиях «инфляционных  ожиданий» предприниматели стремятся  обезопасить себя от риска, в частности  от предполагаемого роста цен  на сырье, топливо, комплектующие. Чтобы  избежать потерь, вызываемых обесцениванием денег, производители, поставщики, посредники повышают цены, подстегивая тем самым  инфляцию.

От инфляции могут выиграть люди, взявшие деньги в кредит, если не оговорено, что процент за кредит должен учитывать инфляционный рост цен. Взяв в качестве ссуды, к примеру, 1 млн руб., дебитор должен вернуть через оговоренный срок взятую сумму (с процентами). Но если за это время покупательная способность рубля упадет вдвое, то сумма, которая будет возвращена банку, по своей реальной покупательной способности окажется наполовину меньше по сравнению с взятой в кредит (без учета процентов).

Весьма опасна двузначная и тем более трехзначная инфляция. В условиях двузначной инфляции большинство  экономических агентов испытывают трудности с планированием доходов  и расходов, в результате чего экономическая  деятельность тяготеет к наиболее доходным и быстроокупаемым видам деятельности и экономический спад становится весьма вероятным. Длительная и неуправляемая инфляция ведет вообще к постепенному сворачиванию хозяйственной деятельности в большинстве секторов экономики, в результате чего проигрывают почти все экономические агенты.

 

2. Борьба государства  с инфляцией.

2.1 Понятие, цели  и задачи антиинфляционной политики

Антиинфляционная политика государства представляет собой  совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти  ответ на важный вопрос – ликвидировать  инфляцию путем радикальных мер  или адаптироваться к ней.

В антиинфляционной политике можно выделить два подхода.

В рамках первого подхода (его разрабатывают представители современного кейнсианства) предусматривается активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном, избыточном спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, снижаются темпы инфляции. Однако одновременно ограничивается и рост производства, что может привести к застою и даже кризисным явлениям в экономике, к расширению безработицы. Бюджетная политика проводится и для расширения спроса в условиях спада. Если спрос недостаточен, осуществляются программы государственных капиталовложений и других расходов, понижаются налоги. Низкие налоги устанавливаются, прежде всего, в отношении получателей средних и невысоких доходов, которые обычно немедленно реализуют выгоду. Таким образом, расширяется спрос на потребительские товары и услуги.

Второй подход рекомендуется  экономистами неоклассического направления, выдвигающими на первый план денежно-кредитное  регулирование, косвенно и гибко  воздействующее на экономическую ситуацию. Этот вид регулирования проводится формально неподконтрольным правительству  Центральным банком, который изменяет количество денег в обращении  и ставку ссудного процента, воздействуя, таким образом, на экономику. Иными словами, эти экономисты считают, что государство должно проводить дефляционные мероприятия для ограничения платежеспособного спроса, поскольку стимулирование экономического роста и искусственное поддержание занятости путем снижения естественного уровня безработицы ведет к потере контроля над инфляцией.

Современная рыночная экономика  инфляционна по своему характеру, поскольку в ней невозможно устранить все факторы инфляции (бюджетный дефицит, монополии, диспропорции в народном хозяйстве, инфляционные ожидания населения и предпринимателей, переброс инфляции по внешнеэкономическим каналам и др.). В связи с этим очевидно, что полностью ликвидировать инфляцию нереально. Видимо, поэтому многие государства ставят перед собой цель сделать ее умеренной, контролируемой, не допустить разрушительных ее масштабов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Виды антиинфляционной  политики.

Выделяют следующие виды антиинфляционной политики:

1. Фискальная политика

2. Кредитно-денежная политика.

3. Монетаризм

4. Гипотеза естественного  уровня

5. Фискальная политика, ориентированная  на предложение.

Рассмотрим каждый из них  подробнее.

Фискальная политика –  это манипулирование государственным  бюджетом (правительственными расходами  и налогообложением) для достижения выдвинутых целей увеличения производства и занятости или снижения инфляции. Либеральные экономисты, которые  считают, что государственный сектор должен быть расширен, для того чтобы  компенсировать разнообразные погрешности  рыночной системы рекомендуют ограничение  совокупных расходов в период роста  инфляции за счет увеличения налогов. Консервативные экономисты, считающие, что государственный сектор излишне  раздут и неэффективен, могут выступать  за сокращение совокупных расходов в  период роста инфляции за счет сокращения государственных расходов. Активная фискальная политика, направленная на стабилизацию экономики, может опираться  как на расширяющийся, так и на сокращающийся государственный  сектор.

Методы фискальной политики:

Информация о работе Антиинфляционная политика РФ