Американский 
менеджмент впитал в себя основы классической 
школы, основателем которой является 
Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик 
и Линдал Урвик сделали много 
для популяризации основных положений 
классической школы. Классическая школа 
оказала значительное влияние на 
формирование всех других направлений 
в американской теории управления.
   На сегодняшний 
день в менеджменте существует 
три основные национальные школы. 
Это японская, европейская 
и американская школы.  Американская 
модель управления зарождалась на рубеже 
XIX – XX веков, когда в США переживали 
экономический бум. Огромные природные 
ресурсы привлекали передовые умы 
того времени; уровень развития техники 
и технологий вступал в резкое 
противоречие со сложившейся на тот 
момент системой производственных отношений. 
Классический капитализм переходил 
в свою высшую, монополистическую 
стадию. Именно в этот период складывались 
объективные предпосылки для 
зарождения «научного менеджмента» 
в США и деятельности его лидера 
– Фредерика Уинслоу Тейлора. 
     Вовсе 
не случайно, что центр развития 
теории и практики менеджмента 
в начале XX века переместился 
из Англии в Америку. Деятельность 
основоположников «научного менеджмента» 
отражала характерные тенденции 
эпохи классического капитализма 
– свободную рыночную экономику, 
индивидуальное предпринимательство, 
господство средних и небольших 
предприятий. Организация труда 
и управления в такой «локальной 
экономике» не требовала систематического 
применения науки, да и сама 
наука ещё не была доминирующим 
общественным институтом, главной 
производительной силой промышленности. 
Так обстояло положение дел 
в Англии эпохи Аркрайта, Смита, 
Болтона и Оуэна.  Таким образом, 
мы можем сделать вывод, что 
именно английская, а точнее англо-саксонская 
модель легла в основу американской 
школы менеджмента. 
Иная ситуация 
складывалась в конце XIX – начале 
XX века в США, которые по техническому 
уровню производства вошли в число 
мировых лидеров. Несколько фактов 
помогаю понять, почему именно Америка 
оказалась родиной современного 
управления. Даже в начале XX века США 
были практически единственной страной, 
где человек мог преодолеть трудности, 
связанные с его происхождением, 
национальностью, проявив личную компетентность. 
Главным фактором развития науки 
управления здесь явился не средний 
и мелкий, а большой бизнес – 
крупные и сверхкрупные корпорации, 
например, такие как Midvale Steel и Bethlehem 
Steel, в каждой из которых работало 
по несколько тысяч человек. В 
Америке, писал Питер Друкер, «крупные 
корпорации составляют меньшинство, но 
такое меньшинство, которое задаёт 
типическую структуру общества, поведение 
людей, их образ жизни. Большой бизнес 
выступает основой любого индустриально 
развитого общества. Он финансирует 
и вызывает к жизни также большую 
науку. Даже профсоюзы и органы правительственной 
администрации есть не что иное, 
как социальный ответ на феномен 
большого бизнеса..  Именно невмешательство 
государства позволяло предпринимателям, 
которые добивались успеха в самом 
начале развития своего бизнеса, становиться 
монополистами. 
     Отмечая 
различия в развитии индустрии 
континентальной Европы и Северной 
Америки, некоторые специалисты 
указываю, что американцы начали 
с механизации всего комплекса 
операции, в то время как европейцы 
склонны были механизировать 
отдельные операции, например, ткачество 
или прядение.  
     В 
Англии техническая мысль развивалась 
в Рамках академической науки. 
Так сказать, на государственной 
основе, а затем уже, через какое-то 
время, достигла практики. Американцы 
заимствовали в готовом виде 
лучшие технические идеи европейцев 
и тут же претворяли их в 
конкретные технические модели. 
Подход североамериканцев был 
более гибким и скорым, внедрение 
техники в меньшей степени опутано бюрократическими 
сетями. Центрами технического прогресса 
в Европе чаще всего служили государственные 
учреждения и университеты, а в США – предприятия. 
Передовые фирмы имели хорошо оснащенные 
лаборатории, занимающиеся практическим 
внедрением технических достижений. Таковы 
исторические предпосылки возникновения 
американской школы менеджмента. 
     В 
американской школе менеджмента 
принято считать, что успех 
фирмы зависит, прежде всего, 
от внутренних факторов. Особое 
внимание уделяется рациональной 
организации производства, постоянному 
росту производительности труда, 
эффективному использованию ресурсов. 
В то время как внешние факторы 
отходят на второй план. 
     Рационализация 
производства выражается в высокой 
степени специализации отдельных 
работников и структурных единиц 
компании и жёстком разграничении 
их обязанностей. Преимущества специализации 
заключаются в том, что она 
позволяет сократить объём подготовки 
работников, повысить уровень профессионального 
умения на каждом специализированном 
рабочем месте, отделить от 
производственных заданий те, которые 
не требуют квалифицированного 
труда и могут быть выполнены 
неквалифицированными работниками, 
получающими меньшую заработную 
плату, а также увеличивает 
возможности специализированного 
оборудования. 
     Решения 
чаще всего принимаются индивидуально, 
уровень ответственности же находится 
в управленческой пирамиде на 
одну - две ступени выше, чем уровень 
менеджеров, обладающих формальной 
властью. Это означает, что руководство 
отвечает за деятельность своих 
подчинённых. 
Американская 
фирма функционирует в социальной 
атмосфере, проповедующей равноправие. 
Соответственно рабочие здесь являются 
более мобильными, легко меняют место 
работы в поисках индивидуальной 
выгоды. Стоит отметить, что дух 
«жертвенности» (альтруизма) редок 
у американцев: даже в действиях, 
направленных на пользу общества, на поверку 
легко обнаруживается личная выгода. 
Часто на фирме поощряется конкуренция 
между сотрудниками (один из способов 
стимулирования), именно поэтому американцы 
– ярко выраженные индивидуалисты 
и порой им очень сложно работать 
в команде. 
     Для 
американской модели менеджмента 
характерна иерархическая модель 
управления. 
В традиционной 
модели иерархической организации, 
прежде всего, имеет место разграничение 
процесса принятия деловых стратегических 
решений и оперативных решений. 
Основой стратегического управления 
является системный и ситуационный 
анализ внешней (макроокружение и конкуренты) 
и внутренней (научные исследования 
и разработки, кадры и их потенциал, 
финансы, организационная культура 
и пр.) среды.
     Важнейшей 
составной частью плановой работы 
корпорации является стратегическое 
планирование, возникшее в условиях 
насыщения рынка и замедления 
роста ряда корпораций. Стратегическое 
планирование создает базу для 
принятия эффективных управленческих 
решений.
Для снижения сопротивления 
рабочих организационным изменениям, 
происходящим в корпорациях, разрабатываются 
программы повышения «качества 
трудовой жизни», с помощью которых 
работники корпорации привлекаются 
к разработке стратегии ее развития, 
обсуждению вопросов рационализации производства, 
решению разнообразных внешних 
и внутренних проблем. Первый касается 
деловых решений фирмы, которые 
определяют основные направления её 
функционирования. После выработки 
последних фирма принимает оперативные 
решения для адаптирования своей 
деятельности к непредвиденным различным 
обстоятельствам (поломке оборудования, 
браку и т.п.) и к изменению ситуации на 
рынке. Основной принцип такой иерархической 
координации характеризуется следующими 
двумя особенностями: 
Каждая функциональная 
единица имеет не более одного 
прямого начальника и не связана 
с другими единицами (следовательно, 
любая координация действий двух 
несравнимых единиц осуществляется 
общим прямым начальником). 
Только одна 
единица (центральный отдел) является
В настоящее 
время в США получили распространение 
четыре основные формы привлечения 
рабочих к управлению: участие 
рабочих в управлении трудом и 
качеством продукции на уровне цеха; 
создание рабочих советов (совместных 
комитетов) рабочих и управляющих; 
разработка систем участия в прибыли; 
привлечение представителей рабочих 
в советы директоров корпораций.  
Роль 
государства в 
экономике
В американском 
хозяйстве государство не играет 
значительной роли как собственник 
средств производства и совокупный 
предприниматель. Доля государственного 
сектора в ВВП – около 4%, а 
вместе с предприятиями местных 
властей – около 13% ВВП. В нем 
занято порядка 14-15% рабочей силы. Государству 
принадлежит значительная часть 
собственности – почти 25% территории, 
сеть федеральных дорог и многие 
другие предприятия инфраструктуры. 
  Государство 
играет определяющую роль в 
воспроизводстве рабочей силы, охране 
окружающей среды, развитии научной 
сферы. Оно осуществляет общенациональное 
регулирование через кредитно-денежную 
и бюджетную политику, федеральную 
контрактную систему. В целом 
государство выполняет общественно 
значимые функции, которые или 
не приносят быстрого дохода 
или не являются оптимальными 
для частных хозяйствующих субъектов.
Особенности 
менталитета 
Черты поведения:
бизнесмены действуют 
прямолинейно;
прибегают к 
натиску, приказу в процессе согласования 
решения на переговорах;
не делают долгих 
отступлений, а сразу переходят 
к самой сути вопроса, прагматически 
классифицируя их, решая вопросы 
один за другим.
  Главной 
целью является всесторонняя 
договоренность. Одно из самых 
важных условий – соблюдение 
всех законов, нормативных актов, 
положений, а не выгода и 
согласие между партнерами. В 
состав американской делегации 
на переговорах обязательно входит 
уполномоченный представитель, который 
имеет право на принятие решений, 
и юрист. Американские менеджеры 
не приветствуют, если их коллеги 
(партнеры) прерываются во время 
дискуссий или перед принятием 
решения удаляются для обсуждения 
своего решения.
Cпецифика управления 
в американских компаниях
Некоторые американские 
авторы называют привлечение непрофессионалов 
к управлению "третьей революцией" 
в управлении после выделения 
управления в особый вид деятельности 
и появления менеджеров. 
  В настоящее 
время в США получили распространение 
четыре основные формы привлечения 
рабочих к управлению:
  - участие рабочих 
  в управлении трудом и качеством продукции 
  на уровне цеха;
- создание 
  рабочих советов (совместных комитетов) 
  рабочих и управляющих;
- разработка 
  систем участия в прибыли;
- привлечение 
  представителей рабочих в советы директоров 
  корпораций.
Привлечение рабочих 
к участию в высших органах 
управления корпорацией – советах 
директоров – на практике встречается 
крайне редко.
  Для снижения 
сопротивления рабочих организационным 
изменениям, происходящим в корпорациях, 
разрабатываются программы повышения 
"качества трудовой жизни", 
с помощью которых работники 
корпорации привлекаются к разработке 
стратегии ее развития, обсуждению 
вопросов рационализации производства, 
решению разнообразных внешних 
и внутренних проблем.
Основные 
особенности управления 
в американской компании:
  - Функциональность, 
  что означает четко закрепленные должностные 
  обязанности за сотрудником. Принцип: 
  сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее 
  всего; не важно, какой ты, важно, что ты 
  умеешь делать как специалист. 
- Задача менеджера 
  состоит в раскрытии творческого потенциала 
  сотрудника. Поощрение новых идей.
- Обязательная 
  переподготовка и непрерывное обучение.
- Управление 
  по целям. Расчленение любой задачи, где 
  решение связано с совокупностью разнородных 
  знаний. Четкий алгоритм достижения.
- Реализация 
  противоположных тенденций: жесткий функциональный 
  подход (например, конвейерная система) 
  и большое количество лидеров и творческих 
  личностей, децентрализация и централизация, 
  жесткость в отстаивании своих интересов 
  и гибкость в реализации.
- Карьерный 
  рост происходит строго в рамках профессиональной 
  специализации. 
- Развитая 
  корпоративная культура.
- Менеджмент 
  считается сильным конкурентным преимуществом.
 Перестройка 
кадровой работы начиналась с 
управляющих и высокооплачиваемых 
специалистов. С позиции концепции 
“человеческих ресурсов” инвестиции 
в этот персонал наиболее оправданы.