Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2011 в 16:36, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

В данной курсовой работе поставлены следующие задачи, дать оценку:

1 Необходимости и предпосылкам появления государственных целевых программ развития;

2 Производственной структуре агропромышленного комплекса;

3 Основным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства

4 Анализу кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия

5 Основным направлениям кредитной поддержки АПК

Работа состоит из  1 файл

Развитие апк.doc

— 258.50 Кб (Скачать документ)

    Введение

    Агропромышленный  комплекс в условиях рынка занимает особое положение, не позволяющее в  полной мере и на равных условиях участвовать  в межотраслевой конкуренции. Низко доходное сельское хозяйство, зависимое от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства - более отсталая в технологическом плане отрасль по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее капиталы приносят меньшую отдачу. Сельское хозяйство медленнее, чем другие отрасли, приспосабливается к меняющимся экономическим и технологическим условиям.

    Для обеспечения устойчивого развития АПК необходима действенная экономическая  система, основанная на сочетании методов  и принципов государственного регулирования.

    Одним из важнейших факторов, определяющих необходимость государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса, является их финансовое состояние. Реформы 1990-х гг. привели к значительному спаду производства в АПК, к тяжелому финансово-экономическому положению товаропроизводителей и появлению многих социальных проблем. Современная ситуация в аграрном секторе страны отчетливо свидетельствует не только об утрате продовольственной безопасности государства, но и косвенно дает оценку прежней и существующей сегодня системе государственного регулирования сельскохозяйственного производства.

    Сегодня отечественный аграрный сектор демонстрирует  отсутствие эффективной системы  управления, низкую конкурентоспособность  в сравнении с зарубежными  участниками рынка продовольствия, продолжающуюся деградацию социальной сферы села. Между тем опыт зарубежных государств не может быть непосредственно перенесен в нашу страну в чистом виде как в связи с конкретными природно-экономическими различиями, так и из-за несопоставимости размеров бюджетных дотаций на развитие АПК.

    Следовательно, в условиях взаимосвязанного воздействия  на сельское хозяйство как внутренних, так и новых мирохозяйственных  тенденций необходима активизация  государственного вмешательства в  аграрный сектор экономики посредством  регулирования производства и политики аграрного протекционизма. Государственное регулирование и поддержка развития сельскохозяйственного производства – объективная потребность в целях устойчивого функционирования АПК.

    Практически все исследователи сходятся в  том, что российское село переживает системный кризис, который проявляется, прежде всего, в кризисе сельскохозяйственного производства.

    Актуальность  темы исследования. Стабилизация и  дальнейшее развитие АПК России невозможны без усиления роли государства и  поддержки этой важнейшей отрасли народного хозяйства. В условиях рыночной экономики, как показывают экономическая теория и практика, аграрный сектор оказывается наиболее подверженным негативным последствиям различного рода факторов нестабильности внешней и внутренней среды. Поэтому усиление регулирующего влияния федеральных и региональных органов власти на его функционирование и развитие становится объективным условием и потребностью практики современного рыночного хозяйствования.

    В решении данной проблемы заинтересованы все участники АПК: государство и регионы. Это объясняется непрерывным усложнением экономических и хозяйственных отношений, быстро меняющейся рыночной ситуацией, необходимостью резкого улучшения материально-технической базы сельского хозяйства и всех звеньев АПК, постоянного поиска путей повышения эффективности производства, финансовых и хозяйственных результатов. Только на такой основе возможно формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны, наращивающего экспорт отдельных видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. В этом состоит цель и назначение государственной аграрной политики в настоящее время и на длительную перспективу.

    Целью работы является анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

    В данной курсовой работе поставлены следующие  задачи, дать оценку:

    1   Необходимости и предпосылкам появления государственных целевых программ развития;

    2    Производственной  структуре агропромышленного комплекса;

    3 Основным направлениям государственной поддержки сельского хозяйства

    4 Анализу кредитования сельского хозяйства «Россельхозбанком» Республики Мордовия

    5   Основным направлениям кредитной  поддержки АПК

    6 Кредитоспособности заемщика – участника государственной программы в сфере развития АПК

    7 Зарубежной практике кредитования сельского хозяйства и ее использования в России

    Совершенствованию системы развития кредитных услуг в АПК (на примере «Россельхозбанка»)

    9   Минимизации банковских рисков при кредитовании АПК

    Структура работы включает в себя введение, три главы, девять параграфов, заключение, список литературы и приложения. 
 
 
 
 
 

    1 Теоретические основы реализации  государственных программ

    1.1 Необходимость и предпосылки появления государственных целевых программ развития

    Целью осуществления мероприятий по поддержке  экономически значимых программ развития сельского хозяйства субъектов  Российской Федерации является социально-экономическое развитие сельских территорий в субъектах Российской Федерации за счет реализации региональных программ развития сельского хозяйства, имеющих экономическое значение с учетом особенностей региона (далее - региональные программы).

    Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • определение мотивации субъектов Российской Федерации к разработке и финансированию региональных программ;
  • поддержание модернизации и развития подотраслей сельского хозяйства, традиционных в отдельных субъектах Российской Федерации.

    Средства  федерального бюджета, предусматриваемые на поддержку экономически значимых региональных программ, предполагается предоставлять на конкурсной основе в виде субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, представивших целевую комплексную программу развития отдельной подотрасли сельского хозяйства, подготовленную с учетом Программы, на реализацию следующих мероприятий:

  • поддержание производства (сельскохозяйственного, перерабатывающего, снабженческо-сбытового и др.), имеющего существенное значение для социально – экономического устойчивого развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
  • поддержание традиционной для субъектов Российской Федерации подотрасли сельского хозяйства и существенной для социально-экономического развития сельских территорий субъектов Российской Федерации;
  • формирование условий для развития новой подотрасли сельской экономики в регионе, которая окажет существенное влияние на рост социально-экономического развития сельских территорий в субъектах Российской Федерации.

    Экономически  значимые региональные программы не должны дублировать мероприятия Программы.

    Региональные  программы, на реализацию и поддержку  мероприятий которых предусматривается  выделение средств федерального бюджета, предполагается отбирать исходя из следующих критериев:

  • выполнение условий по финансированию расходов за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
  • их соответствие целям и задачам Программы;
  • значимость мероприятий, предусмотренных региональными программами для всей сельской местности субъектов Российской Федерации, а не отдельных его территорий или поселений;
  • комплексность мероприятий региональной программы, предполагающая анализ проблемы, обоснование значимости поддержки той или иной подотрасли сельского хозяйства или производства в регионе и механизма воздействия развития этой отрасли или производств на устойчивое развитие сельских территорий региона;
  • обоснованность потребности в финансировании и эффективность предлагаемых мероприятий в решении указанной проблемы.

    Региональным  программам, прошедшим в установленном порядке отбор, предусматривается выделение средств в течение периода их действия.

    Государственная программа развития сельского хозяйства  и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы (далее - Программа) разработана в соответствии со статьей 8 Федерального закона "О развитии сельского хозяйства".

    Программа определяет цели, задачи и основные направления развития сельского  хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья  и продовольствия, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.

    Экономический рост в сельском хозяйстве продолжается последние 8 лет. С 1999 по 2006 год объем производства продукции сельского хозяйства увеличился на 34,4 процента.

    Однако  с 2002 года наметилась тенденция снижения темпов развития сельского хозяйства, их отставания от темпов развития экономики в целом. Если в 1999 - 2001 годах среднегодовой темп прироста в сельском хозяйстве составлял 6,8 процента, то в 2002 - 2006 годах только 2,3 процента. Развитие сельского хозяйства уступает развитию пищевой и перерабатывающей промышленности, использующей импортное сырье, объем поставок, которого растет быстрее, чем внутреннее производство.

    По  отношению к субсидируемому импорту продовольствия продукция российских товаропроизводителей оказывается неконкурентоспособной и вытесняется с внутреннего рынка. Общий объем импорта продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (кроме текстильного) по сравнению с 2000 годом увеличился в 2,9 раза. Особенно высока доля импортной продукции на рынках мяса и молока.

    Если  в растениеводстве уровень производства 1990 года достигнут в 2004 году, то в животноводстве к настоящему времени он восстановлен лишь наполовину. Между тем по мере роста доходов населения Российской Федерации увеличивается спрос на мясо-молочную продукцию.

    Замедление  экономического роста в сельском хозяйстве, отсутствие условий для  альтернативной занятости на селе, исторически сложившийся низкий уровень развития социальной и инженерной инфраструктуры обусловили обострение социальных проблем села. Около 60 процентов сельских жителей имеют средний денежный доход и 35 процентов - доход ниже прожиточного уровня.

    Основными причинами относительно медленного развития отрасли сельского хозяйства являются:

  • низкие темпы структурно-технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства природно-экологического потенциала;
  • неблагоприятные общие условия функционирования сельского хозяйства, прежде всего неудовлетворительный уровень развития рыночной инфраструктуры, затрудняющий доступ сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, готовой продукции;
  • финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, накопленной декапитализацией, недостаточным притоком частных инвестиций на развитие отрасли, слабым развитием страхования при производстве сельскохозяйственной продукции;
  • дефицит квалифицированных кадров, вызванный низким уровнем и качеством жизни в сельской местности.

    Динамичное  и эффективное развитие сельского  хозяйства должно стать не только общеэкономической предпосылкой успешного  решения большинства накопленных в отрасли производственных, финансовых, социальных проблем, но и способом системного согласования установок на удвоение валового внутреннего продукта, сокращение бедности и повышение продовольственной безопасности страны, то есть должно обеспечить успешную реализацию всего комплекса целей социально-экономического развития страны в рассматриваемой перспективе.  
 
 

Информация о работе Анализ основных направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК»