Японская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2011 в 16:38, реферат

Описание

Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками. В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство – человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов.

Работа состоит из  1 файл

менеджмент - Копия.docx

— 35.59 Кб (Скачать документ)

Американский  менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много  для популяризации основных положений  классической школы. Классическая школа  оказала значительное влияние на формирование всех других направлений  в американской теории управления.

   На сегодняшний  день в менеджменте существует  три основные национальные школы. 

Это японская, европейская  и американская школы.  Американская модель управления зарождалась на рубеже XIX – XX веков, когда в США переживали экономический бум. Огромные природные  ресурсы привлекали передовые умы  того времени; уровень развития техники  и технологий вступал в резкое противоречие со сложившейся на тот  момент системой производственных отношений. Классический капитализм переходил  в свою высшую, монополистическую  стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для  зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

     Вовсе  не случайно, что центр развития  теории и практики менеджмента  в начале XX века переместился  из Англии в Америку. Деятельность  основоположников «научного менеджмента»  отражала характерные тенденции  эпохи классического капитализма  – свободную рыночную экономику,  индивидуальное предпринимательство,  господство средних и небольших  предприятий. Организация труда  и управления в такой «локальной  экономике» не требовала систематического  применения науки, да и сама  наука ещё не была доминирующим  общественным институтом, главной  производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел  в Англии эпохи Аркрайта, Смита,  Болтона и Оуэна.  Таким образом,  мы можем сделать вывод, что  именно английская, а точнее англо-саксонская  модель легла в основу американской  школы менеджмента. 

Иная ситуация складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по техническому уровню производства вошли в число  мировых лидеров. Несколько фактов помогаю понять, почему именно Америка  оказалась родиной современного управления. Даже в начале XX века США  были практически единственной страной, где человек мог преодолеть трудности, связанные с его происхождением, национальностью, проявив личную компетентность. Главным фактором развития науки  управления здесь явился не средний  и мелкий, а большой бизнес –  крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В  Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение  людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально  развитого общества. Он финансирует  и вызывает к жизни также большую  науку. Даже профсоюзы и органы правительственной  администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен  большого бизнеса..  Именно невмешательство  государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом  начале развития своего бизнеса, становиться  монополистами.

     Отмечая  различия в развитии индустрии  континентальной Европы и Северной  Америки, некоторые специалисты  указываю, что американцы начали  с механизации всего комплекса  операции, в то время как европейцы  склонны были механизировать  отдельные операции, например, ткачество  или прядение. 

     В  Англии техническая мысль развивалась  в Рамках академической науки.  Так сказать, на государственной  основе, а затем уже, через какое-то  время, достигла практики. Американцы  заимствовали в готовом виде  лучшие технические идеи европейцев  и тут же претворяли их в  конкретные технические модели. Подход североамериканцев был  более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей степени опутано бюрократическими сетями. Центрами технического прогресса в Европе чаще всего служили государственные учреждения и университеты, а в США – предприятия. Передовые фирмы имели хорошо оснащенные лаборатории, занимающиеся практическим внедрением технических достижений. Таковы исторические предпосылки возникновения американской школы менеджмента.

     В  американской школе менеджмента  принято считать, что успех  фирмы зависит, прежде всего,  от внутренних факторов. Особое  внимание уделяется рациональной  организации производства, постоянному  росту производительности труда,  эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы  отходят на второй план.

     Рационализация  производства выражается в высокой  степени специализации отдельных  работников и структурных единиц  компании и жёстком разграничении  их обязанностей. Преимущества специализации  заключаются в том, что она  позволяет сократить объём подготовки  работников, повысить уровень профессионального  умения на каждом специализированном  рабочем месте, отделить от  производственных заданий те, которые  не требуют квалифицированного  труда и могут быть выполнены  неквалифицированными работниками,  получающими меньшую заработную  плату, а также увеличивает  возможности специализированного  оборудования.

     Решения  чаще всего принимаются индивидуально,  уровень ответственности же находится  в управленческой пирамиде на  одну - две ступени выше, чем уровень  менеджеров, обладающих формальной  властью. Это означает, что руководство  отвечает за деятельность своих  подчинённых. 

Американская  фирма функционирует в социальной атмосфере, проповедующей равноправие. Соответственно рабочие здесь являются более мобильными, легко меняют место  работы в поисках индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух  «жертвенности» (альтруизма) редок  у американцев: даже в действиях, направленных на пользу общества, на поверку  легко обнаруживается личная выгода. Часто на фирме поощряется конкуренция  между сотрудниками (один из способов стимулирования), именно поэтому американцы – ярко выраженные индивидуалисты и порой им очень сложно работать в команде.

     Для  американской модели менеджмента  характерна иерархическая модель  управления.

В традиционной модели иерархической организации, прежде всего, имеет место разграничение  процесса принятия деловых стратегических решений и оперативных решений. Основой стратегического управления является системный и ситуационный анализ внешней (макроокружение и конкуренты) и внутренней (научные исследования и разработки, кадры и их потенциал, финансы, организационная культура и пр.) среды.

     Важнейшей  составной частью плановой работы  корпорации является стратегическое  планирование, возникшее в условиях  насыщения рынка и замедления  роста ряда корпораций. Стратегическое  планирование создает базу для  принятия эффективных управленческих  решений.

Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем. Первый касается деловых решений фирмы, которые  определяют основные направления её функционирования. После выработки  последних фирма принимает оперативные  решения для адаптирования своей  деятельности к непредвиденным различным  обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:

Каждая функциональная единица имеет не более одного прямого начальника и не связана  с другими единицами (следовательно, любая координация действий двух несравнимых единиц осуществляется общим прямым начальником).

Только одна единица (центральный отдел) является

В настоящее  время в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению: участие  рабочих в управлении трудом и  качеством продукции на уровне цеха; создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих; разработка систем участия в прибыли; привлечение представителей рабочих  в советы директоров корпораций. 

Роль  государства в  экономике

В американском хозяйстве государство не играет значительной роли как собственник  средств производства и совокупный предприниматель. Доля государственного сектора в ВВП – около 4%, а  вместе с предприятиями местных  властей – около 13% ВВП. В нем  занято порядка 14-15% рабочей силы. Государству  принадлежит значительная часть  собственности – почти 25% территории, сеть федеральных дорог и многие другие предприятия инфраструктуры.

  Государство  играет определяющую роль в  воспроизводстве рабочей силы, охране  окружающей среды, развитии научной  сферы. Оно осуществляет общенациональное  регулирование через кредитно-денежную  и бюджетную политику, федеральную  контрактную систему. В целом  государство выполняет общественно  значимые функции, которые или  не приносят быстрого дохода  или не являются оптимальными  для частных хозяйствующих субъектов.

Особенности менталитета 

Черты поведения:

бизнесмены действуют  прямолинейно;

прибегают к  натиску, приказу в процессе согласования решения на переговорах;

не делают долгих отступлений, а сразу переходят  к самой сути вопроса, прагматически  классифицируя их, решая вопросы  один за другим.

  Главной  целью является всесторонняя  договоренность. Одно из самых  важных условий – соблюдение  всех законов, нормативных актов,  положений, а не выгода и  согласие между партнерами. В  состав американской делегации  на переговорах обязательно входит  уполномоченный представитель, который  имеет право на принятие решений,  и юрист. Американские менеджеры  не приветствуют, если их коллеги  (партнеры) прерываются во время  дискуссий или перед принятием  решения удаляются для обсуждения  своего решения.

Cпецифика управления в американских компаниях

Некоторые американские авторы называют привлечение непрофессионалов к управлению "третьей революцией" в управлении после выделения  управления в особый вид деятельности и появления менеджеров.

  В настоящее  время в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению:

  • участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха;
  • создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих;
  • разработка систем участия в прибыли;
  • привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций.

Привлечение рабочих  к участию в высших органах  управления корпорацией – советах  директоров – на практике встречается  крайне редко.

  Для снижения  сопротивления рабочих организационным  изменениям, происходящим в корпорациях,  разрабатываются программы повышения  "качества трудовой жизни", с помощью которых работники  корпорации привлекаются к разработке  стратегии ее развития, обсуждению  вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних  и внутренних проблем.

Основные  особенности управления в американской компании:

  • Функциональность, что означает четко закрепленные должностные обязанности за сотрудником. Принцип: сосредоточься на том, что ты делаешь успешнее всего; не важно, какой ты, важно, что ты умеешь делать как специалист.
  • Задача менеджера состоит в раскрытии творческого потенциала сотрудника. Поощрение новых идей.
  • Обязательная переподготовка и непрерывное обучение.
  • Управление по целям. Расчленение любой задачи, где решение связано с совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.
  • Реализация противоположных тенденций: жесткий функциональный подход (например, конвейерная система) и большое количество лидеров и творческих личностей, децентрализация и централизация, жесткость в отстаивании своих интересов и гибкость в реализации.
  • Карьерный рост происходит строго в рамках профессиональной специализации.
  • Развитая корпоративная культура.
  • Менеджмент считается сильным конкурентным преимуществом.

 Перестройка  кадровой работы начиналась с  управляющих и высокооплачиваемых  специалистов. С позиции концепции  “человеческих ресурсов” инвестиции  в этот персонал наиболее оправданы.

Информация о работе Японская модель менеджмента