Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 02:52, реферат
При изучении различных источников пополнения резерва кадров кадровым службам следует руководствоваться следующими принципами:
проведение оценки работников в отдельных группах должностей и специальностей для выявления лучших в данной группе по деловым качествам, результатам труда;
оценка претендентов на должность должна проводиться гласно, чтобы до минимума свести возможность влияния субъективных факторов.
Формирование резерва представляет собой процесс выдвижения с помощью специально разработанных форм и методов отбора наиболее перспективных работников. Отбор кандидатов в резерв производится на основе необходимой информации, при этом обеспечивается принцип соответствия кандидата на должности руководителя.
В применении этого принципа должны учитываться следующие условия:
комплексная оценка уровня квалификации, профессионализма и продуктивности деятельности работника;
оценка качества труда (пригодность результатов труда к использованию, тщательность выполнения, надежность, рациональность, экономичность);
оценка деловых качеств;
Категории руководящих должностей в структуре резерва кадров могут быть определены постановлением совета директоров, приказом руководителя предприятия. Включать в резерв руководитель может только те руководящие должности, право назначения на которые входит в его компетенцию.
Перечень этих руководящих должностей составляет номенклатуру руководящих должностей определенного уровня управления. В пределах этой номенклатуры руководитель определяет права и ответственность должностных лиц за создание резерва.
Права и ответственность должностных лиц должны быть регламентированы в инструкции по работе с резервом, которую необходимо подготовить одновременно с приказом о работе с резервом на предприятии.
Формирование и составление списка резерва состоит из:
* формирования списка кандидатов в резерв;
* создание резерва на конкретные должности.
В процессе формирования резерва на первой стадии следует определить:
* кого можно и необходимо включить в списки кандидатов в резерв;
* кого из включенных в списки кандидатов в резерв необходимо учить;
* какую форму подготовки
применить к каждому кандидату
с учетом его индивидуальных
особенностей и перспективы
* оценка кандидатов в резерв;
* сравнение качеств
кандидатов с требованиями
Формирование и составление списка не гарантируют обязательного выдвижения. Это положительно отражается как на отношениях в коллективе, так и на самих кандидатах в резерв.
До начала процедуры формирования резерва должны быть выполнены следующие работы:
* прогноз изменения структуры аппарата;
* совершенствование
продвижения работников по
* определение степени
обеспеченности резервом
* определение степени
насыщенности резерва по
Итогом выполнения
указанных работ является определение
текущей и перспективной
Для формирования резерва на выдвижение большую роль играет круг специалистов, из которого происходит отбор в резерв. Психологи утверждают, что расцвет творческой деятельности человека наступает в 35-40 лет. Это означает, что кадровый резерв на должности руководителей низшего звена предприятия должны составлять в основном специалисты в возрасте 25-30 лет. Практика показывает, что средний возраст кандидатов, включаемых обычно в резерв, близок к 40 годам и имеет тенденцию к повышению. Это позволяет сделать вывод, что специалисты, входящие в резерв руководителей, по возрасту находятся в большинстве своем в зоне спада творческой активности, хотя и обладают достаточным опытом хозяйственной деятельности.
Это обстоятельство
связано с таким
Следует также напомнить, что если начальник не продвигается по службе, то его подчиненные также чаще всего ограничиваются в движении наверх. Если же начальника освобождают от занимаемой должности за некомпетентность или развал работы, то преемником редко становится способный молодой человек, непосредственно работающий рядом с ним. Нового руководителя обычно назначают со стороны, а он в свою очередь, приводят своих собственных способных людей. Отсюда вывод: удачливый и продвигающий по служебной лестнице руководитель является гарантом собственных успехов работников.
Способствовать улучшению базы для формирования резерва может движение "по горизонтали", то есть своевременное обновление кадров, сочетание опыта старых кадров с энергией молодых. Движение "по горизонтали" может дать значительный положительный эффект, ибо на новом месте работник не только сможет применять свои знания, но и вынужден будет учится, что, безусловно, пробудит ''дремавшую'' активность, вызовет приток энергии, поднимет инициативу. Кроме того, такое перемещение откроет дорогу для выдвижения новым кадрам управления.
Подбор заместителя руководителя на любом уровне управления прежде всего должен предусматривать возможность использования этого работника на должности руководителя. На практике часто оказывается, что руководитель старается назначить своим заместителями работников, неперспективных с точки зрения дальнейшего выдвижения (например, по возрасту, состоянию здоровья, квалификации и т.д.). Тем самым создается благоприятная ситуация для руководителя, так как на фоне таких заместителей он становится незаменимым. Следствием этого является уменьшение базы для формирования резерва.
Для дальнейшего
совершенствования работы по формированию
резерва необходимо учитывать следующие
важнейшие моменты при
1. Должны быть
определены категории
2. Должна быть
предусмотрена возможность
3. Преодоление застоя руководящих кадров.
4. Определение персональной
ответственности руководителей
за рациональную расстановку
определенной категории кадров.
Например, за расстановку мастеров
и начальников участков в цехе
должен отвечать начальник
Списки кандидатов в резерв формируются путем: поиска кандидатов, оценки (аттестации) отобранных кандидатов, определения сроков, форм и методов обучения кандидатов.
Поиск кандидатов в списки резерва представляет собой трудоемкую задачу изучения потенциальных возможностей всех специалистов, работающих в данном трудовом коллективе и еще не работающих в нем, например, выпускников вузов и техникумов. Формирование резерва специалистов для выдвижения на руководящие должности лучше начинать еще в учебных заведениях.
Кандидатов для включения в списки резерва на выдвижение изучают с помощью:
* документальных
данных - отчетов, автобиографий,
характеристик, результатов
* беседы (интервью) по
специально составленному
* наблюдения поведения
работника в различных
* результатов трудовой
деятельности - производительности
труда, качества выполняемой
* метода заданной
группировки работников. Когда под
заданные требования к
В этом методе сравниваются качества претендентов с требованиями должности того или иного ранга. Использование метода предполагает формирование трех видов информационных массивов: профессиограмм всей номенклатуры руководящих должностей, фактографических данных и критериев качеств специалистов.
При формировании списков кандидатов в резерв учитываются следующие факторы:
* требования к
должности, описание и оценка
рабочего места, оценка
* профессиональная
характеристика специалиста,
* перечень должностей,
занимая которые, работник
* предельные ограничения
критериев (образование,
* результаты оценки
формальных требований и
* значение приоритетов кандидатов в резерв;
* выводы и рекомендации последней аттестации;
* мнение руководителей
и специалистов смежных
* результаты оценки
потенциала кандидата (
Наиболее весомыми факторами и критериями, подлежащими учету при формировании системы качеств руководителя в резервируемой должности, являются:
* мотивация труда
- интерес к профессиональным
проблемам и творческому труду,
* профессионализм
и компетентность, образовательный
и возрастной цензы, стаж
* личностные качества
и потенциальные возможности
- высокая степень
При выдвижении кандидатов в списки резерва на руководящие должности преимущество отдается работникам, прошедшим оценку (аттестацию) и рекомендованным на выдвижение.
При включении в
списки кандидатов в резерв должна
учитываться способность
* выявления потенциальных руководителей;
* расстановки работников
(кто и какую ступеньку в
иерархической лестнице
* определения резерва
(кто в будущем может работать
на соответствующих должностях)
По завершении поиска кандидатов в резерв составляются предварительные списки резерва по результатам сравнения учетных данных работников с фактографическими требованиями должности. Алгоритм выбора состоит из трех этапов. На первом этапе составляется список специалистов, которые по образованию, стажу работы и другим характеристикам удовлетворяют требованиям профессиограммы резервируемой должности. На втором этапе список сокращается: из него исключаются те кандидаты, которые уступают другим хотя бы по одному признаку (показателю). На третьем этапе формируется список кандидатов, подлежащих экспертной оценке их качеств.
Для предварительного отбора кандидатов можно использовать матрицу требований кандидатам на зачисление в резерв. В этой матрице записываются условия, при которых работник данной должности может быть зачислен в резерв на все возможные руководящие должности.
Задачи второй стадии формирования списка резерва решаются:
* оценкой кандидатов;
* сопоставлением
совокупности качеств
* сравнением кандидатов
на одну должность друг с
другом и выбором того, кто
более других подходит для
работы в резервируемой
Итогом второй стадии формирования списка резерва является корректировка предварительного списка по результатам оценки и сравнения кандидатов.
Работники, прошедшие вторую стадию отбора, подвергаются дополнительному контролю для выявления способностей к руководящей работе с помощью психологического тестирования и деловых игр.
Информация о работе Планирование кадрового резерва руководителей