Этические нормы в деятельности организаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 00:07, контрольная работа

Описание

Этическая составляющая поведения является предметом особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.

Содержание

Введение………………………………………………………….………..……..2

1. Сущность этических норм поведения……………………….……….........…3

2. Этика деловых отношений………………………………….………………...4

3. Этические нормы в деятельности организаций………….……….………...10

Заключение………………………………………………………..……………..15

Список литературы5

Работа состоит из  1 файл

учеба (2).doc

— 85.00 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение………………………………………………………….………..……..2

1. Сущность этических норм поведения……………………….……….........…3

2. Этика деловых отношений………………………………….………………...4

3. Этические нормы в деятельности организаций………….……….………...10

Заключение………………………………………………………..……………..15

Список литературы5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

     Общение — необходимая часть человеческой жизни, важнейший вид отношений  с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь с другими людьми каждый человек, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

     В зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может, как облегчить себе общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным. Поэтому для каждого человека является важным изучение этических норм поведения, их особенностей в различных сферах жизнедеятельности.

     Этическая составляющая поведения является предметом  особого внимания, поскольку она отражает нравственно-мотивационную сферу человека, являющуюся высшим проявлением человеческой сущности и главной ценностью. По мнению многих, в нашей стране в связи с переходом России к построению рыночных экономических отношений проблемы, связанные с нравственной регуляцией в общественных отношениях, в организационном поведении обрели особую остроту, что делает изучение содержания и роли этических норм особенно актуальным.

     Цель  работы: изучение понятия и роли этических норм в поведении человека, в том числе и в деловых отношениях. 
 
 
 

  1. Сущность этических норм поведения
 

   Этика (от греч. ethos — обычай, нрав) — учение о морали, нравственности. Термин «этика» впервые употребил Аристотель для обозначения практической философии, которая должна дать ответ на вопрос, что мы должны делать, чтобы совершать правильные, нравственные поступки.

     Мораль (от лат. moralis — нравственный) — это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важнейший способ нормативной регуляции общественных отношений, общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — семье, быту, политике, науке, труде и т.д. Важнейшими категориями этики являются: «добро», «зло», «справедливость», «благо», «ответственность», «долг», «совесть» и т.д.

     В практике социального развития особенность  морали была выражена в "золотом  правиле нравственности", которое  гласит: "(Не) поступай по отношению  к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы другие поступали по отношению к тебе".  Золотое правило нравственности возникло в середине первого тысячелетия до нашей эры и его возникновение связано с тем гуманистическим переворотом, который в этот период проходил в крупнейших регионах, выступавших центрами мировых цивилизаций (древнекитайской, древнеиндийской, древнегреческой, древнесемитской) в поразительно схожих формулировках. Золотое правило нравственности требует от человека руководствоваться в своей жизни такими нормами, которые можно было бы обернуть на самого себя, по отношению к которым можно желать, чтобы ими руководствовались другие люди по отношению ко мне.

     Нормы морали получают свое идейное выражение  в общих представлениях, заповедях, принципах о том, как должно себя вести. Мораль всегда предполагает наличие определенного нравственного идеала, образца для подражания, содержание и смысл которого меняются в историческом времени и социальном пространстве, т.е. в различные исторические эпохи и у разных народов. Однако в морали должное далеко не всегда совпадает с сущим, с реально существующей нравственностью, фактическими нормами поведения людей. Более того, на всем протяжении развития морального сознания внутренним стержнем и структурой его изменения является «противоречиво-напряженное соотношение понятий сущего и должного».

   В этом противоречии между должным  и сущим заключена и противоречивая сущность мотивации общения (в том числе и делового общения и поведения человека). С одной стороны, он стремится вести себя нравственно должным образом, а с другой, — ему необходимо удовлетворить свои потребности, реализация которых очень часто связана с нарушением нравственных норм.

   Этот  внутренний конфликт между возвышенным  идеалом и практическим расчетом, нравственным долгом и непосредственным желанием существует всегда и во всех сферах жизни.

     Мораль можно определить как:

     1) господство разума над аффектами; 

     2) стремление к высшему благу; 

     3) добрую волю и бескорыстность  мотивов; 

     4) способность к сотрудничеству  и совместному проживанию с другими людьми в обществе;

     5) человечность в отношениях;

     6) свободу воли (автономию);

     7) взаимность отношений, выраженную  в золотом правиле нравственности1.

     Все эти аспекты тесно связаны  между собой. Многоаспектность морали как феномена индивидуальной и социальной жизни оборачивается многозначностью понятия морали. Многие имеющиеся определения морали являются односторонними, если они не учитывают какой-либо из названных аспектов.

     Таким образом, регулирование отношений между людьми в процессе общения происходит при помощи этических норм.  Под этикой в широком смысле понимается система универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, реализуемых в процессе общественной жизни.  Эти нормы реализуются  в  отношении людей друг к другу и обществу в целом. Этические нормы основываются на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.  

2. Этика деловых отношений 

   Этика деловых отношений составляет одну из сфер общественной жизни. В настоящее время этика делового общения — прикладная наука, которая изучает факторы формирования и проявление в деловой сфере неких моральных критериев, норм, нравственных параметров в отношениях между производителями и потребителями, служащими и руководством компаний, торговцами и покупателями, компаниями и обществом, государством.

   Взаимосвязь этики в широком смысле и деловой  этики можно проследить на логической последовательности отдельных проблем восприятия людьми друг друга. Благоприятная основа для знакомства, для дальнейших взаимоотношений во многом закладывается в первые моменты встречи. Существенную роль при этом играет внешний облик, его соответствие ситуации, что демонстрирует уважительное отношение к другому человеку. Немаловажную роль играет в данном случае такая кажущаяся мелочью деталь, как этика приветствия, рукопожатия и представления человека человеку. Эти начальные нюансы взаимоотношений важны как в повседневной, так и в деловой жизни.

   Для установления приятных и полезных деловых  взаимоотношений необходимо уметь заинтересовать человека своими четкими и в то же время образными высказываниями, вниманием к сущности вопроса. Эти проблемы решаются при отработке навыков риторики, важных как в повседневной жизни, так и в деловых взаимоотношениях. Эти навыки должны найти свое воплощение в специальных правилах подготовки и ведения беседы, так как с необходимостью их применения мы сталкиваемся повсеместно. Достижение желаемого результата беседы, причем в корректной форме, является важным условием как в бытовом, так и в деловом общении.

     Частным вариантом беседы выступает телефонный разговор. Общие правила этики (такие, например, как, вежливость, внимательность к собеседнику, умение направлять беседу и т. п.) дополняются в данном случае некоторыми правилами, определяемыми спецификой телефонного разговора. Использование этих правил позволит создать взаимное положительное впечатление у собеседников вне зависимости от того, какой разговор происходил — личный или деловой2.

     Проведение  любых бесед включает в себя возможность высказывания критических замечаний или суждений. Общая и корпоративная этика критических замечаний в чей-либо адрес содержит сходные правила, которые, в свою очередь, основываются на главных нормах этических взаимоотношений.

     Итак, практически все направления деловой этики имеют правила, применимые этикой поведения в широком смысле. Кроме того, все без исключения направления деловой этики базируются на основополагающих нормах этики. К ним можно отнести уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека, понимание интересов и мотивов поведения окружающих, социальную ответственность за их психологическую защищенность и т. п.

     Сама  постановка вопроса о нравственной составляющей организационной деятельности связана с проблемой выживания в конкурентной борьбе и коммерческого успеха при соблюдении морально-этических норм.

     В работе американского социолога  Л. Хосмера сформулированы современные этические принципы делового поведения, опирающиеся на аксиомы мировой философской мысли, прошедшие многовековую проверку теорией и практикой.

     Таких принципов и соответственно аксиом десять.

     1. Никогда не делай того, что  не в твоих долгосрочных интересах или интересах твоей компании (принцип основан на учении древнегреческих философов, в частности Протагора, о личных интересах, сочетающихся с интересами других людей, и различии между интересами долгосрочными и краткосрочными).

     2. Никогда не делай того, о чем  нельзя было бы сказать, что  это действительно честное, открытое  и истинное, о котором можно было бы с гордостью объявить на всю страну в прессе и по телевидению (принцип основан на взглядах Аристотеля и Платона о личных добродетелях — честности, открытости, умеренности и т. п.).

     3. Никогда не делай того, что  не есть добро, что не способствует формированию чувства локтя, так как все мы работаем на одну общую цель (принцип основан на заповедях всемирных религий (св. Августин), призывающих к добру и состраданию).

     4. Никогда не делан того, что  нарушает закон, ибо в законе  представлены минимальные моральные нормы общества (принцип основан на учении Т. Гоббса и Дж. Локка о роли государства как арбитра в конкуренции между людьми за благо).

     5. Никогда не делай того, что  не ведет к большему благу,  нежели вреду для общества, в котором ты живешь — принцип основан на этике утилитаризма (практической пользе нравственного поведения), разработанной И. Бентамом и Дж. С. Миллом).

     6. Никогда не делай того, чего  ты не желал бы рекомендовать  делать другим, оказавшимся в  похожей ситуации (принцип основан на категорическом императиве И. Канта, в котором декларируется знаменитое правило об универсальной, всеобщей норме).

     7. Никогда не делай того, что  ущемляет установленные права  других (принцип основан на взглядах  Ж.Ж. Руссо и Т. Джефферсона на права личности).

     8. Всегда поступай так, чтобы  максимизировать прибыль в рамках  закона, требований рынка и с  полным учетом затрат. Ибо максимальная  прибыль при соблюдении этих  условий свидетельствует о наибольшей  эффективности производства (принцип  основан на экономической теории А. Смита и учении В. Парето об оптимальной сделке).

     9. Никогда не делай того, что  могло бы повредить слабейшим в нашем обществе (принцип основан на правиле распределительной справедливости Ролса);

     10. Никогда не делай того, что препятствовало бы праву другого человека на саморазвитие и самореализацию (принцип основан на теории Нозика о расширении степени свободы личности, необходимой для развития общества).

     Указанные принципы в той или иной степени  присутствуют и признаются справедливыми в различных деловых культурах.

Информация о работе Этические нормы в деятельности организаций