Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно - экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Японская и американская модели менеджмента……………………………………………6
1.1. Особенности японского управления……………………………………………………….6
1.2. Характеристика американской модели менеджмента…………………………………...15
1.3. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента…………….19
2. Японская и российская модели менеджмента……………………………………………..22
2.1. Применение японского менеджмента в России………………………………………….22
2.2. Опыт внедрения японской системы менеджмента………………………………………29
2.3. Результаты и выводы внедрения кайдзен на российских предприятиях………………32
Заключение………………………………………………………………………………...........35
Список использованных источников…………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 86.04 Кб (Скачать документ)

Отмечено, что «центрами заинтересованности»  во внедрении концепции кайдзен  чаще всего оказываются совместные предприятия, ТНК, предприятия с  участием иностранного капитала. Это  связано с тем, что Япония, США  и другие зарубежные страны, имеющие  опыт осуществления политики кайдзен, выносят производство, обладающее высокой  конкурентоспособностью за границу, соответственно развертывание политики управления кайдзен распространяется и на эти  предприятия. Так, например, в 1994 году кондитерская фабрика ОАО «Большевик» стала частью группы предприятий «Danone», а с 1995 года началось осуществление комплекса мер, нацеленных на всестороннее развитие предприятия. В ближайшем будущем один из мировых автогигантов – «Toyota» - начнет производство автомобилей в России в районе Санкт - Петербурга. Сейчас «Toyota» свыше 45% продукции производит на 46 - и своих заводах, расположенных вне Японии. Причем доля зарубежного производства компании за последние 10 лет удвоилась, демонстрируя небывалый рост. На всех заводах за рубежом используется в основном местный персонал с привлечением на первых этапах на ключевые позиции в управлении японских менеджеров. На всех без исключения заводах действует кайдзен. По - видимому, Россия не станет исключением. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

В работе был проведен анализ различных систем управления, в частности американской, российской и особенно японской. Изучение передового опыта является очень существенной и актуальной задачей. Однако при сравнительном анализе любых систем управления необходимо иметь в виду, что чисто механическое применение той или иной системы управления еще не гарантирует высокой эффективности. Эффективность производственной организации обусловлена не столько использованием той или иной системы управления, сколько тем, как приспособлены ее элементы к производственно-рыночным условиям, в которых функционирует организация. Такой подход предполагает необходимость анализа любой системы или стиля управления в тесной привязке к конкретным внутри - и внешнеэкономическим условиям, в которых действует данная производственная организация.

Японцы  работают группой более эффективно, чем европейцы, особенно когда перед  ними поставлена сложная задача. Даже принятие решений осуществляется в  Японии путем группового консенсуса.

Можно сказать, что Япония - страна парадоксов. Здесь отвергают личность, как отдельного индивидуума, но проявляют уважение к мнению каждого.

Японец  дисциплинирован, мыслит интересами группы и способен на экстраординарные усилия для достижения общего блага. Японцы - целеустремленные люди. Они хотят  совершенствовать себя до бесконечности.

Они готовы упорно работать ради этой цели. Это  стремление к совершенству очень  помогло японскому менеджменту  в интеграции европейского опыта  управления в традиционную японскую культуру.

«Японский менеджмент изучил и вобрал в себя современные принципы и методы с  энергией, граничащей с жадностью», - сказал Сусума Такамия, декан факультета экономики Токийского Университета. Повиновение в Японии принимает форму полного подчинения.

Японское  общество поделено на отдельные институты  не горизонтально, а вертикально. Предприятие  является одним из таких институтов. Менеджеры и работники могут  иметь разногласия, но это чисто  внутренние дела фирмы. И те и другие смотрят на конкурирующие фирмы, как на своих заклятых врагов.

Каждая  фирма стремиться быть первой в своей  сфере. Престиж значит больше, чем  прибыль.

В японских организациях лидер занимает самый  ответственный пост. Он сплачивает команду. Он подавляет внутренние конфликты. Его власть принимается всеми  безоговорочно. Отсутствие его может  привести к печальным результатам: группа теряет единство и тонет во внутренних раздорах.

Авторитет и власть в Японии зависят от стажа, а не от заслуг.

Следовательно, не всегда руководитель является компетентным человеком. Он часто не может объяснить  тонкости своего бизнеса - настоящая  работа осуществляется его подчиненными. Лидер должен хорошо управлять людьми. Он должен быть способен воодушевлять свою команду, должен уметь вызвать  и сохранить любовь и преданность  своего персонала.

В Понимание  японского менеджмента наверняка  поможет российским хозяйственникам, экономистам, бизнесменам глубже разобраться  в проблемах экономики своей  страны, даст возможность к совершенствованию  производства.

Тем более, что предприятия, работающие «по - японски» уже созданы в США,

Великобритании, Малайзии, Тайланде и во многих других странах.

Овладение стержнем японского менеджмента - отказ от узкой специализации, универсальное развитие работника и связанные с таким развитием стабильная занятость, ротация кадров внути фирмы, обучение в процессе работы и прочее - необходимо каждой фирме, желающей не только преуспеть, но и хотя бы существовать.                                    

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                         

                                                                          
 
 
 

Список  использованных источников. 

  1. Базарова  Т. Ю. Управление персоналом. –  М.: Банки и биржи ЮНИТИ 2008.

  2. Вахрушев  В. Принципы японского управления. – М.: ФОЗБ 2007.

  3. Вербицкий  С. И. Япония на пороге XXI века. – М.: Наука 2008.

  4. Веснин  В. Р. Менеджмент для всех. –  М.: Знание 2004.

  5. Глиньский  Б. О японском опыте управления. Проблемы теории и практики  управления. – М.: 2001.

  6. Грейсон  Д., О’Дейл К. Американский менеджмент на пороге XXI века. – М.: Экономика 2007.

  7. Дункан  Д. У. Основополагающие идеи  в менеджменте. – М.: Дело 2006.

  8. Каору  И. Японские методы управления  качеством. – М.: Экономика 2008.

  9. Каору  И. Как работают японские предприятия.  – М.: Экономика 2009.

10. Картавый М. А., Нехашкин А. Н. Методологические принципы формирования российского менеджмента. Менеджмент в России и за рубежом. – М.: 2009.

11. Кравченко  А. И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект 2002.

12. Курицын  А. И. Управление в Японии. Организация   и методы. – М.: Наука 2005.

13. Матрусова  Т. Н. Япония. Материальное стимулирование  в фирмах. – М.: Наука 2005.

14. Мескон  М. Х., Хедоури Ф. Основы менеджмента.  – М.: Дело 2007.

15. Монден  Я. Тайота – методы эффективного  управления. – М.: Экономика 2009.

16. Океанова  З. К. Социально – этический  маркетинг. – М.: 2006.

17. Паркинсон  С. Н., Растомджи М. К., Сапре  С. А. Эти невероятные японцы. – М.: ФОЗБ 2007.

18. Поршнев  А. Г., Румянцева З. П. Управление организацией. – М.: ИНФРА 2002.

19. Семенова  И. И. История менеджмента: Учебное  пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ  – ДАНА 2004.

20. Татарникова  А. А. Управление кадрами в  корпорациях США, Японии, Германии. – М.: 2006.

21. Шамхалов  Ф. И. Американский менеджмент. Теория и практика. – М.: Наука  2006.

22. Шонгербер  Р. Японские методы управления  производством. – М.: Экономика  2008. 
 
 
 

Приложение 1.

Сравнительный анализ японской и  американской моделей  менеджмента.

      

Японская  модель.

Американская  модель.

1. Цели фирмы.
Обеспечение роста прибыли и благосостояния всех работников фирмы. Рост прибыли  фирмы и дивидендов индивидуальных вкладчиков.
2. Организационная структура управления.
Фирма состоит из автономных в коммерческом плане отделений. Высока роль функциональных служб в штаб - квартирах. Использование проектных структур управления. Корпорация  состоит из автономных отделений. Использование матричных структур управления.
3. Наем и кадровая политика.
Широко  используется труд выпускников вузов  и школ. Переподготовка и обучение внутри фирмы, без отрыва от производства. Продвижение по службе с учетом выслуги лет. Оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме (так называемая уравнительная зарплата). Наем работников на рынке труда через сеть университетов, школ бизнеса и прочее. Нацеленность на индивидуальную, личную карьеру. При найме работника проверяется его соответствие вакантной должности с помощью таких методов, как конкурс, оценка знаний, навыков в специальных «центрах оценки», сдача экзаменов на должность. Индивидуальная оценка и аттестация работников. Оплата труда в зависимости от индивидуальных результатов и заслуг работника.
4. Организация производства и труда.
Основное  внимание уделяется цеху - низовому звену производства. Используется система «точно вовремя» без создания запасов и межоперационных заделов. Работа групп (кружков) качества и осуществление жесткого контроля качества на всех стадиях производственного процесса всеми работниками фирмы. Обязанности между работниками строго не распределены. Работники выполняют различные виды работ в зависимости от ситуации; девиз - «действуй по обстановке». Основное внимание уделяется не производству, а адаптации  с внешней средой. Работники выполняют работы на основе четкого исполнения должностных инструкций. Ставки зарплаты строго определены в зависимости от должности, выполняемой работы и квалификации. Зарплата устанавливается в соответствии со спросом и предложениями на рынке труда.
5. Стимулирование работников.
При благоприятном  финансовом положении премии выплачиваются  два раза в год (каждый раз по два  – три месячных оклада). Выплаты и льготы из социальных фондов: частичная или полная оплата жилья, расходы на медицинское страхование и обслуживание, отчисления в пенсионные фонды, доставка на работу транспортом фирмы, организации коллективного отдыха и прочее. Стимулирование  работников значительно ниже, чем  в Японии, хотя доход президента крупной американской корпорации в  среднем в три раза выше, чем  президента японской фирмы.
6. Внутрифирменное планирование.
Внутрифирменные отделения имеют планы на три  года, включающие в себя инвестиционную политику и мероприятия по внедрению  новой техники, а также перспективные планы на 10 - 15 лет. Планы разрабатываются по принципу скользящего планирования отделениями фирмы. В плане отделения показывается объем производства, количество продукции в натуральном выражении, прибыль, штатное расписание, перечень поставщиков. Процесс планирования децентрализован. Отделениям планируются основные финансовые показатели, затраты на производство и сбыт. По каждому новому виду продукции используются стратегические хозяйственные центры.
7. Финансовая политика.
Часть прибыли отделения (до 40%) используется им самостоятельно. Прибыль направляется на рационализацию производства, на сокращение материальных затрат и внедрение новых ресурсосберегающих технологий, на модернизацию оборудования. Широкое привлечение заемных средств. Администрация фирмы перераспределяет прибыль между отделениями. Расширение производства за счет покупки (поглощения, слияния) других корпораций. Самофинансирование корпораций.
 

Табл. 1

Информация о работе Японский менеджмент