Автор работы: b**********@list.ru, 27 Ноября 2011 в 23:59, курсовая работа
Управление  знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. 
Талант  – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые  дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить  определенную сложную трудовую деятельность.
     2. 
Управление знаниями 
Управление знаниями – это непрерывный процесс, направленный на создание, накопление и применение знаний в компании. Критерием его эффективности является возможность сотрудника компании своевременно получить требуемое знание, т.е. сотрудники службы УЗ обеспечивают остальных сотрудников компании:
     Вариативность 
подходов к управлению знаниями является 
следствием различий между формализованными 
и персонализированными знаниями. На 
этих различиях базируются 2 основных 
подхода: 
 
| № | . | Управление формализованными знаниями | Управление персонализированными знаниями | 
| 1 | Концептуальная схема | ||
| 2 | Генерация знаний | Знание генерируется человеком и впоследствии кодифицируется, либо создается информационной системой на основании уже имеющихся знаний | Знание генерируется человеком, который и становится его владельцем | 
| 3 | Хранение знаний | Физические носители информации | Головы людей | 
| 4 | Распространение знаний | Посредством информационной 
  системы и/или имеющихся | Системы наставничества, корпоративные университеты | 
| 5 | Основной акцент в управлении | Информационная 
  система, упрощающая формализацию, хранение, 
  распространения и | Создание социальной сети, ориентированной на распространение знаний внутри компании | 
| 6 | Плюсы | Разовые инвестиции в формализацию знания и неограниченное дальнейшее его использование | Постоянный обмен знаниями стимулирует их генерацию и развитие | 
| 7 | Минусы | Носители знаний 
  не заинтересованы в его формализации Далеко не все знания формализуемы (например, плавание или езда на велосипеде) | Постоянные 
  инвестиции в сотрудников, обладающих 
  знанием Знание покидает компанию вместе с сотрудником | 
Рассмотрим схему, отражающую связи между блоками знаний внутри компании. Очевидно, что для управления используемыми знаниями требуется комбинация рассмотренных подходов.
 
     
 
Виды знаний в организациях
Знания, 
которые используются в организациях, 
бывают специальными и общими. К 
специальному знанию относятся ноу-хау, 
исследования рынка конкретной продукции, 
особая корпоративная культура, специфические 
методы управления, оригинальные способы 
мотивации персонала и пр. Специальное 
знание является наиболее вероятным 
источником конкурентного преимущества 
организации, поскольку формирует 
ее отличительные способности. К 
общему знанию, которым обладают аналогичные 
организации в отрасли, относятся 
знания о способах производства продукции, 
о базовых отраслевых технологиях. 
К общему относится также то знание, 
которое разделяют все 
В зависимости от области знаний можно выделить:
С точки 
зрения носителей знания существуют 
индивидуальные и групповые знания. 
То, что знает отдельный человек, 
является его индивидуальным знанием. 
Традиционные представления исходят 
из того, что знания — это прерогатива 
отдельных людей, при этом группа 
— лишь простая сумма членов этой 
группы, а групповое знание — 
сумма их знаний. 
Б. Гейтс 
в книге «Бизнес со скоростью 
мысли» пишет о необходимости 
повышения интеллектуального 
Можно 
предложить следующую классификацию 
знаний, формирующихся в рамках организации 
в зависимости от области применения[8] 
(табл. 1.1). Знания лишь с определенной 
долей условности являются относительно 
самостоятельными видами. Они всегда 
существуют совместно, дополняют друг 
друга и не могут друг без друга 
существовать. 
 
Таблица 1.1 Виды знаний с точки зрения содержания и области применения
| Вид | Содержание | Область применения | 
| Знаю что | Когнитивное знание, знание фактов, необходимых для выполнения той или иной работы | Эти знания нужны во многих ситуациях, но не всегда критичны (можно знать правила игры в футбол, но не играть) | 
| Знаю кто | Когнитивное знание, знания об отношениях, контактах, о том, кто обладает необходимыми умениями и возможностями, а также знаниями | Эти знания особенно важны в процессе сетевых взаимодействий | 
| Знаю как | Продвинутые умения, знания о процессах, процедурах, методиках, инструментах, технологиях, которые используются в организациях | Эти знания позволяют выполнить задание, однако можно выполнить задание, но не иметь представления о процессе в целом | 
| Знаю где | Знания о том, где можно найти необходимую информацию, а также с помощью каких поисковых средств можно это сделать | Применяются при работе с современными средствами поиска и обработки информации | 
| Знаю почему | Системное понимание, знания о контексте деятельности отдельных работников и организации в целом знания о перспективах, факторах деятельности | Эти знания важны при реализации стратегических планов развития. Они позволяют установить зависимость между элементами и их влиянием на процессы, помогают установить, в какой момент наиболее целесообразно осуществлять те или иные действия или прекратить активность | 
| Чувствую как и почему | Синтез и тренированная интуиция, знания, которые позволяют соединить два или более аспекта для получения нового эффекта | Эти знания генерируют и реализуют инновации, а также координируют работу в организации, направляя ее в русло высокой эффективности | 
Знания 
сами по себе не могут решить всех проблем 
эффективной деятельности организации. 
Так, в ней может присутствовать 
достаточно продвинутое понимание 
деятельности отдельных работников, 
знания о перспективах, факторах деятельности 
(«знаю почему»). В то же время 
без соответствующей мотивации 
персонала трудно рассчитывать на высокую 
отдачу от таких знаний. Построение 
нового знания — комплексный, интерактивный 
и нелинейный процесс. Профессиональные 
менеджеры должны действовать на 
всех пяти уровнях создания нового 
знания: когнитивном, продвинутом, системной 
интеграции, креативном и интуитивном 
— и соответственно управлять 
с помощью тренингов, стимулирования, 
соответствующих оргструктур, контролируя 
результаты. 
Таким 
образом, знания различаются по степени 
их общности (специальные, общие), по областям 
(маркетинговые, технологические, коммуникационные, 
макроэкономические и др.), по носителям 
(индивидуальные и групповые), по предмету 
(знаю как; знаю почему; знаю что; знаю кто; 
знаю где; знаю когда), а также по 
иным характеристикам. 
Первые 
три признака могут пересекаться. 
Так, можно выделить специальные 
индивидуальные маркетинговые знания. 
Это то, что знает отдельный 
человек относительно конкретных маркетинговых 
приемов, осуществляемых в организации. 
Наряду с ними существуют специальные 
групповые маркетинговые 
Существуют научные знания. Они могут быть «упакованны» в голове ученого, изложены в научном трактате в кодифицированной форме.
Существуют 
прикладные знания, например специальные 
знания мастерового, который не только 
знает, как сделать тот или 
иной сложный продукт, но и умеет 
проделать все необходимые 
Знания 
могут приобретать форму 
Явное и неявное знание
Явное 
(эксплицитное) знание выражено в виде 
слов и цифр и может передаваться 
в формализованном виде на носителях 
(документы, инструкции, книги, дискеты, 
памятные записки и пр.). 
Неявное 
(тацитное) знание не формализуется и может 
существовать лишь вместе с его обладателем 
— человеком или группой лиц.  
Неявное 
знание сложно передается от одного человека 
другому. Оно связано с интуицией, 
прозрением, догадками, идеалами, ценностями. 
Этот вид знаний — основа индивидуальных 
действий и опыта. 
Западные 
традиции в теории управления восходят 
своими корнями к тейлоризму, в 
рамках которого осуществлялось желание 
расчленить все действия на элементарные 
составляющие, рационализировать их 
и выдать исчерпывающие инструкции. 
Для современной практики управления 
важен восточный, в частности 
японский, подход к управлению, в 
том числе подход к определению 
того, чем являются знания. Разные подходы 
обусловлены культурными 
Организации 
в процессе своей деятельности не 
только и не столько сортируют, хранят 
и используют имеющиеся знания, сколько 
создают новые знания в процессе 
инновационной деятельности, в том 
числе опираясь на неявное знание. 
Каждый работник изначально включен 
в процесс создания нового знания 
организации. 
Западные 
исследователи отмечают: «На протяжении 
истории человечества неоднократно 
признавалось, что человеческий ум 
располагает двумя способами 
познания, двумя типами сознания, которые 
часто обозначались как рациональный 
и интуитивный, и традиционно 
ассоциировались с наукой и религией. 
На Западе интуитивный, религиозный 
тип познания нередко считался менее 
ценным, чем рациональный, научный 
тип познания, в то время как 
на Востоке было распространено противоположное 
мнение» [9].  
При сравнении восточного и западного подходов можно проследить различия между явным и неявным знанием. Важнейшей частью управления знаниями выступают технологии распространения, адаптации, конвертации и использования именно неявных знаний, которые тесно переплетены с эмоциями, принципами, приверженностью и др.
Самурай как обладатель неявного знания
Примером 
передачи неявных знаний может быть 
практика воспитания самурая. В процессе 
обучения и воспитания самурая основной 
акцент делается не столько на познания 
в области литературы, философии, 
точных наук (область явных знаний), 
сколько на выработку характера 
человека действия, отвечающего принципам 
и моделям поведения (область 
неявных знаний). Нельзя воспитать 
убеждения в процессе чтения каких-либо 
текстов, более того, эти знания невозможно 
передать через инструкции. Процесс 
воспитания — сложный и последовательный 
процесс общения с учителем, в 
результате которого постепенно формируются 
убеждения и закаляется воля.