Японский менеджмент

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 12:20, курсовая работа

Описание

Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает ее исторические особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредственно связан с общественно - экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Это не значит, что японцы управляют более эффективно. Скорее можно сказать, что основные принципы японского и европейского менеджмента лежат в разных плоскостях, имея очень немного точек пересечения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3
1. Японская и американская модели менеджмента……………………………………………6
1.1. Особенности японского управления……………………………………………………….6
1.2. Характеристика американской модели менеджмента…………………………………...15
1.3. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента…………….19
2. Японская и российская модели менеджмента……………………………………………..22
2.1. Применение японского менеджмента в России………………………………………….22
2.2. Опыт внедрения японской системы менеджмента………………………………………29
2.3. Результаты и выводы внедрения кайдзен на российских предприятиях………………32
Заключение………………………………………………………………………………...........35
Список использованных источников…………………………………………………………37

Работа состоит из  1 файл

Курсовая.docx

— 86.04 Кб (Скачать документ)

Примечательны три основные черты японских промышленных организаций:

1. Пожизненная занятость.

2. Влияние стажа на оклады и зарплату.

3. Организация профсоюзов.

Японский  менеджмент  принимает профсоюз, как законного посредника между управлением и рабочими в вопросах заработной платы. Но поскольку профсоюзы в Японии  не разделяются по профессиям, а являются союзом рабочих одной фирмы, то они разделяют такие ценности  менеджмента, как производительность, прибыльность и рост. Это не означает, что профсоюзы раболепствуют: они сохраняют свою независимость. Они постоянно следят за правильным соблюдением всех согласованных норм.

Профсоюзы отдают себе полный отчет в том, что  рабочие могут повысить свой уровень  жизни только путем повышения  производительности, поэтому они  начали сотрудничать с  менеджментом. Необходимо постоянное объединенное консультирование по всем вопросам, оказывающим влияние на производительность. Процесс модернизации не прямолинеен. Может возникнуть переизбыток рабочей силы. Но все эти проблемы решаются путем сотрудничества. Профсоюзы в Японии  постоянно ищут пути и методы улучшения жизни рабочих без ущерба для фирмы. Они понимают, что условия жизни рабочих в конечном счете зависят от процветания фирмы. Они критически изучают и при необходимости подвергают сомнению цели и политику   менеджмента. Таким образом, они могут развивать конструктивные отношения с менеджментом , сотрудничая с ним. Союзы постоянно конкурируют с менеджментом  в социальной и благотворительной деятельности. Профсоюзы в Японии  постоянно стремятся повышать уровень сознательности рабочих.4

Необходимо  отметить, что значимость, ресурсы  и власть  менеджмента  несопоставимы  с ресурсами профсоюзов. Но лидеры союза и  менеджмент  разделяют  два основных предположения: во - первых, процветание фирмы создает условия для решения других задач, а, во - вторых, ненависть друг к другу никому не идет на пользу.

В целом, в  Японии  меньше жалоб и претензий  к  менеджменту  по двум основным причинам: во - первых, японский рабочий не чувствует себя притесненным, во - вторых, он считает свою работу более важным делом, нежели права или убеждения. Истоки этого кроятся в том, что управляющие японских фирм уделяют огромное внимание  благосостоянию своих рабочих. Это, естественно, повышает их доверие, как к менеджменту, так и к профсоюзам. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.2. Характеристика американской модели менеджмента.

Американский  менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много  для популяризации основных положений  классической школы. Впоследствии другие американские авторы внесли в систему  принципов управления немало дополнений, уточнений и изменений. Классическая школа оказала значительное влияние  на формирование всех других направлений  в американской теории управления.

Современный американский менеджмент в таком  виде, какой сложился в настоящее  время, базируется на трех исторических предпосылках:

1. Наличие рынка.

2. Индустриальный способ организации производства.

3. Корпорация, как основная форма предпринимательства.

Американский  экономист Роберт Хейлбронер указал на три основных исторически сложившихся  подхода к распределению ресурсов общества. Это традиции, приказы  и рынок. Традиционный подход имеет  в виду распределение экономических  ресурсов общества посредством сложившихся  традиций, от одного поколения к  другому. Командный подход подразумевает  распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение  ресурсов с помощью рынка, без  какого - либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным. Он основан на взаимоотношениях продавца и покупателя, которые самостоятельно устанавливают цены, требования к качеству товара и прочее. Рыночные отношения часто требуют принятия управленческих решений в условиях неопределенности и риска, что повышает ответственность менеджеров за их разработку и принятие.

Современная американская модель менеджмента ориентирована  на такую организационно - правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество).5

Корпорации  получили статус юридического лица, а  их акционеры приобрели право  на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих  им акций. Корпорации пришли на смену  небольшим предприятиям, в которых  вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью  контролировали деятельность рабочих.

По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности  от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор  отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на «контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Американские  корпорации широко используют в своей  деятельности стратегическое управление.

Стратегия - это способ использования средств и ресурсов, направленных на достижение поставленных целей. Стратегия формулирует главные цели и основные пути их достижения таким образом, что корпорация получает единое направление действий. Появление новых целей, как правило, требует поиска и выработки новых стратегий.

Содержание  стратегического управления заключается, во - первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и во - вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпораций, впоследствии превращается в текущие производственно - хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Концепция стратегического управления основана на системном и ситуационном подходах к управлению. Предприятие рассматривается  как «открытая» система.

Стратегическое  управление требует создания организационной  стратегической структуры, в состав которой входит отдел стратегического  развития на высшем уровне управления и стратегические хозяйственные центры. Каждый стратегический хозяйственный центр объединяет несколько производственных подразделений фирмы, выпускающих однотипную продукцию, требующую идентичных ресурсов и технологий и имеющую общих конкурентов.

Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения  рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование сдерживает стремление руководителей  к получению максимальной текущей  прибыли в ущерб решению долгосрочных задач. Стратегическое планирование позволяет руководству корпорации установить обоснованные приоритеты распределения, как правило, всегда ограниченных ресурсов.

Партисипативное управление можно рассматривать  как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью  партисипативного управления является совершенствование использования  всего человеческого потенциала организации.

Партисипативное управление предполагает расширение привлечения  работников к управлению по следующим  направлениям:

1. Предоставление работникам права самостоятельного принятия решений.

2. Привлечение работников к процессу принятия решений (сбор необходимой информации для принятия решения, определение приемов и способов выполнения принятого решения, организация работ и т. д.).

3. Предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы.

4. Участие работников в совершенствовании деятельности, как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений.

5. Предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и прочее с целью более эффективного выполнения решений.

В настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению:

1. Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха.

2. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих.

3. Разработка систем участия в прибыли.

4. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

В 60 - е г. в США получили широкое распространение бригадные методы организации труда и кружки контроля качества, идея создания которых принадлежит американским специалистам по прикладной статистике У. Демингу и Дж. Джурану. Однако впервые кружки контроля качества стали широко применяться в Японии. И только во второй половине 70 - х г. они получили распространение в американских корпорациях.

Для снижения сопротивления рабочих организационным  изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения  «качества трудовой жизни», с помощью  которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем.

Американские  ученые продолжают ставить и разрабатывать  реальные проблемы менеджмента. Так, Э. Петер-сон и Э. Плоумен6 выделяют 6 основных видов менеджмента:

1. Правительство (его деятельность соответствует общему понятию менеджмента, хотя слово «менеджмент» не применяется к деятельности правительства).

2. Государственный менеджмент.

3. Военный менеджмент (особый вид государственного менеджмента).

4. Ассоциационный (клубный) менеджмент.

5. Бизнес - менеджмент (особый вид менеджмента, отличающийся от правительственного и государственного).

6. Менеджмент в государственной собственности.

Менеджер  не может быть «универсальным гением». Американская практика подбора руководящих  работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад  в разработку менеджмента, как учебной дисциплины. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.3. Сравнительный анализ японской и американской моделей менеджмента. 

Сравнительный анализ американской и японской систем управления предприятием, занимающих лидирующее положение в мировой  экономике, представляется важным  потому, что сегодня США и Япония символизируют успех и процветание. В современном мире американская и японская модели управления являются наиболее ярко выраженными. Занимая  доминирующее положение сегодня, американский и японский стили менеджмента  в значительной мере содержат в себе элементы систем управления будущего, определяют основные тенденции и  направления развития теории и практики науки управления и могут быть использованы в Российских условиях.

В приложении (табл. 1) дано сравнение японской и американской моделей менеджмента, позволяющее выделить достоинства и недостатки каждой из них.7

Первопричина  отличий американского и японского  стилей менеджмента скрывается, очевидно, в разных организационных культурах, господствующих на подавляющем большинстве  американских и японских фирм. Именно организационная культура, являясь  набором наиболее важных социально-экономических, морально-этических, правовых, культурологических, личностных и др. установок, принимаемых  членами организации, получает свое выражение в заявляемых организацией ценностях, задает поведенческие ориентиры  людей, а значит, определяет стиль  менеджмента компании. Сравнительный  анализ организационных культур, преобладающих  на американских и японских фирмах, рельефно проясняет и многие различия в американском и японском стилях менеджмента.

Сравнение двух видов организационных культур, доминирующих в большинстве американских и японских фирм,  показывает, что  в США господствует конкурентный тип культуры, а в Японии - культура сотрудничества или коллективистская культура. Этот вывод наглядно подтверждают принятые в Японии и США и абсолютно противоположные системы выплаты заработной платы.

Информация о работе Японский менеджмент