Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 16:19, курс лекций
Тема 1. Общая характеристика стратегического менеджмента.
1.1.	Технократический и предпринимательский стили управления;
1.2.	Понятия и сущность СМ;
1.3.	Принципы, преимущества, проблемы СМ;
1.4.	Основные элементы СМ;
1.5.	Этапы развития СМ;
1.6.	Виды СМ;
1.7.	Способности необходимые менеджеру для осуществления СМ;
1.8.	Подходы к разработки стратегии организаций.
      Поля 
ВС, ВУ, СС содержат возможности имеющие 
большое значение для организации 
и их обязательно нужно 
Таблица. Матрица угроз.
| Вероятность реализации угрозы | Возможные последствия для организации | |||
| Разрушение | Критическое состояние | Тяжелое состояние | “Легкие ушибы” | |
| Высокая | Поле ВР | Поле ВК | Поле ВТ | Поле ВЛ | 
| Средняя | Поле СР | Поле СК | Поле СТ | Поле СЛ | 
| Низкая | Поле НР | Поле НК | Поле НТ | Поле НЛ | 
Угрозы ВР, ВК, СР представляют очень большую опасность для организации и требуют обязательного и немедленного устранения. Угрозы НР, СК, ВТ, которые следует устранять в первом очередном порядке. Угрозы НК, СТ. ВЛ требующие внимательного и ответственного рассмотрения. Угрозы НТ, НЛ, СЛ за которыми осуществляется текущий мониторинг. Но не ставится задача их обязательного устранения.
Составление профиля среды. Данный метод используется как продолжение SWOT-анализа. Этот метод позволяет оценить относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
Таблица. Шаблон таблицы профиля среды.
| Факторы среды организации | Важность для отрасли, А | Влияние на организацию, В | Направленность влияния, С | Степень важности, D=A*B*C | 
| 1. | ||||
| 2. | ||||
| 3. | ||||
| ……... | 
      Алгоритм 
составления профиля 
среды: 1.оценка важности фактора 
среды для отрасли, по следующей шкале: 
3-большая важность, 2-умеренная, 1-слабая; 
2.оценка влияния фактора среды на организации 
по шкале: 3-сильное, 2-умеренное.1-слабое, 
0-отсутствие влияния; 3.оценка направленности 
влияния по шкале: +1-позитивное; -1-негативное; 
4. все три экспертные оценки пере….. 
и получается интегральная оценка, показывающая 
степень важности фактора для организации.  
3.2. Факторный анализ.
Факторный анализ – комплексное и системное изучение и измерение воздействия различных факторов на величину результативных показателей. Может использоваться для оценки эффективности конкретного бизнеса; например, для определения его конкретной способности. Виды факторного анализа: 1.детерминированный и стохастический факторный анализ. Детерминированный факторный анализ представляет собой исследование влияния факторов, связь которых с результативным показателем носит функциональный характер, то есть существует прямая причинно-следственная связь. Стохастический анализ изучает факторы, связь с которыми с результативном показателем является неполной, вероятностной, корреляционной. 2.прямой и обратный факторный анализ. При прямом факторном анализе исследование ведется дедуктивным способом (от общего к честному). При обратном – способ индукции (от частного к общему). 3.статистический и динамический факторный анализ. Статистический анализ применяется при определении влияния на определенный момент времени, а динамический анализ рассматривает причинно-следственной связи в динамике. 4.ретроспектной (исторический) и перспективный (прогнозный) факторный анализ. Ретроспективный факторный анализ изучает изменения показателей за прошлый период, а перспективный исследует вероятностную динамику факторов в будущем. Пример сравнительного факторного анализа конкурентноспособности (конкурентной силы).
Таблица. Сравнительный факторный анализ конкурентноспособности.
| Критерий сравнения (ключевые факторы в отрасль) | Вес | Анализируемая организация | Конкуренты | |
| 1 | 2 | |||
| Относительные издержки | 0,20 | 5 (1,00) | 7 (1,40) | 6 (1,20) | 
| Срок исполнения заказов | 0,15 | 8 (1,20) | 8 (1,20) | 6 (0,90) | 
| Качество исполнения заказов | 0,15 | 7 (1,05) | 8 (1,20) | 8 (1,20) | 
| Квалификация персонала | 0,15 | 8 (1,20) | 9 (1,35) | 7 (0,70) | 
| Финансовое положение | 0,10 | 6 (0,60) | 8 (0,80) | 7 (0,35) | 
| Репутация/имидж | 0,05 | 8 (0,40) | 8 (0,40) | 6 (0,30) | 
| Производственные возможности | 0,05 | 5 (0,25) | 7 (0,35) | 6 (0,30) | 
| Овладение новыми технологиями | 0,05 | 8 (0,40) | 8 (0,40) | 6 (0,30) | 
| Уровень научных исследований | 0,05 | 9 (0,45) | 8 (0,40) | 6 (0,30) | 
| Развитость международных связей | 0,05 | 7 (0,35) | 6 (0,30) | 5 (0,25) | 
| Взвешенная общая оценка | 1,00 | 6,90 | 7,80 | 6,55 | 
      Для 
сравнительного факторного анализа 
конкурентноспособности используется 
следующий алгоритм: 1.составляется 
список 6-10критериев сравнения (ключевых 
факторов успеха в отрасли); 2.каждому фактору 
назначается удельный вес (значимость), 
так чтобы ∑ была равна 1; 3.проводится 
оценка анализируемых организаций и ее 
основных конкурентов по 10 бальной шкале; 
4.рассчитываются взвешенные оценки путем 
перемножения оценки на ее значимость; 
5.определяются общие оценки конкурентноспособности 
организации как сумма взвешенных оценок. 
3.3. GAP-анализ.
GAP-анализ или анализ “разрыва” является одним из эффективных методов стратегического анализа. Цель: определить существует ли “разрыв” между целями фирмы и ее возможностями по достижению этих целей. И если “разрыв” существует установить, как заполнить его.
      Анализ 
“разрывов” включает в себя следующие 
этапы: 1.определение основного 
Рис. 
Анализ “разрывов” 
3.4. Диаграмма “Ишикава”.
При анализе необходимо не только выявлять проблему, но и уметь выяснить их истинные причины. Если проблемы выявить не так сложно, вот их причины гораздо сложнее. Помочь в этом может диаграмма “Ишикава”, которую используют при групповой работе особенно при проведении мозгового штурма. С диаграммой, которая по внешнему виду напоминает скелет рыбы работают следующим образом: 1.справа записывают подлежащую решению проблему; 2.на окончаниях ответвления “костях” указывают группу причин, которые подвергаются анализу; 3. левее каждого ответвления указываются конкретные причины, входящие в ту или иную группу причин.
Рис. 
Пример диаграммы 
“Ишикава” 
      Полезно 
диаграмму “Ишикава” применять 
с сочетанием с такой техникой 
анализа “Почему?”. Принцип анализа 
“Почему?” заключается в том, что 
нужно каждый раз ставить вопрос “Почему?”. 
Например, “почему данная причина приводит 
к возникновению конкретной проблеме?”. 
Этот вопрос может задавать несколько 
раз по отношению к каждой причине пока 
не выяснится внутренняя связь этих причин. 
3.5. ABC-анализ и XYZ-анализ.
В основе метода АВС анализа лежит принцип Парето (20%-80%) согласно которому 20% от всего количества объектов участвующих в каком-либо деле дает 80% результата этого дела. Например, в торговле: 20% наименований товаров дают 80% выручки. Но в отличии от принципа Парето в АВС-анализе объекты разделяются на 3 группы. Объекты группы А немногочисленны, но очень важны. Объекты группы В занимают промежуточное положении и требуют меньшего внимания. Объекты группы С, как правило, самые многочисленные и относятся к второстепенным. Распределение объектов по группам АВС не совсем однозначны и варианты представлены в таблице распределения.
Табл. Примерное распределение объектов по группам А, В, С (от лучших объектов к худшим)
| Группа объектов | Суммарная доля объектов в результативном показателе, % | 
| А | 80 | 
| В | 15 | 
| С | 5 | 
Табл. Примерное распределение объектов по группам А, В, С (от худших объектов к лучшим)
| Группа объектов | Суммарная доля объектов в результативном показателе, % | 
| А | 50 | 
| В | 30 | 
| С | 20 | 
Этапы АВС-анализа: 1.определение объектов анализа (клиенты, поставщики, товары и т.п.); 2.определение параметра, по которому будет проводиться анализ объекта (объем продаж в руб.; количество единиц продаж в шт., количество заказов в шт. и т.п.); 3.определение доли объектов в результативном показателе (доли реализуемых товаров в общей реализации);
Табл. Сортировка объектов по доле товара в общей реализации продукции
| Наименование товара | Годовой объем реализации товара, тыс. руб. | Доля товара в общей реализации, % | 
| Товар 1 | 2100 | 4,83 | 
| Товар 2 | 800 | 1,83 | 
| …….. | ….. | ….. | 
| Товар 50 | 60 | 0,1 | 
| Итого | 43500 | 1,00 | 
      4.сортировка 
объектов анализа в порядке 
убывания значения параметров (в 
примере убывания долей 
Табл. Сортировка объектов в порядке убывания долей товаров в общей реализации.
| Номер строки упорядоченного списка | Наименование товара | Годовой объем реализации товара, тыс. руб. | Доля товара в общей реализации, % | Доля товара в общем количестве товаров нарастающим итогом, % | Доля товара в общей реализации продукции нарастающим итогом, % | 
| 1. | Товар 34 | 8700 | 20 | 2 | 20 | 
| 2. | Товар 18 | 4350 | 10 | 4 | 30 | 
| ….. | ….. | ….. | ….. | ||
| 50. | Товар 41 | 100 | 100 | ||
| Итого | - | 43500 | 100 | - | - |